Научная статья на тему 'Организация культурно-массовой деятельности молодежи в городе'

Организация культурно-массовой деятельности молодежи в городе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2447
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ВКЛЮЧЕННОСТЬ / УЧАСТИЕ / ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / ВЛИЯНИЕ / СТЕПЕНЬ / CULTURAL AND RECREATIONAL ACTIVITIES / ORGANIZATION OF CULTURAL AND MASS ACTIVITIES / YOUTH / INVOLVEMENT / PARTICIPATION / INTEREST / INFLUENCE / DEGREE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усиченко Е. Д.

В данной статье рассматриваются такие понятия, как «культурно-досуговая деятельность», «организация культурно-массовой деятельности», приводятся основные задачи культурно-досуговой деятельности в обобщенном виде выраженные черезфункции, факторы влияния, формы культурно-массовой деятельности, государственные и городские структуры, занимающиеся организацией культурно-массовой деятельности. Приводятся результаты проведенного среди студентов авторского исследования, которое позволило выявить уровень включенности молодых людей в культурно-массовую жизнь города Белгорода, а также оценку организации мероприятий в городе. Описываются некоторые рекомендации, направленные на решение выявленных по итогам анализа исследования проблем. Данные рекомендация направлены на повышениеуровня заинтересованности и продуктивности молодых людей в системе культурно-досуговых мероприятий и адресованы, прежде всего, административным структурам города Белгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural organization of youth activities in the city

In this article, such concepts as "cultural and recreational activities", "organization of cultural mass activity" are considered, the main tasks of cultural and recreational activities are summarized through functions, influence factors, forms of cultural activity, state and city structures, Engaged in the organization of cultural and mass activities. Results of the author's research conducted among the students are presented, which allowed to reveal the level of involvement of young people in the cultural and mass life of the city of Belgorod, as well as the evaluation of the organization of events in the city. Some recommendations are described aimed at solving the problems identified in the analysis of the study. These recommendations are aimed at increasing the level of interest and productivity of young people in the system of cultural and recreational activities and are addressed primarily to the administrative structures of the city of Belgorod.

Текст научной работы на тему «Организация культурно-массовой деятельности молодежи в городе»

Организация культурно-массовой деятельности молодежи в городе Cultural organization of youth activities in the city

Усиченко Е.Д.

студентка 2 курса, Института Управления кафедры социологии и организации работы с молодежью,

НИУ «БелГУ»,

Россия, г. Белгород e-mail: eusichenko@bk. ru

Usichenko Ye. D.

2-year student, Institute of Management Department of Sociology and Organization of Work with Youth,

NR U «Belgorod State University», Russia, Belgorod e-mail: eusichenko@bk. ru

Научный руководитель Кисиленко А.В.

старший преподаватель кафедры социологии и организации работы с молодежью

НИУ «БелГУ»,

Россия, г. Белгород e-mail: kisilenko@bsu. edu.ru

Scientific adviser Kisilenko A. V.

Senior Lecturer

Department of Sociology and Organization of Work with Youth

NR U «Belgorod State University», Russia, Belgorod e-mail: kisilenko@bsu. edu. ru

Аннотация.

В данной статье рассматриваются такие понятия, как «культурно-досуговая деятельность», «организация культурно-массовой деятельности», приводятся основные задачи культурно-досуговой деятельности в обобщенном виде выраженные черезфункции, факторы влияния, формы культурно-массовой деятельности, государственные и городские структуры, занимающиеся организацией культурно-массовой деятельности. Приводятся результаты проведенного среди студентов авторского исследования, которое позволило выявить уровень включенности молодых людей в культурно-массовую жизнь города Белгорода, а также оценку организации мероприятий в городе. Описываются некоторые рекомендации, направленные на решение выявленных по итогам анализа исследования проблем. Данные рекомендация направлены на повышениеуровня заинтересованности и продуктивности молодых людей в системе культурно-досуговых мероприятий и адресованы, прежде всего, административным структурам города Белгорода.

Annotation.

