Научная статья на тему 'Индивидуализация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья'

Индивидуализация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1995
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РАННЯЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / EARLY PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL HELP / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / INDIVIDUALIZATION / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобрина Лариса Михайловна, Денисова Ольга Александровна, Леханова Ольга Леонидовна

В статье рассматриваются вопросы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с задачами государственной концепции раннего вмешательства и этапами работы, определяемыми опытноэкспериментальным путем. Подтверждено, что психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста с ОВЗ основано на общих принципах диагностического обследования, проводимого психолого-медико-педагогической комиссией. Показано, что ранняя помощь детям, чьё развитие существенно отстаёт от эпикризных сроков, должна быть направлена прежде всего на нормализацию развития ребёнка в соответствии с ходом онтогенеза, что достигается путем индивидуализации. Определено, что подготовка педагога в этом случае должна осуществляться с учетом компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобрина Лариса Михайловна, Денисова Ольга Александровна, Леханова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of early psycho-pedagogical assistance to children with disabilities

In article the questions of the early help to children with limited opportunities of health according to tasks of the state concept of early intervention and the stages of work defined skilled experimentally are considered. It is proved that psychology and pedagogical inspection of children of early age with limited opportunities of health is based on the general principles of the diagnostic examination conducted psycho-medico-pedagogical commission. It is shown that the early help to children, whose development significantly lags behind from the epicrisis of terms, has to be directed first of all on normalization of development of the child according to an ontogenesis course that is reached by an individualization. It is defined that training of the teacher in this case has to be carried out taking into account competence-based approach.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.4

Л.М. Кобрина, О.А. Денисова, О.Л. Леханова

Индивидуализация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются вопросы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с задачами государственной концепции раннего вмешательства и этапами работы, определяемыми опытно-экспериментальным путем. Подтверждено, что психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста с ОВЗ основано на общих принципах диагностического обследования, проводимого психолого-медико-педагогической комиссией. Показано, что ранняя помощь детям, чьё развитие существенно отстаёт от эпикризных сроков, должна быть направлена прежде всего на нормализацию развития ребёнка в соответствии с ходом онтогенеза, что достигается путем индивидуализации. Определено, что подготовка педагога в этом случае должна осуществляться с учетом компетентностного подхода.

In article the questions of the early help to children with limited opportunities of health according to tasks of the state concept of early intervention and the stages of work defined skilled experimentally are considered. It is proved that psychology and pedagogical inspection of children of early age with limited opportunities of health is based on the general principles of the diagnostic examination conducted psycho-medico-pedagogical commission. It is shown that the early help to children, whose development significantly lags behind from the epicrisis of terms, has to be directed first of all on normalization of development of the child according to an ontogenesis course that is reached by an individualization. It is defined that training of the teacher in this case has to be carried out taking into account competence-based approach.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, ранняя психолого-педагогическая помощь, психолого-педагогическая диагностика, индивидуализация, компетентностный подход.

Key words: children with limited opportunities of health, early psychology and pedagogical help, psychology and pedagogical diagnostics, individualization, competence-based approach.

Проблема организации и оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) остается приоритетной с 1990 г. по настоящее время (Целевая комплексная программа на 19901995 гг., 1990; приказ Министерства здравоохранения РФ № 108, 1996; Закон об образовании, 2013; проект Концепции поддержки педагогического образования, 2013; ФГОС дошкольного образования, 2013; Профессиональный стандарт педагога, 2013 и др.). Важнейшей задачей организации работы с детьми раннего возраста является построение гибкой, вариативной и индивидуально ориентированной помощи детям с ОВЗ, их семьям; педагогам, работающим с этой категорией детей [3; 5; 8; 18; 19; 20; 23].

