СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАНИИ
УДК. 376.364.2
Л.М. Кобрина, О.А. Денисова. А.В. Калинина
Характеристика абилитационной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается проблема коррекционно-педагогической работы с детьми первого года жизни, имеющими нарушения слуха. Рассматривается необходимость раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
In article the problem of correctional and pedagogical work with children of the first year of the life, having a hearing disorder reveals. Need of early support of children with limited possibilities of health is considered.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, раннее сопровождение, психомоторное развитие, реабилитация
Key words: children with limited possibilities of health, early support, psychomotor development, rehabilitation
Ранняя коррекция отклонений в развитии детей является приоритетной во всем мире. Взаимообусловленность негативных факторов, связанных с нарушением психофизического развития, указывает на необходимость включения ребенка и семьи в программы помощи уже на ранних этапах его жизни. В современной педагогической науке ранняя комплексная помощь детям от 0 до 3 лет признана эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений развития [6; 10; 14; 18; 19; 22; 23]. Основной целью реализации программ ранней комплексной помощи является абилитация младенца и ребенка раннего возраста.
Исследования ученых института коррекционной педагогики РАО, [10; 22] разрабатывая концепцию раннего вмешательства, выдвинули следующую стратегию комплексного подхода к проблеме диагностики и ранней коррекционной помощи:
- скрининговое обследование всех новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;
- расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;
- целенаправленное наблюдение за темпом физического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра, ло-
гопеда, психолога;
- создание команды специалистов для выявления характера отклонений;
- организация центров детства в целях ранней диагностики и ранней коррекции отклоняющегося развития с опорой на медико-психологопедагогическую работу с проблемным ребенком и оказание психологопедагогической поддержки родителям;
- ранее начало систематической коррекцией работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при специализированных дошкольных учреждениях;
- целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста.
В 1999 г. на базе ИКП РАО создан «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии», который возглавила Ю. А. Разенкова. В результате был создан проект Программы единой государственной системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии. Проведенное обсуждение Программы и мониторинг действующих служб ранней помощи в России показали необходимость дальнейшей проработки данной проблемы [22].
Система диагностических методик сотрудников лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО, применяемая для исследования детей раннего возраста базируется на культурно-исторической концепции психического развития Л. С. Выготского; теории ведущей деятельности А. Н. Леонтьева; периодизации психического развития Д. Б. Эльконина; концепции генезиса общения ребенка со взрослыми М.И. Лисиной. В соответствии с этим теоретическими положениями определяющими факторами психического развития ребенка являются общение со взрослым ребенка и ведущая деятельность на определенном этапе развития.
В процессе общения и деятельности закладываются основные личностные образования:
- отношение ребенка к социальному и предметному миру (отношение к социальному миру проявляется в доброжелательности, инициативности ребенка к окружающим людям, предметному миру - в любознательности, настойчивости при совершение действий с предметами); к себе самому (положительное самоощущение, уверенность в своих силах);
- способы взаимодействия с окружающей действительностью;
- развитие познания.
На каждом возрастном этапе общение и ведущая деятельность имеют качественно своеобразное содержание. Преобразование этого
содержания положено в основу современной отечественной периодизации психического развития. В рамках данного подхода уровень развития общения и ведущей деятельности отражает наиболее существенные характеристики общего психического развития ребенка и выступает адекватным предметом психологической диагностики.
В настоящее время имеется определенный опыт реализации данной программы. Наиболее успешным признан опыт Санкт-Петербургской социальной программы «Абилитация младенцев», программы «Лонгитюд». В Москве реализация государственной программы проходит в консультативно-диагностическом центре ИКП РАО; в Центре ранней диагностики и специальной помощи МО России; в центре «Малыш»; в центре «Лечебной педагогики» и некоторых других. Общим выводом о результате анализа данного опыта является признание необходимости и экономической целесообразности встраивания системы ранней помощи в имеющуюся образовательную систему путем расширения функций образовательных учреждений [20; 22]. В настоящее время разрабатывается федеральная система ранней помощи [20; 22]. Как отмечает Ю.А. Разенкова, создаваемая в регионах система раннего вмешательства должна опираться на родителей. Всем учреждениям: различным центрам, психолого-медико-педагогическим комиссиям, группам кратковременного пребывания, детским поликлиникам необходимо взаимодействовать с родителями и привлекать их.
Также в Санкт-Петербурге созданы региональная Ассоциация психического здоровья младенцев и лекотеки - библиотеки игрушек для детей с особыми потребностями.
