Научная статья на тему 'Культурно-досуговая деятельность как фактор саморазвтия студенческой молодежи Кыргызстана'

Культурно-досуговая деятельность как фактор саморазвтия студенческой молодежи Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСУГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ДОСУГ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / САМОРАЗВИТИЕ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / LEISURE ACTIVITIES / LEISURE / YOUTH / STUDENT YOUTH / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биялиев А.Ш.

Данная статья рассматривает важность культурно-досуговой деятельности в системе образования и ее влияния на жизнь и саморазвитие студента в высшем учебном заведении.This article examines the importance of cultural and leisure activities in the education system and its impact on the life and self-development of students in higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-досуговая деятельность как фактор саморазвтия студенческой молодежи Кыргызстана»

«Цицерон. ЛОГО диакорр». - СПб.: Приоритет №Д-4-2571 от 09.06.2006г.

© Бессонова Т.В., Логвинова Н.С., Харютченко Е.В., 2020

УДК37

А.Ш. Биялиев

студент 2-го курса, магистратура ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Г. Екатеринбург, РФ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР САМОРАЗВТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КЫРГЫЗСТАНА

Аннотация

Данная статья рассматривает важность культурно-досуговой деятельности в системе образования и ее влияния на жизнь и саморазвитие студента в высшем учебном заведении.

Ключевые слова:

культурно - досуговая деятельность, досуговые мероприятия, досуг, молодежь, студенческая молодежь, саморазвитие.

CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES AS A FACTOR OF SELF-DEVELOPMENT

OF STUDENTS IN KYRGYZSTAN

Annotation

This article examines the importance of cultural and leisure activities in the education system and its impact on the life and self-development of students in higher education.

Keywords:

cultural and leisure activities, leisure activities, leisure, youth, student youth, self-development.

Культурно -досуговая деятельность в вузе одна из важнейших составляющих воспитательной работы со студенческой молодежью. В процессе образования, создаются благоприятные условия для того, чтобы сформировать ценностное отношения к будущей профессии, творческие способности, лидерские качества, интеллектуальные способности, навыки командной работы. Это все, в том числе, формируется у студентов посредством подготовки, участия и проведения культурно-досуговых мероприятий.

В национальной стратегий развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221 (далее - Национальная стратегия), установлено, что Кыргызстан будет стремиться достичь целей устойчивого развития, принятых резолюцией 70/1 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 года. [1] Согласно Национальной стратегии, развитие человека является основой государственной политики в социальной сфере, экономике, социальной защите и пенсионном страховании, здравоохранении, образовании и науке, молодежной политике.

Для реализации указанных программных документов разработана Концепция молодежной политики на 2020-2030 годы (далее - Концепция) [2], которая является стратегическим документом, призванным ответить на стоящие перед Кыргызской Республикой вызовы в развитии молодежи, определить цели, приоритеты и инструменты государственной политики в отношении молодежи.

Ключевые положения Концепции основаны на результатах национального исследования "Индекс

благополучия и развития молодежи в Кыргызской Республике". [3] Индекс благополучия и развития молодежи в Кыргызской Республике является новаторским инструментом в оценке ситуации в молодежной сфере. В основу положены международные инструменты определения глобального индекса развития молодежи и индекса благополучия молодежи, адаптированные к условиям Кыргызской Республики. В индексе присутствуют различные сферы молодежной политики, одной из них является сфера культуры, общий индекс составляет - 0,36 что, в целом, характеризует сложившую ситуацию в сфере культуры на очень низком уровне, и требует необходимость повышенного внимания в области культуры и культурного время препровождения .

Сфера культуры представляет собой наиболее проблемную зону в работе с молодежью. Только 16% молодежи в Кыргызстане читают книги или посещают культурные объекты (театры, музеи, выставки). По мнению авторов национального исследования, основные причины такой, ситуации: молодежь крайне слабо информирована о значимости и роли культуры в социально-культурном и психологическом становлении человека; не сформирована культура поведения молодежи в досуговой сфере; недостаточное влияние родителей и другого значимого окружения, практически не уделяющих время культурному досугу. Данные индекса показывают всего 58,6% молодежи охвачены культурной деятельностью, около 41,4% молодежи не посещают кинотеатры, театры, музеи, библиотеки, выставки, кружки по интересам. Следует учесть, что молодые люди в свое свободное время в основном подрабатывают или помогают родителям по домашнему хозяйству. При этом 7,5% молодежи преимущественно проводят время в социальных сетях и за компьютерными играми. Кроме того, около 8% молодежи ежедневно (или несколько раз в неделю) посещают религиозные учреждения, а около 12% всей молодежи - каждую пятницу.

Состояние культуры молодежи становится очевидным по негативным проявлениям, имеющим место в ряде сообществ, прежде всего, в городах. Старшее поколение говорит о безответственности части молодежи, которая проявляется и в неумении распоряжаться своими ресурсами, зачастую подкрепляющемся иждивенческим отношением к государству и родителям, повышаются асоциальные проявления и маргинализация. Складывающаяся ситуация в дальнейшем может привести к снижению работоспособности и экономической активности. [3]

Исходя из этого можно утверждать, что быстрый темп современной жизни часто требует от молодого поколения способности к саморазвитию, т.к. в данное время нельзя полагаться только на знания и умения, полученные классическим путем в виде занятий от учителя к ученику. Саморазвитие включает в себя не только самообучение, но и самовоспитание личности.

Саморазвитие- это «целесообразная внутренняя активность и осознанная направленность на разворачивание и совершенствование значимых для личности свойств, сторон, качеств и т.п.[4] Под саморазвитием нами понимается- процесс всестороннего развития личности, совершенствование и выработка личных качеств. В процессе человек концентрируется на реализации своих целей и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения и вырабатывает необходимые умения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.

Исследование проблемы саморазвития личности отражены в работах В. И. Загвязинского, Н.С. Кузнецова, А.В. Меренкова, В.В. Розова, самореализация саморазвития личности в сфере досуга, досуговой деятельности в работах А.И. Беляевой, А.С. Каргина и др.

Культурно-досуговая деятельность - это осознанная и целенаправленная активность человека, позволяющая ему удовлетворять собственные потребности, личные интересы, осуществлять собственный выбор занятии, в которых он может самоутвердится, самореализоваться, самосовершенствоваться[5].

Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую степень - от потребителя духовных ценностей до их создателя, создает условия для самовыражения, саморазвития и самореализации личности[6].

Однако важно понимать, что культурно-досуговая деятельность предоставляет широкие воспитательные возможности, которые решают, прежде всего, социальные проблемы, предлагая социально-значимые виды деятельности, направленные на создание наиболее благоприятных условий для

развития духовных и творческих способностей молодежи.

Осуществляемые в вузе формы культурно-досуговой деятельности должны в целом задавать педагогический аспект социализации и индивидуализации личности студента и быть нацелены на следующие основные воспитательные задачи:

- формирование ценностных ориентаций студента на основе приобщения к культурному наследию и удовлетворения духовных потребностей;

- развитие социальной активности студента, совершенствование умения содержательной, рациональной и разнообразной организации своего досуга для поддержания духовного и физического здоровья (повышение компетентности в культурно-досуговой сфере);

- создание необходимых условий для выявления и развития способностей личности студента, реализации ее творческого потенциала.

Результативность культурно-досуговой деятельности для саморазвития студентов напрямую связано с формированием универсальных (общекультурных) компетенций, которые, наряду с профессиональными компетенциями, в соответствии с компетентностно-ориентированными государственными образовательными стандартами высшего образования выступают в качестве цели и результата образования.

По мнению [7] Д.А. Хорвата универсальные компетенции во многом формируются в учебной деятельности, в основном при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Однако большое значение для их формирования, особенно в социокультурной образовательной среде технических вузов, испытывающих дефицит времени для преподавания этих дисциплин, имеет также внеучебная, в т.ч. культурно-досуговая деятельность.

С целью исследования в сфере культурно-досуговой деятельности были выбраны три столичных вуза города Бишкек, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, Международный университет Ала-Тоо. Был проведен анализ проводимых культурно-досуговых мероприятий экспертами и студентами активистами ведущих активную деятельность в этой сфере. В основу исследования легли культурно-досуговые мероприятия влияющее на саморазвитие молодежи. Экспертам было предложено оценить по четырех бальной шкале уровень влияния, где 1 - не влияет; 2- влияет на низком уровне; 3- влияет на среднем уровне; 4- влияет на хорошем уровне. Мероприятия, проводимые в вузах, которые набрали балл больше трех были сведены в общую таблицу.

В таблице приведены культурно-досуговые мероприятия с наибольшим влиянием по мнению экспертов на саморазвитие студенческой молодежи.

