Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ'

ЦИФРОВАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурнаева Е.М., Саломатова С.Н.

Сегодня российское общество испытывает значительное влияние со стороны информационных технологий, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни и обусловили появление принципиально новых способов обучения, общения и профессиональной деятельности. Понятие «цифровые технологии» считаем составной частью понятия «информационные технологии», поскольку для информационных технологий характерно оперирование информацией не только в цифровом виде, до информационных технологий относим, в первую очередь, методы сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, а уже потом средства (аппаратные или программные), благодаря которым это можно осуществить. Большинство учителей не владеют навыками использования цифровых технологий для организации, сопровождения, профессионально ориентированного консультирования в рамках своей профориентационной деятельности и используют при этом традиционные формы, методы и средства: очные встречи с представителями профессий, экскурсии в вузе на День открытых дверей, очное общение на тематических внеклассных мероприятиях и тому подобное. И не смотря на то, что сегодня является повсеместным использование ресурсов сети Интернет, тем не менее, вовлеченность таких ресурсов в профориентационную деятельность учителя является недостаточной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурнаева Е.М., Саломатова С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CAREER GUIDANCE AS A NECESSARY REALITY

Today, Russian society is significantly influenced by information technologies, which have become an integral part of everyday life and have led to the emergence of fundamentally new ways of learning, communication and professional activity. We consider the concept of "digital technologies" to be an integral part of the concept of "information technologies", since information technologies are characterized by the operation of information not only in digital form, we refer to information technologies, first of all, methods of collecting, storing, processing, transmitting and presenting information, and only then the means (hardware or software) through which this can be done. Most teachers do not have the skills to use digital technologies to organize, support, professionally oriented counseling as part of their career guidance activities and use traditional forms, methods and means at the same time: face-to-face meetings with representatives of professions, excursions to the university for an Open Day, face-to-face communication at thematic extracurricular events and the like. And despite the fact that today there is widespread use of Internet resources, nevertheless, the involvement of such resources in the career guidance activities of teachers is insufficient.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»

Цифровая профориентация как необходимая реальность

Елена Михайловна Бурнаева

кандидат культурологии, доцент кафедры МиИТ Тихоокеанский государственный университет Хабаровск, Россия 001681@pnu.edu.ru 0000-0000-0000-0000

Светлана Николаевна Саломатова

старший преподаватель кафедры ВШ МКС Тихоокеанский государственный университет Хабаровск, Россия 0004195@pnu.edu.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 08.12.2021 Принята 15.01.2022 Опубликована 15.02.2022

" 10.2572645344-2121-8154-у

Аннотация

Сегодня российское общество испытывает значительное влияние со стороны информационных технологий, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни и обусловили появление принципиально новых способов обучения, общения и профессиональной деятельности. Понятие «цифровые технологии» считаем составной частью понятия «информационные технологии», поскольку для информационных технологий характерно оперирование информацией не только в цифровом виде, до информационных технологий относим, в первую очередь, методы сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, а уже потом средства (аппаратные или программные), благодаря которым это можно осуществить. Большинство учителей не владеют навыками использования цифровых технологий для организации, сопровождения, профессионально ориентированного консультирования в рамках своей профориентационной деятельности и используют при этом традиционные формы, методы и средства: очные встречи с представителями профессий, экскурсии в вузе на День открытых дверей, очное общение на тематических внеклассных мероприятиях и тому подобное. И не смотря на то, что сегодня является повсеместным использование ресурсов сети Интернет, тем не менее, вовлеченность таких ресурсов в профориентационную деятельность учителя является недостаточной.

Ключевые слова

профориентация, образование, саморазвитие, информационные технологии, сетевое взаимодействие.

Введение

Контент-анализ источников сети Интернет показал, что сегодня существует большое количество ресурсов, которые можно использовать для поддержки профориентационной деятельности.

