Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ "ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ": ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ "ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ": ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

943
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / DIGITAL GENERATION / CAREER GUIDANCE OF SCHOOLCHILDREN / SELF-DETERMINATION OF YOUTH / FORMS OF CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Синельникова Надежда Александровна, Кисиленко Анастасия Владимировна

В данной статье рассматриваются основные особенности и проблемы профориентационной работы с представителями цифрового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Синельникова Надежда Александровна, Кисиленко Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE OF STUDENTS OF THE "DIGITAL GENERATION": EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

This article discusses the main features and problems of career guidance work with representatives of the digital generation.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ "ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ": ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 316.4

Синельникова Надежда Александровна Sinel'nikova Nadezhda Alexandrovna

студент student

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Belgorod State National Research University Кисиленко Анастасия Владимировна Kisilenko Anastasiya Vladimirovna

к.с.н., доцент candidate of sociology, docent Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Belgorod State National Research University

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ «ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

CAREER GUIDANCE OF STUDENTS OF THE «DIGITAL GENERATION»: EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные особенности и проблемы профориентационной работы с представителями цифрового поколения.

Abstract: This article discusses the main features and problems of career guidance work with representatives of the digital generation.

Ключевые слова: цифровое поколение, профориентация школьников, самоопределение молодежи, формы профориентации.

Key words: digital generation, career guidance of schoolchildren, self-determination of youth, forms of career guidance.

Выбор профессии - важнейшее решение для любого человека, от осмысленности и правильности которого во многом зависит будущая профессиональная жизнь и трудовая карьера. От того насколько верно человек определит сферу приложения своих личных потенций на профессиональном

поприще зависит не только успешность его личностной самореализации, но и эффективность трудовой деятельности. В современных условиях, этот выбор тем более актуален и ответственен, поскольку рынок труда предъявляет довольно высокие требования к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов, напрямую зависящей от профессиональной ориентированности учащихся общеобразовательных школ. Современный молодой человек, сталкивающий с профессиональным выбором, должен знать свои особенности, склонности, способности, потребности для того, чтобы соотнести индивидуальные возможности и предпочтения с запросами рынка труда и требованиями, которые предъявляет профессия. Но на практике, к сожалению, это не всегда оказывается возможным.

В цифровую эпоху объектом профессионально ориентированной работы выступает учащаяся молодежь, представляющая так называемое поколение «Z» (или «цифровое поколение»). Согласно теории Н. Хоува и В. Штрауса, данное поколение составляют молодые люди, родившиеся после 2000 года. Эта молодежная аудитория, в своем большинстве не знакома с условиями жизни, в которой нет беспроводного интернета, LTE сетей, смартфонов, электронных книг, приложений, мессенджеров и SMS сообщений, цифрового телевидения, видеохостингов. Чаще всего молодые люди «цифрового поколения» не видят смысла в институциональном образовании в школе или университете, так как предпочитают получать знания из Интернет-ресурсов. Но проблема заключается в том, что всё, что они узнают в онлайн режиме, несёт исключительно ситуативный характер, из-за этого их кругозор достаточно поверхностен [1, с. 45]. Зеты отличаются своей многозадачностью, креативностью и индивидуальность. Они умеют находить решения в сложных ситуациях и самых необычных задач, но при этом не отличаются высокой степенью усидчивости. Для них свойственно не доводить начатые дела до конца. Именно поэтому профориентация современных учащихся должна носить системный, целенаправленный, регулярный характер и проводится с использованием тех

форм и методов профориентационной работы, которые отвечают не только социально-экономическим требованиям общества, но и учитывают запросы и особенности цифрового поколения.

В этой связи возникает проблема исследования: насколько организация профориентационной работы в современной системе образования учитывает поколенческие особенности, характерные для современной учащейся молодежи. Для анализа этой проблемы, нами был проведен анкетный опрос 400-х абитуриентов Белгородской области. Возраст респондентов составил 14-18 лет. Учащимся было предложено ответить на 22 вопроса анкеты, считая 3 вопроса «паспортички».

