Научная статья на тему 'О направлениях взаимодействия прокуратуры Российской Федерации и Интерпола'

О направлениях взаимодействия прокуратуры Российской Федерации и Интерпола Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3861
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ / ИНТЕРПОЛ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО ИНТЕРПОЛА / INTERACTION / PROSECUTOR'S SUPERVISION / THE GENERAL PROSECUTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION / BODIES OF PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE INTERNATIONAL CRIMINAL POLICE ORGANIZATION / INTERPOL / NATIONAL CENTRAL BUREAU OF INTERPOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черепанов Максим Мухтаржанович

Автор выявляет конкретные практические направления взаимодействия Международной организации уголовной полиции (Интерпола) и органов прокуратуры РФ. Основу анализа составили действующее законодательство РФ, прокурорская практика, научная и учебная литература. В числе направлений сотрудничества названы содействие Национальному центральному бюро Интерпола в осуществлении его полномочий в соответствии с международными договорами и национальными правовыми актами РФ; обмен информацией по поводу объявления обвиняемого или осужденного в международный розыск и его задержания; осуществление прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина подразделениями Интерпола в России и др. В качестве примера успешного взаимодействия двух указанных ведомств приведено дело Алексея Калиниченко. Положительно оценивается сотрудничество в рамках Комиссии по контролю за файлами Международной организации уголовной полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черепанов Максим Мухтаржанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author identifies practical areas of cooperation between the International Criminal Police Organization (Interpol) and the prosecutor’s office of the Russian Federation. The analysis is based on the current legislation of the Russian Federation, prosecutorial practice, scientific and educational literature. Among the areas of cooperation are the assistance to the National Central Bureau of Interpol in the exercise of its powers in accordance with international treaties and national legal acts of the Russian Federation; exchange of information on issuing international wanted notice on the accused or convicted person and on his detention; prosecutor’s supervision over the execution of laws, the observance of human and civil rights and freedoms by Interpol’s divisions in Russia, etc. As an example of successful interaction between the two agencies mentioned, Aleksey Kalinichenko’s case is cited. The cooperation within the International Criminal Police Organization’s File Monitoring Commission is highly appreciated.

Текст научной работы на тему «О направлениях взаимодействия прокуратуры Российской Федерации и Интерпола»

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

М. М. Черепанов

О НАПРАВЛЕНИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНТЕРПОЛА

Автор выявляет конкретные практические направления взаимодействия Международной организации уголовной полиции (Интерпола) и органов прокуратуры РФ. Основу анализа составили действующее законодательство РФ, прокурорская практика, научная и учебная литература.

В числе направлений сотрудничества названы содействие Национальному центральному бюро Интерпола в осуществлении его полномочий в соответствии с международными договорами и национальными правовыми актами РФ; обмен информацией по поводу объявления обвиняемого или осужденного в международный розыск и его задержания; осуществление прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина подразделениями Интерпола в России.

В качестве примера успешного взаимодействия двух указанных ведомств приведено дело Алексея Калиниченко. Положительно оценивается сотрудничество в рамках Комиссии по контролю за файлами Международной организации уголовной полиции.

Ключевые слова: взаимодействие, прокурорский надзор, Генеральная прокуратура Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации, Международная организация уголовной полиции, Интерпол, Национальное центральное бюро Интерпола

Исследуемая тема не требует долгого обоснования своей актуальности, так как ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» наделяет Генеральную прокуратуру Российской Федерации правом осуществлять прямые связи с компетентными органами иностранных государств и международными организациями, в том числе в сфере уголовного судопроизводства. Так, на практике органы прокуратуры Российской Федерации активно взаимодействуют с Международной организацией уголовной полиции (Интерпол), о чем свидетельствуют публикации и сообщения о ее результатах как на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ и других ведомств, так и в новостях по радио и телевидению и в других средствах массовой информации.

Правовыми основами сотрудничества прокуратуры Российской Федерации и Интерпола являются Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола»; Положение о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 31 марта 2012 г. № 305; указание Генерального прокурора Российской Федерации от 11 февраля 2008 г. № 24/49 «О порядке реализации отдельных положений Инструкции по

организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола».

