Научная статья на тему 'Педагогические средства и условия формирования у будущих учителей технологий готовности к профориентационной работе с учреждениями профтехобразования'

Педагогические средства и условия формирования у будущих учителей технологий готовности к профориентационной работе с учреждениями профтехобразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ / ГОТОВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИЙ / УРОВЕНЬ / TECHNOLOGY TEACHER / READINESS / FORMING / WORK ON PROFESSIONAL ORIENTATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / CRITERION / LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко А. В.

В статье обоснованы критерии и показатели готовности будущих учителей технологий к профориентационной работе во взаимодействии с учреждениями профессионально-технического образования. Описаны условия и средства, способствующие формированию у будущих учителей технологий готовности к профориентационной работе во взаимодействии с учреждениями профессионально-технического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинченко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MEANS AND CONDITIONS OF FORMING FUTURE TEACHERS READINESS TO WORK ON PROFESSIONAL ORIENTATION IN THE CONDITIONS OF COOPERATION ITH VOCATIONAL SCHOOLS

The criteria and indicators of future technology teachers readiness to work on professional orientation in cooperation with institutions of vocational education are described in the article. The means and conditions that promote forming the future technology teachers readiness for work on professional orientation in collaboration with institutions of vocational education are also grounded.

Текст научной работы на тему «Педагогические средства и условия формирования у будущих учителей технологий готовности к профориентационной работе с учреждениями профтехобразования»

- Он ушёл от дяди.

- Он ушёл от дяди и тёти.

- Он ушёл от дяди, тёти и брата... и т.д.

Таким образом, на начальном этапе усвоения языкового материала по моделям грамматический минимум предусматривает формирование у детей-инофонов умения правильного построения предложения как основной речевой единицы и, тем самым, развитие русской устной речи.

Литература

1. Данелян Е.Г. Обучение детей-мигрантов русской устной речи// II Международная конференция «Русский язык и литература в международном образовательном пространстве: современное состояние и перспективы» Гранада, 8-10 сентября 2010 г. - С. 404-408.

2. Единый грамматический минимум по русскому языку для I-Ш классов национальных школ. НИИ ПРЯНШ. АПН. Проект для обсуждения. - М., 1974.

3. Земляная Н.Н. Усвоение русских предложно-падежных конструкций младшими школьниками-носителями азербайджанского языка // Начальное языковое образование. Сб. научных статей по итогам Международной научно-практической юбилейной конференции (С.-Петербург, 12-13 ноября 2008 г.). - СПб.: САГА, 2008. - С. 163-166.

4. Ниорадзе В.Г. Проблема развития русской устной речи. Изд. Ганатлеба. Тбилиси, 1980. - 191 с.

5. Реформатский А.А. О сопоставительном методе // Лингвистика и поэтика. - М., 1999. - С.40-52.

6. Хамраева Е.А. Роль и значение предмета «русский язык» в концепции полиэтнической школы современной России // Начальное языковое образование в современном обществе. СПб.: САГА, 2008. - С.129-132.

7. Шубин Э.П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам. Госучпедгиз МП РСФСР. - М., 1963.

Abstract

1. Danelyan E.G. Education of children of migrant Russian speech // II International Conference "Russian language and literature in the international educational space: Current Status and Prospects" Granada, 8-10 September 2010. - P. 404-408.

2. A single grammatical least in Russian language for I-III classes of national schools. SRI PRYANSH. APN. Draft for Comments. - M., 1974.

3. Zemlianaya N.N. Assimilation Russian prepositional case designs younger students are native Azerbaijani language // Initial language education. Coll. scientific articles on the results of the International scientific-practical anniversary conference (St. Petersburg, 12-13 November 2008). - SPb .: SAGA, 2008. - P.163-166.

4. Nioradze V.G. The problem of Russian speech. Ed. Ganatleba. Tbilisi, 1980. - 191 p.

5. Reformaskij A.A. On the comparative method // Linguistics and Poetics. - M., 1999. - P.40-52.

6. Khamraeva E.A. The role and importance of the subject "Russian language" in the concept of a multi-ethnic school of modern Russia // Initial language education in modern society. SPb .: SAGA, 2008. - P. 129-132.

