Е. Ф. Архипова ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО И МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ МОЗГА (ЛМППС)
Работа представлена кафедрой логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.
Статья посвящена концептуальному обоснованию инновационной модели раннего пролонгированного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальным поражением мозга в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. В статье раскрывается сущность концепции, определяются цели, принципы и задачи ЛМГШС сопровождения.
Ключевые слова: инновационная модель, логопедическое и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития детей, перинатальное поражение мозга, младенческий и ранний возраст, дизонтогенез, концепция раннего сопровождения, ранняя диагностика, предупреждение речевых нарушений, скрининговая методика обследования.
E. Arkhipova INNOVATIVE MODEL OF LOGOPEDIC AND MEDICO-PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT TO THE DEVELOPMENT OF CHILDREN SUFFERING FROM PERINATAL CEREBRAL AFFECTION
The article is devoted to the conceptual substantiation of the innovative model of early prolonged logopedic and medico-psycho-pedagogical support to the development of infant, toddler and preschool age children suffering from perinatal cerebral affection. The essence of the conception, aims, main principles and tasks of medico-psycho-pedagogical support are determined in the article.
Key words: innovative model, logopedic and medico-psycho-pedagogical support to children’s development, perinatal cerebral affection, babyhood and early age, dysontogenesis, conception of early age medical support, early diagnostics, speech defects prevention, screening test.
По данным медицинских исследований, доля здоровых новорожденных в общей детской популяции в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию, которая при отсутствии своевременной коррекции приводит к развитию в будущем стойких нарушений.
Перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза и составила 544,7 на 1000 родившихся. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влия-
ние на состояние многих органов и систем организма, в первую очередь на ЦНС.
Проблема перинатальной энцефалопатии (ПЭП) у детей с ранними поражения мозга приобрела особую актуальность в связи с увеличением рождения детей с ПЭП — до 60—70% по последним данным.
Причинами, вызывающими ПЭП, могут быть неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, различные родовые травмы, тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте.
Особенно прогностически неблагоприятной группой являются дети недоношенные,
с ПЭП (около 10%). Как следствие ПЭП у недоношенных детей часто бывает тяжелое поражение центральной нервной системы — ДЦП (М. Л. Дунайкин).
Несмотря на то, что ПЭП к концу первого года жизни как диагноз снимается, остаточные явления проявляются длительное время и негативно отражаются на психофизическом развитии ребенка.
Нормальное развитие отмечается у 15—20% детей. Но наши длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 4—5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями: ОНР, ФФН, стертые дизартрии — минимальные дизартрические расстройства (МДР) и другие.
Наиболее частыми являются речевые расстройства — 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы — 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» — 12,3%; нарушения поведения и внимания — 7,7 %; повышенная утомляемость, истощаемость нервных процессов — 9,2%.
В последние годы определилось особое направление логопедии — превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.
Институт коррекционной педагогики РАО разрабатывает концепцию и модель раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии у детей первых трех лет жизни.
Разрабатывается федеральная система ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями. На базе ИКП РАО создан «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии». Определены направления деятельности Центра.
Таким образом, поставлена задача в государственном масштабе осуществить программу ранней помощи детям.
В результате был создан проект «Программы» единой государственной системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии.
Предполагается создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений
развития детей, задачей которой была бы разработка и апробация различных моделей скринингового и более глубокого исследования детей первого года жизни для выявления детей с отклонениями в развитии и детей, составляющих «группу риска». Это позволит своевременно с учетом сензитивных периодов оказать адекватную медико-психолого-педагогиче-скую помощь детям.
В отечественной литературе дается анализ программы «раннего вмешательства», принятой конгрессом США в 1986 г., изучается опыт реализации этой программы в условиях США, Швеции, Норвегии, Финляндии и др. В 1992 г. в Санкт-Петербурге был создан институт раннего вмешательства ИРАВ, в котором разрабатывается программа «Абилитации младенцев», региональная Ассоциация психического здоровья младенцев и лекотеки — библиотеки игрушек для детей с особыми потребностями.
Программа «Абилитации младенцев» (Е. В. Кожевникова, Л. А. Чистокович, 1993 г.) предусматривает: организацию скрининга младенцев, определение уровня его развития, создание (в рамках города) условий для стимуляции и развития детей с отставанием или риском отставания в развитии, вовлечение матери в реализацию индивидуальной программы развития ребенка.
Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два — три года жизни. При этом для формирования личности ребенка и развития его психики очень важны отношения с матерью. В связи с этим программы ранней помощи детям должны быть семейноориентированными, направленными на помощь всей семье ребенка с особыми потребностями.
Проведенное обсуждение «Программы» и мониторинг действующих служб ранней помощи в России показали необходимость дальнейшего изучения этой проблемы.
Имеется определенный опыт реализации данной «Программы». Наиболее успешным признан опыт Санкт-Петербургской социальной программы «Абилитация младенцев», про-
грамма «Лонгитюд». В Москве реализация государственной программы проходит в консультативно-диагностическом центре ИКП РАО; в «Центре ранней диагностики и специальной помощи»; в центре «Малыш»; в «Центре лечебной педагогики» и некоторых других. Общим выводом в результате анализа данного опыта является признание необходимости и экономической целесообразности встраивания системы ранней помощи в имеющуюся образовательную систему путем расширения функций образовательных учреждений.
Предполагается, что опорными элементами создаваемой системы в регионах могут быть областные, городские и муниципальные пси-холого-медико-социальные центры, реабилитационные центры, психолого-медико-педа-гогические комиссии, группы кратковременного пребывания при общеобразовательных и специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях. В настоящее время помощь детям раннего возраста находится в ведении двух министерств: Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в связи с чем наряду с позитивными процессами в этой сфере отмечаются и недочеты: недостаточность взаимодействия этих структур; отсутствие нормативно-правовой базы интеграции, недостаточность обеспечения методической и нормативной литературой; недостаточное развитие информационной базы для населения в социальных учреждениях, оказывающих логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие связующего звена в системе взаимодействия семьи и различных ведомств.
Существующий порядок помощи не обеспечивает детям раннего возраста комплексной помощи, так как сосредотачивает свое внимание в основном на детях дошкольного и младшего школьного возраста. Дети младенческого возраста с ПЭП не получают квалифицированной психологической и логопедической помощи.
Предполагается реконструкция отечественной системы специального образования и со-
здание нового структурного элемента — службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии и семье, воспитывающей проблемного ребенка.
Предлагаемая реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента потребует существенного увеличения финансирования, что, безусловно, может задержать реализацию оказания ранней помощи детям с ПЭП. Нам представляется возможным оказание ранней логопедической и психолого-педагогиче-ской помощи в условиях детских поликлиник, где есть все необходимые специалисты (невролог, психолог, логопед, методист комнаты здорового ребенка, педиатр и другие). Организационные вопросы могут быть решены за счет подготовки и переподготовки кадров и расширения их функциональных обязанностей.
Ранняя (с первого месяца жизни) коррекция отклонений в развитии детей во всем мире является одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Создавая отечественную систему ранней помощи, важно изучать зарубежный опыт, но не следует пренебрегать и отечественным положительным опытом.
Следует отметить, что уже работает государственная система выявления нарушений слуха у детей с периода новорожденности. В 2007 г. появилась новая скрининговая система обследования новорожденных. Приоритетный национальный проект «Здоровье» содержит положение о дополнительном обследовании новорожденных. Предусмотрено проведение и расширение с 2007 г. массового обследования новорожденных — неонатального скрининга, который является одним из эффективных способов выявления наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний: фенилкетонурии, врожденного гипотериоза, галактоземии, муковисцидоза, андрогениталь-ного синдрома.
Этот метод исследования позволяет обеспечить раннюю диагностику и своевременное лечение указанных заболеваний, остановить развитие их тяжелых проявлений (умственной отсталости, слепоты, карликовости и др.).
Однако еще не внедрен скрининг по определению неврологической симптоматики при ПЭП, являющейся основной причиной многих речевых нарушений: алалии, дизартрии, заикания, общего недоразвития речи и других. Вследствие этого пропускается период определения детей группы риска по речевой патологии, в том числе и минимальных дизартри-ческих расстройств. Следовательно, упускаются сензитивные периоды в формировании речи и коррекции ее недостатков.
Инновационная модель раннего логопедического и медико-психолого- педагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП) предполагает оказание адекватной помощи детям с младенческого возраста в условиях детской поликлиники (ГДП).
Концептуальным обоснованием инновационной модели ЛМППС — раннего логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальным поражением мозга в младенческий, ранний и дошкольный возраст являются следующие положения.