In this article, such concepts as "cultural and recreational activities", "organization of cultural mass activity" are considered, the main tasks of cultural and recreational activities are summarized through functions, influence factors, forms of cultural activity, state and city structures , Engaged in the organization of cultural and mass activities. Results of the author's research conducted among the students are presented, which allowed to reveal the level of involvement of young people in the cultural and mass life of the city of Belgorod, as well as the evaluation of the organization of events in the city. Some recommendations are described aimed at solving the problems identified in the analysis of the study.

46

These recommendations are aimed at increasing the level of interest and productivity of young people in the system of cultural and recreational activities and are addressed primarily to the administrative structures of the city of Belgorod.

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, организация культурно-массовой деятельности, молодежь, включенность, участие, заинтересованность, влияние, степень.

Key words: cultural and recreational activities, organization of cultural and mass activities, youth, involvement, participation, interest, influence, degree.

Сфера молодежного досуга существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических духовных и физических потребностей молодежи, присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивости. К специфическим чертам молодости относится преобладание у молодежи поисковой активности. Поэтому организация культурно-массовой деятельности представляет собой большую ценность, поскольку выполняет ряд функций по отношению к молодежи. В частности, развивающую, социализационную, коммуникативную, воспитательную.

Для понимания термина «организация культурно-досуговой деятельности» следует конкретизировать основные составляющие и данное понятие в целом. В научной работе «Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств» А.Д. Жарковпредлагает следующее определение: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [1].

Реализация культуросозидающего потенциала досуга требует профессионального подхода к этой сфере жизнедеятельности. С точки зрения специалистов в области культурологии и социологии в социально-экономических условиях современной России на культурно-досуговую деятельность способны влиять следующие факторы [2]:

• гуманизация социально-культурной деятельности в свободное время, освобождение ее от не свойственных природе досуга идеологических и производственных функций; актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей;

• создание системы материального, правового, психолого-педагогического и организационно -методического обеспечения широкой доступности культурно-досуговой деятельности для всех слоев населения, государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципов социальной справедливости, стимулирования свободы творчества и общественных инициатив в сфере рационального использования свободного времени людей;

• разработка и осуществление федеральных, региональных и муниципальных культурно-досуговых программ, обеспечивающих отдых и дальнейшее духовное и физическое развитие всех проживающих на данной территории групп населения;

• всестороннее развитие инфраструктуры культурно-досугового творчества путем совершенствования традиционных (клубы, парки, музеи, библиотеки, кинотеатры и т.д.) и создания новых общественно-государственных центров досуга, отвечающих требованиям обогащения духовной жизни региона;

• коренная перестройка образования в сфере культуры и досуга, перевода его в новое качество, отвечающее требованиям научно-технического, социального и духовного прогресса начала XXI в.

Основные задачи культурно-досуговой деятельности в обобщенном виде можем выразить через следующие функции:

• рекреативную (возможность снять производственное утомление, произвести разрядку, дать

отдых);

• развивающую (вовлечения индивида в процесс непрерывного просвещения; включения людей в различные формы любительского творчества (художественного, технического и т.д., производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений.);

• компенсаторную (самореализацию творческих потенций человека, которые не удается проявить в профессионально-трудовой и иных изначально детерминированных сферах жизнедеятельности).

• коммуникативную, обеспечивающую знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство, личностно значимое неформальное общение;

• накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей, значений;

• воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

• социализирующую, обеспечивающую через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;

• гедонистическую (получение наслаждения и удовольствия);

• функцию регуляции социальных отношений;

• воспитательную;

• функцию совместного переживания значимых событий общественной жизни, которое обеспечивают праздники.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность - это сложная, многокомпонентная система, включающая в себя цели, функции, содержание, технологию и методику организации элементов культурно -массовой сферы.