7. Shubin E.P. The basic principles of the methodology of teaching foreign languages. Gosuchpedgiz MP RSFSR. - M., 1963.

Зинченко А.В.

Ассистент кафедры профессионального образования и компьютерных технологий, Глуховский национальный педагогический

университет имени Александра Довженко

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье обоснованы критерии и показатели готовности будущих учителей технологий к профориентационной работе во взаимодействии с учреждениями профессионально-технического образования.

Описаны условия и средства, способствующие формированию у будущих учителей технологий готовности к профориентационной работе во взаимодействии с учреждениями профессионально-технического образования.

Ключевые слова: учитель технологий, готовность, формирование, профессиональная ориентация, педагогические условия, критерий, уровень.

Zinchenko A. V.

Department of professional learning and computer technology, Oleksandr Dovzhenko Hlukhiv national pedagogical university PEDAGOGICAL MEANS AND CONDITIONS OF FORMING FUTURE TEACHERS READINESS TO WORK ON PROFESSIONAL ORIENTATION IN THE CONDITIONS OF COOPERATION ITH VOCATIONAL SCHOOLS

Abstract

The criteria and indicators of future technology teachers readiness to work on professional orientation in cooperation with institutions of vocational education are described in the article.

The means and conditions that promote forming the future technology teachers readiness for work on professional orientation in collaboration with institutions of vocational education are also grounded.

Keywords: technology teacher, readiness, forming, work on professional orientation, pedagogical conditions, criterion, readiness, level.

В условиях будущего развития сферы материального производства приобретают актуальность вопросы поступления способной молодежи на обучение в учреждения профессионально-технического образования. Но состояние по набору на обучение будущих специалистов рабочих специальностей крайне неудовлетворительное.

Одной из причин этого состояния является недостаточная профессиональная ориентация молодежи на рабочие профессии, низкая престижность профессионально-технических учебных заведений [4, С.129]. Кроме того, в системе у профессионального обучения отмечается определенный «перекос», когда подавляющее большинство молодых людей вместо рабочих профессий производственной сферы выбирает профессии сферы обслуживания, которые могут принести быстрый заработок.

Процесс подготовки учителя к профориентационной работы с учащимися рассмотрен многими учеными. Но готовность будущих учителей технологий в профориентационному взаимодействию с учреждениями профтехобразования не была предметом специального исследования.

Прежде всего необходимо охарактеризовать уровень готовности будущего учителя технологии к совместной профориентационной работе с учреждениями профтехобразования.

На основе анализа литературных источников среди многих используемых критериев, для оценки готовности были определены следующие: мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивный.

Систему критериев нельзя рассматривать отдельно от уровней оценки, которых нами выделено четыре: начальный, низкий, средний и высокий.

Мотивационный критерий - рассматривается, как сформированность совокупности мотивов, соответствующих целям и задачам профессиональной ориентации на рабочие профессии. Показателями выступают: осознание значения профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении молодого человека; устойчивое направление на проведение профориентационной работы в условиях взаимодействия с ПТУ; совокупность мотивов различных групп (социальных,

68

познавательных, профессиональных, личностного развития и самоутверждения, личного благополучия), направленных на проведение эффективной профориентационной работы.

В когнитивном критерии - определяется наличие системы психолого-педагогических, методических знаний и опыта деятельности, необходимых для проведения профориентационной работы; знание и понимание специфики форм, методов и технологий деятельности при организации профессиональной ориентации учащихся во взаимодействии с учреждениями профтехобразования; знание системы профтехобразования региона и проблем рынка материального производства.

Операционно-деятельностный критерий характеризует качество выполнения конкретных профессиональных действий при проведении профориентационной работы в условиях взаимодействия с учреждениями профтехобразования, которые были получены в квазипрофессиональных деятельности и во время прохождения педагогической практики.