Органы прокуратуры Российской Федерации на постоянной основе взаимодействуют с Интерполом в сфере борьбы с организованной транснациональной преступностью, терроризмом и экстремизмом [Прокурорский надзор 2015: 32-38]. В научной и учебной литературе [Ерга-шев 2016: 54; Черепанов 2016: 44] отмечается, что такое сотрудничество осуществляется по следующим направлениям: взаимные консультации; обмен информацией;

обмен делегациями специалистов для передачи опыта работы;

проведение конференций, круглых столов и иных совещаний по актуальным проблемам борьбы с преступностью;

исполнение принятых по их результатам решений;

другие (например, сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в рамках Интерпола по вопросам розыска и задержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных [Настольная книга прокурора 2013: 705]).

Представляется, что к конкретным практическим направления взаимодействия прокуратуры РФ и Интерпола можно отнести следующие.

1. Генеральная прокуратура РФ содействует Национальному центральному бюро (НЦБ) Интерпола (являющемуся одновременно структурным подразделением Министерства внутренних дел РФ) в осуществлении его полномочий в соответствии с международными договорами РФ и национальными правовыми актами Российской Федерации. Данное обязательство возложено на прокуратуру Указом Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 (в ред. от 27 октября 2011 г. № 1434) «Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции - Интерпола». Основные положения указанных выше правовых актов детализируют некоторые ведомственные подзаконные акты, в том числе:

указание Генерального прокурора РФ от 11 февраля 2008 г. № 24/49 «О порядке реализации отдельных положений Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»;

приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России и ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971, которым утверждена согласованная с Генеральной прокуратурой РФ Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола.

Данная Инструкция, в частности, определяет:

порядок направления запросов, поручений, сообщений и ответов в правоохранительные органы иностранных государств;

порядок информационного обеспечения по отдельным направлениям борьбы с преступностью и сотрудничества;

условия и основания объявления и прекращения международного розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести, с использованием возможностей Интерпола.

2. Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры по запросам Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ (далее - ГУМПС) и в установленные им сроки направляют в него заключения о законности и обоснованности принятых решений:

о прекращении уголовного преследования лица, объявленного в международный розыск;

о прекращении уголовного дела в отношении лица, объявленного в международный розыск;

об отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу лица, объявленного в международный розыск.

На основании указанных заключений Генеральный прокурор РФ направляет в органы Ин-

терпола ответ о наличии оснований и намерений запрашивать арест и выдачу скрывшегося на территории иностранного государства обвиняемого или осужденного. То есть объявить обвиняемого или осужденного в международный розыск с целью ареста и выдачи по линии Интерпола можно только после получения заключения (ответа) Генеральной прокуратуры РФ о наличии оснований и намерений запрашивать арест и выдачу скрывшегося на территории иностранного государства обвиняемого или осужденного.

Розыск и задержание указанного лица производятся сотрудниками Интерпола только на территории государств-членов Интерпола. Информационное обеспечение сотрудничества по каналам Интерпола осуществляется в отношении уголовно наказуемых деяний, за исключени-

Объявить обвиняемого или осужденного в международный розыск с целью ареста и выдачи по линии Интерпола можно только после получения заключения Генеральной прокуратуры РФ

ем преступлений политического, военного, религиозного или расового характера. Обмен информацией между НЦБ Интерпола и его филиалами с одной стороны и взаимодействующими с ними органами прокуратуры РФ с другой стороны происходит путем направления документов (запросов, сообщений и ответов) на русском языке. Генеральная прокуратура РФ направляет их непосредственно в НЦБ Интерпола, а прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры - в соответствующие филиалы НЦБ Интерпола в регионах.

После получения из НЦБ Интерпола сообщения о задержании на территории иностранного государства лица, объявленного в международный розыск, ГУМПС готовит и представляет Генеральному прокурору РФ либо его заместителю документы, необходимые для направления запроса о выдаче разысканного лица в разумные сроки. Данные сроки в каждом случае определяются международным договором или согласно принципу взаимности. О принятом Генеральным прокурором РФ (его заместителем) решении в отношении разысканного за границей лица, объявленного в международный розыск, незамедлительно информируется НЦБ Интерпола для уведомления компетентного органа иностранного государства.

В случае необходимости Генеральная прокуратура РФ через ГУМПС обращается в НЦБ

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

Интерпола при МВД РФ с запросом о передаче копии ходатайства о выдаче для уголовного преследования и исполнения приговора в иностранное государство по каналам Интерпола при установлении компетентными органами иностранного государства сжатых сроков предоставления необходимых документов.