Современные абитуриенты демонстрируют достаточно высокий уровень профессионального самоопределения. В ходе анкетирования мы выявили, что большая часть (71,8%) респондентов уже имеют представление о том, на какой специальности/направлении подготовки они бы хотели обучаться (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Распределение ответов студентов на вопрос: «Вы уже имеете представление о том, на какой специальности / направлении подготовки вы бы хотели обучаться в будущем?»

Несмотря на то, что достаточно большой процент учащейся молодежи отмечают, что уже определились с будущей образовательной и профессиональной траекторией, лишь 16% респондентов признают, что именно профориентация помогла им в этом. 39,9% опрошенных указали, что

профориентация частично повлияла на их выбор. Каждый третий участник опроса вообще не прибегал к профориентационной помощи, так как уже давно решил, куда будет поступать. О том, что в их школах совершенно не проводится профориентационная работа, заявили 8,6% молодежи. Исходя из полученных результатов, можно предположить, что, проводящаяся в школах профориентационная работа недостаточно эффективна, так как большинству абитуриентов в осуществлении осознанного профессионального самоопределения, она помогает недостаточно.

Современные учащиеся рассматривают профориентацию, преимущественно, как способ, позволяющий узнать свои индивидуальные качества, склонности и способности. Большинство опрошенных (53,4%) подчеркнули, что профориентация - это «комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности». 33% отмечают, что это «система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути». 13,6% связывают профориентацию с «ознакомлением с состоянием рынка труда, перспективами развития специальностей, формами и условиями их освоения».

Также мы выявили, что абитуриенты проявляют не самый высокий интерес к посещению профориентационных мероприятий, практически 40% опрошенных школьников никогда не посещали профориентационные мероприятия (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «Посещали ли Вы какие-либо профориентационные мероприятия?»

В качестве основных причин отсутствия опыта участия в профориентационной работе абитуриенты называли: отсутствие времени на посещение подобных мероприятий (29,5%), отсутствие интереса к ним (25,9%) и отсутствие актуальной практики профориентации старшеклассников в общеобразовательных организациях (25,8%). 18,8% опрошенных подчеркнули, что им удобнее решать профориентационные тесты, смотреть лекции и мониторить информацию на онлайн-ресурсах.

В основном респонденты, проявляющие интерес к профориентационным мероприятиям, посещали информационные лекции в школах и вузах, экскурсии в учебные заведения и профессионально диагностические процедуры (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Распределение ответов студентов на вопрос: «Какие именно профориентационные мероприятия Вы посещали?

(выберите не более 3х ответов)»

Важно отметить, что основными организаторами профориентационных мероприятий выступают сотрудники школ, университетов, колледжей и в очень редких случаях специалисты органов молодежной политики и работодатели (см. диаграмму 4).

Центр

21*

Диаграмма 4. Распределение ответов студентов на вопрос: «Если Вы посещали какие-либо профориентационные мероприятия, кто выступал организатором этих мероприятий?»

Обычно профориентационные мероприятия помогают абитуриентам тем, что способствуют получению подробной информации об особенностях специальности/направления подготовки и олимпиадах, дающих дополнительные баллы при поступлении. Также, абитуриенты отмечают, что профориентационные мероприятия дают возможность выстроить эффективную коммуникацию со студентами и получать неформальную обратную связь, касающуюся организационных вопросов поступления и обучения (см. диаграмму 5).

Было подробно рассказано про специальности Было подробно рассказано про процедуру поступления Было подробно рассказано про олимпиады Было много студентов, которые рассказывали про + и - обучения

27%

23% 25% 25%

Диаграмма 5. Распределение ответов студентов на вопрос: «Чем Вам помогли профориентационные мероприятия?»

