Научная статья на тему 'Организация культурно-досуговой деятельности студента как форма воспитательной работы в вузе'

Организация культурно-досуговой деятельности студента как форма воспитательной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / PROGRAM OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / ЕДИНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / I NTEGRATED SOCIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / STUDENTS' LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптева Марина Дмитриевна, Хорват Дмитрий Александрович

Рассматривается взаимосвязь между досугом студентов как специфической частью их свободного времени, организацией культурно-досуговой деятельности и воспитательной работой вуза. Освещается опыт создания компетентностно-ориентированной программы воспитательной деятельности на период обучения в «МИСиС».This article discusses the relationships between students’ leisure viewed as a specific part of their free time, the cultural and leisure activities and the educational activities organized at a university. The experience of developing a competence-oriented Program of educational activities at the “MISiS”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптева Марина Дмитриевна, Хорват Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация культурно-досуговой деятельности студента как форма воспитательной работы в вузе»

УДК 378.18

М.Д. Лаптева, Д.А. Хорват,

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Организация культурно-досуговой деятельности студента как форма воспитательной работы в вузе

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Образовательный процесс в отечественной высшей школе тра-

диционно рассматривается как единство обучения и воспитания, что согласуется и с принимаемыми законодательными органами нормативно-правовыми документами. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» образование понимается как «единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения» [5, ст. 2.1, 2.2]. В нем говорится о гуманистическом характере образова-

ния, приоритете «воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования», а также о «создании условий для самореализации каждого человека, свободного развития его способностей» [5, ст. 3.3, 3.7].

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» выделена подпрограмма «Вовлечение молодежи в социальную практику», цель которой определяется как «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи». Среди основных направлений этой подпрограммы - расширение вовлеченности молодого поколения в социаль-

ную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи, повышение эффективности мер по поддержке молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, вовлечение их в добровольческую (волонтерскую) деятельность, совершенствование инструментов по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, содействие формированию их правовых, культурных и нравственных ценностей, повышение эффективности взаимодействия с молодежными общественными объединениями, некоммерческими организациями [2]. Таким образом акцентируется значение создания в системе образования условий для воспитания обучающихся как в рамках обязательных учебных занятий, так и за их пределами.

В Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» сложились традиции создания условий для организации внеаудиторной, культурно-досуговой деятельности студентов. В соответствии с «Концепцией воспитательной деятельности Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», утвержденной решением ученого совета 15 октября .2009 года, эта работа ведется по четырем основным направлениям: профессионально-трудовое, гражданско-правовое, культурно-нравственное, физическое. При этом среди форм

© Лаптева М.Д., Хорват Д.А., 2014

МАРИНА ДМИТРИЕВНА ЛАПТЕВА

кандидат психологических наук, доцент Института качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Сфера научных интересов: вопросы воспитания, формирование социальных компетентностей, подготовка к профессиональному общению и социальному взаимодействию. Автор 50 публикаций

ДМИТРИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ХОРВАТ

начальник Управления культуры и молодежной политики Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Сфера научных интересов: организация культурно-досуговой работы, формирование социокультурной образовательной среды вуза. Автор 10 публикаций

Рассматривается взаимосвязь между досугом студентов как специфической частью их свободного времени, организацией культурно-досуговой деятельности и воспитательной работой вуза. Освещается опыт создания компетентностно-ориентиро-ванной программы воспитательной деятельности на период обучения в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» и проектирования форм культурно-досуговой деятельности студентов в ее составе. Ключевые слова: досуг, культурно-досуговая деятельность, программа воспитательной деятельности, единая социально-профессиональная компетентность.

This article discusses the relationships between students' leisure viewed as a specific part of their free time, the cultural and leisure activities and the educational activities organized at a university. The experience of developing a competence-oriented Program of educational activities at the National University of Science and Technology "MISiS" is analyzed, with the ways of incorporating students' cultural and leisure activities therein.

Key words: students' leisure, cultural and leisure activities, program of educational activities, integrated social and professional competence.

внеуадиторной, культурно-досу-говой работы присутствуют как специально организованные для студентов университетом в виде дополнительных возможностей образовательной среды вуза, так и инициированные самими студентами.

Для студентов в университете проводятся культурно-образовательные и тематические мероприятия: концерты классической музыки, театральные спектакли, литературно-музыкальные программы, традиционные студенческие праздники, творческие и интеллектуальные фестивали и конкурсы (конкурс красоты, игры «Клуб веселых и находчивых», «Что? Где? Когда?» и др.), а также конкурсы фотографий, видеороликов и статей. Студенты участвуют в работе творческих коллективов и организуют их деятельность, клуба интеллектуальных игр, патриотического клуба, обучаются по программе «Ораторское искусство». На базе спортивного комплекса работают секции по более чем двадцати видам спорта, студенты вовлечены в мероприятия

спортклуба, туристического клуба, участвуют во внитривузовских и городских соревнованиях и спортивных праздниках. Развивается деятельность клуба волонтеров и студенческих отрядов, работает студенческий медиацентр, налажен выпуск студенческой газеты.