Отметим, что цифровые технологии сегодня помогают решить ряд проблем в деятельности учреждений (структур), ориентированных на профориентационную деятельность. Автоматизация процессов профориентационного направления является сравнительно экономным и перспективным способом достичь результата, в т. ч. уменьшить управленческие расходы, осветить потребности рынка

труда, сэкономить ресурсы на подготовке\переподготовке специалистов, распространять информацию о различных объектах и программах, ускорить трудоустройство. (ТАСС, 2020).

Сегодня каждый вуз заинтересован в как можно большем количестве абитуриентов, поэтому на официальном сайте предоставляет не только информацию о специальностях, которым может научить, а акцентирует внимание на материальной базе учреждения (например, виртуальные экскурсии) или же предлагает неформальные мероприятия, которые освещают университет не в официальном, а скорее социально-положительном свете. К таким относим различные интернет-олимпиады и интернет-конкурсы, а также встречи с успешными выпускниками, которые становятся ярким примером предоставления качественных образовательных услуг. (Минобр; Резапкина, 2013).

Материалы и методы исследования

При организации проектной деятельности в профориентационной работе следует учитывать разнообразие электронных (цифровых) ресурсов и популяризировать их разнообразие среди учащихся. Это можно осуществить, предложив проекты, связанные с профессиональным выбором: "почему профессия учителя вечна?", "Сколько сегодня профессий насчитывает ИТ-отрасль?», «Где получить профессию дизайн-менеджера?", "Топ-20 самых популярных профессий Московской области" и др. (Харина, 2017).

Видим перспективной в профориентационной деятельности учителей популяризацию среди учащихся открытых образовательных ресурсов, а также интернет-олимпиад и конкурсов. При выборе профессии нужно руководствоваться не только собственными предпочтениями, но и требованиями, которые ставит профессия к человеку. Видим целесообразным именно через цифровые ресурсы знакомить учащихся с особенностями профессии, которые предоставляют, в т. ч. открытые образовательные платформы, интернет-олимпиады и тому подобное. Это обеспечит индивидуализированность в выборе профессии и учете интересов самого ученика.

В профориентационной деятельности важна работа с родителями, которую тоже можно перевести в формат цифрового общения. Поскольку по результатам научно-педагогических исследований подтверждено влияние родителей на профессиональный выбор детей, то распространение информации среди родителей будет не менее важным.

Также следует учитывать профориентационные мероприятия от представителей определенных отраслей, как вот от представителей ИТ-индустрии (учебный центр Netcracker, учебный центр PortaOne и др.), которые, владея самой последней информацией по рынку труда, могут сориентировать в выборе специализации, перспективных направлениях развития отрасли, специфику профессиональной адаптации, особенности трудоустройства, перспективы в построении карьеры. В этом случае для абитуриентов становится возможным изнутри ознакомиться с производством, окунуться в профессию и сопоставить свои ожидания с реальностью (Бурнаева, 2019).

Важным выводом для решения проблемы нашего исследования является отражение в категории «готовность к использованию ЦТ в профориентационной деятельности» именно способности к использованию, конструирования и модификации профориентационных форм, методов и средств.

Обобщая толкования учеными категорий «готовность», «готовность к деятельности», «готовность к профориентационной деятельности», уточним сущность ведущей категории нашего исследования.

Итак, готовность будущего бакалавра среднего образования к использованию цифровых технологий в профориентационной деятельности - это личностное качество будущего бакалавра среднего образования, которое характеризует способность на основе цифровых технологий успешно использовать, конструировать, модифицировать профориентационные мероприятия (их формы, методы и средства) и интегрирует в себе стремление использовать ЦТ для профориентационной деятельности, специализированные знания (психофизиологические, педагогические, диагностико-методические, ИТ) для разработки и специализированные умения (диагностические и технологические) эффективного ее производства, а также навыки рефлексивной самооценки успешности использования цифровых технологий в профориентационной деятельности.

