Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
467
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
словообразование / логопедические занятия / общее недоразвитие речи / дети дошкольного возраста / word formation / speech therapy classes / general underdevelopment of speech / preschool children

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халиманова Марина Сергеевна, Одинокова Наталья Александровна

В данной статье рассматривается проблема преодоления нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обосновывается актуальность выбранной темы. Формулируется цель исследования. Описан порядок и организация практической работы, по результатам проведенной работы дана характеристика процессов словообразования у продиагностированных детей. По результатам диагностики предложена организация и описание логопедических занятий по преодолению нарушений словообразований у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Халиманова Марина Сергеевна, Одинокова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LOGOPEDIC LESSONS ON OVERCOMING SPECIAL FORMATION DISORDERS IN PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL SPEECH IMPAIRMENT

This article is devoted to the problem of overcoming word formation disorders in preschool children with general speech underdevelopment. The relevance of the chosen topic is substantiated. The purpose of the research is formulated. The procedure and organization of practical work are described, based on the results of 85 the work carried out; the characteristics of word formation processes in diagnosed children are given. Based on the results of diagnostics, the organization and description of speech therapy classes to overcome word formation disorders in preschool children with general speech underdevelopment are proposed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 373.2+376.37

DOI 10.38163/978-5-6045317-3-0_2021_84

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Халиманова Марина Сергеевна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ «Детский сад № 499 комбинированного вида «Гнездышко», воспитатель, rybasmarina@mail.ru.

Одинокова Наталья Александровна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт детства, доцент кафедры логопедии и детской речи, odinokova2008@mail.ru.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема преодоления нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обосновывается актуальность выбранной темы. Формулируется цель исследования. Описан порядок и организация практической работы, по результатам проведенной работы дана характеристика процессов словообразования у продиагностированных детей. По результатам диагностики предложена организация и описание логопедических занятий по преодолению нарушений словообразований у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.

Ключевые слова: словообразование, логопедические занятия, общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста.

ORGANIZATION OF LOGOPEDIC LESSONS ON OVERCOMING SPECIAL FORMATION DISORDERS IN PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL SPEECH IMPAIRMENT

Khalimanova Marina Sergeevna.

Russia, Novosibirsk, MSChEI "Kindergarten No. 499 of the combined type" Nest ", educator, rybasmarina@mail.ru.

Odinokova Natalia Alexandrovna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of Childhood, Associate Professor of the Department of Speech Therapy and Children's Speech, odinokova2008@mail.ru.

Abstract. This article is devoted to the problem of overcoming word formation disorders in preschool children with general speech underdevelopment. The relevance of the chosen topic is substantiated. The purpose of the research is formulated. The procedure and organization of practical work are described, based on the results of

the work carried out; the characteristics of word formation processes in diagnosed children are given. Based on the results of diagnostics, the organization and description of speech therapy classes to overcome word formation disorders in preschool children with general speech underdevelopment are proposed.

Key words: word formation, speech therapy classes, general underdevelopment of speech, preschool children.

Для активного, всестороннего и полноценного развития ребенка является выполнение такого условия, как обладание правильной и грамотной речью. Ведь это условие помогает развивающемуся ребенку познавать окружающий мир, тем самым удовлетворить свои познавательные потребности. Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений процессов словообразования. Поскольку умение образовывать новые слова характерно для детей старшего дошкольного возраста, то и в исследовании рассматривается именно эта категория детей. Это обусловлено тем, что изучаемые навыки в данном возрасте являются показательными для готовности к обучению в школе. Можно сказать, что полноценное усвоение грамоты и письменной речи будет невозможным из-за нарушения словообразования, которое будет тормозить развитие связной речи в целом. Практические исследования последнего времени подтверждают повышенный интерес и внимание к словообразованию, так как оно играет важную роль в развитии речевой коммуникации ребенка, формирования предпосылок орфографически правильного письма.

Учитывая большую степень распространенности нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи, актуальным является проблема преодоления нарушений словообразования у данной категории дошкольников с целью анализа теоретических обоснований причин возникновения, обоснования методик выявления нарушений для дальнейшей разработки организации и содержания логопедического воздействия, направленного на преодоление выявленных нарушений.

Цель исследования - разработка и описание организации логопедических занятий по преодолению нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Исследовательская работа была проведена с детьми старшего дошкольного возраста на базе МОУ д/с комбинированного вида «Колосок» р. п. Краснообск. К участию в исследовании было привлечено 10 детей с общим недоразвитием речи, в возрасте от 5 до 6 лет логопедической группы. В личных делах детей, принимающих участие в эксперименте, имелось заключение психолого-медико-педагогической комиссии, где отмечено наличие у детей общего недоразвития речи. По классификации Р.Е. Левиной третий уровень речевого недоразвития [3].

