Научная статья на тему 'Образ вуза в языковом интернет-пространстве городского портала'

Образ вуза в языковом интернет-пространстве городского портала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
74
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространство / дискурс / образование / сайт / когнитивное пространство / лингвокультурология / space / discourse / education / site / cognitive space / language and culture studies

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Двинина Светлана Юрьевна

В статье рассматривается образ вуза в рамках публицистического дискурса. Предлагается выборка заголовков новостей о вузе за один год, отражающих и одновременно создающих имидж университета. Проводится контент-анализ заголовков, определяются составляющие образа университета, сделан вывод о коннотациях. Рассматривается когнитивное пространство вуза. Обозначены проблемы и возможные пути продолжения исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY IMAGE IN LANGUAGE CYBERSPACE OF CITY WEB PORTAL

The article discusses the image of Chelyabinsk State University in cyberspace the web portal of the city of Chelyabinsk and traces connections of different discourses: educational discourse, social discourse and business discourse, aspects of which penetrate each other in media discourse. The work shows the importance of websites in the formation and changing of a language portrait, pays special attention to social mood. It provides the selection of publication headings in one-year period, which reflects and influences the university image in public opinion. The work analyzes the content of publication headings, defines the elements of university image, and studies connotations. The research dwells on cognitive space of the university. It states problems to discuss and prospects of future research.

Текст научной работы на тему «Образ вуза в языковом интернет-пространстве городского портала»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 10 (432). Филологические науки. Вып. 118. С. 59—63.

УДК 81'42:81'37 DOI 10.24411/1994-2796-2019-11008

ББК 81

ОБРАЗ ВУЗА В ЯЗЫКОВОМ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА

С. Ю. Двинина

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье рассматривается образ вуза в рамках публицистического дискурса. Предлагается выборка заголовков новостей о вузе за один год, отражающих и одновременно создающих имидж университета. Проводится контент-анализ заголовков, определяются составляющие образа университета, сделан вывод о коннотациях. Рассматривается когнитивное пространство вуза. Обозначены проблемы и возможные пути продолжения исследования.

Ключевые слова: пространство, дискурс, образование, сайт, когнитивное пространство, линг-вокультурология.

Образ города во многом формируется посредством СМИ, при этом современный этап характеризуется влиянием публикаций в интернет-пространстве, куда входят не только статьи, но также отзывы, комментарии, блоги, влоги и т. д. Важным инструментом отражения лингвокультуры города стали социальные сети с возможностью мгновенно выразить свое мнение. В современном обществе жизнь индивидов, социальных групп, межкультурная коммуникация в целом оказались в информационном пространстве, и это тот контекст, в котором происходят их изменения и взаимодействия [13]. При этом массовая коммуникация выступает в роли визуальной формы информационного общества [12].

В условиях обилия новостей и, по сути, «информационного шума» необходимо определить границы действительно эффективной площадки отражения и формирования общественного мнения в рамках городского пространства. На наш взгляд, такой площадкой выступает городской портал — сетевое издание региона, в настоящее время включающее 44 городских сайта и действующее в таких крупных городах, как Архангельск, Волгоград, Екатеринбург, Красноярск, Курган, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Тюмень, Уфа, Челябинск, Ярославль. Важным критерием выбора портала является и тот факт, что сайт оперативно публикует свои новости и во всех социальных сетях. Отмечается, что «социальные медиа способны играть роль новостных веб-ресурсов, а пользователи будут читать новости непосредственно в соцсетях, а не на сайтах СМИ» [10]. Таким образом, охват аудитории очень велик.

Особенностью портала, согласно стратегии дискуссии, является возможность комментировать статьи. Кроме того, инфографика отражает количество просмотров, что позволяет сделать вывод о заинтересованности пользователей той или иной темой. При этом можно говорить о виртуальной языковой личности, которая проявляется в процессе создания и интерпретации текстов в виртуальной коммуникации, когда наблюдается изменение отношения ко времени и пространству, характерно смещение акцентов мировосприятия, доминирование фатической тональности над информативной [3].