Обозначенная нами категория, как и категории, рассмотренные нами во время терминологического анализа, не являются тривиальными, а потому описываются через призму своих составляющих. (Арендачук, 2013).

Вопрос об актуальности создания единого информационного пространства по профориентации для школьников (6-11 классы), авторами статьи изучался в течение нескольких лет в МАОУ Политехнический лицей им. Героя Советского Союза И. И. Стрельникова и в МАОУ «Средняя школа № 19» города Хабаровска.

Проведенное исследование включало несколько этапов:

1 этап: «Мониторинг мнений учащихся о формировании их жизненных и профессиональных позиций»

2 этап: «Мониторинг интернет пространства по вопросам профориентации школьников».

3 этап: «Анализ онлайн-ресурсов для самообразования школьников» (Бурнаева, 2018).

Результаты и обсуждение

Структурно-логический анализ категории "готовность" и ее производных показал, что ученые, как правило, рассматривают четырех-компонентную структуру готовности.

Результатом исследования, явились следующие выводы:

1) большинство школьников озабочены вопросом самоопределения;

2) менее половины респондентов определились с выбором будущей профессии;

3) для школьников одинаково важным представляется и выбор специальности, и выбор учебного учреждения;

4) поиск информации о выборе специальности и о выборе профессиональной образовательной организации школьниками осуществляется посредством: рекламы - 3 %, СМИ (газеты, журналы, ТВ и др.) - 2 %, профориентации - 10 %, бесед с родителями/взрослыми - 13 %, интернета -27 %, сайтов учебных заведений - 21 %, друзья - 13 %, социальных сетей - 2 %, дни открытых дверей в учебных учреждениях - 7 %, другое - 2 % (рисунок 1). Исходя из полученных данных видно, что респонденты в процессе поиска информации пользуются различными источниками информации, но в первую очередь используют ресурсы сети Интернет.

5) школьники подвержены модным тенденциям в выборе профессии и прислушиваются к мнению родных и близких (28 % ответили, что выбирают модные / престижные профессии, наставления родителей / взрослых / знакомых / друзей 26 %, 16 % достаточно сложно сравнивать между собой условия поступления, 12 % не хватает информации о профессии; 11 % респондентов получают информацию из профориентационных занятий в школе, 5 % имеют слишком много информации о рассматриваемой профессии и 2 % не знают где искать информацию);

6) имеет место быть разноплановое понимание важности критерий, учитываемых школьниками при выборе будущего места учебы, хотя вес критериев остается достаточно значимым;

7) школьникам было бы удобно индивидуальное получение информации (рисунок 2);

8) большинству школьникам было бы удобно использовать специализированный сайт по профориентации.

Дни открытых дверей в учебных, учреждениях

7%

Социальные сети 2%

Друзья 13%

Другое (уточните) Реклама

СМИ (газеты,

журналы, ТВ и др.)

Профориентация 10%

Беседа с

__родителями/взрос

лыми

13%

Рисунок 1. Результаты ответа на вопрос «Откуда Вы берете информацию о специальности и о будущей профессиональной организации?»

Электронный адрес 41%

SMS-оповещение

18%

Сотового телефона планшета, персонального компьютера 41%

Рисунок 2. Результаты ответа на вопрос «Согласны ли Вы получать информацию от ВУЗов

(СПО) с помощью...»

Обобщение психолого-педагогических исследований показал единство во взглядах ученых относительно четырех компонентов в структуре готовности к профориентационной деятельности (мотивационного, когнитивного и практического или деятельностного, рефлексивного), причем мотивационный и рефлексивный олицетворяют в большей степени личностные качества и настроенность на определенный вид деятельности, а другие подчеркивают приобретенные во время профессиональной подготовки, а затем в процессе профессиональной деятельности специализированные знания и умения.