Среди опрошенных 51,3% респондентов посещали дни отрытых дверей в университете, 48,7% - напротив, не были их участниками. Однако, важно отметить, что абитуриенты, имеющие опыт посещения таких дней, достаточно высоко оценивают эффективность этого профориентационного формата. 45,4% респондентов дни открытых дверей помогли окончательно определиться с выбором образовательной программы, 43,6% респондентам - частично выбрать специальность. 11% отметили, что для них дни открытых дверей были крайне неактуальными и неинформативными, так как они либо уже сами определились с направлением подготовки, либо за них сделали выбор родители.

Среди запоминающихся особенностей дней открытых дверей респонденты отметили следующие:

- 51,4% учащихся подчеркнули, что им понравилось присутствие большого количества интерактивных форм представления специальностей;

- 22% молодежи отметили возможность пообщаться напрямую со студентами, 13,7% - с сотрудниками и преподавателями университета;

- 12,9% школьникам понравилось прямое объяснение всех + и - обучения на той или иной образовательной программе.

Опираясь на эти данные, можно сделать вывод, что для современных школьников важно наличие интерактивных форм представления информации, а также личное общение со студентами и преподавателями.

Следующий вопрос анкеты был направлен на абитуриентов, которым дни открытых дверей не помогли с выбором специальности. Основными причинами респонденты назвали: достаточно долгий концерт, сумбурное представление информации, массовую аудиторию абитуриентов и их родителей, присутствие слишком большого количества студенческих клубов (см. диаграмму 6).

Диаграмма 6. Распределение ответов студентов на вопрос: «Если Дни открытых дверей не помогли Вам с выбором специальности,

то почему?»

Вышеперечисленное позволяет говорить о том, что современные абитуриенты идут на дни открытых дверей с вполне определенным запросом на получение подробной информации о направлениях подготовки/специальностях. К сожалению, долгие концерты или сумбурное представление образовательных программ снижают эффективность данного профориентационного формата работы с молодежной аудиторией. При работе с учащимися «цифрового поколения» очень важно учитывать то, что они проявляют низкий уровень усидчивости. Именно поэтому необходимо избегать долгих вступительных мероприятий и отсутствия конкретики.

Следующий блок вопросов был связан с оценкой эффективности различных профориентационных форм и методов. При анализе полученных результатов мы выяснили, что от профориентационной работы школы абитуриенты ожидают больше теоретических знаний, в то время как ожидания от профориентации в стенах университетов и колледжей связывают с интерактивными формами взаимодействия и получением практических советов. Наиболее эффективными профориентационными мероприятиями учащаяся

молодежь считает информационные лекции, ярмарки профессий и онлайн-тестирование (см. таблицу 1).

Таблица 1. Распределение ответов студентов на вопрос: «Как Вы считаете, какие профориентационные мероприятия являются наиболее эффективными? (Оцените эффективность профориентационных

мероприятий по шкале от 1 до 10)?»

№ Наименование Эффективная форма профориентации Средняя эффективность от формы профориентации Неэффективная форма профориентации

1. Информационные лекции в школе 49,6% 43,9% 16,4%

2. Информационные лекции в университете/колледже 36,4% 39,5% 24,1%

3. Ярмарки профессий 47% 42,1% 10,9%

4. Просмотр профориентационных фильмов 39% 24% 37%

5. Профориентационные онлайн-тесты 56% 27,3% 16,7%

6. Профориентационные квесты 34% 39,5% 26,5%

Следующий блок вопросов, позволил нам получить от абитуриентов практические рекомендации, которые можно использовать в процессе совершенствования организации профориентационной работы с учащейся молодежью. Большинство учащейся молодежи (44,7%) считают, что оптимальное время проведения профориентационного мероприятия должно составлять не более 1 часа. 22,1% молодежи оптимальным временем считают 1,5 часа. 18,1% респондентов готовы посветить участию в профориентационном мероприятии 2 часа, 8,2% - 4 часа, 4,6% - 2,5 часа, 3% - 3 часа.

По мнению абитуриентов, организаторами профориентационных мероприятий преимущественно должны выступать студенты старших курсов, профессорско-преподавательский состав и работодатели (см. диаграмму 8).

