Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИНА ПРИМЕРЕ ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИНА ПРИМЕРЕ ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ / АБИТУРИЕНТ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛОЩАДКА / CORPORATE CULTURE / CAREER GUIDANCE EVENT / TECHNOLOGY FOR PREPARING AND HOLDING A VIRTUAL EVENT / ENTRANT / INTERACTIVE PLATFORM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Верещагина Татьяна Александровна, Филиппов Дмитрий Евгеньевич, Вихорева Ольга Александровна

В статье представлен опыт проведения профориентационного мероприятия в онлайн-формате; описана технология подготовки и проведения мероприятия «День открытых дверей» с использованием современных цифровых ресурсов как элемент корпоративной культуры вуза; в технологии выделены три этапа, обеспечивающие достижение запланированной цели на основе характеристики их специфически обусловленного вклада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Верещагина Татьяна Александровна, Филиппов Дмитрий Евгеньевич, Вихорева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE CULTURE AS A CONDITION FOR EFFECTIVE ORGANIZATION OF PROFORIENTATION EVENTS UNDER PANDEMIC CONDITIONS ON THE EXAMPLE OF THE OPEN DOOR DAY OF SOUTH URAL AGRARIAN UNIVERSITY

The article presents the experience of conducting a career guidance event in an online format; the technology of preparation and holding of the “Open Day” event with the use of modern digital resources as an element of the corporate culture of the university is described; in technology, three stages are identified that ensure the achievement of the planned goal based on the characteristics of their specifically determined contribution.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИНА ПРИМЕРЕ ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 37 DOI: 10.24411/1999-5407-2020-10411

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НА ПРИМЕРЕ ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО АГРАРНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Т. А. Верещагина, Д. Е. Филиппов, О. А. Вихорева

Челябинский государственный университет, Челябинск

В статье представлен опыт проведения профориентационного мероприятия в онлайн-формате; описана технология подготовки и проведения мероприятия «День открытых дверей» с использованием современных цифровых ресурсов как элемент корпоративной культуры вуза; в технологии выделены три этапа, обеспечивающие достижение запланированной цели на основе характеристики их специфически обусловленного вклада.

Ключевые слова: корпоративная культура, профориентационное мероприятие, технология подготовки и проведения виртуального мероприятия, абитуриент, интерактивная площадка.

XXI век открыл миру новые возможности для организации взаимодействия, сделав доступным средством связи интернет. Торговля, бизнес-сотрудничество значительно обновили свои модели развития, опираясь на возможности виртуального мира [10]. Существенным вызовом наступающего третьего десятилетия XXI века явилась пандемия короновирусной инфекции, которая вызвала законодательное ограничение непосредственного взаимодействия между людьми в социуме («оффлайн-контактов») и перенос значительной части контактов в виртуальную сферу («онлайн-контактов»). Такая ситуация потребовала пересмотра всех технологий взаимодействия с учетом имеющихся возможностей виртуального мира и очень быстрого перехода к использованию онлайн-контента [8].

Одну из самых массовых ситуаций взаимодействия определяет процесс перехода потенциального абитуриента в реального студента, зачисленного в один из вузов. С одной стороны, выступают учащиеся выпускного класса средней школы, выпускники средних профессиональных учебных заведений и их родители как субъекты профессионального выбора, а, с другой, представители вузов, обеспечивающие приемную кампанию. Традиционно самым значимым мероприятием, определяющим последующий выбор абитуриента, является «День открытых дверей», ежегодно проводимый вузами страны. Данное профориентационное мероприятие отражает уровень корпоративной культуры вуза и позволяет рассматривать его как элемент ее трансляции на основе реализации целенаправленной информационной деятельности [1; 4; 5; 7; 9]. В этом случае корпоративная культура выступает как совокупность процессов и действий, осуществляемых с использованием информационных ресурсов и инфраструктуры с целью производства информационных продуктов, услуг и их распространения.