Осуществляя раннюю психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ, педагоги-специалисты должны понимать стоящие перед ними задачи, определяемые в соответствии с государственной концепцией «Раннего вмешательства» (ИКП РАО, 1992): раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка; сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения и развития ребенка; обязательное включение родителей в процесс обучения; наличие специализированных требований в ФГОС; учет интересов и исходного уровня развития ребенка; дифференцированное, индивидуализированное обучение ребенка; социальное развитие и формирование его социального здоровья; особая организация образовательной среды; формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса; комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса; продуктивное взаимодействие и др. [10-12; 18; 19].

Представляется, что наиболее успешно эти задачи реализуются посредством последовательного осуществления ряда этапов работы, определенных опытно-экспериментальным путем [5-7]:

Предварительный этап (установление связей с родильными домами, женскими консультациями, детскими поликлиниками, а также с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии).

Организационный этап (выявление детей первого года жизни, имеющих отклонения в развитии; изучение особенностей формирования их психофизических функций; (организация ранней семейной абилита-ционной работы).

Содержание индивидуализированной ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на всех этапах включает их выявление, организацию структуры, обеспечивающей комплексный и деятельностный принципы работы с ними, определение построенного в соответствии с полученными данными и научно обоснованного содержания работы, а также семейную аби-литационную помощь.

В соответствии с принятым и внедряемым в РФ стандартом дошкольного образования педагоги обязаны обеспечить условия для ранней диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ [22].

Осуществлению психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ неизменно должно предшествовать их диагностическое обследование. Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста с ОВЗ основано на общих принципах диагностического обследования, проводимого психолого-медико-педагогической комиссией [2; 21; 23; 24]: междисциплинарного взаимодействия; открытости; конфиденциальности; уважения к личности ребенка и родителей; профессиональной ответственности; информированного согласия.

Основными методами диагностического обследования ребенка являются наблюдение с фиксацией достижений в картах развития и психолого-педагогическое обследование, которое позволяет выявить уровень, особенности и динамику психического развития ребенка, соответствие его психологического паспортному возрасту. Методы диагностики должны подбираться в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка. На основании этих данных педагог должен уметь определять эпи-кризный возраст ребёнка, сроки отставания от него по динамическим функциям, по сферам развития. Оценка развития ребёнка первого года жизни предполагает диагностику развития следующих сфер: сенсорной, эмоциональной, голосовой активности; практического действия; взаимодействия со взрослыми.

В процессе обследования исследуются познавательная, игровая, творческая, коммуникативная деятельность; целенаправленность, работоспособность, готовность к сотрудничеству, обучаемость, внимание, память, способность к решению простых и сложных задач, понимание текстов; самооценка, уровень притязаний, переживания, и т. п. - все то, что позволяет определить индивидуальный психологический возраст ребенка, «зону его ближайшего развития», психологические причины трудностей и нарушений в развитии.

Диагностика развития ребёнка раннего возраста должна осуществляться постоянно, последовательно и планомерно, что определяет требования к готовности педагогов и специалистов. Осуществляя диагностику, педагог должен уметь определять стартовый уровень развития ребёнка, его индивидуальные ресурсы и возможности и, соответственно, начинать работу с учётом имеющихся у ребёнка умений и навыков. При конструировании диагностических программ целесообразно использовать материалы работ Е.А. Архиповой, Л.А. Головчиц, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной, О.Л. Лехановой, Ю.А. Разенковой, Н.Д. Шматко [1; 3; 4; 9; 16; 17; 23; 24].

Первичная диагностика позволяет определить стартовые возможности ребёнка, становится основанием для построения индивидуальной программы помощи семье и ребёнку. Срезовые замеры позволяют оценить динамику развития ребёнка, дают возможность скорректировать программу психолого-педагогической помощи. Итоговая же диагностика позволяет оценить эффективность оказания психолого-педагогической помощи и соответствие уровня развития ребёнка нормативным показателям младшего дошкольного возраста. Такая диагностика обязательно должна включать собственно педагогическое обследование, которое направлено на оценку степени готовности ребёнка к обучению по той или иной программе, уровня развития представлений его об окружающей действительности, достижений ребёнка, сформированности у него навыков, выявление пробелов в освоении знаний.

