Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ СОБЫТИЙНОГО МАРКЕТИНГА В УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ СОБЫТИЙНОГО МАРКЕТИНГА В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
202
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ / СОБЫТИЙНЫЙ МАРКЕТИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киреев Сергей Юрьевич, Кириллов Герман Михайлович, Киреева Светлана Николаевна, Киреев Дмитрий Сергеевич

Рассмотрены различные виды и формы проведения мероприятий событийного маркетинга в университете. Показано, что анализ результатов анкетирования первокурсников позволяет оценить эффективность проводимых профориентационных мероприятий и скорректировать их. На примере одного из основных мероприятий, направленных на привлечение абитуриентов в вуз - Дня открытых дверей - рассмотрены основные формы его проведения: офлайн, онлайн и гибридная форма. Обосновано, что наиболее эффективной и результативной формой проведения Дня открытых дверей является гибридная форма с сочетанием офлайн- и онлайн-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Киреев Сергей Юрьевич, Кириллов Герман Михайлович, Киреева Светлана Николаевна, Киреев Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ СОБЫТИЙНОГО МАРКЕТИНГА В УНИВЕРСИТЕТЕ»

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ СОБЫТИЙНОГО МАРКЕТИНГА

В УНИВЕРСИТЕТЕ

С. Ю. Киреев1, Г. М. Кириллов2, С. Н. Киреева3, Д. С. Киреев4

1'2'3'4Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

iA3.4Dggp_fptet@ppzgu.ru

Аннотация. Рассмотрены различные виды и формы проведения мероприятий событийного маркетинга в университете. Показано, что анализ результатов анкетирования первокурсников позволяет оценить эффективность проводимых профориентационных мероприятий и скорректировать их. На примере одного из основных мероприятий, направленных на привлечение абитуриентов в вуз - Дня открытых дверей - рассмотрены основные формы его проведения: офлайн, онлайн и гибридная форма. Обосновано, что наиболее эффективной и результативной формой проведения Дня открытых дверей является гибридная форма с сочетанием офлайн- и онлайн-технологий.

Ключевые слова: День открытых дверей, событийный маркетинг, информационные технологии, профориентация

Для цитирования: Киреев С. Ю., Кириллов Г. М., Киреева С. Н., Киреев Д. С. Организация мероприятий событийного маркетинга в университете // Вестник Пензенского государственного университета. 2023. № 1. С. 3-7.

Введение

Развитие Российской Федерации в современных условиях невозможно представить без модернизации и совершенствования инженерного образования. Создание высокотехнологичного оборудования и перспективных материалов напрямую связано с системой подготовки высококвалифицированных инженерных кадров.

Президент РФ В. В. Путин в послании Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. отметил: «Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни»1. После этого выступления на инженерные направления подготовки в государственных университетах были значительно увеличены контрольные цифры приема, пересмотрены нормативные документы, регулирующие целевую подготовку, повышена ответственность и заказчика и студента за невыполнение условий договора.

Увеличение бюджетных мест на фоне практически стабильного числа выпускников школ, нежелание сдавать ЕГЭ по профильной математике и физике по причине их сложности и необходимости дополнительной подготовки привели к возрастанию конкуренции вузов за абитуриентов.

© Киреев С. Ю., Кириллов Г. М., Киреева С. Н., Киреев Д. С., 2023

1 Послание Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. // Официальное интернет-представитель-

ство Президента России в сети Интернет. URL: http://kremlin. ru

В публикациях и методических рекомендациях по организации профориентацион-ной работы подчеркивается необходимость применения разнообразных методик [1-4]. Растущая доступность и возможность использования онлайн-технологий привела к появлению множества вариантов цифровых инструментов в мероприятиях по профориентации. Ограничения, связанные с пандемией СОУГО-19 в 2020 и 2021 г., повлияли на форматы проведения профориентационных мероприятий и вынудили многие организации перейти на дистанционный формат работы.

Цель настоящей работы - анализ эффективности применения цифровых технологий в профориентационных мероприятиях в учреждениях высшего образования.

Методы исследования. В настоящей работе использовали следующие методы: наблюдение, обобщение педагогического опыта, анализ научной литературы.

Результаты и обсуждение

Под термином «профориентация» понимается, как правило, огромное количество различных мероприятий, которые не обязательно преследуют одну и ту же цель. Общая цель профориентации состоит в том, чтобы предложить правильное направление карьеры клиенту, который просит об этом.