Под концепцией ЛМППС мы понимаем системный подход, позволяющий выявить факторы дизонтогенеза у детей с перинатальным поражением мозга в младенческом возрасте и оказать им комплексную, раннюю логопедическую, медицинскую, психологическую помощь в условиях детской поликлиники (ДП), в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС).
Построение модели раннего логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей (ЛМППС) с перинатальной энцефалопатией предполагает выделение хронологических звеньев, направленных на пролонгированное комплексное развитие ребенка с ПЭП с младенческого возраста в условиях детской поликлиники (ГДП), а с переходом в дошкольный возраст — в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) комбинированного или компенсирующего типа.
Представим модель пролонгированного логопедического и медико-психолого-педа-
гогического сопровождения развития ребенка с ПЭП, используя сокращения ЛМППс для рис. 1 и 2.
Реализация комплексного подхода к осуществлению раннего ЛМПП сопровождения детей с перинатальным поражением мозга позволяет через оптимизацию функционирования команды специалистов ДП решать проблемы дифференциальной диагностики, проведения клинических исследований, адекватного лечения, определения логопедического и психоло-го-педагогического маршрута диагностикокоррекционного воздействия в младенческий, ранний и дошкольный возраст. Команда специалистов в детской поликлинике рассматривается как единый механизм, от работы которого в дальнейшем зависит психофизическое и речевое развитие ребенка с перинатальным поражением мозга.
Развитие ребенка в условиях дизонтогене-за требует создания специальной коррекционно-развивающей среды.
Для создания специальной коррекционноразвивающей среды в концепции особое место отводится матери и семье ребенка, их участию в реализации индивидуальной программы развития ребенка с перинатальным поражением мозга, с первых месяцев жизни. В концепции раннего пролонгированного ЛМПП сопровождения предусмотрено сотрудничество специалистов ДП и родителей ребенка. Родители, с учетом их преморбидных особенностей, постепенно становятся участниками коррекционно-воспитательного процесса. Просветительская работа с родителями предусмотрена на всех звеньях инновационной модели ЛМППС. Родители, получая методическую поддержку, становятся проводниками и исполнителями доступной логопедической и психо-лого-педагогической работы, планируемой и проводимой командой специалистов ДП.
Методическая помощь родителям ребенка с перинатальным поражением мозга является важным направлением в системе ЛМПП сопровождения.
Основной целью построения пролонгированного логопедического и медико-психоло-го-педагогического сопровождения развития
Рис. 1. Инновационная модель раннего логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения (ЛМППс) детей с ПЭП в условиях детской поликлинике (ДП)
Политика сотрудничества логопеда, психолога и родителей. Методическая под- Логопедическое, психологическое консультирование родителей держка в создании коррекционно-развивающей среды. Закрепление знаний, уме- образовательно-просветительская деятельность, обеспечение ний, навыков речевого поведения. Подготовка к обучению в тттколе методическими рекомендациями родителей (памятками)
Рис. 2. Участники ЛМППс
детей с перинатальной энцефалопатией с младенческого и раннего возраста выступает необходимость нивелирования дизонтогенеза, развития сенсомоторной базы детей с ПЭП, необходимой для их полноценного речевого развития.
Системообразующим фактором ЛМППС являются цели и задачи, которые необходимо реализовать последовательно от I звена ко II звену, а затем к III звену модели ЛМППс. Признаками ЛМППс являются: системность, комплексность, содержательная насыщенность, целостность, взаимосвязанность, пролонгиро-ванность и преемственность.
Определены участники ЛМППс (рис. 2) и их роль в действующей модели ЛМППс. Одна из центральных ролей возлагается на родителей ребенка, реализующих коррекционно-воспитательный режим в семье.
Каждый ребенок имеет право начиная с младенческого возраста на получение комплексной логопедической, медицинской, психологической помощи в рамках ОМС (обязательного медицинского страхования) в условиях детской поликлиники по месту жительства.
Дети, достигшие дошкольного возраста, по решению МПК, ПМПК зачисляются в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида, где продолжается, начатая в условиях ДП коррекционная работа. В этом случае к программе ЛМППс развития ребенка подключаются специалисты ДОУ. При необходимости специалисты ДП организуют лечебно-диагностическую помощь.
Дети, имеющие противопоказания к пребыванию в ДОУ, могут продолжать наблюдаться и участвовать в программе ЛМППс в условиях детской поликлиники, в Ш1МС центрах, ПМПК, в реабилитационных, коррекционных центрах и других лечебно-диагностическо-коррекционных учреждениях.