Для ребёнка двух-трех лет оценка развития может включать специальные диагностические ситуации, разработанные Е.А. Стребелевой [21]. Задания разработаны в соответствии с базовыми для отечественной дефектологии положениями о том, что в раннем возрасте ведущей становится предметная деятельность, основным способом усвоения общественного опыта служит совместная деятельность ребенка со взрослым, основанием для коррекционно-педагогического воздействия является психолого-педагогическая диагностика. Осуществляя её в соответствии с этими положениями, педагогу и психологу следует помнить о том, что одним из базовых принципов психолого-педагогической диагностики в раннем возрасте должен быть принцип ориентации на зону ближайшего развития. Соответственно, в качестве основных параметров умственного развития ребенка раннего возраста целесообразно придерживаться рекомендаций Е.А. Стребелевой [21], что предполагает оценку:

1) принятия задания: согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества выполнения;

2) способ выполнения задания: самостоятельное; выполнение с помощью взрослого и выполнение после обучения;

3) обучаемость и виды помощи: прямой показ, совместное действие, жестовый показ, подражание, по речевой инструкции;

4) заинтересованность ребёнка результатом деятельности: интерес присутствует, интерес отсутствует.

Следует предусматривать и фиксировать реакцию ребёнка на оказываемую помощь и её виды, предлагать задания при постепенном возрастании уровня сложности. В процессе осуществления диагностики могут быть использованы задания на перемещение предметов, соотнесение их по форме, величине и цвету: собери картинку, собери матрёшку,

^ и и и V и м

собери пирамидку, найди такой же, дай такой, покажи такой и т. п. В процессе выполнения заданий ребёнок собирает простейшие постройки из конструктора по образцу или по подражанию, распределяет знакомые предметы по группам, выполняет с ними заданные действия и простейшие счётные операции. При оценке результатов обследования учитывается способ выполнения действий: самостоятельно или при помощи взрослого, обучаемость ребёнка, его реакция на помощь, одобрение и замечание, а также умение ребёнка перенести способ действия в иную ситуацию на иные предметы.

Учитывая, что обследование развития ребёнка в раннем возрасте должно быть комплексным, рекомендуется использовать нейропсихоло-гические и логопедические методы (Т. В. Ахутина, Архипова Е.Ф., Ю. Ра-зенкова, Н.В. Серебрякова, Семенович О.Г. Приходько и др.). Методики нейропсихологического и логопедического обследования позволяет специалисту индивидуально оказывать раннюю психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностическая работа направлена на последовательное решение следующих задач:

1) изучение общего анамнеза в пренатальный, натальный и по-стнатальный период и выявление факторов риска возникновения нарушений в психическом и психофизическом развитии ребёнка;

2) изучение особенностей психофизического развития и выявление отклонений от эпикризного возраста посредством наблюдения и заполнения карт развития ребёнка;

3) изучение особенностей психофизического развития и выявление отклонений от эпикризного возраста посредством специально организованного диагностического обследования.

Для решения этих задач целесообразно пользоваться материалами, матрица использования которых представлена в таблице.

На основании обследования определяется индивидуальный маршрут развития ребёнка и составляется индивидуальная программа психолого-педагогической помощи семье и ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальная программа ранней психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ строится с учетом генезиса, уровня актуального и потенциального развития ребёнка, возрастной сообразности и вариативности, коррекционной направленности психолого-педагогического воздействия, дифференцированности и деятельност-ной ориентированности обучения и воспитания.