Ввиду вышесказанного, можно сделать вывод, что организация культурно-массовой деятельности в городе - это объединение и направление материальных и нематериальных ресурсов на обеспечение, распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение городским населением в возрасте от 14 до 35 лет в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

Несмотря на то, что на данный момент государством достаточно хорошо поддерживается организация культурно-массовой молодежной деятельности на селе (организация различных мероприятий, форумов, спортивных забегов, акций), исторически города всегда были центрами развития искусства, культуры и ремесел. В данной научной статье мы будем рассматривать организацию культурно-досуговой деятельности на примере города Белгорода, с населением в 387 090чел. и площадью 153 км2 согласно статистическим данным 2016 года[3].

В городе Белгороде организацией культурно-досуговой деятельности занимается ряд учреждений, которые имманентно способствуют включению молодых людей в жизнь города и построению гражданского общества. Среди них: структуры администрации города и области, организационные органы при учебных заведениях разного рода бизнес-структуры, государственные автономные учреждения и так далее. Их работа осуществляется в различных заведениях и учреждениях культуры и досуга.

Практика организации культурно-массовой деятельности молодежи в городе предполагает наличие разнообразия форм и участников организационной деятельности[4]:

• активная рекреация (непрофессиональный спорт, прогулки и иные формы общения с природой, спортивные и интеллектуальные игры, разведение цветов, выгуливание собак и т.д.);

• товарищеское общение, развлечения, праздники, посещения спортивных состязаний, ресторанов, танцевальных залов, клубов и т.д.;

• потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание радиопередач, музыкальных записей, просмотр телепрограмм, восприятие компьютерной информации и т.д.);

• потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, филармония, эстрада, музей, выставка, лекторий, планетарий, зоопарк, ботанический сад и т.д.);

• познавательный, спортивно-оздоровительный туризм; участие в клубных объединениях, спортивных секциях и иных формах коллективного времяпрепровождения;

• любительское творчество (пение, музицирование, художественная самодеятельность, коллекционирование, моделирование, конструирование, ремесло и т.д.

Взаимосвязь вышеуказанных форм способствует максимально разнообразному удовлетворению желания молодежи участвовать в общественной жизни города.

Для того, чтобы проанализировать противоречие между большим количеством структур, организующих культурно-массовую деятельность и низким уровнем включенности молодых людей в общественную жизнь города, мы провели исследование среди молодежи города Белгорода. В нем приняло участие 58 женщин и 42 мужчины в возрасте от 14 до 30 лет.

По результатам исследования, практически вся опрошенная молодежь участвует в культурно-досуговой жизни города (97%), однако большинство из них принимает участие не чаще одного раза в месяц (55%) и не всегда вовремя осведомлено о предстоящих событиях. Лишь 10% респондентов ответили, что всегда осведомлены о предстоящих событиях и ещё 30% - информированы практически всегда, что в общем счете составляет меньше половины. Отсюда следует, что проблема недостаточной информированности остается актуальной и на сегодняшний день. Примечателен тот факт, что эти 10% постоянно осведомленных респондентов максимально оценили уровень организации культурно-массовой деятельности. Исходя из этого, можно предположить, что именноэтоколичество молодых людей осознанно ищет информацию о городских мероприятиях и постоянно участвует в них; а поскольку, вероятно найденные мероприятия соответствуют их интересам, то и оценка качества является высокой.

В ходе анкетирования и обработки данных, мы нашли подтверждение принципу Парето, суть которого заключается в том, что 20% усилий дают 80% результата. Мы выяснили, что приблизительно 10-30% респондентов составляют основу участников культурно-досуговой деятельности, и приносят 70-90% результата. Он выражается в непосредственном участии, удовлетворении потребностей, мотивации не только личностными, но и коллективными ценностями. Эта часть молодежи также является тем самым двигателем общественной жизни, который является таковым за счет постоянного движения в ней. Средний возраст молодых людей этой группы составляет 21 год. Вместе с тем, 5% из них принимают участие в культурно-досуговой деятельности в качестве организаторов, 9% в качестве волонтеров и остальные 26% - исполнители и зрители. Именно эта группа испытуемой молодежи, принимая участие в общественной жизни города с периодичностью 2-5 раз в месяц или каждую неделю, удовлетворяет потребность в самовыражении и самоутверждении, посещая мероприятия в основном волонтерской, саморазвивающей, культурной, патриотической направленности. Вместе с тем, выбор респондентов распределился и среди экологического, образовательного, развлекательного и политического

направления. Из чего следует, что поле деятельности этой группы молодых людей достаточно разнообразно.

