Научная статья на тему 'Организация логопедической помощи в дестком саду'

Организация логопедической помощи в дестком саду Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2253
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / SPEECH INFRINGEMENT / ЛЕКСИКА / LEXICON / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / A SPEECH GRAMMATICAL SYSTEM / ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ / THE PROGRAM ON SPEECH DEVELOPMENT / THE LOGOPEDIC HELP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданова Ольга Алексеевна

В данной статье рассматриваются особенности организации логопедической помощи в детском саду, не имеющем в своем составе групп компенсирующей направленности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article features of the organisation of the logopedic help in a kindergarten which is not incorporating groups of compensating orientation are considered.

Текст научной работы на тему «Организация логопедической помощи в дестком саду»

Раздел II. Логопедия

УДК 37 ББК 74.57

О. А. Жданова

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности организации логопедической помощи в детском саду, не имеющем в своем составе групп компенсирующей направленности.

Ключевые слова: Логопедическая помощь, нарушение речи, лексика, грамматический строй речи, программа по развитию речи.

O. A. Zhdanova

THE ORGANISATION OF THE LOGOPEDIC HELP IN A KINDER GARDEN

Abstract. In this article features of the organisation of the logopedic help in a kindergarten which is not incorporating groups of compensating orientation are considered.

Key words: the logopedic help, speech infringement, lexicon, a speech grammatical system, the program on speech development.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.

По данным мониторинговых исследований детей МБДОУ № 101 г. Таганрога, примерно 90 %, поступающих ежегодно в детский сад имеют речевые нарушения различной степени тяжести.

Основываясь на рекомендательном письме Министерства образования Ростовской области №18565/03.2 об организации логопедической помощи в дошкольном образовательном учреждении, не имеющем в своей структуре групп компенсирующей направленности, а также на методических рекомендациях по работе учителя-логопеда в ДОУ данной категории мы разработали технологию логопедической помощи и сопровождения детей, имеющих нарушения речи.

Идея логопедического сопровождения данной категории детей возникла как практическое воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка.

Проблемы сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях изучены и раскрыты менее полно, чем в школах, что совершенно неправомерно, так как основы большинства проблем школьников закладываются в дошкольном возрасте.

Сопровождение - это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Чтобы правильно организовать службу сопровождения в ДОУ, надо четко представлять ее структуру, определить способы практического осуществления процесса индивидуального сопровождения, в основе которого лежит:

- диагностика, с целью выявления проблем;

- информация о наличии проблемы и путях ее решения;

- консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;

- первичная помощь на этапе реализации плана решений.

Индивидуальное сопровождение - это система, взаимоувязанных по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.

Разные цели, задачи и возможности ДОУ (особенности контингента детей и условий их воспитания) требуют раскрытия вариантов организации службы сопровождения.

В ДОУ возможны следующие формы этой организации.

1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Это наиболее распространенная и приемлемая форма индивидуального сопровождения развития ребенка. Она не требует дополнительных материальных средств, но должна быть четко организована. ПМПк создается обычно сроком на 1 год и начинает работать с момента издания приказа заведующей ДОУ.

2. Служба сопровождения в структуре типового штатного расписания также вводится приказом заведующей ДОУ на текущий год. Не требует привлечения дополнительных материальных средств и заключается в перераспределении обязанностей с учетом целей, задач, создаваемой службы.

3. При определенных финансовых и кадровых возможностях в ДОУ может быть создана служба сопровождения на основе индивидуального штатного расписания (ППМС-центр). Вводится по распоряжению главы администрации по согласованию с органами управления образованием.

Независимо от организационной формы (консилиум, служба, центр), основные направления организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ службой сопровождения, следующие:

- разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута сопровождения для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей);

- разработка, уточнение с учетом динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;

- гигиеническое нормирование нагрузок;

- обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;

- организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не

только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в «команде», каждый ее участник выполняет свои, четко определенные, задачи.

Основные характеристики системы сопровождения:

- законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей);

- комплексность, т.е. осуществление сопровождения с участием всех специалистов;

- ограничение во времени с учетом перспектив дальнейшего обучения в школе;

- независимость и автономность каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком.