Поэтому несмотря на то, что обозначенное нами понятия «готовность будущих бакалавров среднего образования к использованию цифровых технологий в профориентационной деятельности» имеет сложный смысл, опишем его структуру как интегративное единство мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов.

Рассмотрим поочередно каждый из указанных компонентов.

Эмоционально-мотивационный компонент

Эмоционально-мотивационный компонент готовности будущих бакалавров среднего образования к использованию цифровых технологий в профориентационной деятельности характеризуется направленностью личности будущего педагога на профориентационную деятельность на основе цифровых технологий и средств, желанием осуществлять цифровую поддержку профессионального самоопределения молодежи, сформированностью убеждений в необходимости

взвешенных организации и проведения профориентационной работы с учениками через активное использование сети интернет и цифровых сервисов.

Профессиональная подготовка учителя должна предусматривать формирование у него способности направлять образовательный процесс на личность ученика, выстраивать свою профессиональную деятельность так, чтобы каждый ученик имел возможности для постоянного развития с учетом собственных предпочтений. Поэтому в основе мотивационного компонента видим личные стремления студента, будущего бакалавра среднего образования, применять цифровые технологии в профессиональной сфере в целом и в профориентационной работе, в частности. Этим компонентом выражается не только позитивное отношение к цифровым технологиям и средствам, но и уверенность в потребности такие средства использовать в собственной профессиональной деятельности.

Эмоционально-мотивационный компонент характеризует позитивное отношение к гуманитарной стороне профессии учителя, желание постоянно совершенствоваться по внедрению цифровых технологий не только в образовательный, но и в околообразовательный процесс, узнавать о появлении новых компьютерных программ и технологий, исследовать опыт привлечения цифровых технологий для улучшения профориентационной работы, отслеживать появление новых психодиагностических методик, исследовать особенности их внедрения. Стойкость, глубина и широта педагогических интересов, которые ориентированы на цифровые технологии и их использование в профориентационной деятельности, определяется именно мотивацией.

Иными словами, эмоционально-мотивационный компонент готовности будущих бакалавриатов к использованию ЦТ в профориентационной деятельности включает:

- осознанные желания привлекать цифровые технологии к организации и проведению профориентационной деятельности на основе индивидуализации и дифференциации;

- познавательный интерес к проблеме внедрения цифровых технологий, ресурсов и средств в профориентационную деятельность в целом и конкретно к классу обучения, к выбранной психодиагностической методике, к выбранной форме и методу проведения профориентационной деятельности;

- заинтересованность в овладении новыми цифровыми технологиями и методами проведения профориентационной работы;

- желание разрабатывать собственные цифровые ресурсы для поддержки профориентационной деятельности;

- совокупность профессионально-личностных качеств, которые необходимы будущему бакалавру среднего образования для осуществления профориентационной деятельности, среди которых:

- ответственность (добросовестное выполнение профессиональных обязанностей, соблюдение принятых санитарно-гигиенических и этических норм, готовность отвечать за свои поступки);

- инициативность (способность к активному и продуктивному использованию цифровых технологий в профориентационной деятельности);

- настойчивость (мобилизация собственных сил по привлечению цифровых технологий в образовательный процесс и способность находить соответствующие ресурсы для этого);

- дисциплинированность (выдержанность, внутренняя организованность, соблюдение действующего законодательства);

- гражданственность (способность эффективно реализовывать права и обязанности субъектов образовательного процесса, готовность к защите интеллектуальной собственности в сфере использования цифровых технологий и средств).

Когнитивный компонент

Когнитивный компонент готовности будущих бакалавров среднего образования к использованию цифровых технологий в профориентационной деятельности предполагает наличие ряда специфических знаний из областей педагогики, психологии, физиологии, методики предметного обучения, цифровых технологий и средств.