Данное исследование нацелено на выявление особенностей отражения эргонима образовательно пространства в лингвокультуре конкретного региона — Челябинской области и самого Челябинска, поэтому мы ограничились порталом 74.ru, команда которого видит в центре своего внимания город и его жителей, в режиме онлайн освещает городские проблемы, объясняет суть событий. Портал доносит боль и проблемы горожан до высоких кабинетов, становится площадкой для онлайн-дискуссий [URL: https://74.ru/pages/team74.html].

Ранее пространственные характеристики мы выявляли на сайтах вузов [2], что коррелировало с другими исследованиями [4], когда вуз позиционирует себя как ведущий европейский и мировой университет за счет обеспечения «аттрактивности информационного контента» [1. С. 90]. Однако очевидный положительный образ вуза на своем сайте несет в большей степени рекламный характер и не отражает статус вуза в пространстве города. Анализ публикаций независимого портала позволяет делать выводы касательно общей

картины образовательного пространства региона. Здесь можно говорить и об отражении социального настроения, которое понимается как «эмоциональные состояния, связанные с осуществлением или неосуществленностью, с разными формами осуществления тех или иных надежд и чаяний, помыслов и замыслов» [6. C. 11]. При этом социальное настроение «объективно выступает определяющим, интегрирующим показателем уровня благополучия, социальной устроенности или неустроенности, степени устойчивости» [11], а значит, является ключевым в отражении образа вуза в языковом интернет-пространстве региона.

Логично структурируя городское ономастическое пространство, H. A. Прокуровская выделяет, в частности, точечные микротопонимы (наименования различных функциональных объектов) [7. С. 23], куда мы можем отнести названия вузов. Такие урбанонимы (в нашем случае эргонимы) являются «наиболее удобным способом включения того или иного элемента в образ города, обращаются к личному опыту читателей/зрителей, создают лингвокультурный фон» [5].

В рамках исследования мы ввели в поисковой строке портала 74.ru [URL: https://74.ru/] полное и сокращенное название одного из вузов Челябинска, а именно «Челябинский государственный университет, ЧелГУ», указали временной период с 01.09.2018 по 27.08.2019, что составляет почти год (дата обращения 27.08.2019). В статье приведены заголовки новостей за данный период. Поиск осуществлялся с учетом морфологии и выдал 15 заголовков новостей или вступления в 1—2 строки с упоминанием названия обозначенного вуза, а также предложил 5 новостей, связанных с образованием и включающих слово «Челябинск», «челябинский» или включающих информацию о вузе в самой статье, содержание которой в статье не исследуется.

Контекстуальный анализ заголовков статей позволяет наметить основные составляющие образа вуза в публицистическом дискурсе, отражающем образовательный и социальный аспекты, становится возможным отследить отношение к вузу. Отрицательные коннотации заголовков иногда нивелируются положительным смыслом вводных слов статьи, как например, в следующем примере последней новости об университете (13 августа 2019):

«Я потеряю в зарплате»: новый ректор ЧелГУ о скандале с гостайной, атмосфере Гарварда и будущем вуза

Сергей Таскаев считает: университет — колыбель демократии и здесь любую вещь можно обсуждать смело

Данная новость характеризуется динамизмом и обширной пространственно-временной составляющей: от скандала федерального значения к демократии и смелым обсуждениям, намечен «мостик» от местного вуза к всемирно известному научному центру, от прошлого к будущему, обозначена социальная составляющая. Полифоничность тематики соответствует количеству просмотров, по которому новость о вузе занимает 5 место (25 796), а по количеству комментариев — 2 место (314.)

В нашей выборке лидером по количеству просмотров (69 618) и комментариев (619) выступает следующая новость (7 ноября 2018):

Делайте полставки, господа: сотрудники ЧелГУ попросили о возбуждении уголовного дела против ректора

Преподаватели утверждают, что их заставили перейти на урезанную зарплату

Здесь негативная смысловая нагрузка («уголовного дела против», «заставили», «урезанную») отчасти снимается аллюзией на казино, с другой стороны, этот же намек усиливает трагизм ситуации. Обратим внимание, что при обозначении проблемы для увеличения рейтинга новости (что успешно подтверждается цифрами выше) образ университета включает в себя антропоцентрическую составляющую («сотрудники», «преподаватели»).