В условиях запрета на проведение массовых мероприятий весной 2020 года был востребован виртуальный формат профориентационных мероприятий. Рассмотрим технологию подготовки и проведения виртуального мероприятия «День открытых дверей» на примере опыта Южно-Уральского государственного агроинженерного университета (ГБОУВО «ЮУрГАУ») на основе действующих трендов корпоративной культуры вуза [3].

В представляемой технологии имеются три взаимосвязанных этапа, каждый из которых характеризуется направленностью на достижение запланированной цели -охват мероприятием максимально возможной аудитории и корректировка социальной ситуации на основе организации обратной связи с потенциальными участниками. Данные этапы выделены на основе их содержательных особенностей:

- подготовительный этап направлен на проектирование информационных процессов, средств, отбор информационных ресурсов и инфраструктуры,

- коммуникативный этап обеспечивает распространение и присвоение аудиторией информационного продукта,

- корректирующий этап позволяет индивидуализировать информационный продукт на основе запросов абитуриентов через «беседы» и «рассылки», сформированные в социальных сетях и мессинджерах в рамках предыдущих этапов.

Прежде всего, необходимо охарактеризовать подготовительный этап, который включает в себя определенные тактико-технические мероприятия и выступает как формирование комплексной программы коммуникации с целевыми аудиториями. На данном этапе осуществляется

- во-первых, выбор интерактивной площадки для размещения контента;

- во-вторых, создание информационного поста, имеющего определенную структуру, а именно:

1) аудиовизуальный контент справочного характера о возможностях вуза (фоторяд, выступления руководителей вуза), рассчитанный на прямую трансляцию и включающий обращение к зрителям по поводу возможности вступить в «онлайн-беседы» и подписаться на рассылку;

2) публикацию информационной статьи с гиперссылками на все важные для абитуриентов ресурсы университета (паблик Приемной комиссии, сайт университета) и интерактивным взаимодействием PR-характера для более полного ознакомления с преимуществами вуза [6].

Выбор интерактивной площадки определяется следующими критериями: количество подписчиков, возможности формирования диалога как в рамках самого мероприятия, так и в последующем, возможность прямой трансляции мероприятия с использованием предварительного оповещения [2]. Исходя из этого, для проведения «Дня открытых дверей» Южно-Уральского государственного агроинженерного университета была выбрана социальная сеть «ВКонтакте», имеющая большое количество пользователей. Для поддержки диалога с участниками мероприятия были созданы «беседы» по работе каждого подразделения университета - Института, а также по темам, наиболее обсуждаемым в рамках традиционного оффлайн-проведения данного мероприятия. Для повышения информационного потенциала была организована подписка на получение материалов о работе приемной комиссии, о порядке подачи заявлений и документов в условиях виртуального режима работы Приемной комиссии вуза и т. д.

Информационный пост позволяет познакомить с содержанием работы вуза в различных форматах: видеоряд, статистическая информация, виртуальное общение с руководителями вуза и его подразделений, актуализированное за счет возможности задать вопросы и получить ответы непосредственно после их выступлений в реальном времени и после окончания мероприятия. Поэтому в качестве существенной составляющей структуры такого поста выступает периодическое обращение к слушателям с информацией о возможности вступить в «беседы» и подписаться на рассылку материалов, связанных с приемной кампанией. Статья, входящая в рассматриваемый пост, позволяет не только адресовать абитуриентов к требуемому контенту, но и познакомить их с преимуществами вуза, а затем на основе интерактивного голосования выделить наиболее значимые для абитуриентов моменты в деятельности

вуза, что создает не только ситуацию развития для университета, но и обеспечивает будущим студентам приобщение к ценностям вуза. Такое ценностно-смысловое наполнение позволяет создавать личностно значимую позицию вовлечения в жизнь вуза уже на этапе поступления.

