Научная статья на тему 'Журналистские профильные смены как инструмент формирования медиаграмотности подростков'

Журналистские профильные смены как инструмент формирования медиаграмотности подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиасреда
Область наук
Ключевые слова
МЕДАГРАМОТНОСТЬ / ПРОФИЛЬНЫЕ СМЕНЫ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фенчин Сергей Владимирович

В статье рассматривается роль профильных смен в формировании профессиональных умений и навыков у подростков. Автором проводится анализ городских профильных смен, выявлены их сильные и слабые стороны, как профориентационных проектов. Происходит осмысление журналистских смен как инструмента формирования медиаграмотности у подростков с учетом особенностей физиологического и психологического развития и интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналистские профильные смены как инструмент формирования медиаграмотности подростков»

7. Treumann, K. P., Sander, U. und Meister, D., Medienhandeln Jugendlicher. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 2007. - 808 р.

8. Zeiger, S. List of Core Competencies for educator [Электронный ресурс] / S. Zeiger. - URL: https://work.chron.com/list-core-competencies-educators-8916.html (дата обращения: 15.11.2019). - Загл. с экрана.

Троянская Светлана Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета.

Электронная почта: svetatroya@ mail.ru

Хазиева Диана Юрьевна - студент Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета.

Электронная почта: hazieva_diana-1997@mail.ru

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10221 С. В. Фенчин

Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск (Россия)

ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОФИЛЬНЫЕ СМЕНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается роль профильных смен в формировании профессиональных умений и навыков у подростков. Автором проводится анализ городских профильных смен, выявлены их сильные и слабые стороны, как профориентационных проектов. Происходит осмысление журналистских смен как инструмента формирования медиаграмотности у подростков с учетом особенностей физиологического и психологического развития и интересов.

Ключевые слова: медаграмотность, профильные смены, профориентация

В связи с развитием технологического прогресса и ускорением темпов жизни (в том числе и профессиональной) современные подростки все чаще стараются овладеть какими-либо профессиональными умениями и навыками еще в школе. Они чувствуют растущий уровень конкуренции на профессиональном рынке и хотят соответствовать запросам современных работодателей. Для этого образовательным учреждениям необходимо не только дать подросткам полноценное и качественное образование, но и предоставить возможность овладеть представлениями о профессиях и попробовать себя в самых разнообразных сферах деятельности [4. С. 130].

Благодаря формированию стойкого интереса подростков к профессиональной деятельности профориентационные проекты и мероприятия в России все больше развиваются, приобретая новые формы и расширяя виды деятельности. В энциклопедии по социологии дается следующее определение профориентации: «Процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией» [10].

Говоря о профориентации, разумеется, нельзя утверждать, что профессиональные навыки в любой деятельности можно получить, еще будучи учеником средней или старшей школы. Есть ряд профессий, навыки в которых могут быть получены только при

тщательном изучении теоретических материалов - например, медицина. Не все студенты-медики могут быть допущены к профессиональной деятельности на первом-втором курсах, не говоря об учащихся школы. Но есть и такие профессии, овладение которыми не требует тщательного изучения большого массива теоретической информации и не предполагает непосредственного несения ответственности в процессе профессиональной деятельности. Одна из таких профессий - журналист.

В основе журналистской деятельности лежит умение добывать и обрабатывать информацию, и эта работа может выполняться школьниками. Почти во всех современных образовательных учреждениях сегодня есть свои пресс-центры, медиахолдинги, телевизионные и радиостудии. Эти объединения позволяют детям овладеть профессиональными умениями и навыками, выполняя профориентационную функцию.

Вопросы профориентации старшеклассников поднимает множество исследователей. Среди них такие, как Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, которые высказываются об истории и роли психологии труда в истории [5. С. 370], [11. С. 16-24.], Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер, высказывающиеся о технологиях и методиках проведения пробных профессиональных занятий, психологических аспектах профориентации школьников и т. д. [9. С. 28-31].

Как правило, профориентация в России представлена кружками, студиями, конкурсами, профильными классами и различными проектами. В последнее время широкое распространение получают и профильные смены.