Диаграмма 7. Распределение ответов студентов на вопрос: «На Ваш взгляд, кто должен выступать в роли организаторов/спикеров профориентационных мероприятий?»

Учитывая, что речь идет о представителях «цифрового поколения», было важно оценить насколько среди учащихся сформирован запрос на необходимость ведения профориентационной работы в онлайн-формате. Большинство респондентов положительно отреагировали на данный формат, но подчеркнули, что и личное общение им крайне необходимо (см. диаграмму 9).

Диаграмма 8. Распределение ответов студентов на вопрос: «Вы бы хотели получать информацию о специальностях и направлениях

подготовки в онлайн формате?»

Абитуриенты подчеркнули, что в рамках профориентации им было бы важно получать информацию о бюджетных местах, стоимости контрактных мест, уведомления об актуальных профориентационных мероприятиях и олимпиадах и информацию о начале приемной кампании (см. диаграмму 10).

Количество бюджетных мест

Стоимость контрактных мест

Уведомление о профориентационных мероприятиях

Уведомление об олимпиадах

Уведомление о начале приемной компании

Диаграмма 9. Распределение ответов студентов на вопрос: «Какого рода профориентационную информацию вы бы хотели получать?

(Выберите не более 3-х вариантов)»

Среди наиболее востребованных для посещения форм профориентации респонденты выделили следующие: встречи с работодателями и профориентационные лекции (20,4%), коммуникативные мероприятия формата «абитуриент-преподаватель, студент-абитуриент» (23,9%),

профориентационную игру «Мир профессий будущего» (22,6%), практикоориентированные занятия (19,1%), квест-игры (14%).

Помимо анкетирования, проведенного с абитуриентами Белгородской области, нами было проведено интервью с десятью экспертами в области профориентации, педагогики, психологии, проектного управления и молодежной политики. Большая часть интервьюируемых имеет стаж профессиональной деятельности, который составляет более 5-7 лет. В число экспертов вошли: социальные педагоги школ, сотрудники профориентационного

92

отдела НИУ «БелГУ», специалисты управления молодежной политики Белгородской области, сотрудники проектного офиса НИУ «БелГУ», директор общеобразовательной школы, директор центра профессиональной карьеры НИУ «БелГУ». Эксперты имеют опыт в организации таких профориентационных мероприятий, как: дни открытых дверей, парады профессий, ярмарки вакансий, различные диктанты (химический, тотальный, цифровой), профориентационный спектакль, школы активов для старшеклассников.

В ходе интервью, экспертам было предложено, определить основные задачи современной профориентации. Большинство экспертов ответили, что современная профориентация должна «помочь ребенку выбрать сферу деятельности, а затем и профессию, исходя из его желаний, способностей и профессий». Также эксперты подчеркнули, что «очень важно помогать абитуриентам делать обдуманные шаги, а не просто агитировать поступать в конкретный ВУЗ».

На вопрос «Как Вы считаете, востребованы ли профориентационные мероприятие среди современных школьников?» все эксперты ответили, что «да», но подчеркнули, что «они не всегда понятны абитуриентам». Среди наиболее актуальных форм эксперты выделили «симуляторы профессий, тест-драйвы, квесты, дни открытых дверей, экскурсии и встречи с успешными людьми».

Несмотря на востребованность профориентационных мероприятий, эксперты отметили, что «20-40% абитуриентов остаются неохваченными профориентацией». Привлечь их внимание к профориентации можно будет только в случае «создания уникального или очень трендового контента», также необходимо «широко освещать профирентационные мероприятия в СМИ и социальных сетях» и «создавать систему мотивации, возможно, привлекать призами».