Рефлексивный критерий - характеризует способность к рефлексии в познавательной и квазипрофессиональной деятельности при подготовке к проведению профориентационной работы в условиях взаимодействия с учреждениями профессиональнотехнического образования. Основными показателями являются: умение анализировать опыт организации и проведения профессиональной ориентации, личный опыт познавательной и квазипрофессиональной деятельности и опыт других студентов; замечать свои ошибки и стремиться их исправить; удовлетворять потребности в профессиональном и личностном развитии и повышении уровня профориентационной компетентности.

Теоретически различных сочетаний уровней сформированном^ компонентов готовности может быть большое количество, но на практике не все комбинации возможны. Это объясняется тем, что процесс формирования готовности поэтапный. Если на первом этапе не происходит формирования мотивационного и когнитивного компонентов то, соответственно, невозможно сформировать высокий уровень операционно-деятельностнго и рефлексивного компонентов.

Для определения возможностей формирования готовности будущих учителей технологий к взаимодействию с учреждениями профтехобразования необходимо выяснить на каком уровне она находится.

С целью практической реализации указанного измерительного аппарата был разработан комплексный тест-опросник. Опросом было охвачено 224-студента 3-5-х курсов дневной формы обучения специальности "Технологическое образование" различных специализаций 3-х вузов (Глухов, Чернигов, Ровно). Опрос касался: выявления уровня понимания важности взаимодействия с учреждениями профтехобразования; направленности на сотрудничество с коллективами ПТУ, знание особенностей организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях профтехобразования, форм и методов совместной работы школы и ПТУ; опыт работы совместно с ПТУ во время педагогической практики.

Охарактеризуем некоторые из полученных результатов опроса.

Необходимым и важным сотрудничество школы и профессионально-технических учебных заведений считают 50% студентов 3-го, 65% - 4-го и 88% - 5-го курсов.

Относительно изучения особенностей учебно-воспитательного процесса в ПТУ, то независимо от года обучения и высшего учебного заведения в целом указали, что они изучали данный аспект 35%.

При ответе на вопрос "Приходилось вам во время педагогической практики осуществлять совместную работу с учреждениями профтехобразования?" положительно высказались 7% студентов 4-го и 9% 5-го курса.

На вопрос "Готовы ли Вы, как учитель технологий к сотрудничеству с коллективами ПТУ в подготовке школьников к выбору профессии?" положительные ответы распределились следующим образом: 45% - 3-го, 35% - 4-го и 29,5% - 5-го курсов.

Таким образом можно сделать вывод, что у подавляющего большинства будущих учителей технологий не сформирована на достаточном уровне готовность к профориентационному взаимодействию с учреждениями профтехобразования.

Они недостаточно владеют знаниями относительно: особенностей организации учебно-воспитательного процесса в ПТУ; проведения совместной профориентационной работы по ориентации школьников на рабочие профессии; а также можно утверждать, что во время учебы студенты практически не получают учебного материала связанного с работой и деятельностью профессионально-технических учебных заведений.

Поэтому возникает необходимость разработки организационного и учебно-методического обеспечения, содержания, средств и условий формирования готовности будущих учителей технологий в совместной профориентационной работе с ПТУ.

Вопрос о педагогических условиях рассматривается в работах многих исследователей. Так, А. Ф. Федорова под педагогическими условиями понимает совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей ее осуществления, обеспечивающих успешное решение поставленной задачи [3]. В. М. Манько педагогические условия определяет, как взаимосвязанную совокупность внутренних параметров и внешних характеристик функционирования, которая обеспечивает высокую результативность учебного процесса и соответствует психологопедагогическим критериям оптимальности [2].

Условия, которые сами по себе не являются причиной явлений, но они способствуют или препятствуют действию причин. То есть педагогические условия формирования у будущих учителей технологий готовности к совместной профориентационной работе с ПТУ можно определить как факторы, обеспечивающие успешность и эффективность формирования у них мотивационного, когнитивного и операционного компонентов готовности в процессе профессиональной подготовки.