Таким образом, в целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств, действуя в пределах своей компетенции, органы прокуратуры Российской Федерации:

используют возможности Интерпола в процессе розыска и идентификации лиц, а также предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в производстве органов прокуратуры материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета;

рассматривают и разрешают поступающие по линии Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств и международных правоохранительных организаций.

3. Одним из направлений взаимодействия можно считать осуществление прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина подразделениями Интерпола в России. Так, управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры РФ надзирает за исполнением законов НЦБ Интерпола, а прокуроры субъектов РФ - за исполнением законов филиалами НЦБ Интерпола в соответствующих субъектах РФ.

Можно выделить и другие направления сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ с Интерполом. Например, сотрудники НЦБ Интерпола помогают с экстрадицией лиц в Россию и из нее, сопровождая их совместно с сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.

Приведем пример эффективного взаимодействия органов прокуратуры РФ и Интерпола. В 2003 г. в Екатеринбурге некоторые фирмы обещали людям высокий доход за счет игры на межбанковском валютном рынке «Форекс». Желающих нашлось немало, и никто из них и не предполагал, что будет жертвой грандиозной «финансовой пирамиды». Алексей Кали-ниченко (владелец фирмы) сбежал за границу, похитив более 1 млрд руб. у 4 тыс. вкладчиков. Тогда Генеральной прокуратуре РФ пришлось вести длительные переговоры с иностранными коллегами, чтобы добиться выдачи беглеца на Родину, где его в скором времени ожидал суд. Только благодаря тесному сотрудничеству Гене-

ральной прокуратуры РФ и Интерпола Калини-ченко был задержан сотрудниками последнего в Италии в 2006 г. [Серебренников 2011].

Как отметил заместитель Генерального прокурора РФ А. Звягинцев, «в целом сотрудничество надзорного ведомства с зарубежными коллегами носит конструктивный характер». Так, налицо «успехи в сотрудничестве с Интерполом, который только в 2013 году помог задержать свыше сотни обвиняемых, объявленных Россией в международный розыск, и депортировать свыше 50 разыскиваемых лиц»1.

Сотрудничество не ограничивается решением оперативных задач. Например, в ноябре 2016 г. на 85-й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола один из сотрудников Генеральной прокуратуры РФ был избран членом Комиссии по контролю за файлами Международной организации уголовной полиции. Данная Комиссия - это независимый орган, надзирающий за соблюдением положений Устава и других нормативных документов Интерпола, регулирующих обработку персональных данных. Основные задачи указанного органа - дача заключений на любые проекты документов организации, связанные с распространением сведений о лицах, разыскиваемых по линии Интерпола, а также рассмотрение жалоб и обращений от частных лиц. Представитель Генеральной прокуратуры РФ стал одним из семи членов Комиссии первый раз за 30 лет ее работы. За его избрание в закрытом голосовании проголосовало вдвое больше человек, чем за его ближайшего конкурента из другого государства. Следует согласиться с мнением С. А. Карапетяна о том, что данный факт, как и многие другие, свидетельствует о высоком международном авторитете прокуратуры России [Карапетян 2017: 32].

Примером сотрудничества двух ведомств на уровне их руководителей может служить встреча Генерального прокурора РФ Ю. Я. Чайки с Генеральным секретарем Интерпола Ю. Штоком 23 июня 2017 г. Ю. Я. Чайка подчеркнул конструктивный характер взаимодействия с руководством Интерпола и выразил надежду на сохранение общих подходов к решению сложных вопросов, касающихся розыска по каналам Интерпола лиц, обвиняемых в совершении преступлений в России. Он указал на общность ин-

1 Интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Звягинцева информационному агентству «РИА Новости» 1 октября 2014 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/genproc/ news-373206/.

тересов в сфере борьбы с преступностью, обеспечения принципа неотвратимости наказания и защиты прав человека, что должно способствовать консенсусу в решении вопросов о розыске лиц, объявленных в международный розыск российскими правоохранительными органами.

В заключение хочется выразить уверенность, что взаимодействие органов прокурату-

ры Российской Федерации и Интерпола будет укрепляться. В научной литературе уже давно обсуждается необходимость разработки концепции развития органов прокуратуры Российской Федерации [Капинус 2009]. Если такой документ будет принят, взаимодействие прокуратуры и Интерпола должно стать одним из его базовых положений.