Важной составляющей внеаудиторной деятельности являяются научно-исследовательская работа студентов, участие в научных конференциях, в традиционных Днях науки студентов и во Всероссийском фестивале науки, деятельности студенческого научного общества, конструкторского бюро, бизнес-клуба. На базе университета для студентов проходят московские и всероссийские студенческие конференции, кадровые форумы, ярмарки вакансий, встречи с известными политическими и общественными деятелями.

Досуг, как известно, предоставляет широкое поле для осмысления индивидуальных особенностей личности: уровня интеллектуального развития, качеств характера, творческого потенциала. Досуговая деятель-

ность позволяет человеку восстанавливать работоспособность (занятия физкультурой, спортивные игры, оздоровительные мероприятия), расширять самосознание (обращение к философии, приобщение к искусству), самореализовываться и снимать стрессы (занятия в любительской сфере, хобби, развлечения), опробовать выполнение широкого круга социальных ролей.

При этом, вслед за Р.Н. Азаровой, мы разграничиваем понятия «досуг» и «свободное время» исходя из философского понятия времени как объективной реальности. Свободное время - это объективно существующее время, в пространстве которого осуществляются различные виды деятельности. Досуг - это субъективно оцениваемый человеком отрезок времени как принадлежащий ему и наполняющийся целенаправленной деятельностью. Досуг выступает как специфическая часть свободного времени, имеющая значимое для человека содержание. Другими словами, свободное время является лишь условием досуга, который реализует возможности свободного времени через включение человека в различные виды деятельности [1, с. 14]. Соответственно, организация студентом своего досуга может рассматриваться в качестве условия становления его как субъекта собственной жизни, способного использовать свободное время для саморазвития и самореализации в творчестве и в свободно избранной деятельности для других людей.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни студентов. Очевидно однако, что умением выбора способов его организации, в наибольшей мере содействующих саморазвитию и самореализации, обладают далеко не все поступившие в вуз. В этом случае встает вопрос о помощи студенту в ориентации в возможностях образовательной среды вуза и в своих собствен-

ных возможностях, о педагогически целесообразной организации культурно-досуговой деятельности. Следовательно, организация культурно-досуговой деятельности студентов может рассматриваться как составная часть воспитательной работы и в этом качестве может целенаправленно проектироваться, что и было реализовано в процессе создания программы воспитательной деятельности на период обучения в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС».

Эта программа и подготовительные материалы к ней разрабатывались коллективом сотрудников Института качества высшего образования и Управления культуры и молодежной политики, других подразделений Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Концептуальная основа программы разработана доктором психологических наук, профессором, академиком Российской академии образования И.А. Зимней). Она подготовлена в развитие концепции воспитательной деятельности в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС», которая, в свою очередь, создавалась как компетентностно-ори-ентированная, с опорой на предложенное И.А. Зимней в 2005 году представление результата образования в вузе как интегративно-го личностного качества - единой социально-профессиональной компетентности [3, с. 16-19].

В качестве содержания воспитательной деятельности в программе рассматривается процесс социализации студента в таких направлениях, как развитие, совершенствование социальных компе-тентностей: здоровьесбережения, гражданственности, социального взаимодействия, самосовершенствования, общения на родном и иностранном языке (как минимум на одном), информационно-технологической и организацион-

но-управленческой деятельности. Каждая из этих компетентностей поликомпонентна и включает в свой состав знание содержания компетентности, владение этим знанием (когнитивный аспект); умение проявлять компетентность в разнообразных стандартных и нестандартных социально-профессиональных ситуациях(поведенческий аспект); ценностное отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как моти-вационный); эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности (саморегуляционный аспект); готовность к проявлению компетентности в деятельности, поведении (мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизационная сила).

В понятийное содержание этих компетентностей включается содержание обще культур ных компетенций федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и собственных образовательных стандартов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования в качестве самостоятельных отдельных качеств личности выделены культура мышления и ответственность. В программе они трактуются, вслед за моделью единой социально-профессиональной компетентности И.А. Зимней, в составе обязательных базовых блоков структуры любой социальной и профессиональной компетентности, а именно - блока интеллектуальных действий и личностных свойств, и фиксируются в качестве необходимых объектов воспитательного воздействия образовательной среды во взаимодействии двух совокупных субъектов: воспитателей и воспитывающихся [3, с. 17-19].