Коммуникативный этап охватывает непосредственное проведение самого мероприятия «День открытых дверей», что связано с размещением подготовленного контента в определенных пабликах, выбор которых определяется, в конечном счете, их популярностью на основе количества подписчиков. Рассматриваемое мероприятие определялось размещением контента в трех пабликах различных уровней:

- сайт Приемной комиссии Южно-Уральского государственного агроинженерного университета, уровень университета (обеспечил 3000 просмотров),

- сайт «Наш Челябинск», уровень города (обеспечил 71 тысячу просмотров),

- сайт «Регион 74», уровень региона (обеспечил 49 тысяч просмотров).

Соответственно мероприятие охватило в целом 150 тысяч участников за неделю после

первого дня трансляции. Такой охват при оффлайн-проведении подобного мероприятия невозможен. Соответственно, рассматриваемый формат обеспечивает значительное расширение аудитории по сравнению с традиционным сценарием проведения. Расширение аудитории было также достигнуто путем рассылки поста для размещения на сайтах образовательных учреждений и в различных мессинджерах.

Корректирующий этап обеспечивает создание среды заинтересованного общения абитуриента и вуза на основе использования наиболее актуальных для молодых людей средств связи. Взаимодействие с потенциальными абитуриентами на основе «бесед» и «личных сообщений» существенно увеличивает их информационную действенность по сравнению с использованием возможностей рассылки по электронной почте и телефона. Это связано с эффектом диалогичности такого общения для молодежной аудитории, реализующей значительную часть значимых взаимодействий на основе социальных сетей и мессинджеров, имеющих функцию чата. При этом открываемость данных сообщений в «беседах» и «личных сообщениях» составляет от 50 до 80 процентов, в то время как для сообщений электронной почты данный показатель составляет от 10 до 20 процентов. Телефон как средство связи в данных условиях может обеспечить контакты только в определенный временной интервал и требует уже заранее сформированных вопросов. Социальные сети реализуют более раскованное и свободное общение.

Представленная технология позволяет обеспечить эффективную профориентационную деятельность вуза на основе элементов корпоративной культуры с учетом особенностей потенциальной аудитории и ее потребностей. Использование такой технологии возможно как в ситуации ограниченного оффлайн-взаимодействия, так и в любом социальном пространстве.

Список литературы

1. Беляев, А. Корпоративная культура университета: от теории к практике / А. Беляев. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2007. -№ 11. - С. 65-71.

2. Гавра, Д. П. Российские связи с общественностью в цифровой среде: трансформация профессиональных практик / Д. П. Гавра, А. С. Савицкая - Текст : непосредственный // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения. Сборник материалов Международного научного форума / отв. ред. В. В. Васильева. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 155-157.

3. Кейс: виртуальный день открытых дверей ЮУрГАУ. - Текст : электронный // Youtube : [сайт] - 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=aQuNkuuQv-w&t=1827s (дата обращения: 05.12.2020).

4. Колесников, А. В. Корпоративная культура современных организаций : курс лекций / А. В. Колесников. - Москва : Издательство «Альфа-пресс», 2011. - 448 с. -Текст : непосредственный.

5. Погодина, А. В. Модели корпоративной культуры вузов / А. В. Погодина, С. Д. Крылова. - Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. -2008. - № 5. - С. 92-97.

6. Приемная комиссия ЮУРГАУ - Текст : электронный // ВКонтакте : [сайт] - URL: https://vk.com/sursau?w=wall-1856799_8549 (дата обращения: 05.12.2020).

7. Соломанидина, Т. О. Организационная культура компании: учебное пособие / Т. О. Соломанидина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2007. - 624 с. -Текст : непосредственный.

8. Фатеева, И. А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов / И. А. Фатеева. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2015. - № 5 (360). - С. 40-46.

9. Федорова, А. А. Корпоративная культура в системе управления организацией : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда» : дис. ... канд. экон. наук / Федорова Анастасия Александровна. - Москва, 2005. - 172 с. - Текст : непосредственный.

10. Чумиков, А. PR в Интернете: web 1.0, web 2.0, web 3.0. / А. Чумиков, М. Бочаров, М. Тишкова. - Москва : Альпина Паблишерз, 2010. - 134 с. - Текст : непосредственный.