К таким знаниям относим:

- знание сущности профориентационной деятельности и специфики ее реализации в условиях вуза;

- знание особенностей процесса профессионального самоопределения учеников;

- знание ведущих дидактических принципов, которые являются эффективными для профессиональной ориентации учащихся;

- знание различных форм, методов и средств профориентационной деятельности;

- знание форм работы с родителями учащихся для сопровождения профориентационной деятельности;

- осведомленность в области профессиограмм различных профессий;

- знание содержания профориентационной работы учителя на разных этапах ее осуществления;

- знания о психофизиологических особенностях подростков (внимание, память, наклонности, темперамент и прочее) на различных этапах их развития;

- знание психодиагностических методик для определения наклонностей молодежи;

- знание путей использования ЦТ в профориентационной деятельности учителя;

- знание облачных сервисов для организации опросов;

- знание специализированного ПО для автоматизации расчетов при проработке результатов психодиагностических тестов;

- знание социальных сетей, которые распространены среди молодежи, и правил цифровой коммуникации в них;

- знание цифровых инструментов влияния на самоопределение молодежи;

- знание в области компьютерной графики и цифрового дизайна;

- знание инструментов компьютерной визуализации знаний.

Важной характеристикой когнитивного компонента готовности использовать ЦТ в профориентационной деятельности является развитое педагогическое мышление, которое проявляется в умении предусмотреть педагогические ситуации и педагогические явления, распознать и смоделировать их, спрогнозировать возможные последствияб и избежать негатива. Это обусловливает потребность формирования высокого уровня теоретических знаний, развитого творческого мышления и уровня общей культуры. Обращаем на это особое внимание, поскольку большинство будущих бакалавров ограничиваются только конспектами лекций и не проектируют приобретенный опыт на будущую профессиональную деятельность, не сопоставляют его с возможными педагогическими ситуациями. Ситуативно, без настроенности на их дальнейшее использование приобретенные знания остаются в кратковременной памяти и не становятся инструментом профессиональной деятельности.

Итак, нами описан перечень знаний, которые должны приобрести будущие бакалавры среднего образования в процессе собственной профессиональной подготовки для успешного использования ЦТ в профориентационной деятельности.

Деятельностный компонент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельностный компонент подчеркивает практическое применение теоретических основ профориентационной деятельности через набор специализированных умений, которые приобретает будущий учитель для успешного ее осуществления, и характеризуется адекватностью принятых решений, которые соответствуют интересам и потребностям школьников, познавательной и творческой активностью в вопросах оказания помощи школьникам в выборе направления дальнейшего образования на основе цифровых технологий, сформированностью умений анализировать полученные результаты ученического выбора для определения дальнейшего направления образования каждого ученика.

К деятельностному компоненту относим следующие умения:

- умение организации и проведения педагогических исследований;

- умение применять психодиагностические методики для изучения личностных характеристик ученика для его профессионального самоопределения;

- проектные умения для реализации задач профориентационной работы;

- умение подбирать эффективные формы, методы и средства для успешного осуществления профориентационной деятельности;

- технологические умения использовать цифровые технологии для профориентационной деятельности;

- умение пользоваться различными социальными сетями;

- умение создавать собственный цифровой контент профориентационного направления;

- умение осуществлять поиск, критическую оценку, обобщение данных для разработки цифровых средств поддержки профориентационной деятельности;

- медиа-умение критически воспринимать, интерпретировать, анализировать и использовать медиа-информацию по проблемам профессиональной ориентации учащихся;

- умение использовать цифровые технологии для организации цифровой коммуникации со стейк-холдерами;

- умение использовать цифровые платформы для сопровождения профориентационной деятельности;

- умение создавать э-формы для автоматизации опросов и обработки результатов таких опросов;

- уметь программировать диагностические методики для упрощения работы в выявлении личностных наклонностей учащихся;

- прогностические умения отслеживать и определять перспективные направления развития рынка труда;

- аналитические умения определять профессиографические характеристики распространенных, популярных и новых (перспективных) профессий;

- умение координировать собственную профориентационную деятельность с деятельностью вуза и предприятий региона, которые нуждаются или будут нуждаться в молодых работниках.