В индивидуальной программе ранней психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с оВз должны быть предусмотрены психолого-педагогические условия их развития. Это может быть обеспечено за счёт эмоционального контакта с ребёнком, применения в процессе взаимодействия с ним продуктивных форм взаимодействия, обеспечения социальной ситуации развития и развивающей среды. Также следует предусмотреть комплекс мер, способствующих укреплению и сохранению не только физического и психического, но и социального здоровья ребёнка. Это предполагает чёткое отслеживание хода его развития склонностей, интересов и способностей, компенсаторных возможностей и сохранных функций организма. Специалистам, осуществляющим реализацию индивидуальной программы ранней психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ следует учитывать выделенный в ФГОС дошкольного образования (2013 г.) [22] приоритет задачи становления первичной ценностной ориентации и социализации ребёнка. Согласно ФГОС ДО решение задач развития детей в четырёх образовательных областях (коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития) должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, элементарной трудовой деятельности, конструирования, изобразительной, музыкальной.

Таблица

Методическое обеспечение индивидуализированной психолого-педагогической диагностики развития детей раннего возраста _с ограниченными возможностями здоровья_

Решаемые задачи

Методическое обеспечение решения задачи

Изучение общего анамнеза в пренатальный, на-тальный и постнатальный период и выявление факторов риска возникновения нарушений в психическом и психофизическом развитии ребёнка_

Адаптивная методика изучения общего анамнеза пренатальный, натальный и постнатальный период

Адаптивная методика изучения анамнеза младенцев «группы риска»_

Таблица оценки факторов риска возникновения нарушений в развитии

Характерологические грудных детей

показатели новорожденных и

Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни

Карта оценки психомоторного развития ребёнка от рождения до 12 месяцев_

Карта оценки моторного развития ребёнка от рождения до 12 месяцев_

Карта оценки довербального развития ребёнка от рождения до 12 месяцев_

Изучение особенностей психофизического развития и выявление отклонений от эпикризного возраста

Диагностические показатели развития слуховой функции^_

Нормативы развития общих движений от рождения до трёх лет_

Нормативы развития движений рук от рождения до трёх лет_

Нормативы развития ния до трёх лет

зрительной функции от рожде-

Нормативы развития слуховой функции от рождения до трёх лет_

Нормативы развития невербальных средств общения от рождения до трёх лет_

Нормативы развития вербальных средств общения от рождения до трёх лет_

Нормативы развития дения до трёх лет

познавательной сферы от рож-

Нормативы развития рождения до трёх лет

навыков самообслуживания от

Изучение особенностей психофизического развития и выявление отклонений от эпикризного возраста посредством специально организованного диагностического обследования

Методика психолого-педагогического обследования социального, физического, познавательного, речевого развития ребенка третьего года жизни по Е.А. Стребе-левой

в

При организации помощи детям раннего возраста с ОВЗ следует помнить, что все программы ранней помощи должны быть семейно-центрированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку [19; 20]. Соответственно, основные цели ранней психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ в аспекте помощи семье заключаются в следующем:

• оказание квалифицированной поддержки родителям.

• создание мотивации и условий для непосредственного участия родителей в воспитании, развитии и обучении ребенка.

• организация комфортной семейной среды для развития ребенка.

• формирование адекватных продуктивных отношений между участниками образовательного процесса.

Оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в раннем возрасте, чьё развитие существенно отстаёт от эпикризных сроков, должно соответствовать естественному ходу развития ребёнка в онтогенезе и прежде всего решать задачи нормализации его развития в соответствии с ходом нормативного онтогенеза. В каждом конкретном случае программа будет индивидуальна, но общие правила её конструирования будут общими: продвижение к новому навыку и умению, их стимулирование должно осуществляться с опорой на достигнутые ребёнком умения и навыки.

Для обеспечения индивидуализации ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья у педагога должны быть сформированы компетенции, необходимые для обеспечения позитивной социализации и создания социальной ситуации развития детей, что предполагает: готовность педагогов к обеспечению эмоционального благополучия ребёнка, к организации продуктивного взаимодействия ребёнка с окружающими детьми и взрослыми, создание условий для выбора детьми деятельности, партнеров, средств и материалов. Это позволит выстраивать индивидуализированные, вариативные, дифференцированные образовательные маршруты развития ребёнка раннего возраста, обеспечивающие эффективное функционирование системы ранней помощи и продуктивное сотрудничество педагогов с детьми и семьями.