CORPORATE CULTURE AS A CONDITION FOR EFFECTIVE ORGANIZATION OF PROFORIENTATION EVENTS UNDER PANDEMIC CONDITIONS ON THE EXAMPLE OF THE OPEN DOOR DAY OF SOUTH URAL AGRARIAN UNIVERSITY

T. A. Vereshchagina

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, vereshagina48@mail.ru

D. E. Filippov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, dmifilippov@yandex.ru

O. A. Vikhoreva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, ralsko2@mail.ru

The article presents the experience of conducting a career guidance event in an online format; the technology of preparation and holding of the "Open Day" event with the use of modern digital resources as an element of the corporate culture of the university is described; in technology, three stages are identified that ensure the achievement of the planned goal based on the characteristics of their specifically determined contribution.

Keywords: corporate culture, career guidance event, technology for preparing and holding a virtual event, entrant, interactive platform.

References

1. Belyaev, A. (2007). Korporativnaya kul'tura universiteta: ot teorii k praktike [Corporate culture of the university: from theory to practice]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 11, pp. 65-71 (in Russ.).

2. Gavra, D. P. & Savitskaya, A. S. (2019). Rossiyskie svyazi s obshchestvennost'yu v tsifrovoy srede: transformatsiya professional'nykh praktik [Russian public relations in the digital environment: transformation of professional practices].Mediavsovremennommire. 58-e Peterburgskie chteniya. Sbornik materialov Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma / otv. red. V. V. Vasil'eva [Media in the modern world. 58th Petersburg Readings. Collection of materials of the International Scientific Forum / otv. ed. V. V. Vasilieva]. Sankt-Peterburg, pp 155-157 (in Russ.).

3. Keys: virtual'nyy den' otkrytykh dverey YuUrGAU (2020). [Case: SUSAU's virtual open day]. Youtube, available at: https://www.youtube.com/watch?v=aQuNkuuQv-w&t=1827s, accessed 05.12.2020 (in Russ.).

4. Kolesnikov, A. V. (2011). Korporativnaya kul'tura sovremennykh organizatsiy : kurs lektsiy [Corporate culture of modern organizations: a course of lectures]. Moscow: Izdatel'stvo «Al'fa-press», 448 p. (in Russ.).

5. Pogodina, A. V. & Krylova, S. D. (2008). Modeli korporativnoy kul'tury vuzov [Models of corporate culture of universities]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. No. 5, pp. 92-97 (in Russ.).

6. Priemnaya komissiya YuURGAU (2020). [Admissions office ofYuURGAU]. VKontakte, available at: https://vk.com/sursau?w=wall-1856799_8549, accessed 05.12.2020 (in Russ.).

7. Solomanidina, T. O. (2007). Organizatsionnaya kul'tura kompanii: uchebnoe posobie [Organizational culture of the company: a tutorial]. Moscow: INFRA-M. 624 p. (in Russ.).

8. Fateeva, I. A. (2015). Novye tekhnologicheskie formaty mediaobrazovatel'nykh proektov [New technological formats of media education projects]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University]. No. 5 (360), pp. 40-46 (in Russ.).

9. Fedorova, A. A. (2005). Korporativnaya kul'tura v sisteme upravleniya organizatsiey : spetsial'nost' [Corporate culture in the organization management system] : dis. ... kand. ekon. nauk. Moscow. 172 p. (in Russ.).

10. Chumikov, A. & Tishkova, M. (2010). PR v Internete: web 1.0, web 2.0, web 3.0 [PR on the Internet: web 1.0, web 2.0, web 3.0]. Moskva : Al'pina Pablisherz, 134 p. (in Russ.).

Верещагина Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, декан экономического факультета, Челябинский государственный университет.

vereshagina48@mail.ru

Филиппов Дмитрий Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и социологии, Челябинский государственный университет.

dmifilippov@yandex.ru

Вихорева Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор РАЕ, доцент кафедры социальной работы и социологии, Челябинский государственный университет.

ralsko2@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.