Н.С. Радевская, Т.А. Антонова, А.В. Радевский
(Санкт-Петербург)
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
ORGANIZING SUMMER CHILDREN'S HEALTH RECREATION IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL EDUCATION PROJECT
В статье описывается опыт внедрения программы профильной кадетской смены детского оздоровительного лагеря на базе школы, позволяющей соприкоснуться с историей, культурой и достижениями своего Отечества, пробуждающей интерес к истории кадетства в России. Ключевые слова: Программа профильной кадетской смены, детский оздоровительный лагерь, исторические ценности, патриотическое, нравственное воспитание.
The article describes the experience of introducing a program of profile cadet shift for a children's recreation camp on the basis of a school that allows to get in touch with the history, culture and achievements of Motherland, arousing interest in the history of cadetism in Russia. Key words: : Program of specialized cadet shift, children's recreation camp, historical values, patriotic, moral education.
С 2019 года в России реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». Он направлен на развитие дополнительного образования, выявление, сопровождение и поддержку одаренных детей, самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся [3].
Предполагается, что каждый ребенок в любом общеобразовательном учреждении должен получить опыт успешных дел, задумок, проектов. Лето - это именно та пора, когда мы, педагоги, можем «сделать жизнь ребенка», полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, научить детей петь, танцевать, играть в различные интеллектуальные или в спортивные игры, с пользой провести свободное время, способствуя развитию творческих способностей и совершенствованию возможностей ребенка, воспитанию в нем лучших качеств.
Современное определение понятия летнего детского учреждения как «детского оздоровительно-образовательного учреждения» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 15, п. 2) объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского отдыха (детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров и т.д.) [5].
Одной из проблем общества и школы является сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательном процессе и во внеурочное время. Объединив эти два направления деятельности, мы видим возможности формирования гражданских,
патриотических качеств у молодежи через систему летнего оздоровительного отдыха для детей и подростков на базе ОУ организацию профильных смен военно-патриотической направленности.
В соответствии с задачами, поставленными национальным проектом «Образование», сегодня становится необходимым условием создание образовательной среды, предоставляющей возможность повышения уровня гражданского и патриотического воспитания молодого поколения, воспитания личности гражданина, способного встать на защиту интересов своей Родины, занимать активную жизненную позицию и влиять на развитие общества.
По мнению Т.В. Перегудовой, педагогическая модель по патриотическому воспитанию старшеклассников в детском оздоровительном лагере состоит из взаимосвязанных элементов: социального заказа общества, концептуального блока (цель, задачи, факторы, принципы и социально-культурные условия), организационно-деятельност-ного блока (функции, виды деятельности старшеклассников, содержание, средства, формы и методы), критериально-результативного блока (критерии, показатели и уровни сформированности патриотических качеств), при интеграции которых повышается эффективность патриотического воспитания старшеклассников [4].
Поставленные перед школой задачи стали основанием для разработки и принятия программы профильной кадетской смены детского оздоровительного лагеря на базе школы, позволяющей соприкоснуться с историей, культурой и достижениями своего Отечества, таким образом, ориентированной на практическое воплощение в жизнь гуманистических ценностей, на формирование у детей и подростков активной гражданской позиции и их социализацию, направленную на пробуждение интереса к истории кадетства в России, уважительное отношение к его историческим ценностям, на патриотическое, нравственное воспитание, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.
Приоритеты в соответствии с программой кадетской смены отдаются духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному и гражданско-патриотическому направлениям.
Кадетская смена летнего оздоровительного лагеря на базе школы становится тем местом, где дети и подростки в течение смены приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни в естественной природной среде, где отдых, развлечения и всевозможные хобби дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, приобрести новый социальный опыт.
Мы убеждены, что реализация программы профильной (кадетской) смены через систему организации отдыха и оздоровления кадетов будет более эффективно решать проблемы профилактики детской безнадзорности и других социальных проблем, оказывать помощь семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
На идее служения Отечеству, на общечеловеческих ценностях и нравственных нормах, в атмосфере братства и взаимопомощи будет воспитываться новое патриотически-настроенное, высококультурное поколение молодых людей.
Таким образом, главным в летней работе школы по организации отдыха детей становится, бесспорно, создание Единого пространства оздоровительной и воспитательной работы, потому что для каждого ребенка важны:
• возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности;
• распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
• моделирование и создание ситуации успеха при общении детей и взрослых;
• ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Чтобы отдых в лагере приблизить к детским ожиданиям, надо окунуться самим в детские воспоминания, и тогда организованный нами досуг будет с интересом принят детьми.
Профессия педагога - это единственная профессия, которая дает возможность никогда не расставаться с детством, быть всегда молодым, задорным, пробовать раскрывать в себе разные компетенции, реа-лизовывать свои актерские способности, пробовать быть литератором, спортсменом, романтиком, добрым волшебником, фантазером... Именно летние каникулы способствуют реализации творческого и спортивного запала каждого, кто связал свою жизнь со школой.
Среди форм работы, которые активно и успешно используются в работе профильного лагеря, которые принимаются детьми, выделим в первую очередь традиционные формы, интересные для детей во все времена, - это Игры, Конкурсы, Викторины, Эстафеты, КВНы, Праздники, Развлекательные программы, Турниры, Походы, Библиотечный час, Посещения музея, Просмотр военно-патриотических фильмов и анализ их, Чтение книги, Соревнования, Эстафеты, Трудовой десант.
Но вместе с тем очевидно, что сегодня в воспитание должны входить и социализация, и адаптация ребенка к условиям взрослой жизни, и разумное отношение к своему здоровью, и взращивание гражданской позиции, и коммуникативные навыки, и множество иных компетенций, необходимых современному человеку.