На основе анализа литературных источников, содержания учебного материала и собственных исследований нами были выделены следующие основные педагогические условия и средства, обеспечивающие формирование у будущих учителей технологий готовности к совместной профориентационной работе с профессионально-техническими учебными заведениями:

1) Обеспечение знания студентами высших учебных заведений и преподавателями, осуществляющими их подготовку специфики учебно-воспитательного процесса в ПТУ. Это условие реализуется путем детального анализа учебных программ дисциплин циклов психолого-педагогической и профессиональной подготовки с обращением внимания на те предметы и виды учебной деятельности, в которых могут быть освещены вопросы об особенностях учебно-воспитательного процесса в ПТУ. По результатам выполнения теста на информированность об учебно-воспитательном процессе в ПТУ реализация указанного условия позволила довести уровень знаний специфики учебно-воспитательного процесса в учреждениях профтехобразования студентами 4го курса (выпускники бакалавриата) к таким показателям: 15% низкий уровень, 62% - средний уровень, 23% - высокий уровень. До начала экспериментального исследования выполнения теста показало следующие показатели: 79% - низкий уровень, 21% - средний уровень. Следует указать, что студенты, которые до начала экспериментальной работы имели средний уровень информированности о ПТУ были выпускниками учреждений профтехобразования.

2) Обеспечение понимания студентами важности профориентационной работы на рабочие профессии, как в плане реализации потенциала личности, так и в плане удовлетворения потребностей региона, страны. Учителя технологий выступают в качестве звена, связывает ученика с материальным производством. Для того, чтобы было создано это понимание необходимо путем специального тренинга научить будущих учителей технологий как на педагогическом и на психологическом уровне донести до сознания ученика соответствующую информацию. На это следует обратить внимание в курсе профориентации и методики профориентационной работы, который учит методам, средствам, формам и разновидностям профориентационной работы в целом, а в сочетании со знаниями полученными в курсе теории и методики обучения технологий позволяет будущим учителям оперировать своими знаниями для ориентации учеников на рабочие профессии. Закрепление знаний и умений будущий учитель технологий осуществляет на педагогической практике.

69

3) Сочетание усилий преподавателей психолого-педагогических, методических и специальных дисциплин в направлении формирования готовности к совместной работе с ПТУ. Это условие обеспечения комплексности воздействия, его реализация наиболее сложная в практике работы высших учебных заведений. Хотя, с философской позиции подготовка учителя является процессом целостным и разделенным на предметные области достаточно условно, на самом деле межкафедральное взаимодействие преподавателей вещь непростая. Оно требует координации усилий со стороны деканата. Реализация указанного условия осуществлялась путем организации межкафедральных семинаров и выполнения студентами комплексного интерпредметного проекта.

4) Формирование задач профориентационного характера на педагогическую практику. Четвертое условие реализуется в процессе педагогической практики на рабочем месте учителя. На период практики целесообразно составить ряд задач, которые помогут изучить отношение учеников школы к обучению в ПТУ, их знания учебно-воспитательного процесса в ПТУ, возможности дальнейшего обучения и карьерного роста. Перечень задач может быть очень широк (профориентационное анкетирование, тестирование, организация встреч с работниками производства; экскурсии в ПТУ или на производство; интеллектуальные и практические игры, викторины, конкурсы; общие воспитательные, спортивные, информационные мероприятия по ПТУ и т.п.). Выполнение мероприятий по ориентации учащихся на рабочие профессии позволяет объяснить ученикам, что обучение в ПТУ может быть интересным, творческим, продуктивным и полученные знания способствуют дальнейшему обучению, карьерному росту, предпринимательской деятельности, а иногда становится началом профессиональной мечты.