Цель этой программы определена как системное представление «всего комплекса условий, обеспечиваемого образовательным процессом (в учебное, вне-учебное время и для самостоятельной работы студентов) для профессионально-личностного развития студента, его самоопределения, конкурентоспособности, трудоустройства и трудоустойчи-вости на основе формирования и развития основных ключевых социальных компетентностей и особенно таких их составляющих, как культура мышления и личностное качество - ответственность». Основополагающим для программы является общепедагогический тезис: «в образовательном процессе воспитывает все», то есть все компоненты образовательной среды, все ее субъекты. Соответственно, в число этих воспитывающих компонентов образовательной среды входит и культурно-до-суговая деятельность студентов.

В качестве основных принципов проектирования и реализации программы выступают следующие: комплексность всех форм и методов воспитательного воздействия на формируемое качество человека, в данном случае -на ту или иную социальную компетентность; целенаправленность всего комплекса воспитательного воздействия; преемственность форм и методов воспитательной деятельности, осуществляемой на конкретном этапе обучения, с ее формами и методами на последующем; непрерывность воспитательного воздействия за весь период обучения в вузе.

Субъектность студента в куль-турно-досуговой деятельности сосуществует с целенаправленным воздействием сообщества педагогов, если при осуществлении воспитательной деятельности реализуются следующие (также зафиксированные в програм-ме)принципы.

1. Принцип демократизма, предполагающий систему воспи-

тания, в которой каждый человек имеет определенные права и может участвовать в принятии важных решений непосредственно или через своих представителей, где реализуется единство свободы во взглядах, в поведении и ответственности за соблюдение прав других людей.

2. Принцип толерантности, предполагающий наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения проблем, терпимость к мнениям других людей, другому образу жизни и поведению людей, не выходящему за нормативные требования законов, учет их интересов; принятие Другого как значимого и ценного.

3. Принцип диалогичности педагогического субъект - субъектного взаимодействия, равноправного сотрудничества, при котором педагог актуализирует, стимулирует стремление обучающегося к саморазвитию, создает условия для самодвижения.

4. Принцип индивидуализации, предполагающий систему воспитания в университете с учетом индивидуальных задатков и возможностей каждого студента в процессе его воспитания и социализации в контексте реализации общественных интересов.

5. Принцип социально-профессиональной ориентации воспитательной деятельности, предполагающий содействие развитию человека как личности и приобщение его к профессиональному труду, профессиональным ценностям, воспитание социально активного и ответственного профессионала.

6. Принцип вариативности форм и содержания воспитательной деятельности, способствующей формированию вариативного способа мышления, принятию вероятностных решений в сфере социально-профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуации неопределенности.

Сложной задачей при проектировании программы оказалось

определение всей совокупности существующих и используемых вузами, в частности и Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС», воспитательных мероприятий с установлением их направленности на развитие социальных компетентностей и последующее циклично повторяющееся на разных уровнях обучения распределение воспитательных мероприятий на весь цикл обучения (как реализация принципов последовательности и преемственности), что и определяет подлинную компетентностно-ориентирован-ную программу воспитательной деятельности. В число этих воспитательных мероприятий входят и различные формы культурно-досуговой деятельности, которые должны дать человеку возможность для личностного роста, освоения новых социальных ролей, все более полной самореализации и одновременно отвечать специфическим потребностям студентов на разных этапах обучения (адаптационный период у первокурсников, «переломный» у третьекурсников и др.).

В связи с этим в программе определены особенности организации воспитательной деятельности со студентами разных курсов, которые приведем в части, касающейся организации культурно-до-суговой деятельности. Для первого курса это: помощь в адаптации к новым условиям обучения, среде, учебной группе; приобщение к организационной культуре университета (правовой и социальный статус студента, традиции, правила этикета, академического общения); ориентация в социокультурной среде университета как пространстве творческого саморазвития и самореализации (в том числе знакомство с возможностями внеучебной научной, творческой, общественной, спортивной деятельности); включение в жизнь университета, института; помощь в выявлении и оценке

своих творческих возможностей; развитие умений межличностного общения, работы в команде.

Для второго курса: создание условий для активного участия студентов во внеаудиторной деятельности; поддержка самореализации через участие в самоуправлении; создание условий для их приобщения к исследовательской деятельности; помощь в формировании организаторских умений и выборе направлений дополнительного образования.

Для третьего курса: создание условий и поддержка продуктивных связей со студентами других курсов и институтов (в составе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС») посредством участия в общих мероприятиях; приобщение к активной исследовательской деятельности; создание условий для освоения роли организатора.