В каждом ДОУ есть дети (с психоневрологическими, соматическими проблемами), в отношении которых необходимо выполнить следующие мероприятия:

- при диагностике специалисты должны максимально точно определить причину проблемы: действительно ли причина проблемы связана с заболеванием или это следствие педагогической запущенности, социальной депривации и дезадаптации;

- применить дополнительные усилия для адаптации детей в непривычных условиях;

- обеспечить ребенку необходимую диагностику силами специалистов района или направить на обследование в диагностические центры по профилю;

- взаимодействие всех специалистов на всех этапах сопровождения с особым учетом рекомендаций врачей (невропатолога, психиатра) и психолога;

- сочетать образовательную, коррекционную и лечебную помощь;

- осуществлять целенаправленный перевод с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребенка;

- привлекать родителей к работе по коррекции и развитию ребенка.

В МБДОУ № 101 создам медико-психолого-педагогический консилиум, который организовывает комплексное сопровождение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В рамках ПМПк проводится логопедическое сопровождение детей с момента их поступления в ДОУ и до выпуска в школу.

Логопедическое сопровождение детей состоит из нескольких этапов:

1. Первичная диагностика состояния речевого развития на момент поступления в ДОУ.

2. Составление индивидуального плана сопровождения ребенка с учетом данных диагностики и возраста.

3. Составление рекомендаций для родителей ребенка и педагогов ДОУ.

4. Динамическое наблюдение за ребенком в образовательно-воспитательном процессе.

5. Диагностика состояния речевого развития по индивидуальному плану (три раза в год, два раза в год, один раз в год)

6. Коррекционно-логопедическая работа в соответствии с индивидуальной программой развития ребенка в ДОУ.

На каждого ребенка в группе ДОУ составляется индивидуальная программа развития на основании обследования всеми специалистами ДОУ: психолог, логопед, музыкальный руководитель, педагог по физическому воспитанию, инструктор лечебной физкультуры, врач.

При составлении индивидуальной программы учитывается группа здоровья ребенка, в соответствии с ней нормируется необходимое количество интеллектуальной и физической нагрузки на каждого ребенка. Группа здоровья включает в себя анализ не только соматического статуса ребенка, но и неврологического.

Цель деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении, не имеющем в своей структуре групп компенсирующей направленности - профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, как условие их успешной социализации и подготовки к обучению в школе.

Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

- своевременное выявление детей с нарушениями речи;

- коррекция выявленных нарушений речевого развития детей;

- профилактика речевых нарушений»

- консультативная помощь педагогам и родителям по вопросам преодоления речевых нарушений.

Профилактическая логопедическая помощь оказывается детям раннего и младшего дошкольного возраста, посещающих ДОУ. Коррекционная логопедическая помощь оказывается детям старшего дошкольного возраста, а также детям среднего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

Профилактическая логопедическая работа заключается в проведении консультаций, открытых занятий и мастер-классов для родителей и воспитателей по вопросам развития речи детей. Так же в целях повышения эффективности логопедической работы в ДОУ имеется кружок «Речецветик», в рамках работы которого с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся занятия по звуковой культуре речи, обогащению и активизации словарного запаса, логопедической ритмике, что способствует более активному развитию самостоятельной речи детей.

Коррекционная логопедическая работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста и заключается в проведении индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий по устранению имеющихся речевых нарушений.

В старших и подготовительных к школе группах проводятся занятия по обучению элементам грамоты, активизации и обогащению лексики, развитию грамматических умений и навыков, а также развитию связной речи.

Индивидуальная работа проводится ежедневно, подгрупповая и групповая работа проводится два-три раза в неделю в зависимости от периода обучения.

Как обязательная используется программа «Обучение и воспитание детей с ОНР» Т. Б. Фи-личевой, Г. В. Чиркиной. Как парциальная используется «Программа обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л. В. Лопатиной.

Для более эффективной коррекции имеющихся у детей нарушений речи специалистами ДОУ был составлен перспективный план по развитию речи детей в условиях совместной с воспитателем деятельности.

Данный план предусматривает следующие разделы работы:

- чтение художественной литературы;

- пересказ сказок и коротких рассказов по программе обучения и воспитание детей в детском саду;

- составление рассказов (по плану, из личного опыта, описаний, по картине, по серии сюжетных картинок);

- заучивание наизусть произведений по программе детского сада, а также способствующих автоматизации поставленных в речи звуков.