Рефлексивный компонент

Рефлексивный компонент готовности будущих бакалавров среднего образования к использованию цифровых технологий в профориентационной деятельности характеризует способность учителя к оценке успешности результатов профориентационной деятельности других и самооценки собственной профориентационной деятельности. Он выражает осознание собственной профориентационной деятельности, убежденность в собственных возможностях управлять профориентационным процессом средствами цифровых технологий и проявляется в способности сознательно контролировать и оценивать результаты профориентационной деятельности и корректировать пути самоопределения учащихся.

Он характеризуется способностью:

- к критическому анализу содержания профориентационной деятельности, выбранных форм, методов и средств такой деятельности;

- к критическому отношению к выбору форм и методов профориентационной деятельности другими;

- к постоянному поиску новых форм, методов и средств профориентационной работы;

- к освоению новых цифровых инструментов для сопровождения или поддержки профориентационной деятельности.

Рефлексивный компонент готовности бакалавров среднего образования к использованию цифровых технологий в профориентационной деятельности характеризуется способностью критически оценить цифровые ресурсы, потенциал социальных сетей и облачных технологий для успешной реализации профориентационной деятельности, способностью осуществлять контроль, самоконтроль и анализ собственных разработок и предложений, осознавать оценку и самооценку результатов профориентационной деятельности и творчески подходить к делу.

Рефлексивный компонент предполагает самооценку собственной подготовки в контексте профориентационной деятельности и сопоставление выбранных путей решения соответствующих

задач. Этот компонент включает и потребность бакалавриата среднего образования в профессиональном самосовершенствовании. Будущий бакалавр среднего образования должен осознавать потребность не только учить, но и учиться, обновлять и пополнять собственные знания, умения и навыки в области цифровых технологий, специализированного программного обеспечения и тому подобное.

Важными характеристиками рефлексивного компонента также есть педагогические способности, педагогическая наблюдательность, педагогическое предвидение и представления, поскольку чувствовать внутреннее состояние ученика, уметь анализировать, систематизировать факты и явления, правильно оценивать результат в системе «учитель - ученик» и предвидеть конечные результаты работы - необходимые качества будущего бакалавра среднего образования.

Итак, по результатам анализа цифровых технологий и ресурсов сети Интернет, которые связаны с профессиональной ориентацией молодежи утверждаем следующее.

1. Цифровые технологии влияют на форму, уровень и качество проведения профориентационных мероприятий.

2. Благодаря ЦТ повышается осведомленность учеников о профессии.

3. Цифровые технологии способствуют осуществлению учащимися осознанного профессионального выбора на основе осведомленности и понимания школьниками своих профессиональных предпочтений и склонностей.

4. Благодаря ЦТ становится возможным ученикам выполнить серию различных проб в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-человек» для получения представлений о свои потенциальные возможности и преимущества в определенной профессии.

5. Цифровые технологии можно использовать с диагностической целью. Через наблюдения, тесты, интервьюирование определять динамику развития индивидуальных качеств, в т. ч. функциональной грамотности, технологических умений, интеллектуальной и волевой подготовленности.

6. Цифровые технологии делают возможным1 свободный доступ к информационным источникам профориентационного направления, что формирует представление о профессии как важнейший социальный проявление личности, те требования, которые профессия9 ставит перед человеком, способствует активизации молодежи по отношению к собственному будущему и предоставляет возможность проявить свои наклонности и способности, помогает задать ценностные ориентиры. (Бурнаева, 2018).

Заключение

Итак, терминологический анализ понятий «готовность», «готовность к деятельности», «готовность к профориентационной деятельности» и смежных с ними, а также структурно-логический анализ этих понятий вместе с обобщением результатов научных исследований по формированию такого качества у будущих бакалавров среднего образования дают основания для таких выводов.