5) Привлечение студентов к организации совместной работы школы и ПТУ. Это условие обеспечивается в процессе непрерывной педагогической практики. Совместной работой может быть: создание совместных кружков школа-ПТУ, организация совместного сайта, КВН, Брей-Ринги, спортивные соревнования, ученические бизнес-проекты, социальные проекты, волонтерство. Следует отметить, что в процессе педагогической практики студенты с интересом проводили совместные мероприятия, а результаты работы позволили говорить об изменениях в отношении школьников к рабочим профессиям и обучению в ПТУ. Совместная работа помогает достичь взаимопонимания между учащимися школы и ПТУ, а главное, обеспечивает понимание школьниками того, что нет трагедии при неудачном поступлении в избранный вуз, а получение образования в ПТУ может быть шагом к реализации намеченной профессиональной цели.

Результаты. Эффективность предложенной технологии формирования у будущих учителей готовности к совместной с ПТУ профориентационной работе проверялась экспериментальным путем.

Результаты педагогического эксперимента, которым было охвачено 126 студентов (в экспериментальной совокупности 29 студентов) свидетельствуют, что произошли существенные позитивные сдвиги в уровне готовности.

Обратимся к мотивационному критерию, который рассматривается нами как сформированность совокупности мотивов, соответствующих целям и задачам профессиональной ориентации на рабочие профессии. Необходимым и важным сотрудничество школы и профессионально-технических учебных заведений считали 51% студентов контрольных групп и 48% студентов экспериментальной группы на начало эксперимента (3-й курс). После завершения эксперимента (4-й курс) мотивация повысилась до 65% у студентов контрольных групп и до 93% у студентов экспериментальных. Прирост для контрольных групп составляет 14% (t=1,98, при критическом значении 2) для экспериментальных - 45%. (t=4,1). На основании этого можно констатировать, что по мотивационному критерию различия между контрольной и экспериментальной выборками, выраженные в процентах безусловно достоверны.

По выраженности показателей когнитивного критерия готовности также отмечаются существенные положительные сдвиги. В таблице 1 приведены некоторые показатели, свидетельствующие о позитивной динамике.

Таблица 1 - Динамика знания студентами экспериментальной группы профессионального окружения региона (количество - 29 лиц)

Информированность студентов о профессиональном окружении региона Этап эксперимента Количество названных

0-3 4-6 7-9 >9

Знание учреждений профтехобразования региона Нач. эксп. 45 38 17 0

Конец эксп. 3 14 66 17

Знание специальностей в учреждениях профтехобразования региона Нач. эксп. 31 52 14 3

Конец эксп. 0 10 62 27

В операционно-деятельностном критерии оценивалось качество выполнения комплексных проектов, отраженных в индивидуальном портфолио и степень выполнения специальных профориентационных заданий на педагогической практике. Оценка за проекты выставлялась по 100 балльной шкале. В этом этапе эксперимента было задействовано 29 студентов экспериментальных групп и 58 студентов контрольных. В конце эксперимента в экспериментальной группе среднее арифметическое оценок составило 69,7 при стандартном отклонении а = 16,6, в контрольной группе среднее составило 47,3 при стандартном отклонении а = 12. По критерию Стьюдента экспериментальная и контрольная совокупности достоверно различаются по средним арифметическим (t= 7,1 при табличном значении t = 2,02).

На основе вышеизложенного мы можем констатировать, что предложенная технология является действенным средством повышения эффективности формирования готовности будущих учителей технологий к совместной профориентационной работе с учреждениями профтехобразования. В результате ее применения существенно повысился уровень мотивационного, когнитивного и оперционно-деятельностного компонентов.

Выводы. 1. Подготовка будущих учителей технологий к совместной профориентационной работе с учреждениями профтехобразования - важная проблема педагогического образования.

2. Готовность будущих учителей технологий к проведению профориентационной работы совместно с ПТУ мы рассматриваем как прикладную «проекцию» профориентационной компетентности на реализацию важной социальной задачи, которая требует от учителей ряда специальных знаний и умений, связанных со спецификой профессионально-технического образования.