В лидеры по просмотру также попали следующие новости, в заголовки которых не заявлен эргоним «Челябинский государственный университет», однако будет упомянут в тексте статьи:

Учёба по цене квартиры: челябинские вузы опубликовали новые прайсы для студентов-контрактников

74.ru составил топ самых дорогих специальностей

Просмотры: 39 876 Комментарии: 243 Миллионные доходы, гектары полей и Land Cruiser: чем владеют ректоры челябинских вузов Изучаем декларации глав университетов Просмотры: 37 297 Комментарии: 75 Умные и обворожительные: в Татьянин день залипаем на фото самых красивых челябинских студенток

В нашем обзоре есть и «Мисс соблазн», и «Мисс феерия»

Просмотры: 32 375 Комментарии: 264 Два первых примера отвечают за бизнес-составляющую образа университета, который отделен в текстовом пространстве от социума. Последняя новость, наоборот, способствует сближению образа вузов

с пользователями посредством арго («залипаем»), благозвучной («умные», «обворожительные», «красивых) и эффектной лексики («соблазн», «феерия»).

Примечательно, что, хотя большинство новостей относятся к разделу «Образование», две новости входят в раздел «Бизнес», одна — в «Город», одна — в «Мой дом». Таким образом, можно говорить о трёх дискурсах коммуникативного пространства образа ЧелГУ — образовательном, бизнес-дискурсе и социально-ориентированном дискурсе, что ярко выражено в сочетании проблематики следующего заголовка и вступления:

В ЧелГУ прокачали математиков: как высшее образование подстраивается под запросы бизнеса

На какую специальность пойти учиться, чтобы диплом не стал украшением интерьера

Пример с выделенной лексикой («высшее образование», «бизнеса», «специальность», «украшением интерьера»), усиленный посредством арго «прокачали», обратит на себя внимание лучше, чем заголовки только в рамках образовательного дискурса, что отражено далее в исследовании.

Несколько статей носят сугубо информативный характер, рассказывая о приемной кампании университета. При этом несмотря на то, что функционально их можно отнести к рекламному дискурсу, они не являются рекламой, так как, согласно порталу 74.ru рекламодателем оплачены публикации с пометкой «На правах рекламы», «Партнёрский проект», «Новости телекома», «Новости компаний» и «Выборы-2019».

Приведем заголовки таких новостей:

• В ЧелГУ заработали горячие линии для абитуриентов

• Абитуриент-2019: что сегодня предлагает ЧелГУ

• Ставка на будущее: куда пойти учиться в Челябинске после 9-го класса

• Как поступить в ЧелГУ

• Абитуриент — 2019: школьники и их родители узнают всё о поступлении в ведущие вузы России

• ЧелГУ приглашает абитуриентов на день открытых дверей

• Продолжается набор на «заочку» в ЧелГУ

Они носят нейтральный характер, где можно отметить лишь компоненты статуса («ведущие вузы России») и перспективы («ставка на будущее»). Роль статуса часто подчеркивается и в других новостях («мирового уровня», «международным стандартам», «крупнейшие вузы»). Ещё одна новость, по сути, информативного характера выступает на контрасте, где цитата в начале заголовка «перекрывает» информационную нагрузку и делает

сообщение эмоциональным («Странное решение»: в Челябинском госуниверситете определились с датой выборов нового ректора).

Важными компонентами дискурсивного образа ЧелГУ также являются новизна («нового ректора», «новую высокую оценку», «новый уровень», «новых студенческих центров»), активность («активный рестарт», «активные студенты»). При этом уникальность («уникальные программы») и интеллектуальный компонент («интеллектуальных играх») отражены единожды.

Расширение когнитивного пространства ЧелГУ проявляется в трёх новостях. Две первые характеризуют высокий профессионализм и обладают положительными коннотациями. Однако третья новость — в рамках социально-ориентированного дискурса с чуть выше среднего уровнем просмотров (16 565) и комментариев (135) — способствует негативному образу ЧелГУ:

От анализа воздуха до подлинности подписи: учёные-эксперты ЧелГУ вышли на новый уровень Какие виды экспертиз сегодня под силу учёным ЧелГУ

«Без экономистов страна окажется у разбитого корыта»: как в ЧелГУ готовят кадры для бизнеса В челябинском вузе создали уникальные программы для обучения специалистов