1. Готовность как отдельный феномен рассматривается в психологических и педагогических исследованиях в течение века и трактуется как личностное образование, которое предполагает наличие у лица (будущего специалиста) модели ее деятельности и осознанную потребность в выполнении такой деятельности.

2. Готовность как многогранный и нетривиальный феномен требует учитывать в своей структуре специфику определенного вида деятельности (профессиональная задача, специализированные знания и умения, условия осуществления деятельности).

3. Готовность к определенному роду деятельности воспринимается как результат специально организованной подготовки. Для бакалавров среднего образования готовность к использованию цифровых технологий в профориентационной деятельности следует воспринимать как один из результатов их профессиональной подготовки.

4. Готовность будущих бакалавров среднего образования к использованию цифровых технологий в профориентационной деятельности - это личностное качество будущего бакалавра

среднего образования, которое характеризует способность на основе цифровых технологий успешно использовать, конструировать, модифицировать профориентационные мероприятия (их формы, методы и средства) и интегрирует в себе стремление использовать ЦТ для профориентационной деятельности, специализированные знания (психофизиологические, педагогические, диагностико-методические, ИТ) для разработки и специализированные умения (диагностические и технологические) эффективного ее осуществления, а также навыки рефлексивной самооценки успешности использования цифровых технологий в профориентационной деятельности.

5. Структура готовности будущих бакалавров среднего образования к использованию цифровых технологий в профориентационной деятельности не является тривиальной и рассматривается в единстве четырех компонентов: эмоциональном (определяет направленность будущего учителя на будущую профориентационную деятельность именно цифровыми технологиями и средствами), когнитивный (характеризует наличие специализированных знаний (психофизиологических, педагогических, диагностико-методических знаний по ЦТ, которую образуют теоретический базис для успешной реализации профориентационной деятельности в использованием ЦТ), деятельностный (подчеркивает специализированные умение использовать цифровые технологии для создания цифрового профориентационного пространства и осуществление цифровой коммуникации с учениками), рефлексивный (выражает осознание собственной профориентационной деятельности, уверенность в собственных возможностях управлять профориентационным процессом средствами цифровых технологий и проявляется в способности сознательно контролировать и оценивать результаты профориентационной деятельности и корректировать пути самоопределения учащихся).

Список литературы

1. Арендачук И.В. Теоретические основы дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей. Саратов: Изд-во Наука, 2013. 51 с.

2. Бурнаева Е.М., Саломатова С.Н. Проект «Абитуриент ДВ»: Президентские гранты, второй конкурс, 2019 г. https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=8A331622-11A9-4D9B-859A-14907йРР8936

3. Бурнаева Е.М., Саломатова С.Н., Жук Д.С., Смолькина А.С. Разработка информационно-образовательной платформы «Билет в будущее. ДВ» для школьников 6-11 классов, посвященная вопросам самоопределения и саморазвития школьников // Ученые заметки ТОГУ. 2018. Том 9. №2. С. 282-286.

4. Бурнаева Е.М., Саломатова С.Н., Мельникова В.В., Бурнаева В.А. Результаты мониторинга мнений старшеклассников о формировании их жизненных и профессиональных позиций // Ученые заметки ТОГУ. 2018. Том 9. № 2. С. 272-276.

5. Кононов А.Ю. Организационно-методические основы организации и проведения профориентационных экскурсий // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 91-93.

6. Официальный сайт Министерства образования и науки Хабаровского края. https://minobr.khabkrai.ru/, свободный.

7. Путин предложил запустить проект по профориентации школьников «Билет в будущее». http://tass.ru/obschestvo/4958274

8. Резапкина Г.В. Слагаемые эффективной системы профориентационной работы в школе // Школьные технологии. 2013. № 6. С. 18-26.