Таким образом, индивидуализация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья есть процесс, ориентированный на оказание диагностической и кор-рекционно-развивающей помощи, строящейся с учётом современных нормативно-правовых, научных и организационно-педагогических требований, предъявляемых к процессу обследования, взаимодействия с детьми раннего возраста и оказания консультативной поддержки их семьям и родителям, предусматривающей реализацию компетентност-ного подхода при подготовке и повышении квалификации педагогов. Предлагаемый подход ориентирован и выстроен в соответствии с новыми требованиями к качеству педагогического образования, отражёнными

в новых ФГОС дошкольного образования [22], в проекте «Концепции поддержки развития педагогического образования» [14] (2013), в «Профессиональном стандарте педагога» (2013) [15], в «Программе модернизации педагогического образования» (2014-2017 гг.) [13], «Дорожной карте реализации концепции поддержки развития педагогического образования» (2014-2015) [14].

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М., 2006.

2. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 157 с.

3. Баенская Р.Ф., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем: кн. для родителей. - М.: Полиграф сервис, 2002. - 132 с.

4. Денисова О. А., Леханова О. Л. Игры и упражнения для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - 44 с.

5. Кобрина Л.М. Абилитационная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения слуха: учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - СПб.: Наука - Питер, 2005. - 120 с.

6. Кобрина Л.М. Абилитация как условие успешного психомоторного развития ребенка раннего возраста с нарушением слуха // Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям с особыми потребностями в раннем возрасте: сб. науч. и метод. материалов науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. -С. 29-57.

7. Кобрина Л.М. Особенности диагностической и коррекционной работы с неслышащими детьми в условиях интеграции // Рос. оториноларингология. - 2006. -№ 2(21).

8. Кобрина Л.М. Принципы и направления абилитационной работы с детьми раннего возраста с нарушениями слуха / Актуальные проблемы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии : материалы междунар. науч.-практ. конф., 22-24 апр. 2009 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. - С. 136142.

9. Кобрина Л.М. Проблема абилитационной работы с неслышащими детьми раннего возраста: материалы Всерос. конгресса сурдопедагогов. - СПб.: Наука-Питер, 2006. - С. 276-281.

10. Кобрина Л.М., Денисова О.А. Абиллитационная работа с глухими детьми раннего возраста: учеб. - 2-е изд., доп. и испр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. - 156 с.

11. Кобрина Л.М., Денисова О.А., Калинина А.В. Раннее сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (опыт и перспективы) // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - Т. 3. Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 77-21.

12. Кобрина Л.М., Денисова О.А., Калинина А.В. Характеристика абилитационной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - Т. 3. Педагогика. - 2012. - № 2. -С. 42-52.

13. Программа модернизации педагогического образования (2014-2017 гг.)

14. Проект «Концепции поддержки развития педагогического образования» (2013).

15. Профессиональный стандарт педагога (2013).

16. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. - М.: Школьная пресса, 2000. - 156 с.

17. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. - М.: Карапуз, 2011. - 143 с.

18. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: материалы конф. Москва, 18-19 февр. 2003 г. / сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 460 с.

19. Специальная семейная педагогика: учеб. пособие / под ред. В. И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М.: ВЛАДОС, 2009. - С. 60-93.

20. Стребелева Е.А., Мишина Г. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. - М.: Парадигма, 2010. - 70 с.

21. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: пособие для учителя-дефектолога. - М.: Владос, 2010.22. ФГОС дошкольного образования.

23. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: метод. пособие. - М.: Полиграф сервис, 2003.

24. Чистович Л. А, Кожевникова Е.В. Разум, чувства и способности младенца: пособие для любопытных родителей. - СПб.: Петербург - XXI век, 1996. - 138 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.