В основу диагностического исследования легла методика, предложенная авторами: Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой [2]. В применяемой методике достаточно подробно представлены стимульные материалы для

диагностического исследования, методика отвечает задачам практической работы, а также предполагает индивидуальную работу с каждым ребёнком группы с использованием диагностических тестов М.М. Алексеевой, В.И. Ляминой [1]. Подобранный комплекс диагностических заданий данных авторов позволил изучить уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выявить и определить трудности у данной группы детей.

Проведя диагностику и подсчитав количество баллов каждого ребенка по всем заданиям, отмечено, что все дети имеют низкий уровень развития словообразования, который характеризуется несформированностью процессов словообразования. То есть, допущено много ошибок, а именно, отсутствие навыка правильного называния животных и их детенышей в ед. и мн. числе, употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребления наименования предметов посуды и образовывать наименования этих предметов с суффиксом ниц, плохо развито языковое чутье, нарушено восприятие и понимание словообразовательных форм, сложности в критическом оценивании речи, недостаточно сформирован навык находить ошибки в употреблении способов словообразования, образовывать слова: с помощью слияния двух основ, путем перехода слов из одного грамматического класса в другой. При выполнении заданий испытуемыми допускались грубые ошибки. Особые затруднения у них возникали при употреблении в речи существительных с суффиксами. Выполняя, задание они не проявляли большого интереса, не пытались исправить собственные ошибки. Некоторые дети не сразу смогли приступить к заданию. Часть детей объясняло своё молчание так: «Я не знаю», «Я не помню» или «Забыл». Большая часть детей, выполняли задания, но только после неоднократного демонстрирования образца, повторения задания. В общем, дети показавшие низкий результат с затруднением исправляли допущенные ошибки, самостоятельно не могли справиться с заданием, повторные инструкции были неэффективны. Как видно из количественных и качественных характеристик проведённых исследований, уровень словообразовательной стороны речи изучаемой категории детей остаётся достаточно низким. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо проводить систематические занятия по формированию и развитию данного процесса для дальнейшего полноценного и гармоничного развития детей. Полученные результаты послужили основанием разработать и описать организацию логопедических занятий по преодолению выявленных нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

За основу взяты материалы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, которые выделяют три этапа логопедической работы по преодолению нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи:

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Авторы обращают внимание на необходимость учитывать в работе с детьми продуктивность словообразовательных моделей: от более продуктивных к менее продуктивным. Среди основных форм проведения логопедических занятий выделяются: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная. График проведения составляется совместно с воспитателями. Индивидуальные традиционно проводятся от 2-х. до 4-х раз в неделю, в зависимости от наличия нарушений и трудностей ребенка. Время, отводимое на занятия, согласуется с указанием данных в программе воспитания и обучения, по которой работает группа, учитывающей возраст детей. Комплектация групп осуществляется логопедом по речевому нарушению обучающихся, его однородности. Организация логопедического занятия разрабатывается с учетом поставленных задач, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Примерные задачи логопедического занятия

Образовательные - учить характеризовать предмет по нескольким признакам; - упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - упражнять в образовании множественного числа существительных в родительном падеже; - учить самостоятельно находить и исправлять ошибки в неправильных словоформах; - упражнять в образовании слов с помощью двух основ; - учить образовывать слова путем перехода из одного грамматического класса в другой.

Коррекционно-развивающие - развивать словообразовательные умения; - развивать зрительное внимание, анализ и синтез; - развивать фонематический слух; - развивать мелкую моторику; - развивать связную речь.

В оспитательные - формировать положительную установку на участие в занятии; - формировать любознательность к окружающим предметам; - повышать уровень познавательной активности; - воспитывать усидчивость.

Также в план организации логопедических занятий вошли специально подобранные игры и упражнения, который состоит из 3-х этапов:

Подготовительный этап. Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Основной этап. Цель: познакомить с основными правилами словообразования на основе ориентировочно-исследовательской деятельности детей. На этом этапе важно научить детей, ориентироваться в структуре слов,

на основе таких критериев, как длина слогового контура и звукового сходства (похожесть по звучанию) пар родственных слов.

Заключительный этап. Цель: закрепление навыков осознанного образования производных слов.

Таким образом, с учетом теоретического анализа психолого-педагогической и специальной литературы и полученных результатов практического исследования была разработана и описана организация логопедических занятий по преодолению нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предложена система дидактических игр и упражнений, которая может применяться на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях. Для большей замотивированности детей на занятиях рекомендуется использование квест-схем («живого» квеста, квеста-проекта, веб-квеста). Сами же задания и игровые упражнения по преодолению нарушений словообразования с учетом изучаемой тематики предлагается оформить в форме тематических лэпбуков.

Библиографический список.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - Москва: Академия, 2000. - 400 с.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - Санкт-Петербург: Союз, 1999. - 160 с.

3. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей. - Москва: АРКТИ, 2005. -224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.