Поскольку компьютерные технологии распространились по всему миру и стали использоваться в больших масштабах, специалисты по карьере предложили и нашли свой способ внедрения новых технологических инструментов или новых применений старых методологий профориентационной работы, обогащенных технологическими инструментами и цифровыми устройствами. К основным онлайн-профориентационным мероприятиям относят:

1) классические профориентационные мероприятия (День открытых дверей, посещение школ и учреждений СПО, родительские собрания, мастер-классы, занятия в кружках и т.д.), проводимые в онлайн-формате в связи с ограничениями массового сбора людей;

2) использование специализированного программного обеспечения и автоматических инструментов профориентационной работы. В последние годы появилось большое число приложений и компьютерных программ, разработанных как государственными учреждениями, так и частными компаниями, предназначенных для использования в процессах профессиональной ориентации для старшеклассников или лиц, которые хотят расширить область занятости. В этой группе наиболее перспективными являются методы, которые поддерживают диалоговый подход, такие как чат-боты, работающие по довольно сложным алгоритмам;

3) использование возможностей социальных сетей. Действительно, сегодняшняя трансформация привела к тому, что социальные сети стали одним из возможных способов поиска работы. Организация опросов и анкетирования в соцсетях позволяет решать одновременно несколько задач: с одной стороны, информирование, реклама и выявление интереса, с другой стороны, сбор контактной информации для общения и мероприятий в другом формате.

Для оценки эффективности проведения профориентационных мероприятий было проведено анкетирование студентов 1-го курса. В анкете был 21 вопрос, ориентировочное время на ответы составляло 20 мин. Анкетирование было анонимным. Всего принимали участие 177 студентов.

В частности, на вопрос «Из каких источников Вы узнали про наш факультет?» были получены следующие ответы: официальный сайт ПГУ - 61 %, профориентационные мероприятия в школе - 12 %, от родителей, знакомых - 23 %, реклама в ВК - 17 %, непосредственно при подаче документов в приемной комиссии - 23 %, свой вариант - 3 %.

На вопрос «Кто в большей степени повлиял на выбор университета, факультета и направления подготовки?» 38 % респондентов ответили «учителя в школе», 29 % ответили «родители», 25 % ответили, что сделали выбор самостоятельно, и 8 % респондентов ответили, что на их решение повлияли друзья.

На вопрос «Какова, по Вашему мнению, основная цель поступления в университет?» ответы первокурсников распределились следующим образом: 49 % - получение образования и последующее трудоустройство, 23 % - общение, участие в культурно-массовых мероприятиях, 17 % - получение независимости от родителей, в том числе финансовой, 11 % - для приобретения друзей.

Анализ полученных ответов позволяет скорректировать проводимые профориента-ционные мероприятия и развивать именно те форматы, которые имеют наибольший эффект.

Одним из основных мероприятий событийного маркетинга, проводимых высшими учебными заведениями, профориентационной направленности, является День открытых дверей (ДОД). Главная цель этого мероприятия заключается в установлении контакта университета с абитуриентами и их родителями. Основной результат Дня открытых дверей - провести презентацию университета, его кампуса, реализуемых направлений подготовки и специальностей, кадрового потенциала, льгот и мер поддержки студентов, перспектив дальнейшего трудоустройства, возможностей продолжить обучение на других уровнях образования и т.д.

Возможны три формата проведения этого мероприятия.

1. Офлайн-ДОД.

Целесообразно проводить ДОД в приблизительно одинаковые сроки (например, два раза в год - в сентябре и январе) для того, чтобы администрация школ, родители и абитуриенты имели представление об этих сроках. Перед проведением ДОД необходимо в социальных сетях, на сайте университета разместить баннеры-приглашения с анонсом мероприятий в рамках ДОД. Поездки сотрудников отдела профориентационной работы, сотрудников кафедр университета по школам желательно максимально провести до ДОД. Необходимо дать информацию в СМИ по поводу проводимого ДОД.

Заранее необходимо подготовить зал для проведения встречи с руководством, подготовить лаборатории кафедр и сотрудников, которые будут задействованы в мероприятии, организовать работу волонтеров для встречи, сопровождения и консультирования абитуриентов и родителей.

Если университет большой, то необходимо территориально разделять потоки абитуриентов по интересам (политехнический институт, педагогический институт, медицинский и т.д.).

В день проведения ДОД предлагается за 1-1,5 ч до начала официальной части мероприятия организовать в фойе выставки от кафедр факультетов с представлением научных достижений кафедры, интересного оборудования, на котором будет проводиться обучение, рекламных буклетов и т.п. Например, для кафедры машиностроительной направленности: зD-сканер, для обратного инжиниринга с демонстрацией работы, ультразвуковой сканер для демонстрации дефектов в материалах, ноутбуки с видеопрезентациями направлений кафедры, измерительное оборудование и т.п. Для кафедр ИТ направленности: ноутбуки с возможностью демонстрации систем САПР, создания игр, анимации и т.п.

