Раздел II
Логопедия
Поэтому в ход логопедических занятий также включаются задания на развитие познавательных процессов и тонкой моторики руки и пальцев. Для развития тонкой моторики пальцев используются игры с предметами-заместителями (прищепками, пуговицами, спичками, карандашами), различного вида шнуровки, сухой пальчиковый бассейн, мини-массажеры, игры с песком и водой и т.д.
Каждое занятие содержит несколько физкультминуток и одно большое релаксационное упражнение, позволяющее снять психоэмоциональное напряжение, поддержать положительный эмоциональный фон в группе.
Проблема оказания логопедической помощи детям с нарушениями в речевом развитии является актуальной в связи с постоянным ростом числа таких детей. Поэтому необходимо особое внимание уделять разработке специальных программ логопедического сопровождения и внедрение их в практику коррекционной работы и реабилитации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Филичева, Т. Б. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
- М., 1991. - 76 с.
2. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева,
Г. В. Чиркина. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008. - 212 с.
3. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениям речи / под ред. Л. В. Лопатиной.
- СПб., 2009. - 413 с.
УДК 159.9 ББК 88.4я7
А. Ю. Кругликова
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ К ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С АТИПИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ
Аннотация. Статья посвящена вопросу изучения представлений студентов-логопедов о детях с атипичным развитием и отношения к ним. Рассмотрены эволюция отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья и современные требования к коррекционным педагогам. Описана процедура анкетирования, проанализированы и обобщены ответы студентов.
Ключевые слова: атипичное развитие, социокультурный подход, социальная реабилитация, инклюзивное образование.
A. Yu. Kruglikova
ATTITUDE OF STUDENT- LOGOPEDICIANS TOWARD THE PROBLEMS OF THE SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH THE ATYPICAL DEVELOPMENT
Abstract. Article is dedicated to a question of the study of the ideas of student- logopedicians about the children with the atypical development and relation to them. The evolution of the relation of state and society to the persons with the limited possibilities of health and contemporary requirements for the correction teachers are examined. The procedure of questioning is described, the answers of students are analyzed and generalized.
Key words: аtypical development, sociocultural approach, social rehabilitation, inclusive formation.
Одна из современных и наиболее актуальных доминант в специальной психологии - изучение отношения общества и отдельных его членов к людям с атипичным развитием, в том числе к детям. Можно сказать, что феномен принятия, столь важный для любого здорового человека и тем более для людей с атипиями в развитии, по существу не изучен (О. С. Усанова) [4]. В то же время с точки зрения гуманистической психологии принятие как теплое эмоциональное и доверительное отношение окружающих является условием психического здоровья человека и его полноценного развития (по К. Роджерсу). Секрет успешных педагогов, работающих и со здоровыми и особыми детьми, как раз и заключается в том, что они способны строить педагогическое взаимодействие с ними на основе полного принятия и веры в их возможности. Суть такого принятия можно выразить афоризмом «Какими вы нас видите, такими мы и станем».
Проблема отношения общества к лицам с атипичным развитием имеет общественно -исторический и социально-психологический характер. Важные этапы исторического развития общества соотносятся с разным отношением его членов, государства в целом к людям с нарушенным
Вестник ТГПИ
Гуманитарные науки
развитием, с системой определенных взглядов и представлений на само нарушение и на людей, им страдающих. В связи с этим формируются не только семантика обыденных и научных понятий («убогий», «больной», «дефективный», «аномальный», «особый» и пр.), но и концепции оказания помощи (призрение, лечение, коррекция, реабилитация, социализация), смысловые доминанты научного изучения.