Для четвертого курса: поддержка участия в организации самоуправления; поощрение использования знаний и опыта старшего курса во всех формах студенческой жизни; привлечение к работе со студентами младших курсов; приобщение к самостоятельным исследовательским проектам.

В целом основывающаяся на приведенных выше принципах программа представляет собой развернутую во времени и структурированную по цели последовательность воспитательных мероприятий, эффективность воздействия которых определяется создаваемыми всей образовательной средой университета условиями.

С целью экспертной оценки степени влияния форм внеучебной работы со студентами на формирование и развитие социальных ком-петентностей был проведен опрос, в котором приняли участие сотрудники подразделений Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», имеющие опыт организации и проведения мероприятий с участием

студентов университета (управления культуры и молодежной политики, международной академической мобильности, науки, кафедры физкультуры и здоровья, студго-родка и др.) или опыт работы в студенческих организациях вуза.

Экспертам было предложено оценить, насколько формы вне-учебной работы со студентами (62 мероприятия, проводящиеся с разной регулярностью в университете) влияют на формирование у них каждой из восьми социальных компетентностей (информационно-технологической, организационно-управленческой, гражданственности, общения на родном языке и иностранном языке, социального взаимодействия, самосовершенствования, здоро-вьесбережения), а также культуры мышления и ответственности. В каждой строке экспертного листа было предложено выбрать один из вариантов ответов, которым при обработке результатов были присвоены следующие весовые значения: влияет на всех студентов - весовое значение 1; влияет на организаторов и участников мероприятия - 2/3; не влияет - 0; влияние зависит от руководителя, организации мероприятия - 1/3.

При дальнейшей обработке результатов для каждого мероприятия был определен его итоговый (агрегированный) коэффициент влияния на формирование каждой социальной компетентности, культуры мышления и ответственности. В качестве порогового значения группой разработчиков программы была выбрана величина коэффициента, равная 0,4.

Затем мероприятия, имеющие значение итогового коэффициента выше порогового, были распределены по курсам (с 1-го по 4-й), студенты которых принимают участие в мероприятиях, с указанием оценочного числа студентов-субъектов этого мероприятия и формы их вовлеченности в проводимое мероприятие (участник, наблюдатель, организатор и др.). Для каж-

дого мероприятия было указано ответственное за его организацию подразделение университета или студенческое объединение.

Возможности влияния каждого мероприятия на формирование каждой социальной компетентности были дополнительно оценены группой разработчиков по пяти указанным выше компонентам. Влияние мероприятий на каждый из компонентов компетентностей было оценено рабочей группой по бинарной шкале (влияет/не влияет).

Полученная в результате этой работы «матрица формирования компетентностей» позволяет оценить возможности образовательной среды Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» в обеспечении полноты формирования соответствующих социальных компетентно-стей при помощи различных форм внеучебной (в том числе культур-но-досуговой) работы; выявить недостаточные условия для формирования компонентов социальных компетентностей и предложить для реализации другие формы работы, предоставляющие возможности для восполнения этих пробелов.

По данным экспертного опроса были выявлены следующие формы воспитательной работы, оказывающие наибольшее суммарное влияние на формирование социальных компетентностей: издание студенческой газеты «Страницы МИСиС» (MISIS Pages), проведение конкурсов стихов, статей, фотографий, видеороликов, посвященных патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни, Дня национальностей, организация работы клуба интернациональной дружбы и др. Были определены также формы воспитательной работы, являющиеся, по мнению экспертов, наиболее значимыми для формирования компетентностей.

Подобная аналитическая работа позволяет педагогам корректировать планы культурно-досу-говой деятельности на предсто-

ящий период. Изменения в план вносятся после обсуждения с членами студенческих объединений при помощи корректировок предлагаемых для реализации форм деятельности, которые могут предоставить студентам все более значимые от курса к курсу возможности саморазвития и самореализации в творчестве и в социальной деятельности.

Литература

1. Азарова Р.Н. Социально-педагогическая организация досуговой деятельности учащейся молодежи: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 373 с.

2. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/24/ obrazovanie-site-dok.html Вложенные файлы. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (pdf, PDF, 5.8 Мб) (дата обращения 06.05.2014)

3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. - С. 14-21.

4. Лаптева М.Д. О формах воспитательной работы (проблемы классификации) // Квалитативные культура, образовательная среда и технологии в образовании / Материалы Х симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Книга 5. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 279-289.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273). Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (дата обращения 6 мая 2014 года).

6. ХорватД.А. Педагогическая организация культурно-досуговой работы среди студенческой молодежи в условиях социокультурной образовательной среды (на примере технического вуза) // Вестник ТВГУ. Серия «Педагогика психология». Тверь: ТВГУ. 2012. № 22, Выпуск 4. С.363-371.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.