Таблица

Культурно-досуговых мероприятия влияющие на саморазвитие студенческой молодежи

№ Мероприятия Баллы

1 Шоу Талантов среди студентов 3,0

2 День кыргызского языка 3,5

3 Мисс и Мистер 2019 года 4,0

4 Лига КВН 4,0

5 Посвящение в студенты 4,0

6 Дни культуры иностранных государств 3,5

7 Дружба народов 3,0

8 Интеллектуальные игры 4,0

9 Айтматовские чтения посвященные памяти Ч.Т. Айтматова 3,5

10 Клуб музыкального творчества 3,0

11 Мероприятия, посвященные празднованию 75-ю победы в ВОВ (концертная программа студентов) 3,0

12 Посвящение в студенты 3,5

13 Посещение детских домов и домов престарелых 3,0

14 Танцевальный клуб 3,0

15 Посещение музеев, театров, филармоний, художественных галерей, выставок г. Бишкек. 4,0

16 Клуб народного творчества 3,5

№ Мероприятия Баллы

17 Спортивный клуб 3,0

18 Дебатный клуб 4,0

19 Студенческая «Весна Ала-Тоо» 4,0

20 Фестиваль «Звездный час» 2019 3,5

21 Празднование 220-летия со дня рождения А.С. Пушкина 3,0

22 «Вальс Победы» посвященный 75-ю победы в ВОВ 4,0

23 Участие студентов в «Марше бессмертный полк» 4,0

24 Участие студентов в концертной программе в честь независимости КР. 4,0

Анализ результатов показал, как видно из таблицы, наибольшее влияние на саморазвитие оказывают конкурсные программы и культурно-образовательные программы, что находит отражение в практике культурно-досуговой деятельности вузов и подтверждается многочисленными положительными отзывами студентов, принимающих участие в этих мероприятиях. Примером такой деятельности является, например, проведение ежегодной Лиги КВН в котором студенты, прошедшие предварительный отбор, представляют свои разносторонние творческие навыки, мастерство самопрезентации и импровизации, владение приемами ораторского искусства. Кроме того, в рамках работы по адаптации первокурсников к образовательной среде вуза ежегодно в первом семестре проводится творческой конкурс «Посвящение в студенты». Группы первокурсников каждого института под руководством наставников из числа студентов старших курсов готовят «визитку» своих творческих номеров. После завершения конкурса многие его участники пополняют ряды творческих коллективов и студий университета.

Особенностью перечисленных конкурсных программ является обязательное наличие элемента соревновательности, что, с одной стороны, повышает мотивацию «активных» участников, а с другой стороны, увеличивает востребованность таких мероприятий среди «пассивных» участников (зрителей, болельщиков). Необходимо дальнейшее развитие и внедрение современных форм культурно-досуговой деятельности с учетом их востребованности самими студентами. Широкое внедрение в практику работы вузов современных форм культурно-досуговой деятельности, наиболее востребованных студентами, будет способствовать саморазвитию студенческой молодежи. К таким формам, на наш взгляд, могут быть отнесены: «Дебют первокурсников», «Студент Года», «Диалог на равных».

Таким образом мы выяснили, что культурно-досуговая деятельность имеет огромную важность для развития студентов высших учебных заведениях в Кыргызской Республики. Подобная деятельность не только развивает творческую составляющую студенчества, но и саморазвивает их личность в целом. Список использованной литературы:

1. Резолюция 70-й сессии Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций (2015-2016) [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал ООН- Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/70/docs/70res1.shtml (дата обращения: 20.03.2020)

2. Концепция молодежной политики на 2020-2030 годы.) [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал Министерство Юстиции Кыргызской Республики.- Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/157204?cl=ru-ru (дата обращения:21.03.2020)

3. Индекс благополучия и развития молодежи в Кыргызской республике [Электронный ресурс].- Режим доступа::http://2.http//sport.gov.kg/contents/viewcontent/id/415/pid/205 (дата обращения 20.03.2020)

4. Селезнева, Е. В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория Акмеология. - 2002.

5. Трегунов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. Санкт - Петербург. 2011.

6. Зузуля, И. В. Социальное здоровье российской молодежи в условиях рискогенности российского общества. Ростов - на - Дону: Антей. 2007.

7. Хорват Д.А., Потенциал культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях высшего образования для формирования ценностных установок современной молодежи // Инновационный потенциал молодежи - Екатеринбург, 2019. С. 26-33.

© Биялиев А.Ш., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.