Следует отметить, что уже работает государственная система выявления нарушений слуха у детей с периода новорожденности. В соответствии с приказом Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введения аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» и указаниями Минздрава России № 103 от 05.05. 92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации» предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха [4].
В 1992 г. в Санкт-Петербурге был создан Институт раннего вмешательства (ИРАВ). Л. Чистович разработана программа «Абилитация младенцев», являющаяся составной частью целевой медикосоциальной программы Санкт-Петербурга «Дети-инвалиды». С 2001 г. Санкт-Петербург в рамках проекта Таис «Партнерство в сфере образования, здравоохранения и социального развития» был выбран в качестве модельного региона для России в области раннего вмешательства. Сотрудниками института при поддержке коллег из Великобритании, США, Норвегии, Финляндии, Швеции отработаны скрининговые методы выяв-
ления детей с нарушением развития, методы точной оценки слуха и зрения, программы раннего вмешательства для детей группы биологического риска и детей с нарушением развития (детей с синдромом Дауна, церебральным параличом, с множественными нарушениями, с социальноэмоциональными нарушениями и др.), началась отработка программы раннего вмешательства для детей из семей социального риска (семей выпускников детских домов). Большое внимание уделяется профессиональной и социальной поддержке семьям, имеющим детей-инвалидов; многодетным мамам; женщинам, живущим в сложных социальных условиях.
Л. А. Чистович определяет абилитационную работу как систему медико-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение, коррекцию отклонений в развитии детей раннего возраста, еще не адаптированных к социальной среде [23]. Задачи, стоящие перед службой ранней помощи: максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка; максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения; обязательное включение родителей в процесс раннего обучения и их подготовка.
Программа «Абилитация младенцев» включает три раздела: первый
- организация скрининга младенцев; второй - определение уровня развития; третий - создание (в рамках города) условий для стимуляции и развития детей с отставаниями или риском отставания в развитии [23]. Содержанием ранней коррекции отклоняющегося развития является: скрининговое обследование новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка; расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках; целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра; проведение дифференциальной диагностики отклонений в развитии; оказание психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим проблемного ребенка; раннее начало систематической коррекционной работы; организация целенаправленной подготовки и переподготовки специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста. Раннее вмешательство рассматривается как социальная программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском отставания, где большая роль отводится семье, матери в реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Значительный интерес представляют собой исследования отечественных ученых, посвященные раннему вмешательству. Л. М. Кобрина указывала, что при организации и проведении абилитационных мероприятий необходимо сочетание психолого-педагогических и лечебных
воздействий, разработанных с учетом специфики аномального развития, возрастных особенностей ребенка, что требует привлечения к абилита-ционной работе различных специалистов и семьи; определила принципы (комплексного и деятельностного подхода) и этапы абилитационной работы [12].
Этапы комплексной абилитационной работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения слуха [12]:
1) предварительный этап - установление связей с родильными домами, женскими консультациями, детскими поликлиниками;
2) установление связей с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии;
3) организационный этап - выявление детей первого года жизни, имеющих отклонения в развитии;
4) изучение особенностей формирования психофизических функций детей первого года жизни с отклонениями в развитии;
5) организация ранней семейной абилитационной работы с детьми первого года жизни с отклонениями в развитии.
Содержанием работы всех этапов является: организация системы семейной абилитационной помощи, системы выявления детей первого года жизни с отклонениями в развитии, создание особой структуры, обеспечивающей комплексный и деятельностный принципы работы с детьми данной группы, определение научно-обоснованного содержания работы.
В работах Л. И. Растягайловой и З. М. Дунаевой предлагается система помощи детям с выраженными отклонениями в развитии. Авторы предлагают восемь этапов в организации помощи:
- первый этап - детальное обследование новорожденных неонато-логом, неврологом, генетиком с регистрацией всех адаптивных параметров ребенка в паспорте новорожденного;
- второй этап - подробное изложение в истории диагностических и коррекционных мероприятий по отношению к ребенку с особенностями развития в период младенчества (до 1 года), выявление детей группы риска;
- третий этап - дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работы с детьми от одного до трех лет в условиях соответствующего детского учреждения;
- четвертый этап - выделение ведущих отклонений в развитии ребенка после трех лет с целью их компенсации и подготовки ребенка к школьному обучению;
- пятый этап - дифференциально-диагностическая и психолого-медико-педагогическая работа с целью подбора адекватной формы обучения;
- шестой этап - выявление детей с трудностями школьной адапта-
ции; корректировка программы и условий обучения и воспитания дезадаптированных школьников с максимальным учетом индивидуальных особенностей;
- седьмой этап - ранняя (с 12-13 лет) профессиональная ориентация и соответствующая подготовка в профессиональных школах трудовой и жизненной адаптации подростков;
- восьмой этап - социальная опека подростков с отклонениями в развитии работниками социальных служб при муниципалитетах период начальной трудовой адаптации (получение доступной квалификации и внедрение в трудовой коллектив).
На всех этапах должно осуществляться комплексное взаимодействие специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и социальных работников (Растягайлова Л.И., Дунаева З.М.)
Е. Ф. Архипова указывает, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. При этом для формирования личности ребенка и развития его психики важны отношения с матерью. Поэтому все программы ранней помощи детям являются семейно-центрированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку. Как отмечает Е. Ф. Архипова, служба ранней помощи должна предусматривать оказание помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка [1].
Результатом многолетних исследований Е. Ф. Архиповой явились: методика предречевого развития и диагностики особенностей его нарушений в ранней стадии ДЦП (1979); коррекционно-логопедическая работа с детьми, страдающими ДЦП на первом и втором году жизни (1982, 1983); коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни (2004); логопедическая работа с детьми раннего возраста (2005); создание и внедрение инновационной модели комплексного сопровождения развития детей раннего возраста с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями (2009) и др. [1]
О. Г. Приходько создана система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с ДЦП (2009).
Ранняя коррекция отклонений в развитии детей является приоритетной во всем мире. В отечественной литературе дается анализ программы раннего вмешательства, принятой конгрессом США в 1986 г. законом РЬ-99-457, изучается опыт реализации этой программы в условиях США, Швеции, Норвегии, Финляндии и др. Наиболее известными являются следующие зарубежные программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3 лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет, программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями, Гавайский профиль раннего обучения, Мюнхенская функциональная диагностика, Программа ранней диагностики развития «Тандем»
(Голландия), Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия).
Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем возрасте должна производиться комплексно. При этом следует учитывать особенности развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности, речи, эмоционального развития.
Таким образом, результаты диагностической работы дают информацию специалисту об особенностях развития ребенка раннего возраста, позволяют определить основные направления помощи.
Проблемы организации и содержания ранней помощи детям с незначительными отставаниями и задержкой психомоторного развития (ЗПМР), которые составляют достаточно многочисленную группу среди детей с проблемами развития, остаются актуальными.
Е. В. Кожевникова - директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, эксперт Детского фонда ООН - UNICEF указывает, что основной принцип работы системы раннего вмешательства заключается в комплексном командном подходе, когда несколько специалистов (невролог, психолог, дефектолог и др.) одновременно ведут прием с диагностикой состояния развития ребенка, разрабатывают индивидуальные программы сопровождения ребенка и семьи. Одним из важнейших моментов в развитии системы раннего вмешательства является квалификационная и профессиональная составляющая команды врачей [19].
Дети с выявленными отставаниями в психофизическом развитии в первую очередь оказываются в руках врачей: неонатологов, педиатров, невропатологов, ортопедов.
Е. М. Мастюкова отмечает, что многолетние наблюдения за детьми с задержкой психомоторного развития на первом году жизни привели к мысли о необходимости определенной дифференциации задержки развития с целью облегчения постановки диагноза, определения интенсивности и методов стимуляции возрастного развития, прогноза, оценки эффективности лечения и социальной адаптации. Часто установление истинной причины нарушения развития и определение эффективного пути коррекции зависят от логики мышления и настойчивости врача [16].
Л. М. Кобрина указывает, что при организации и проведении абили-тационных мероприятий необходимо сочетать психолого-педагогические и лечебные воздействия, разработанные с учётом специфики аномального развития, возрастных особенностей ребенка, что требует привлечения к абилитационной работе различных специалистов и семьи. Служба ранней помощи должна предусматривать оказание помощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка [12].
Л. А. Чистович, Е. В. Кожевникова в российском варианте программы раннего вмешательства отмечают, что одним из главных специали-
стов, осуществляющих помощь ребенку, должна стать сама мать. В этом случае параллельно с привлечением матерей к участию в программе раннего вмешательства необходимо срочно готовить специалистов в этой области: перинатальных психологов и психологов, оказывающих и психотерапевтическую помощь матери, специалистов по раннему детскому развитию, дефектологов, причем это должны быть специалисты высокого класса [23].
К сожалению, уровень психологической грамотности населения остается пока на низком уровне. Именно поэтому важную роль необходимо отвести консультантам - психологам, дефектологам. Их задачей должна быть просветительская работа с семьями в центрах планирования семьи, в медицинских учреждениях, в образовательных учреждениях со старшими школьниками.
В 2011 г. инициативной группой специалистов из различных регионов была создана Ассоциация раннего вмешательства. Цель создания Ассоциации - объединение организаций и профессионалов, работающих в области раннего вмешательства для содействия защите прав детей раннего возраста с нарушениями развития, отставанием в развитии или высоким риском появления нарушений и их родителей на получение квалифицированной профессиональной помощи через программы раннего вмешательства в РФ.
Актуальность проблемы раннего сопровождения детей с психомоторными нарушениями развития состоит в малочисленности Центров помощи в регионах, в необходимости подготовки специалистов высокого уровня в смежных областях специальной педагогики и психологии и медицины. Сохраняется низкий уровень психологической грамотности родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. Это мешает матери принять ребенка с нарушением таким, какой он есть, адекватно способствовать его развитию. Зачастую родители не готовы слышать информацию от врачей об отставании в развитии ребенка, не следуют рекомендациям обратиться за дальнейшей диагностической и консультативной помощью к специалистам. Сохраняется ситуация, когда помощь детям раннего возраста с психомоторными нарушениями ограничивается только медицинскими мероприятиями. Большой процент врачей не направляет родителей к дефектологу, предполагая, что в раннем возрасте коррекционная работа не проводится или является неэффективной.
Таким образом, интерес специалистов к различным аспектам абил-литационной деятельности продолжает оставаться высоким, значит, вопросы оказания ранней помощи таким детям не останутся без внимания и будут решаться.
1. Архипова Е. Ф. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии // Специальная психология. - № 1(3). - 2005. - С. 60.
2. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Всеволожская Н. М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. - Киев: Здоровье, 1980.
3. Баранова М. Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
4. Выявление детей с подозрением на снижение слуха: младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст / под ред. Г. А. Таварткиладзе и Н. Д. Шматко. - М.: Полиграф сервис, 2002.
5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрест. по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. - М., 2001.
6. Денисова О. А., Кобрина Л. М., Тюлю З. А. и др. Профилактика аномалий развития в пренатальном, натальном и постнатальном периодах: учеб.-метод. пособие // Методические рекомендации к спецкурсу для студентов дефектологического факультета. Ч. 1-2. - Череповец: ЧГПИ им. А. В. Луначарского, 1996.
7. Джонсон-Мартин Н. М., Дженс К. Г., Аттермиер С. М., Хаккер Б. Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / под. Ред. Н. Ю. Барановой. - СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005.
8. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / под ред. Е.А. Стребелевой. Изд. 2. - М.: Экзамен, 2004.
9. Как развивается ваш малыш? / под ред. Ю.А. Разенковой. - М.: Просвещение, 2008.
10. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой.- М.,2003.
11. Кобрина Л. М. Принципы и направления абилитационной работы с детьми раннего возраста с нарушениями слуха / Актуальные проблемы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: материалы междунар. науч.-практ. конф. 22-24 апреля 2009 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. - С. 136-142.
12. Кобрина Л. М. Абилитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха: учеб. пособие. - СПб.: Наука-Питер, 2005.
13. Кобрина Л. М., Денисова О. А. Абилитационная работа с глухими детьми раннего возраста: учеб. - 2-е изд., доп. и испр. / Л.М. Кобрина, О.А. Денисова - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. - 156 с.
14. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2006.
15. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: ВлАДОС, 1997.
16. Макарычева Н. В. Проблемы раннего детства. Диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет. -М., 2005.
17. Нет «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве / под ред. Е.В. Кожевниковой и Е. В. Клочковой.- СПб.: КАРО. 2007.
18. Работа с маленькими детьми. Описание трех подходов к программам деинституционализации / под ред. Е.В.Кожевниковой, К. Сунда. - СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, 2009.
19. Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: материалы конф. Москва, 18-19 февр. 2003 г. / сост. Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвызян. - М.: Полиграф-сервис, 2003.
20. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М.: ВЛАДОС, 2009.
21. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. Формула успеха / под ред. Ю.А. Разенковой. - М.: Московское Бюро ЮНЕСКО, 2005.
22. Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца: Пособие для любопытных родителей. - СПб.: Петербург-21 век, 1996.
23. УКЬ: http://www.ikprao.ru