9. Харина И.Ф., Звягина Е.В., Быков Е.В., Макунина О.А., Гильмутдинов Э.Р. Самооценка увлеченности социальными сетями и мессенджерами студентов вуза физической культуры // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2017. № 4 (16). С. 62-71.

Digital career guidance as a necessary reality

Elena M. Burnaeva

Candidate of Cultural Studies, Associate Professor of the Department of MilT Pacific State University Khabarovsk, Russia 001681@pnu.edu.ru 0000-0000-0000-0000

Svetlana N. Salomatova

Senior Lecturer of the HSE Department Pacific State University Khabarovsk, Russia 0004195@pnu.edu.ru 0000-0000-0000-0000

Received 08.12.2021 Accepted 15.01.2022 Published 15.02.2022

d 10.25726/j5344-2121 -8154-v

Abstract

Today, Russian society is significantly influenced by information technologies, which have become an integral part of everyday life and have led to the emergence of fundamentally new ways of learning, communication and professional activity. We consider the concept of "digital technologies" to be an integral part of the concept of "information technologies", since information technologies are characterized by the operation of information not only in digital form, we refer to information technologies, first of all, methods of collecting, storing, processing, transmitting and presenting information, and only then the means (hardware or software) through which this can be done. Most teachers do not have the skills to use digital technologies to organize, support, professionally oriented counseling as part of their career guidance activities and use traditional forms, methods and means at the same time: face-to-face meetings with representatives of professions, excursions to the university for an Open Day, face-to-face communication at thematic extracurricular events and the like. And despite the fact that today there is widespread use of Internet resources, nevertheless, the involvement of such resources in the career guidance activities of teachers is insufficient.

Keywords

career guidance, education, self-development, information technologies, network interaction. References

1. Arendachuk I.V. Teoreticheskie osnovy discipliny «Samoopredelenie i professional'naja orientacija uchashhihsja»: Uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih i psihologicheskih special'nostej. Saratov: Izd-vo Nauka, 2013. 51 s.

2. Burnaeva E.M., Salomatova S.N. Proekt «Abiturient DV»: Prezidentskie granty, vtoroj konkurs, 2019 g. https://prezidentskiegranty.rf/public/application/item?id=8A331622-11A9-4D9B-859A-14907DFF8936

3. Burnaeva E.M., Salomatova S.N., Zhuk D.S., Smol'kina A.S. Razrabotka informacionno-obrazovatel'noj platformy «Bilet v budushhee. DV» dlja shkol'nikov 6-11 klassov, posvjashhennaja voprosam samoopredelenija i samorazvitija shkol'nikov // Uchenye zametki TOGU. 2018. Tom 9. №2. S. 282-286.

4. Burnaeva E.M., Salomatova S.N., Mel'nikova V.V., Burnaeva V.A. Rezul'taty monitoringa mnenij starsheklassnikov o formirovanii ih zhiznennyh i professional'nyh pozicij // Uchenye zametki TOGU. 2018. Tom 9. № 2. S. 272-276.

5. Kononov A.Ju. Organizacionno-metodicheskie osnovy organizacii i provedenija proforientacionnyh jekskursij // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2019. T. 8. № 4 (29). S. 91-93.

6. Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovanija i nauki Habarovskogo kraja. https://minobr.khabkrai.ru/, svobodnyj.

7. Putin predlozhil zapustit' proekt po proforientacii shkol'nikov «Bilet v budushhee». http://tass.ru/obschestvo/4958274

8. Rezapkina G.V. Slagaemye jeffektivnoj sistemy proforientacionnoj raboty v shkole // Shkol'nye tehnologii. 2013. № 6. S. 18-26.

9. Harina I.F., Zvjagina E.V., Bykov E.V., Makunina O.A., Gil'mutdinov Je.R. Samoocenka uvlechennosti social'nymi setjami i messendzherami studentov vuza fizicheskoj kul'tury // Nauchno-sportivnyj vestnik Urala i Sibiri. 2017. № 4 (16). S. 62-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.