Данная работа проводится ежедневно. Использование данного перспективного плана в течение нескольких лет позволило, по данным ежегодного анализа, повысить уровень речевого развития детей.

Организация логопедической работы в ДОУ предусматривает ее комплексный и системный характер. Взаимодействие специалистов ДОУ просматривается на всем периоде пребывания ребенка в детском саду.

Перспективный план взаимодействия специалистов ДОУ позволяет как можно более полно активизировать речь детей на всех занятиях.

Развитие речи детей опирается также на использование регионального компонента, помимо общепринятых лексических тем. В работе МБДОУ № 101 используются посещения музеев, парков и других достопримечательностей родного города. Дети учатся высказывать самостоятельно отношение к увиденному и услышанному, таким образом происходит постоянная активизация самостоятельной речи дошкольников.

В проведении логопедических занятий используются современные технические средства обучения детей (компьютер и мультимедийная установка). Использование данных средств обучения повышает мотивационную готовность к усвоению новых знаний и способствует закреплению уже усвоенного материала.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что недоразвитие или поражение речевой системы приводит к возникновению ряда вторичных отклонений: ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений, недостатки памяти, целенаправленности и концентрации внимания, снижения уровня обобщений, недостаточное развитие умения строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Поэтому в ход логопедических занятий также включаются задания на развитие познавательных процессов и тонкой моторики руки и пальцев. Для развития тонкой моторики пальцев используются игры с предметами-заместителями (прищепками, пуговицами, спичками, карандашами), различного вида шнуровки, сухой пальчиковый бассейн, мини-массажеры, игры с песком и водой и т.д.

Каждое занятие содержит несколько физкультминуток и одно большое релаксационное упражнение, позволяющее снять психоэмоциональное напряжение, поддержать положительный эмоциональный фон в группе.

Проблема оказания логопедической помощи детям с нарушениями в речевом развитии является актуальной в связи с постоянным ростом числа таких детей. Поэтому необходимо особое внимание уделять разработке специальных программ логопедического сопровождения и внедрение их в практику коррекционной работы и реабилитации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Филичева, Т. Б. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

- М., 1991. - 76 с.

2. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева,

Г. В. Чиркина. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008. - 212 с.

3. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениям речи / под ред. Л. В. Лопатиной.

- СПб., 2009. - 413 с.

УДК 159.9 ББК 88.4я7

А. Ю. Кругликова

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ К ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С АТИПИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ

Аннотация. Статья посвящена вопросу изучения представлений студентов-логопедов о детях с атипичным развитием и отношения к ним. Рассмотрены эволюция отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья и современные требования к коррекционным педагогам. Описана процедура анкетирования, проанализированы и обобщены ответы студентов.

Ключевые слова: атипичное развитие, социокультурный подход, социальная реабилитация, инклюзивное образование.

A. Yu. Kruglikova

ATTITUDE OF STUDENT- LOGOPEDICIANS TOWARD THE PROBLEMS OF THE SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH THE ATYPICAL DEVELOPMENT

Abstract. Article is dedicated to a question of the study of the ideas of student- logopedicians about the children with the atypical development and relation to them. The evolution of the relation of state and society to the persons with the limited possibilities of health and contemporary requirements for the correction teachers are examined. The procedure of questioning is described, the answers of students are analyzed and generalized.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: аtypical development, sociocultural approach, social rehabilitation, inclusive formation.

Одна из современных и наиболее актуальных доминант в специальной психологии - изучение отношения общества и отдельных его членов к людям с атипичным развитием, в том числе к детям. Можно сказать, что феномен принятия, столь важный для любого здорового человека и тем более для людей с атипиями в развитии, по существу не изучен (О. С. Усанова) [4]. В то же время с точки зрения гуманистической психологии принятие как теплое эмоциональное и доверительное отношение окружающих является условием психического здоровья человека и его полноценного развития (по К. Роджерсу). Секрет успешных педагогов, работающих и со здоровыми и особыми детьми, как раз и заключается в том, что они способны строить педагогическое взаимодействие с ними на основе полного принятия и веры в их возможности. Суть такого принятия можно выразить афоризмом «Какими вы нас видите, такими мы и станем».

Проблема отношения общества к лицам с атипичным развитием имеет общественно -исторический и социально-психологический характер. Важные этапы исторического развития общества соотносятся с разным отношением его членов, государства в целом к людям с нарушенным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.