Эволюция отношения государства и общества к лицам с психофизическими недостатками в мире привела к современной гуманистической по сути, социокультурной по содержанию и формам модели. Человечество прошло путь от отношения пассивного, сострадательно-уничижительного, дискриминационного, ориентированного на установление барьеров между здоровыми и особыми людьми, к активному, деятельному и понимающему отношению, устраняющему препятствия и барьеры на материально-техническом, социальном и психологическом уровне. Как отмечает Н.Н. Малофеев, экономически развитые страны идут курсом на создание открытого общества и "безбарьерного мира", где дискриминация человека по какой бы то ни было причине недопустима [2]. Появляются внутригосударственные и международные документы, актуализирующие идею о социальной и образовательной интеграции инвалидов и детей с особыми потребностями. Идеалом представляется открытая образовательная система, доступная для таких детей и готовая предоставлять их родителям максимум информации об учебном процессе, чтобы те могли его контролировать, а главное, могли оказывать своему ребенку помощь. Ранее сложившиеся национальные системы специального образования повсеместно подвергаются модернизации. Автор подчеркивает, что переход на рельсы инклюзивного образования есть закономерное следствие и важнейшая характеристика современного (V) периода эволюции отношения общества и государства к детям с особыми потребностями [2].
Социокультурный подход к анализу проблем атипичного развития вырастает из культурно-исторической теории Л.С. Выготского и утверждает высшие общечеловеческие ценности: гуманизм, любовь к ближнему, сочувствие, бескорыстие, великодушие, готовность помочь. Однако в нашей стране в силу различных социально-экономических условий переход к социокультурной модели затруднен и носит скачкообразный характер. С одной стороны, в обществе повышается толерантность к инакости, уровень эмпатийного реагирования и готовности активно помогать, перестраивать свои взгляды и отношения. Научным коллективом Института Коррекционной педагогики накоплен достаточный опыт в создании интеграционных моделей образования для различных групп детей с особыми образовательными возможностями, которые успешно апробируются в различных учреждениях [1, 3, 5]. С другой стороны, на фоне государственной политики в области развития сети специализированных и интегративных образовательных учреждений, психологических, коррекционных и социально-реабилитационных служб в обществе сохраняются страх и предубеждения, презрение и избегание таких людей, желание изолировать их от общества или самим изолироваться от их сложных проблем.
Высшее образование, получаемое в педагогическом институте, выступает в подобных условиях одним из факторов изменения взглядов и представлений молодежи на проблемы людей с атипичным развитием и их направленного формирования. Этому способствует изучаемый круг наук, охватывающий области специальной психологии и педагогики, анатомо-физиологических основ развития, развивающего и коррекционного обучения. Будущие педагоги начинают иначе смотреть на особых детей, их проблемы, лучше понимать причины, вызвавшие то или иное нарушение, оказываются способными к планированию и проведению некоторых форм коррекционно-развивающей работы с детьми, мероприятий по их социальной адаптации.
В профессиональной подготовке студентов, обучающихся по специальности «Логопедия», выше указанным дисциплинам уделяется особое внимание. Логопед как коррекционный педагог иногда один из первых замечает не только речевые, но и другие нарушения первичного и более сложного порядка. Он часто первый специалист, кто может грамотно проконсультировать родителей и обратить их внимание на неречевые проблемы в развитии ребенка, сориентировать их на более глубокое обследование детей у специалистов разного профиля для установления точного диагноза. Кроме того, логопед может посоветовать родителям наиболее адекватные формы образования и социализации ребенка, исходя из существующего спектра образовательных учреждений. Все это требует от логопеда не только владения профессиональными педагогическими умениями, но также наличия определенных взглядов на проблемы коррекции и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и сложными нарушениями развития. В основе подобных взглядов - корректное и толерантное отношение к особым детям, и комплекс личностных качеств педагога (чуткость, сострадание, отзывчивость). Только тогда наряду с оказанием логопедической помощи, специалист может быть способным использовать доступные стратегии активной помощи семье и ребенку.
Осуществляя преподавание специальной психологии студентам-логопедам, мы поставили перед собой цель изучения их взглядов и представлений на проблемы специального образования, коррекции и реабилитации. Задачи были следующими: