Научная статья на тему 'Характеристика абилитационной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья'

Характеристика абилитационной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3847
696
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РАННЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / CHILDREN WITH LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / EARLY SUPPORT / PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кобрина Лариса Михайловна, Денисова Ольга Александровна, Калинина Анастасия Вячеславовна

В статье раскрывается проблема коррекционно-педагогической работы с детьми первого года жизни, имеющими нарушения слуха. Рассматривается необходимость раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кобрина Лариса Михайловна, Денисова Ольга Александровна, Калинина Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristic of abilitatsion work with children of early age with limited possibilities of health

In article the problem of correctional and pedagogical work with children of the first year of the life, having a hearing disorder reveals. Need of early support of children with limited possibilities of health is considered.

Текст научной работы на тему «Характеристика абилитационной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАНИИ

УДК. 376.364.2

Л.М. Кобрина, О.А. Денисова. А.В. Калинина

Характеристика абилитационной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается проблема коррекционно-педагогической работы с детьми первого года жизни, имеющими нарушения слуха. Рассматривается необходимость раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

In article the problem of correctional and pedagogical work with children of the first year of the life, having a hearing disorder reveals. Need of early support of children with limited possibilities of health is considered.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, раннее сопровождение, психомоторное развитие, реабилитация

Key words: children with limited possibilities of health, early support, psychomotor development, rehabilitation

Ранняя коррекция отклонений в развитии детей является приоритетной во всем мире. Взаимообусловленность негативных факторов, связанных с нарушением психофизического развития, указывает на необходимость включения ребенка и семьи в программы помощи уже на ранних этапах его жизни. В современной педагогической науке ранняя комплексная помощь детям от 0 до 3 лет признана эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений развития [6; 10; 14; 18; 19; 22; 23]. Основной целью реализации программ ранней комплексной помощи является абилитация младенца и ребенка раннего возраста.

Исследования ученых института коррекционной педагогики РАО, [10; 22] разрабатывая концепцию раннего вмешательства, выдвинули следующую стратегию комплексного подхода к проблеме диагностики и ранней коррекционной помощи:

- скрининговое обследование всех новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;

- расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;

- целенаправленное наблюдение за темпом физического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра, ло-

гопеда, психолога;

- создание команды специалистов для выявления характера отклонений;

- организация центров детства в целях ранней диагностики и ранней коррекции отклоняющегося развития с опорой на медико-психологопедагогическую работу с проблемным ребенком и оказание психологопедагогической поддержки родителям;

- ранее начало систематической коррекцией работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при специализированных дошкольных учреждениях;

- целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста.

В 1999 г. на базе ИКП РАО создан «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии», который возглавила Ю. А. Разенкова. В результате был создан проект Программы единой государственной системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии. Проведенное обсуждение Программы и мониторинг действующих служб ранней помощи в России показали необходимость дальнейшей проработки данной проблемы [22].

Система диагностических методик сотрудников лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО, применяемая для исследования детей раннего возраста базируется на культурно-исторической концепции психического развития Л. С. Выготского; теории ведущей деятельности А. Н. Леонтьева; периодизации психического развития Д. Б. Эльконина; концепции генезиса общения ребенка со взрослыми М.И. Лисиной. В соответствии с этим теоретическими положениями определяющими факторами психического развития ребенка являются общение со взрослым ребенка и ведущая деятельность на определенном этапе развития.

В процессе общения и деятельности закладываются основные личностные образования:

- отношение ребенка к социальному и предметному миру (отношение к социальному миру проявляется в доброжелательности, инициативности ребенка к окружающим людям, предметному миру - в любознательности, настойчивости при совершение действий с предметами); к себе самому (положительное самоощущение, уверенность в своих силах);

- способы взаимодействия с окружающей действительностью;

- развитие познания.

На каждом возрастном этапе общение и ведущая деятельность имеют качественно своеобразное содержание. Преобразование этого

содержания положено в основу современной отечественной периодизации психического развития. В рамках данного подхода уровень развития общения и ведущей деятельности отражает наиболее существенные характеристики общего психического развития ребенка и выступает адекватным предметом психологической диагностики.

В настоящее время имеется определенный опыт реализации данной программы. Наиболее успешным признан опыт Санкт-Петербургской социальной программы «Абилитация младенцев», программы «Лонгитюд». В Москве реализация государственной программы проходит в консультативно-диагностическом центре ИКП РАО; в Центре ранней диагностики и специальной помощи МО России; в центре «Малыш»; в центре «Лечебной педагогики» и некоторых других. Общим выводом о результате анализа данного опыта является признание необходимости и экономической целесообразности встраивания системы ранней помощи в имеющуюся образовательную систему путем расширения функций образовательных учреждений [20; 22]. В настоящее время разрабатывается федеральная система ранней помощи [20; 22]. Как отмечает Ю.А. Разенкова, создаваемая в регионах система раннего вмешательства должна опираться на родителей. Всем учреждениям: различным центрам, психолого-медико-педагогическим комиссиям, группам кратковременного пребывания, детским поликлиникам необходимо взаимодействовать с родителями и привлекать их.

Также в Санкт-Петербурге созданы региональная Ассоциация психического здоровья младенцев и лекотеки - библиотеки игрушек для детей с особыми потребностями.

Следует отметить, что уже работает государственная система выявления нарушений слуха у детей с периода новорожденности. В соответствии с приказом Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введения аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» и указаниями Минздрава России № 103 от 05.05. 92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации» предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха [4].

В 1992 г. в Санкт-Петербурге был создан Институт раннего вмешательства (ИРАВ). Л. Чистович разработана программа «Абилитация младенцев», являющаяся составной частью целевой медикосоциальной программы Санкт-Петербурга «Дети-инвалиды». С 2001 г. Санкт-Петербург в рамках проекта Таис «Партнерство в сфере образования, здравоохранения и социального развития» был выбран в качестве модельного региона для России в области раннего вмешательства. Сотрудниками института при поддержке коллег из Великобритании, США, Норвегии, Финляндии, Швеции отработаны скрининговые методы выяв-

ления детей с нарушением развития, методы точной оценки слуха и зрения, программы раннего вмешательства для детей группы биологического риска и детей с нарушением развития (детей с синдромом Дауна, церебральным параличом, с множественными нарушениями, с социальноэмоциональными нарушениями и др.), началась отработка программы раннего вмешательства для детей из семей социального риска (семей выпускников детских домов). Большое внимание уделяется профессиональной и социальной поддержке семьям, имеющим детей-инвалидов; многодетным мамам; женщинам, живущим в сложных социальных условиях.

Л. А. Чистович определяет абилитационную работу как систему медико-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение, коррекцию отклонений в развитии детей раннего возраста, еще не адаптированных к социальной среде [23]. Задачи, стоящие перед службой ранней помощи: максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка; максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения; обязательное включение родителей в процесс раннего обучения и их подготовка.

Программа «Абилитация младенцев» включает три раздела: первый

- организация скрининга младенцев; второй - определение уровня развития; третий - создание (в рамках города) условий для стимуляции и развития детей с отставаниями или риском отставания в развитии [23]. Содержанием ранней коррекции отклоняющегося развития является: скрининговое обследование новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка; расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках; целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра; проведение дифференциальной диагностики отклонений в развитии; оказание психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим проблемного ребенка; раннее начало систематической коррекционной работы; организация целенаправленной подготовки и переподготовки специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста. Раннее вмешательство рассматривается как социальная программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском отставания, где большая роль отводится семье, матери в реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Значительный интерес представляют собой исследования отечественных ученых, посвященные раннему вмешательству. Л. М. Кобрина указывала, что при организации и проведении абилитационных мероприятий необходимо сочетание психолого-педагогических и лечебных

воздействий, разработанных с учетом специфики аномального развития, возрастных особенностей ребенка, что требует привлечения к абилита-ционной работе различных специалистов и семьи; определила принципы (комплексного и деятельностного подхода) и этапы абилитационной работы [12].

Этапы комплексной абилитационной работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения слуха [12]:

1) предварительный этап - установление связей с родильными домами, женскими консультациями, детскими поликлиниками;

2) установление связей с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии;

3) организационный этап - выявление детей первого года жизни, имеющих отклонения в развитии;

4) изучение особенностей формирования психофизических функций детей первого года жизни с отклонениями в развитии;

5) организация ранней семейной абилитационной работы с детьми первого года жизни с отклонениями в развитии.

Содержанием работы всех этапов является: организация системы семейной абилитационной помощи, системы выявления детей первого года жизни с отклонениями в развитии, создание особой структуры, обеспечивающей комплексный и деятельностный принципы работы с детьми данной группы, определение научно-обоснованного содержания работы.