Официальная часть должна быть четко регламентированной и содержать выступления ректора или проректора, директора и деканов, ответственного секретаря приемной комиссии, а также двух-трех генеральных директоров наиболее крупных предприятий и фирм-работодателей в регионе. В заключение необходимо дать слово с презентацией

представителям студенческого самоуправления. Общее время официального мероприятия не более 1,5 ч. По завершении необходимо объявить, что желающие могут подробнее познакомиться с кафедрами и их лабораториями. Для этого должны быть готовы волонтеры с табличками для сопровождения. На кафедрах, желательно, заведующий кафедры встречает абитуриентов и родителей и отвечает на их вопросы, далее проводят экскурсию с демонстрацией материально-технической базы.

2. Онлайн-ДОД.

Такой формат следует проводить только в исключительных случаях (карантин и другие ограничения). Предварительная рекламная работа должна быть проведена аналогично вышеописанной с указанием ссылок и инструкций для подключения. Подключение должно обеспечивать безопасность. Подключение необходимо обеспечивать как со стационарных компьютеров и ноутбуков, так и с мобильных устройств.

В день ДОД строго в назначенное время запускается короткий ролик про университет, затем ведущий начинает мероприятие, предоставляет слово ректору или проректору, директору и деканам. Также необходимо пригласить представителей работодателей и дать слово студентам-активистам.

Параллельно с выступлениями ведущий зачитывает вопросы от абитуриентов и их родителей, которые задаются в чате или по другим каналам. Такие вопросы обязательны, даже если их реально нет, то задаются часто задаваемые вопросы и выступающий отвечает на них.

На демонстрируемых слайдах необходимо приводить QR-коды для перехода на промо-ролики о направлениях подготовки, виртуальных экскурсионных турах и т.п.

В конце мероприятия запускается ролик с наиболее значимыми и яркими событиями в университете, которые проходили в прошедший год-два, а также грандиозные планы руководства вуза на развитие университета.

Мероприятие должно записываться и затем выкладываться на сайте и в социальных сетях. Короткие фрагменты демонстрируются в СМИ.

3. Гибридный ДОД.

По нашему мнению, это наиболее перспективный формат. Предварительные мероприятия аналогичны предыдущим форматам. В таком формате ДОД высокие требования предъявляются технической стороне организации мероприятия.

Онлайн-вещание полезно абитуриентам и их родителям, которые проживают далеко от университета или по каким-либо причинам не могут присутствовать очно. Также удаленно могут подключиться представители работодателя, причем необходимо провести предварительную работу с ними. Подключение должно быть с рабочего места с логотипами предприятия и концерна, а при наличии возможности - непосредственно с производства. Это может быть и видеозапись, но желательно живое общение для ответов на вопросы из зала. Все мероприятие записывается и размещается в сети, СМИ.

Заключение

В современных условиях во всех сферах нашей жизни, в том числе и в профориен-тационной работе, очень популярными становятся цифровые технологии. Пренебрежение возможностями, которые они предоставляют, и преимуществами, которые они имеют, приведет как к снижению эффективности проводимых мероприятий, так и к потере конкурентоспособности вуза за лучших и наиболее мотивированных абитуриентов.

С другой стороны, полный отказ от участия человека в профориентации и внедрение исключительно цифровых технологий (онлайн-консультирование родителей и абитуриентов с использованием чат-ботов и т.п.) также будут иметь низкую эффективность.

По нашему мнению, одним из наиболее важных факторов, определяющих эффективность процесса профориентации, является наличие реального консультанта, который участвует в процессе профориентации и поддерживает абитуриентов в их выборе с использованием современных цифровых технологий, применяя гибридные формы мероприятий событийного маркетинга в университете.

Список литературы

1. Moogan Y. J., Baron S., Harris K. Decision-making behaviour of potential higher education students // Higher Education Quarterly. 1999. Т. 53, № 3. Р. 211-228.

2. Pordelan N., Sadeghi A., Abedi M. R. & Kaedi M. How online career counseling changes career development: A life design paradigm //Education and Information Technologies. 2018. Vol. 23, № 6. Р.2655-2672.

3. Gati I., Levin N., Landman-Tal S. Decision-making models and career guidance // International handbook of career guidance. Springer, Cham, 2019. Р. 115-145.

4. Fusco L., Sica L. S. Future orientation, resilience and vocational identity in southern Italian adolescents // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2019. Vol. 19, № 1. Р. 63-83.

Информация об авторах

Киреев Сергей Юрьевич, доктор технических наук, профессор, декан факультета «Промышленные технологии, электроэнергетика и транспорт», Пензенский государственный университет

Кириллов Герман Михайлович, доктор философских наук, доцент, доцент кафедры «Философия и социальные коммуникации», Пензенский государственный университет

Киреева Светлана Николаевна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Химия», Пензенский государственный университет

Киреев Дмитрий Сергеевич, студент, Пензенский государственный университет

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.