Цели логопедического и медико-психологопедагогического сопровождения (ЛМППС):
• обеспечение ранней дифференциальной диагностики дизонтогенеза и коррекционной медико-психолого-педагогической помощи
детям с перинатальным поражением мозга начиная с младенческого возраста;
• организация ЛМПП сопровождения развития детей с перинатальным поражением мозга в условиях детской поликлиники в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС);
• формирование активной позиции близких лиц ребенка в процессе ЛМПП сопровождения.
Концептуальные положения ЛМППС:
• Пролонгированная логопедическая и медико-психолого-педагогическая организация адекватной помощи, направленной на предупреждение и коррекцию речевых нарушений, а также подготовку детей к школьному обучению.
• Организация ЛМППс в условиях детской поликлиники в рамках ОМС обеспечивает доступность адекватной помощи всем детям в условиях, наиболее приближенных к месту проживания.
• Оптимизация политики сотрудничества специалистов детской поликлиники: врачей всех профилей, логопеда, психолога, методиста кабинета здорового ребенка и родителей ребенка, а также методическая поддержка, способствуют созданию коррекционно-развивающей среды и закреплению знаний, умений и навыков правильного речевого поведения детей.
• Модель пролонгированного ЛМППс развития детей с перинатальным поражением мозга предусматривает квалифицированное диагностирование на всех этапах (три звена модели), раннее начало и непрерывность дифференцированной помощи, преемственность с существующими коррекционно-диагностическими центрами и службами, а также с дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) всех видов.
• Содержание ЛМПП сопровождения развития детей с перинатальным поражением мозга предполагает наличие хронологических звеньев, связанных преемственностью целей и задач, направленных на пролонгированное комплексное развитие ребенка с младенческого и раннего возраста в условиях детской поликли-
ники, а затем в дошкольных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида, в МППС центрах, ПМПК и других центрах.
• Принципы реализации модели ЛМППс: системность, комплексность, единство ранней диагностики и коррекции, пролонгирован-ность, согласованность работы всех участников ЛМППс, преемственность работы диагно-стико-коррекционных служб, единство коррекционно-воспитательного воздействия специалистов и семьи.
Задачи: внедрить скрининговую методику обследования психомоторного развития детей первого — второго года жизни в условиях детской поликлиники; разработать и внедрить систему углубленного обследования детей пред-дошкольного и дошкольного возраста; определить структуру дефекта довербального и вербального развития детей; внедрить модель пролонгированного логопедического медико-пси-холого-педагогического сопровождения развития детей в младенческий, ранний и дошкольный период жизни в условиях детской поликлиники; сформулировать теоретикометодологическое обоснование организации и содержания пролонгированного логопедического медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей; разработать и внедрить инновационные технологии логопедического и психолого-педагогического коррекционного воздействия в младенческий, ранний и дошкольный период развития детей с перинатальным поражением мозга.
В нашем исследовании мы показали систему построения и маршрут успешного функционирования модели комплексного, трехзвеньевого логопедического и медико-психологопедагогического сопровождения развития младенцев, детей раннего и дошкольного возраста с ПЭП.
Таким образом, модель пролонгированного логопедического и медико-психолого-педа-гогического сопровожения развития детей с ПЭП предусматривает квалифицированное диагностирование и лечение на всех этапах, раннее начало и непрерывность коррекционно-воспитательных мероприятий, преемственность с существующими в настоящее время коррекционно-диагностическими центрами и службами, а также с дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ). Важным преимуществом действия модели ЛМППс в условиях ГДП является ее функционирование в рамках ОМС — обязательного медицинского страхования. Городские детские поликлиники (ГДП) обеспечены всем необходимыми для ЛМППс: квалифицированными специалистами, необходимым оборудованием медицинских кабинетов, взаимодействуют со всеми ППМСц, ПМК, ПМПК, ПНД и другими службами города. Значимым фактором, кроме перечисленных преимуществ, является приближенность ГДП к месту жительства ребенка и доверие родителей специалистам детской поликлиники, которую они часто посещают и где их ребенка знают с рождения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Астрель, 2005. 222 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Астрель, 2006. 320 с.
3. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Астрель, 2008. 180 с.
4. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М.: Высшая школа — Астрель, 2008. 254 с.