Однако, 67% молодых людей, судя по ответам респондентов, являются так называемой «средней массой», периодически участвующей в общественной жизни. Эти люди иногда посещают разнообразные мероприятия, удовлетворяют потребность в общении и одобрении, однако не являются полностью вовлеченными в общественную жизнь города и участвуют с периодичностью одного раза в месяц и реже. Среди них также есть те, которые принимали участие не всегда добровольно, часто узнавали о мероприятиях уже после их реализации и оценивали их в основном на оценку «хорошо» и «удовлетворительно». Большинство из них участвуют в качестве зрителей мероприятий развлекательной, спортивной и культурной направленности.

Стоит отметить, что часть молодых людей, полностью незаинтересованных в общественной жизни и не принимающих в ней участие составляет 3%. Они, соответственно, не осведомлены о городских мероприятиях и, хотя ранее участвовали в них, остались неудовлетворенными. Обобщенные результаты исследования представлены на рисунке 1:

Группа 3(пассивная молодежь) |

Группа 2 (молодежь среднего уровня активности)

Группа 1 (активная молодежь)

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рисунок 1. Обобщенные результаты исследования включенности молодежи города Белгорода в

культурно-массовую жизнь

Несмотря на то, что третья группа составляет меньшинство, существует вероятность её увеличения за счет второй группы. Поэтому меры совершенствования должны включать постоянный мониторинг культурно-массовой деятельности, анализ приоритетности мероприятий для молодежи, количество молодых людей, принимающих в них участие, а также их роль в соответствующей деятельности, векторы развития молодежной досуговой деятельности. И вследствие этого, целесообразным является объединение и направление материальных и нематериальных ресурсов на поддержание активной молодежи и снижение процентного количества так называемой средней массы, в пользу инициативной группы. Если не совершать мер по формирования гармонично развитой, творчески активной личности, процент молодых людей с низкой долей заинтересованности может увеличиваться, а это в свою очередь может привести к регрессивным и стагнационным процессам в обществе. Мы определили направления совершенствования процесса организации культурно-массовой деятельности молодежи в городе. Основными из них является:

• упор на развитие направлений в общественной жизни города, занимающих лидирующие позиции и вместе с тем апробирование новых технологий и форм мероприятий;

• материальное систематическое поощрение инициативной молодежи города;

• создание большего количества конкурсов среди незарегистрированных молодежных объединений внутри города и области, результатом которого будет выделение средств для поддержания лучших объединений;

• наставничество опытных организационных структур незарегистрированным и более молодым, тьюторство среди организаций;

• влияние на вовлеченность молодежи через образовательные учреждения, целенаправленное, постоянное, полное информирование об организующихся мероприятиях, более активная пропаганда среди молодых людей и педагогов, направленная на формирование личностной и коллективной мотивации;

• создание в обществе модной тенденции социально одобряемым средствам достижения целей, установкам;

• привлечение релевантных для молодежи лиц, качественное транслирование реальных историй успеха, создание условий молодежи с выдающимися людьми.

Таким образом, организация культурно-массовой деятельности в городе Белгороде проходит на достаточно высоком уровне. Тем не менее, большинство молодых людей недостаточно включено в общественную жизнь, поэтому целесообразно использовать методы для повышения числа активной молодежи города.

Список используемой литературы:

1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М., 2007. С. 53

2. Асанова И.М., Дерябина С.О., Игнатьева В.В. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. 3-е изд., стер. М., 2013. С. 192.

3. Федеральная служба статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.04.17)

4. Коптев Л.Н. Организация культурно досуговой деятельности: Методические указания по курсу «Организация культурно-досуговой деятельности». СПб., 2005. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.