Профильные лагеря (юных техников, туристов, археологов, физиков т. д.) не новое явление для нашей страны. Они развивались еще в Советском Союзе, с 70-х годов прошлого века [1. С. 20]. Под профильной сменой исследователи понимают «форму образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимую как смену юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимнюю и летнюю профильные школы по различным видам детского творчества и т. п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников» [8] Профильные смены подразумевают проведение большого количества занятий, мастер-классов, творческих и встреч, и, нередко, содержат соревновательный момент: выполнение заданий, подготовка проектов. Подготавливается смена, как правило, специалистами в определенной области, поскольку именно представитель конкретной профессии может составить необходимую образовательную программу, которая предоставит участникам смены возможность полноценно овладеть представлениями о той или иной деятельности. Также профильные смены менее сложны для организации, чем обычные смены в оздоровительных лагерях - во время профильного заезда участники уже знакомы между собой, готовы к активной деятельности, что значительно облегчает работу организаторам [2. С. 14-20].

В Новосибирске и области смены по журналистике проводятся в рамках РДШ (Российское движение школьников) городским центром информатизации «Эгида» и новосибирским филиалом ВГТРК - «ГТРК Новосибирск». В статье мы остановимся на сменах «МедиаЛето» и «МедиаОсень» и профильной смене по журналистике от ГТРК «Новосибирск».

«МедиаЛето» и «МедиаОсень» (далее - «МедиаЛагерь») - городские профильные смены по журналистике от городского центра информатизации «Эгида» при участии кафедры журналистики Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета (ИФМИП НГПУ). Смены проводится с 2017 года, летом и осенью, а принять участие в них могут учащиеся новосибирских образовательных учреждений - школы, гимназии, лицеи и т. д. Продолжительность лагеря - 5 дней, включая день заезда и день отъезда, образовательная

программа ежегодно меняется - это, пожалуй, главный плюс смены, который позволяет привлекать к участию и «новеньких» детей, и тех, кто еще не принимал участие в интенсиве. Еще одно значимое достоинство проекта заключается в том, что смена полностью обеспечивает себя не только образовательной программой, но и разработками по организации досуга детей в течение заезда, а также педагогическим составом -вожатыми и тьюторами, которые набираются из числа студентов направления подготовки «Журналистика» ИФМИП НГПУ и проходят обязательную школу подготовки вожатых (ТТ111В) с учетом всех сложностей и нюансов, характерных для конкретной смены.

В России достаточно хорошо развита система летних оздоровительных центров и лагерей - в условиях конкуренции каждый организатор стремится придумать что-то новое и интересное, чтобы привлечь «клиента» (в данном случае - ребенка) именно в свой лагерь и получить желаемую прибыль. Профильные смены финансируются в основном образовательными организациями и в большинстве случаев требуют от родителей незначительных финансовых вложений. Зачастую отсутствие необходимости привлекать клиентов приводит к тому, что профильные смены организуются недостаточно качественно, в результате чего теряется мотивация к росту у организаторов: страдает образовательная программа, направленная только на создание какого-либо проекта, собственная досуговая программа, как правило, отсутствует, - профильная смена рассчитывает на помощь педсостава лагеря, предоставляющего территорию и помещения в аренду. Лагеря и центры детского отдыха выполняют работу без особого энтузиазма (в силу того, что получают меньше финансирования от профильных смен). Как правило, большого значения этим минусам организаторами не придается. Но это влияет не только на ощущения ребенка от смены, но и на его отношение к образовательной программе профильного лагеря.

Как правило, интенсивность профильной смены в детском лагере очень высока: например, в рамках «МедиаЛагеря» в течение трех дней проводится до 20 мастер-классов, что связано с необходимостью обучить детей основам работы с информацией - от поиска до обработки и презентации в разных форматах. При такой интенсивной нагрузке у детей могут возникнуть проблемы с психосоматическим здоровьем, что, разумеется, повлияет на усвоение знаний [6. С. 51-53], [7. С. 294-296]. Как и в школе, в профильном лагере чередование учебы и отдыха необходимо, чтобы сохранить работоспособность участников смены на высоком уровне и помочь прочному усвоению материала [3. С. 90.]. Благодаря грамотно составленной программе лагеря, где есть время и на образование, и на отдых, и на досуг, можно обеспечить не только высокий уровень овладения участниками смены профессиональных умений и навыков, но и получить большую лояльность детей, и, как следствие, увеличить количество участников и повысить интерес к конкретной профессиональной деятельности.