3. Формирование указанной готовности обеспечивается реализацией ряда педагогических условий: знание студентами

высших учебных заведений и преподавателями специфики учебно-воспитательного процесса в ПТУ; понимание студентами важности профориентационной работы на рабочие профессии, как в плане реализации потенциала личности, так и в плане обеспечения потребностей региона, страны; сочетание усилий преподавателей дисциплин различных циклов в направлении формирования готовности к совместной работе с ПТУ; применение комплексных межпредметных проектов; формирование задач профориентационного характера на педагогическую практику; привлечение студентов к организации совместной работы школы и ПТУ в процессе непрерывной педагогической практики.

Литература

1. Закатнов Д. О. Особливост професшно! орiенгацi^ дорослих [Текст]: //Збiрник наукових праць III Всеукрашсько! науково-практично! конференци / Упорядники: Мiропольська М.А., Капченко Л.М., Алексеева А.В., Савченко Н.В. - К.: 1ПК ДСЗУ, 2008. -С. 99-103.

70

2. Манько В. М. Дидактичш умови формування у студентiв професшно-тзнавального штересу до спецiальних дисциплiн / В. М. Манько // Сощшлзащя особистост : зб. наук. пр. Национального педагогiчного унiверситету iм. М. Драгоманова. - К. : Логос, 2000. - Вип. 2. - С. 153-161.

3. Федорова О. Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения / О. Ф. Федорова. - М. : Высшая школа, 1970. - 301 с.

4. Юрженко В. В. Проблеми професшно1 орieнтацu учшв старших клаав загальноосвгшьо1 школи [Текст]: // Науково-методичне забезпечення професшно1 освгш i навчання [Тези доп. наук.-практ. конф. 22-23 кштня 2009 р., Харкiв] [за заг. ред. В.О.Радкевич]. - Харкав, 2009. - С.127-130.

References

1. Zakatnov D. O. Osoblyvosti profesiynoyi oriyentatsiyi doroslykh [Tekst]: //Zbimyk naukovykh prats' III Vseukrayins'koyi naukovo-praktychnoyi konferentsiyi / Uporyadnyky: Miropol's'ka M.A., Kapchenko L.M., Alyeksyeyeva A.V., Savchenko N.V. - K.: IPK DSZU, 2008. -S. 99-103.

2. Kyveryalh A. A. Metody yssledovanyya v professyonal'noy pedahohyke / A. A. Kyveryalh . - Tallynn: Valhus, 1980. - 334 s.

3. Man'ko V. M. Dydaktychni umovy formuvannya u studentiv profesiyno-piznaval'noho interesu do spetsial'nykh dystsyplin / V. M. Man'ko // Sotsializatsiya osobystosti : zb. nauk. pr. Natsional'noho pedahohichnoho universytetu im. M. Drahomanova. - K. : Lohos, 2000. -Vyp. 2. - S. 153-161.

4. Mishchenko N. A. Ukrayina potrebuye robitnychykh profesiy [Elektronnyy resurs] /Nina Mishchenko, Yevhen Shylko // Portal ukrayintsya. - Rezhym dostupu: http://www.vox.com.ua/data/publ/2005/08/31/ukraina-potrebuye-robitnychyh-profesii.html#comments. -Zaholovok z ekranu.

5. Fedorova O. F. Nekotorye voprosy aktyvyzatsyy uchashchykhsya v protsesse teoretycheskoho y proyzvodstvennoho obuchenyya /

O. F. Fedorova. - M. : Vysshaya shkola, 1970. - 301 s.

6. Yurzhenko V. V. Problemy profesiynoyi oriyentatsiyi uchniv starshykh klasiv zahal'noosvitn'oyi shkoly [Tekst]: // Naukovo-

metodychne zabezpechennya profesiynoyi osvity i navchannya [Tezy dop. nauk.-prakt. konf. 22-23 kvitnya 2009 r., Kharkiv] [za zah. red.

V.O.Radkevych]. - Kharkiv, 2009. - S.127-130.

Кркелич Т.