С вещами на выход: челябинский вуз через суд потребовал выселить на улицу ветерана

Отстоять единственное жильё пенсионерке помогла прокуратура

Проведенное исследование позволяет заключить, что, хотя образ ЧелГУ в рамках городского портала 74.ru в основном и включает образовательную составляющую, социальные аспекты также играют ключевую роль в создании имиджа. При этом отрицательные коннотации чаще связаны именно с социально-ориентированным дискурсом. В рамках бизнес-дискурса ЧелГУ предстает эффективным. Чаще всего наблюдается акцент на статус вуза и его возможности в рамках образовательного дискурса. Считаем, что перспективным для исследования будет контент-анализ комментариев под новостями, а также сравнение языковых образов разных вузов региона. При этом рассматривая языковое пространство сайта, мы согласны, что отношения между текстом и дискурсом можно рассматривать под разным углом: «отдельный текст как реализация определенного дискурса; проявление взаимодействия дискурсов в отдельном тексте; взаимодействие дискурсов в совокупности текстов» [8. С. 33]. В текущем исследовании ярче всего проявляется «междискурсивное

взаимодействие», согласно которому процесс взаимосвязи различных дискурсов характерен одновременно как для лингвистического, так и экстралингвистического уровня [9. С. 26]. Таким образом,

именно взаимосвязь дискурсов на разных уровнях, с приоритетом публицистического дискурса как основного, позволяет говорить о комплексном образе ЧелГУ в интернет-пространстве.

Список литературы

1. Агеева, Н. С. Сайт вуза как социально востребованный жанр в виртуальном образовательном пространстве: Ноттингемский университет (Великобритания) / Н. С. Агеева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. — 2019. — № 1 (33). — С. 8792.

2. Двинина, С. Ю. Пространственная составляющая в университетском дискурсе (на примере слайдеров сайтов отечественных и зарубежных вузов) / С. Ю. Двинина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: «Лингвистика». — 2018. — Т. 15. № 4. — С. 58.

3. Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: монография / О. В. Лутовинова. — Волгоград: изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.

4. Неделькин, А. А. Виртуальное образовательное пространство современных университетов / А. А. Не-делькин, А. В. Антоненкова // Транспортное дело России. — 2017. — № 3. — С. 4546.

5. Питина, С. А. Городской ономастикон в художественном тексте и кинодискурсе / С. А. Питина, Г. В. Урванцев // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2018. — № 1. — С. 1723.

6. Поршнев, Б. Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. — М.: Наука, 1979.

7. Прокуровская, Н. А. Город в зеркале своего языка (на языковом материале г. Ижевска) / Н. А. Про-куровская. — Ижевск, 1996.

8. Рянская, Э. М. Проблема статуса текстового пространства сайта (на примере сайтов содействия студентам) / Э. М. Рянская, Ю. К. Савёлова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». — 2018. — Т. 15. № 2. — С. 3237.

9. Соколова, О. В. Типология дискурсов активного воздействия: поэтический авангард, реклама и PR / О. В. Соколова. — М.: Гнозис, 2014.

10. Сулейманова, Ш. С. Перспективы развития социальных медиа / Ш. С. Сулейманова. — Коммуни-кология. — 2015. — Т. 3. № 5. — С. 111125.

11. Тощенко, Ж. Т. Социальное настроение — феномен современной социологической теории и практики / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. — 1998. — № 1. — С. 21—34.

12. Чижик, А. В. Сетевые коммуникации: вопрос влияния новых медиа на формирование общественного мнения / А. В. Чижик // Коммуникология. — 2016. — Том 5. № 3. — С. 5569

13. Castells, M. The Network Society: A Cross-Cultural Perspective / M. Castells. — Cheltenham, UK; Northampton, MA, Edward Edgar, 2004.

Сведения об авторе

Двинина Светлана Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания историко-филологического факультета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет»? Челябинск, Россия. lana-dvinska@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 10 (432). Philology Sciences. Iss. 118. Рp. 59—63.