Список литературы

Ергашев Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: курс лекций. Екатеринбург: Раритет, 2016. 314 с.

Капинус О. С. Актуализация разработки концепции развития органов прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2009. № 2. С. 8-11.

Карапетян С. А. Участие прокуратуры Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2017. № 1. С. 24-32.

Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус. М.: Юрайт, 2013. 1139 с.

Прокурорский надзор в Российской Федерации. Краткий курс: метод. пособие для магистратуры / под науч. ред. Е. Р. Ергашева. Екатеринбург: Раритет, 2015. 159 с.

Серебренников Д. Уральская пирамида // Прокурор. 2011. № 1. С. 43-46.

Черепанов М. М. Участие органов прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства: учеб. пособие для бакалавров. Екатеринбург: Раритет, 2016. 125 с.

Максим Мухтаржанович Черепанов - кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург). 620037, Российская Федерация, Екатеринбург, Комсомольская, 21. E-mail: maxyatina@bk.ru.

On the Directions of Cooperation of Prosecutor's Office of the Russian Federation and the Interpol

The author identifies practical areas of cooperation between the International Criminal Police Organization (Interpol) and the prosecutor's office of the Russian Federation. The analysis is based on the current legislation of the Russian Federation, prosecutorial practice, scientific and educational literature.

Among the areas of cooperation are the assistance to the National Central Bureau of Interpol in the exercise of its powers in accordance with international treaties and national legal acts of the Russian Federation; exchange of information on issuing international wanted notice on the accused or convicted person and on his detention; prosecutor's supervision over the execution of laws, the observance of human and civil rights and freedoms by Interpol's divisions in Russia.

As an example of successful interaction between the two agencies mentioned, Aleksey Kalinichenko's case is cited. The cooperation within the International Criminal Police Organization's File Monitoring Commission is highly appreciated.

Key words: interaction, prosecutor's supervision, the General Prosecutor's Office of the Russian Federation, bodies of Prosecutor's office of the Russian Federation, the International Criminal Police Organization, Interpol, National Central Bureau of Interpol

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

References

Cherepanov M. M. Uchastie organov prokuratury Rossiiskoi Federatsii v mezhdunarodnom sotrud-nichestve v sfere ugolovnogo sudoproizvodstva: ucheb. posobie dlya bakalavrov [Participation of the Russian Prosecutor's office in International Collaboration in Criminal Proceedings: a training manual for bachelor students], Ekaterinburg, Raritet, 2016, 125 p.

Ergashev E. R. (ed.) Prokurorskii nadzor v Rossiiskoi Federatsii. Kratkii kurs: metod. posobie dlya magistratury [Prosecutors' Supervision in the Russian Federation. A Short Course: a training manual for master students], Ekaterinburg, Raritet, 2015, 159 p.

Ergashev E. R. Prokurorskii nadzor v Rossiiskoi Federatsii: kurs lektsii [Prosecutors' Supervision in the Russian Federation: a course of lectures], Ekaterinburg, Raritet, 2016, 314 p.

Kapinus O. S. Aktualizatsiya razrabotki kontseptsii razvitiya organov prokuratury [Actualizing Drafting a Conception of Development of Prosecutor's Authorities], Vestnik Akademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii, 2009, no. 2, pp. 8-11.

Karapetyan S. A. Uchastie prokuratury Rossiiskoi Federatsii v mezhdunarodno-pravovom sotrudni-chestve [Participation of the Russian Prosecutor's Office in International-Law Collaboration], Vestnik Akademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii, 2017, no. 1, pp. 24-32.

Kekhlerov S. G., Kapinus O. S. (eds.) Nastol'naya kniga prokurora [A Handbook for Prosecutors], Moscow, Yurait, 2013, 1139 p.

Serebrennikov D. Ural'skaya piramida [A Ural Pyramid], Prokuror, 2011, no. 1, pp. 43-46.

Maksim Cherepanov - candidate of juridical sciences, associate professor of the Department of prosecution activities, Ural State Law University (Yekaterinburg). 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: maxyatina@bk.ru.

Дата поступления в редакцию / Received: 06.10.2017

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 02.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.