Кандидат музыкально-инструментального искусства, Университет Черногории ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЧЕРНОГОРИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В настоящей работе рассматриваются теоретические принципы оценки достижений учащихся и преподавателей на всех уровнях музыкального образования. Непрерывная оценка эфективности преподавания и обучения относительно учащихся и преподавателей по классам музкальных инструментов является одним из самых важных факторов обучения. Мониторинг работы ученика происходит на всех уровнях обучения, с началного до университетского уровней. В настоящей работе под успеваемостью подазумевается успешное овладевание игрой на инструменте, т.е. школьная успеваемость, и успешное публичное исполнение, т.е. исполнительская успеваемость. В зависимости от типа успеваемости, оценки тоже меняются. По своей природе, оценка в значительной степени имеет формализованный характер, но необходимо периодически пересматривать ее принципы в зависимости от многочисленных внутренних (талант, личность, прилежность) и внешних (семья, школа, общество) моментов. С другой стороны, принцип оценки работы учителя, чуть ли не центральной фигуры в развитии молодых музыкантов, недостаточно определены. Здесь, кроме формальной оценки, ключевую роль играет самооценка преподавателя, большое значение имеет также и неформальная оценка работы музыкального педагога, производимая его професиональным и непрофесиональным окружением.

Ключевые слова: оценка в преподавании музыки, оценка успеваемости учащихся, оценка работы преподавателя, самооценка, успеваемость в школе, исполнительская успешность.

Krkeljic T.

Master of Musical Arts, University of Montenegro

EVALUATION OF STUDENTS AND TEACHERS IN MUSICAL EDUCATION IN MONTENEGRO

Abstract

The constant evaluation of the impact of teaching, for students and teachers of the instrument, is one of the most important factors of teaching. Monitoring the work of students takes place at all levels of organized teaching - from primary through secondary, to the university level. The success in this work is recognized as a schooling success (mastering the instrument) and performance success (public instrumental performance) and depending on this, the types of evaluation change.

By its nature, the evaluation is mainly of formal character, but it is necessary to periodically review its principles depending on the participation of numerous internal (talent, personality, commitment) and external influences (family, school, society).

On the other hand, evaluation of teacher of the instrument, as almost a central figure in the development of a young musician is insufficiently defined. In addition to formal types of evaluation, a teacher’s self-assessment is of great importance as well as the informal assessment from the society. The paper presents a theoretical view of the issues dealing with the evaluation of achievements in music education of students and music teachers.

Keywords: evaluation in teaching music, evaluation of students, evaluation of teachers, self-evaluation, school success, success in performing.

В настоящей работе дан теоретический взгляд на вопросы, связанные с оценкой успеваемости учащихся и учителей в музыкальном образовании, его показатели на всех уровнях обучения. Эта статья представляет собой обзор актуальной ситуации в системе музыкального образовани в Черногории, которая имеет много точек сопприкосновения с опытом организации обучения музыке в соседних странах,а также и в странах бывшего Социалистического блока.

Музыкальные школы в Черногории организованы как профильные учебные заведения, финансируемые и управляемые государством. Музыкальное образование в Черногории организуется на довузовском и на университетском уровнях. В Черногории есть 15 школ для начального музыкального образования и согласно Закону о базовом образовании, начальное образование в области искусств проводится одновременно с базовым школьным образованием, в условиях и порядке, установленными настоящим Законом в течение девяти лет. Среднее музыкальное образование проводится в пяти музикальных училищах, его продолжительность четыре года. Музыкальная Академия является одной из единиц Университета Черногории, где обучение проводится в соответствии с Болонской декларацией. Итак, детям у нас предоставлется возможность начинать осваивать игру на инструменте в возрасте шести лет в ходе интенсивного индивидуального обучения, а также приобретать теоретико-практические знания по предметам, какими, например, являются сольфеджио, история музыки, гармония, контрапункт и другие. Подобным образом организованное образование имеет своей целью создание профессионалов с высокой квалификацией, а также приобретение учащимся общей музыкальной культуры.

Музыкальное образование включает в себя ряд действий, направленных на формирование успешных музыкантов с соответствующими музыкальными компетенциями и другими качествами. Ощущение успеха должно соответствовать

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.