Новые методики воспитания подрастающего поколения сегодня необходимы и должны быть устремлены на формирование и развитие новой личности. Воспитывая ребенка, нужно иметь в виду, что он активный и живой и в большей степени сам решает свои задачи. Мы хотим, чтобы ребенок учился у нас или учился сам, а у ребенка в это время свои дела и интересы, своя жизнь. Насколько мы сможем вклиниться в его жизнь, осуществить то, что хотим мы, сделать так, чтобы он учился? Каким образом мы можем этому способствовать?
Основной упор нашей системы воспитательной работы направлен на развитие свободных, неповторимых и самостоятельных личностей. Вся система воспитательной работы детского оздоровительного лагеря
должна быть ориентирована на сохранение наших наследий, обычаев, традиций и общечеловеческих ценностей.
Представляем новые формы работы из нашего опыта организации летних лагерей, которые использовали в своей работе.
• Это организация детских вебина-ров, например про космос: он способствует расширению представления ребят о космосе, космонавтике, воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса, расширению кругозора о людях разных профессий.
• Новой формой стала и работа детей в школьной телестудии. Это видеосъемки и фотосъемки.
• Творческие и поэтические гостиные (приуроченные к Году театра) также стоит отнести к новым формам деятельности в лагере: квест-игры, шоу-программы, которые проводили педагоги из школы искусств.
• Детские мастер-классы и творческие мастерские, которые придумывали, готовили и проводили сами дети, конечно же, под руководством вожатых-воспитателей.
• Флешмоб - новая и очень популярная и любимая форма деятельности среди детей и подростков. Дети с большим удовольствием повторяют за ведущим вожатым действия, получается весело, смешно, зажигательно.
Если в школе много молодых и активных педагогов-вожатых, то они с легкостью создадут методический проект «Азбука форм работы в летних лагерях», среди которых будут как новые формы работы, так и проверенные временем: например, буква А - АКЦИЯ (новая форма работы, в которой активно любят участвовать дети). В лагере могут быть организованы разные акции, одна из которых «Экскурсия ветеранам». Дети готовят маленькую экскурсию для ветеранов в школьном музее (при наличии музея). Акция «Стихи и песни о войне», посвященная памятной дате начала Великой Отечественной войны
Б - пропустим эту букву.
В - ВИКТОРИНА на знания кадетского движения или ВЕЧЕР у костра (Вечер бар-
довской песни», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн).
Г - оставим букву на потом.
Д - ДИСПУТ Например, в лагере «Содружество» проводился диспут о патриотизме, где основными понятиями были: любовь к родине, толерантность, ответственность, отвага. Диспут предполагал предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение.
Необходимо учить детей проведению диспута, высказыванию своей точки зрения и уважению чужой точки зрения.
З - ЗАЩИТА ПРОЕКТА. В лагере «Содружество» работа по защите проектов была построена следующим образом:
■ формировались проектные группы;
■ шла подготовка к защите (выбор способа представления проекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступления);
■ организовывалась сама защита (сообщения проектных групп, обсуждение);
■ затем жюри проводило оценку проектов и подведение итогов.
Творческими проектными пробами в лагере «Содружество», подготовленными детьми вместе с воспитателями, стали такие работы, как «Никто не забыт - ничто не забыто», «Проект символики лагеря», «История малой родины» и др.
К - КОНКУРС и т.д.
Перепрыгнув через несколько букв, остановимся сейчас на букве Ф. ФЕСТИВАЛЬ - массовое празднество, предпола-
гающее смотр лучших работ, достижений в каком-то виде деятельности (театральный фестиваль, фестиваль юмора и пр.). В нашем лагере проводился театральный фестиваль, проходивший на базе Дома культуры поселка, приуроченный к Году театра.
Э - ЭКСКУРСИЯ - групповое очное или даже заочное посещение достопримечательного места с образовательной целью (экскурсия в музей, на предприятие и пр.).
Материалы для проведения экскурсии воспитатели старались готовить вместе с детьми, обучая их и мастерству экскурсоводов.
Вышеперечисленные формы творческой деятельности стали основой нашего опыта по организации работы профильной смены лагеря, таких видов досуга, как развлечение, отдых, самообразование, творчество, общение.
Несмотря на то, что XXI век насыщен разнообразными видами внешкольной деятельности, каждый ребенок внутренне ощущает потребность в общении со сверстниками. Поэтому главной задачей для организаторов летнего отдыха детей на базе школы становится не только выбор форм работы, но и поиск и применение методов работы, которые могли бы мотивировать детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на то, что отдых в лагере - это возможность интересно провести время, обязательно научиться чему-то новому, приобщиться к спорту, к здоровому образу жизни, получить незабываемые впечатления.
Литература
1. ДанилюкА.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
2. Монахова Л.Ю. Единая информационно-образовательная среда «национальная платформа открытого образования» // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / сост. Е.В. Иванов. - СПб., 2017. - С. 59-63.
3. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mmc.vega-int.ru/files/ strategiya_ vospitaniya_2025.pdf (дата обращения: 24.11.2019).
4. Перегудова Т.В. Модель педагогической работы по патриотическому воспитанию старшеклассников в детском оздоровительном лагере // Вестник МГУКИ. - 2015. - № 3 (65). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/model-pedagogicheskoy-raboty-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-starsheklassnikov-v-detskom-ozdorovitelnom-lagere (дата обращения: 24.11.2019).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года - URL: http://zakon-ob-obrazovanii. ru (дата обращения: 24.11.2019).