Именно по этой причине организаторам профильных смен не стоит забывать о такой важной части смены, как досуговая программа. В «МедиаЛагере» досуговая программа представлена наличием обязательной тематики (чтобы усилить интерес детей к смене), концертов и конкурсно-развлекательных программ, квестов, шоу, кинопросмотров и обязательных вечерних активностей - от «Книжного клуба» до «Йога-лофта», на которых дети могут успокоиться после эмоционального дня, освоить новые, интересные виды хобби и провести время в спокойной, творческой обстановке. Поскольку образовательная программа начинается в 10.15 утра и заканчивается в 18.00, в середине дня у ребят есть время (около получаса) поучаствовать в какой-либо развлекательной акции («Сиеста» в 13:30), устроить фотоквест или отдых на траве (летом), а также игру в снежки (осенью, в ноябре) вместе с вожатыми на территории лагеря.

Постоянная смена образовательной программы и высокая лояльность участников по отношению к проекту дают хороший образовательный эффект: дети не только овладевают необходимыми профессиональными навыками, но и укрепляют их, посещая другие

смены «МедиаЛагеря». В течение трех образовательных дней (исключая дни заезда, которые отводятся для развлекательной программы) участники смены посещают мастер-классы от известных журналистов Новосибирска и Новосибирской области, принимают участие в пресс-конференциях с представителями сферы, к которой имеет отношение образовательная программа (в 2019 году тема «МедиаЛета» звучала как «Социальное проектирование в масс-медиа», а спикерами пресс-конференции стали представители НКО Новосибирска). Проверка освоения профессиональных навыков проверяется с помощью разработанных детьми проектов: в начале заезда они выбирают тему проекта, а к третьему образовательному дню должны представить уже готовый информационный продукт. Подобный формат позволяет задействовать в работе каждого ребенка из команды (в одной команде от 10 до 15 человек) и гарантировать профессиональное развитие каждому участнику, а, значит, и способных к грамотной работе с информацией учащихся образовательных учреждений города.

Сегодня не только образовательные учреждения проводят профильные смены для осуществления профориентационной деятельности. Все больше крупный компаний, деятельность которых позволяет осуществлять раннее профессиональное развитие подростков, открывают свои школы и профессиональные лагеря. Одно из таких учреждений - новосибирский филиал ВГТРК «ГТРК «Новосибирск».

При «ГТРК «Новосибирск» существует «Сибирская школа кино и телевидения» (далее - «Школа»), которая позволяет молодежи получить качественную подготовку в области телевизионной журналистики: занятия посвящены работе корреспондента, ведущего информационных программ, в «Школе» существует и профильная смена, которая длится 21 день и проходит в июле. Главное отличие от городских смен, организующихся образовательными учреждениями, - смена полностью платная и не предполагает выезда детей в лагерь, а проводится на территории ГТРК «Новосибирск».

Темп у этой смены несколько ниже - в день проводится около 3-4 мастер-классов, поскольку день длится с 10 до 17-18.00, а сама смена длится три недели (с двумя выходными днями в субботу и воскресенье). Смену можно назвать максимально профессиональной, поскольку занятия для участников ведут сотрудники телестудии, а также у детей есть возможность выезжать на съемки информационных сюжетов совместно со съемочной группой. Образовательная программа также захватывает все сферы журналистики -от печати до социальных медиа, однако проект всегда выполняется один: разработка и организация ток-шоу (это связано с тем, что смена проводится на телевизионной студии и больший упор делается на обучение телевизионной деятельности). Также дети могут создавать собственные телевизионные сюжеты, которые обязательно получают обратную связь от корреспондентов ГТРК, что помогает им приобретать и оттачивать навыки телевизионных журналистов.

Место проведения смены одновременно является и плюсом и минусом проекта: участникам смены не рекомендуется шуметь во время рабочего дня, а территория не предполагает мест для активных игр. Но в то же время профильная смена на телевизионной студии позволяет максимально качественно сформировать профессиональные умения и навыки участников.

Эта смена, как и «МедиаЛагерь», состоит не только из образовательной части, но и включает досуговую программу: каждый день с 15:00 до 18:00 для участников проходят квесты, вечерние шоу, фестивали трейлеров, снятых ребятами по заданию в течение дня. 8 день смены посвящен отдыху и участники посещают известные места города с экскурсиями. Летом 2019 года ребят вывозили в Новосибирский зоопарк, где они могли хорошо провести время и узнать много нового о природе и биоразнообразии в мире. Поскольку участие в смене принимают не только дети из Новосибирска, подобные экскурсии - отличная возможность узнать город изнутри.

Также в рамках образовательной программы предусматриваются поездки в учреждения-партнеры ГТРК «Новосибирск» - ПАО «Сбербанк», Яндекс, Зарплата.ру и другие. Встреча со специалистами из других сфер позволяет участникам смены овладеть представлениями о разных профессиях и местах работы.

У профильной смены «Школы» также существует Школа подготовки вожатых, которую обязательно проходят студенты направления подготовки «Журналистика» ИФМИП НГПУ. В течение смены они работают не только как вожатые, помогая участникам с подготовкой проекта и с организацией досуга, но и как корреспонденты-практиканты, выезжая на съемки вместе со съемочными группами ГТРК для написания параллельных телевизионных сюжетов. Как и участники смены, вожатые получают обратную связь от директора «Школы», чтобы иметь возможность исправить ошибки и недочеты и получить представление о работе телевизионного журналиста.

Профильные смены «МедиаЛето», «МедиаОсень» и «Сибирской школы кино и телевидения» имеют разную направленность и особенности организации, но в основе обоих проектов лежит понимание необходимости совмещения образовательной и досуговой программ для более качественного овладения участниками представлений о профессии и профессиональных навыков. Невозможно качественно обучить детей основам какой-либо деятельности без учета их психологических и физиологических особенностей, и не принимая во внимания современный уровень развития детских оздоровительных лагерей. Привыкая к форматам оздоровительных смен, дети ждут, что профильные станут такими же интересными и активными и позволят им развить коммуникативные навыки, обрести новых друзей и хорошо провести время.

Таким образом, профильные смены по журналистике могут быть отличным способом не только формирования медиаграмотности подростков, но и развития профессионального журналистского сообщества среди юнкоров. Но для качественного осуществления профориентации организаторам профильных смен необходимо быть самостоятельными при разработке образовательных программ, добавлять досуговые мероприятия и готовить педагогический состав с учетом особенностей проведения профильного лагеря.

Список литературы

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М. : Просвещение, 2011.

2. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - №№ 11. - С. 14-20.

3. Калюжная, Р. А. Физиология и патология сердечнососудистой системы детей и подростков [Текст] / Р. А. Калюжная. - М. : Медицина, 1973. - С. 90.

4. Климов, Е. А. Как выбирать профессию [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990.

5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

6. Либина, И. И., Корденко, А. Н., Ушаков, И. Б. Влияние факторов учебной среды на физиологические показатели у подростков разного пола и возраста [Текст] / И. И. Либина, А. Н. Корденко, И. Б. Ушаков // Экология человека. - 2004. - № 5. -С. 51-53.

7. Назаров, В. А., Даначева, М. Н., Глебов, В. В. Школьное образование, образ жизни и здоровье учащихся в современной России [Текст] / В. А. Назаров, М. Н. Даначева, В. В. Глебов // Экология: синтез естественно-научного, технического и гуманитарного знания : материалы III Всерос. науч.-практ. форума. - Саратов, 2012. - С. 294-296.

8. Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 № 2688 (ред. от 28.06.2002) «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/901798472 (дата обращения: 02.09.2019). - Загл. с экрана.

9. Родичев, Н. Ф. Поляризация воздействующих и помогающих отношений -тенденция развития профессиональной ориентации [Текст] / Н. Ф. Родичев // Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодёжи: теория и практика : сб. науч. ст. / под общ. ред. С. Н. Чистяковой. - СПб. : ФГНУ ИПО ОВ РАО, 2012 - С.28-31.

10. Терещенко, О. В. Социология: Энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://sociology_encyclopedy.academic.ru/859 (дата обращения: 18.02.2019). - Загл. с экрана.

11. Чистякова, С. Н. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования [Текст] / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Педагогика. - 2012 - № 9 - С. 16-24.

Фенчин Сергей Владимирович - студент направления подготовки «Журналистика» Новосибирского государственного педагогического университета, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ им. В. Дубинина.

Электронная почта: sergfenchen@gmail.com

Научный руководитель: Агамян Елена Юрьевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета, начальник службы информационных программ ВГТРК ГТРК «Новосибирск».

КОНФЕРЕНЦИЯ-РАФТИНГ «МЕДИАСРЕДА-2019»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.