UNIVERSITY IMAGE IN LANGUAGE CYBERSPACE OF CITY WEB PORTAL

S.Yu. Dvinina

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. lana-dvinska@mail.ru

The article discusses the image of Chelyabinsk State University in cyberspace - the web portal of the city of Chelyabinsk - and traces connections of different discourses: educational discourse, social discourse and

business discourse, aspects of which penetrate each other in media discourse. The work shows the importance of websites in the formation and changing of a language portrait, pays special attention to social mood. It provides the selection of publication headings in one-year period, which reflects and influences the university image in public opinion. The work analyzes the content of publication headings, defines the elements of university image, and studies connotations. The research dwells on cognitive space of the university. It states problems to discuss and prospects of future research.

Keywords: space, discourse, education, site, cognitive space, language and culture studies.

References

1. Ageeva N. S. Sajt vuza kak socialno vostrebovannyj zhanr v virtualnom obrazovatelnom prostranstve: Nottingemskij universitet (Velikobritaniya) [University website as sociologically popular genre in virtual educational space: Nottingham university (Great Britain)]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriyayazyka. Yazykovoe obrazovanie [Moscow City Pedagogical University Bulletin. Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education], 2019, no. 1 (33), pp. 8792. (In Russ.)

2. Dvinina S. Yu. Prostranstvennaya sostavlyayushchaya v universitetskom diskurse (na primere slajderov sajtov otechestvennyh i zarubezhnyh vuzov) [Space parameter in university discourse (case study of site sliders of Russian and foreign universities)]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: "Lingvistika" [South Ural State University Bulletin. Ser. Linguistics], 2018, vol. 15, no. 4, pp. 5-8. (In Russ.)

3. Lutovinova O. V. Lingvokulturologicheskie harakteristiki virtualnogo diskursa [Linguistic and cultural characteristics of virtual discourse]. Volgograd, VGPU Peremena Publ., 2009. (In Russ.)

4. Nedelkin A. A., Antonenkova A. V. Virtualnoe obrazovatelnoe prostranstvo sovremennyh universite-tov [Virtual educational space of modern universities]. Transportnoe delo Rossii [Carrying trade of Russia], 2017, no. 3, pp. 4546. (In Russ.)

5. Pitina S. A., Urvantsev G. V. Gorodskoj onomastikon v hudozhestvennom tekste i kinodiskurse [Urban onomasticon in fiction and cinema discourse]. Voprosy Kognitivnoy Lingvistiki [The Issues of Cognitive Linguistics], 2018, no. 1, pp. 1723. (In Russ.)

6. Porshnev B. F. Socialnaya psihologiya i istoriya [Social psychology and history]. Moscow, Nauka Publ., 1979. (In Russ.)

7. Prokurovskaya N. A. Gorod v zerkale svoego yazyka (na yazykovom materiale g. Izhevska) [A city in the mirror of its language (case study of Izhevsk city)]. Izhevsk, 1996. (In Russ.)

8. Ryanskaya E. M., Savyolova Yu. K. Problema statusa tekstovogo prostranstva sajta (na primere sajtov sodejstviya studentam) [The Status Problem of the Website Text Space (The Case of the Student Assistance Websites)]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: "Lingvistika" [Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics], 2018, vol. 15, no. 2, pp. 3237. (in Russ.)

9. Sokolova O. V. Tipologiya diskursov aktivnogo vozdejstviya: poeticheskij avangard, reklama i PR [The Typology of Active Influence Discourses: Poetic Avantgarde, Advertisement and PR]. Moscow, Gnozis, 2014. (In Russ.)

10. Sulejmanova Sh. S. Perspektivy razvitiya socialnyh media [Prospects of social media development]. Kommunikologiya [Communicology], 2015, vol. 3, no. 5, pp. 111125. (In Russ.)

11. Toshchenko Zh. T. Socialnoe nastroenie - fenomen sovremennoj sociologicheskoj teorii i praktiki [Social mood - the phenomenon of contemporary sociological theory and practice]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 1998, no. 1, pp. 2134. (In Russ.)

12. Chizhik A. V. Setevye kommunikacii: vopros vliyaniya novyh media na formirovanie obshchestvennogo mneniya [Net communications; the issue of new media influence on social opinion]. Kommunikologiya [Communicology], 2016, vol. 5, no. 3, pp. 5569. (In Russ.)

13. Castells M. The Network Society: A Cross-Cultural Perspective. Cheltenham, UK; Northampton, MA, Edward Edgar, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.