Все эксперты подчеркнули, что современные абитуриенты значительно отличаются в плане профориентационной работы, от предыдущих поколений. Современные школьники «проявляют высокий уровень доверия к сверстникам и

социальным сетям, при этом не особо доверяют официальной информации», «в их жизни преобладает общение в онлайн-формате, из-за этого иногда кажется, что у них есть зависимость от гаджетов», «они получают огромный поток информации в течение дня, это приводит к низкому уровню внимания», «современные абитуриенты умеют следить за рынком труда, они достаточно подкованы в том, на кого сегодня учиться выгодно, а на кого, нет».

На вопрос «Как Вы считаете, современная профориентация должна реализовываться в онлайн формате?» мнения экспертов разделились (см. диаграмму 11).

Диаграмма 10. Распределение ответов студентов на вопрос: «Как Вы считаете, современная профориентация должна реализовываться

в онлайн формате?»

30% экспертов ответили, что профориентацию нельзя проводить в онлайн режиме, так как «молодым людям необходимо живое общение», а «профессии необходимо «щупать руками», через интернет этого сделать нельзя». Также «важно понимать, что при профориентационной работе очень важно получать обратную связь, заочная работа не позволит этого сделать». 70% экспертов ответили, что «современные условия жизни и информатизация общества в целом требуют этого, но важно комбинировать живое и онлайн общение».

Опираясь на богатый опыт экспертов в организации профориентационных мероприятий, мы смогли выяснить, что основными проблемами при организации профориентационных мероприятий являются: «формализация презентационный программы», «сложное согласование бюджета, а затем рабочей документации», «излишняя активность родителей абитуриентов, к сожалению, лишающая абитуриентов самостоятельности».

Среди основных ошибок, в рамках организации профориентационных мероприятий эксперты выделяют: «излишнюю формализацию» и «слишком долгие сопутствующие мероприятия (концерты, например), которые неинтересны абитуриентам».

На вопрос «Какую информацию необходимо подавать абитуриентам на профориентационных мероприятиях?» эксперты отметили, что это должна быть «информация, которая познакомит учащихся с инфраструктурой университета, приемной комиссией, получением индивидуальных баллов, процедурой зачисления в вуз и рынком труда, особенностями профессий, возможностями обучения, и ключевыми навыками специалистов». Также, по экспертной оценке, важно не забывать про «информацию, касающуюся саморазвития и выявления личностных способностей и стремлений».

Эксперты подчеркнули, что современная профориентация должна носить регулярный характер. Самым оптимальным вариантом они считают проведение 2-х мероприятий в месяц, на протяжении всего учебного года, за исключением каникулярного период. Мероприятия должны длиться 60-90 минут. Помимо сотрудников университета организаторами этих мероприятий должны выступать студенты и работодатели. Это обусловлено тем, что «студенты ближе к школьникам по возрасту, с преподавателем некоторые школьники ведут себя не так как с «почти сверстниками», плюс многие школьники хотят получить неформальную информацию о будущей специальности (легко ли учиться, интересно или нет, как принимают зачёты, сложно ли найти работу и т.д.). А привлечение работодателей на профориентационные мероприятия поможет

абитуриентам «оценить перспективу трудоустройства на конкретном предприятии, познакомиться с отраслью, а в дальнейшем попасть в кадровый резерв».

Делая выводы по исследованию, можно говорить о том, что сегодня при построении профориентационной работы с учащимися нужно избегать, таких распространенных ошибок как: эпизодических характер взаимодействия, использование неактуальных методов, излишняя формализация представляемой информации. Крайне важно понимать, что «цифровые абитуриенты» не всегда обладает высоким уровнем усидчивости и нацелены на получение не обобщенной, а вполне конкретной информации. У них развита потребность в прямой коммуникации типа «абитуриент-преподаватель», «абитуриент-студент», «абитуриент-работодатель». Молодежный интерес вызывают формы профориентации, имеющие практикоориентированный и интерактивный характер. При этом у абитуриентов сформирован запрос на получение профориентационной помощи в онлайн-пространстве.

Библиографический список:

1. Хоув Н., Штраус В. Теория поколений. Возможности практического применения. - СПб.: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 1998. - 540 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.