В работах Л. И. Растягайловой и З. М. Дунаевой предлагается система помощи детям с выраженными отклонениями в развитии. Авторы предлагают восемь этапов в организации помощи:

- первый этап - детальное обследование новорожденных неонато-логом, неврологом, генетиком с регистрацией всех адаптивных параметров ребенка в паспорте новорожденного;

- второй этап - подробное изложение в истории диагностических и коррекционных мероприятий по отношению к ребенку с особенностями развития в период младенчества (до 1 года), выявление детей группы риска;

- третий этап - дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работы с детьми от одного до трех лет в условиях соответствующего детского учреждения;

- четвертый этап - выделение ведущих отклонений в развитии ребенка после трех лет с целью их компенсации и подготовки ребенка к школьному обучению;

- пятый этап - дифференциально-диагностическая и психолого-медико-педагогическая работа с целью подбора адекватной формы обучения;

- шестой этап - выявление детей с трудностями школьной адапта-

ции; корректировка программы и условий обучения и воспитания дезадаптированных школьников с максимальным учетом индивидуальных особенностей;

- седьмой этап - ранняя (с 12-13 лет) профессиональная ориентация и соответствующая подготовка в профессиональных школах трудовой и жизненной адаптации подростков;

- восьмой этап - социальная опека подростков с отклонениями в развитии работниками социальных служб при муниципалитетах период начальной трудовой адаптации (получение доступной квалификации и внедрение в трудовой коллектив).

На всех этапах должно осуществляться комплексное взаимодействие специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и социальных работников (Растягайлова Л.И., Дунаева З.М.)

Е. Ф. Архипова указывает, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. При этом для формирования личности ребенка и развития его психики важны отношения с матерью. Поэтому все программы ранней помощи детям являются семейно-центрированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку. Как отмечает Е. Ф. Архипова, служба ранней помощи должна предусматривать оказание помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка [1].

Результатом многолетних исследований Е. Ф. Архиповой явились: методика предречевого развития и диагностики особенностей его нарушений в ранней стадии ДЦП (1979); коррекционно-логопедическая работа с детьми, страдающими ДЦП на первом и втором году жизни (1982, 1983); коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни (2004); логопедическая работа с детьми раннего возраста (2005); создание и внедрение инновационной модели комплексного сопровождения развития детей раннего возраста с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями (2009) и др. [1]

О. Г. Приходько создана система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с ДЦП (2009).

Ранняя коррекция отклонений в развитии детей является приоритетной во всем мире. В отечественной литературе дается анализ программы раннего вмешательства, принятой конгрессом США в 1986 г. законом РЬ-99-457, изучается опыт реализации этой программы в условиях США, Швеции, Норвегии, Финляндии и др. Наиболее известными являются следующие зарубежные программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3 лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет, программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями, Гавайский профиль раннего обучения, Мюнхенская функциональная диагностика, Программа ранней диагностики развития «Тандем»

(Голландия), Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия).

Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем возрасте должна производиться комплексно. При этом следует учитывать особенности развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности, речи, эмоционального развития.

Таким образом, результаты диагностической работы дают информацию специалисту об особенностях развития ребенка раннего возраста, позволяют определить основные направления помощи.

Проблемы организации и содержания ранней помощи детям с незначительными отставаниями и задержкой психомоторного развития (ЗПМР), которые составляют достаточно многочисленную группу среди детей с проблемами развития, остаются актуальными.

Е. В. Кожевникова - директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, эксперт Детского фонда ООН - UNICEF указывает, что основной принцип работы системы раннего вмешательства заключается в комплексном командном подходе, когда несколько специалистов (невролог, психолог, дефектолог и др.) одновременно ведут прием с диагностикой состояния развития ребенка, разрабатывают индивидуальные программы сопровождения ребенка и семьи. Одним из важнейших моментов в развитии системы раннего вмешательства является квалификационная и профессиональная составляющая команды врачей [19].

Дети с выявленными отставаниями в психофизическом развитии в первую очередь оказываются в руках врачей: неонатологов, педиатров, невропатологов, ортопедов.

Е. М. Мастюкова отмечает, что многолетние наблюдения за детьми с задержкой психомоторного развития на первом году жизни привели к мысли о необходимости определенной дифференциации задержки развития с целью облегчения постановки диагноза, определения интенсивности и методов стимуляции возрастного развития, прогноза, оценки эффективности лечения и социальной адаптации. Часто установление истинной причины нарушения развития и определение эффективного пути коррекции зависят от логики мышления и настойчивости врача [16].

Л. М. Кобрина указывает, что при организации и проведении абили-тационных мероприятий необходимо сочетать психолого-педагогические и лечебные воздействия, разработанные с учётом специфики аномального развития, возрастных особенностей ребенка, что требует привлечения к абилитационной работе различных специалистов и семьи. Служба ранней помощи должна предусматривать оказание помощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка [12].

Л. А. Чистович, Е. В. Кожевникова в российском варианте программы раннего вмешательства отмечают, что одним из главных специали-

стов, осуществляющих помощь ребенку, должна стать сама мать. В этом случае параллельно с привлечением матерей к участию в программе раннего вмешательства необходимо срочно готовить специалистов в этой области: перинатальных психологов и психологов, оказывающих и психотерапевтическую помощь матери, специалистов по раннему детскому развитию, дефектологов, причем это должны быть специалисты высокого класса [23].

К сожалению, уровень психологической грамотности населения остается пока на низком уровне. Именно поэтому важную роль необходимо отвести консультантам - психологам, дефектологам. Их задачей должна быть просветительская работа с семьями в центрах планирования семьи, в медицинских учреждениях, в образовательных учреждениях со старшими школьниками.

В 2011 г. инициативной группой специалистов из различных регионов была создана Ассоциация раннего вмешательства. Цель создания Ассоциации - объединение организаций и профессионалов, работающих в области раннего вмешательства для содействия защите прав детей раннего возраста с нарушениями развития, отставанием в развитии или высоким риском появления нарушений и их родителей на получение квалифицированной профессиональной помощи через программы раннего вмешательства в РФ.

Актуальность проблемы раннего сопровождения детей с психомоторными нарушениями развития состоит в малочисленности Центров помощи в регионах, в необходимости подготовки специалистов высокого уровня в смежных областях специальной педагогики и психологии и медицины. Сохраняется низкий уровень психологической грамотности родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. Это мешает матери принять ребенка с нарушением таким, какой он есть, адекватно способствовать его развитию. Зачастую родители не готовы слышать информацию от врачей об отставании в развитии ребенка, не следуют рекомендациям обратиться за дальнейшей диагностической и консультативной помощью к специалистам. Сохраняется ситуация, когда помощь детям раннего возраста с психомоторными нарушениями ограничивается только медицинскими мероприятиями. Большой процент врачей не направляет родителей к дефектологу, предполагая, что в раннем возрасте коррекционная работа не проводится или является неэффективной.

Таким образом, интерес специалистов к различным аспектам абил-литационной деятельности продолжает оставаться высоким, значит, вопросы оказания ранней помощи таким детям не останутся без внимания и будут решаться.

1. Архипова Е. Ф. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии // Специальная психология. - № 1(3). - 2005. - С. 60.

2. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Всеволожская Н. М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. - Киев: Здоровье, 1980.

3. Баранова М. Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

4. Выявление детей с подозрением на снижение слуха: младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст / под ред. Г. А. Таварткиладзе и Н. Д. Шматко. - М.: Полиграф сервис, 2002.

5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрест. по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. - М., 2001.

6. Денисова О. А., Кобрина Л. М., Тюлю З. А. и др. Профилактика аномалий развития в пренатальном, натальном и постнатальном периодах: учеб.-метод. пособие // Методические рекомендации к спецкурсу для студентов дефектологического факультета. Ч. 1-2. - Череповец: ЧГПИ им. А. В. Луначарского, 1996.

7. Джонсон-Мартин Н. М., Дженс К. Г., Аттермиер С. М., Хаккер Б. Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / под. Ред. Н. Ю. Барановой. - СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005.

8. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / под ред. Е.А. Стребелевой. Изд. 2. - М.: Экзамен, 2004.

9. Как развивается ваш малыш? / под ред. Ю.А. Разенковой. - М.: Просвещение, 2008.

10. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой.- М.,2003.

11. Кобрина Л. М. Принципы и направления абилитационной работы с детьми раннего возраста с нарушениями слуха / Актуальные проблемы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: материалы междунар. науч.-практ. конф. 22-24 апреля 2009 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. - С. 136-142.

12. Кобрина Л. М. Абилитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха: учеб. пособие. - СПб.: Наука-Питер, 2005.

13. Кобрина Л. М., Денисова О. А. Абилитационная работа с глухими детьми раннего возраста: учеб. - 2-е изд., доп. и испр. / Л.М. Кобрина, О.А. Денисова - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. - 156 с.

14. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2006.

15. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: ВлАДОС, 1997.

16. Макарычева Н. В. Проблемы раннего детства. Диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет. -М., 2005.

17. Нет «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве / под ред. Е.В. Кожевниковой и Е. В. Клочковой.- СПб.: КАРО. 2007.

18. Работа с маленькими детьми. Описание трех подходов к программам деинституционализации / под ред. Е.В.Кожевниковой, К. Сунда. - СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, 2009.

19. Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: материалы конф. Москва, 18-19 февр. 2003 г. / сост. Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвызян. - М.: Полиграф-сервис, 2003.

20. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М.: ВЛАДОС, 2009.

21. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. Формула успеха / под ред. Ю.А. Разенковой. - М.: Московское Бюро ЮНЕСКО, 2005.

22. Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца: Пособие для любопытных родителей. - СПб.: Петербург-21 век, 1996.

23. УКЬ: http://www.ikprao.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.