2. Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркоз-висимости / Под ред. А.Н. Гаранского. - М.; СПб., 2000.
3. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.
4. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. C.B. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2000.
5. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. A.M. Ши-пициной, Л. С. Шпилени. - СПб., 2003.
6. Сирота H.A., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М., 2003.
ОРГАНИЗАЦИЯ КРУГЛОГОДИЧНОЙ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ НА БАЗЕ ОБЛАСТНОГО ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «АРСКОЕ» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СО СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛОЙ-ИНТЕРНАТ «ПАРУС»)
© Шмакова Е.В.*
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
Областной духовно-патриотический центр «Арское», г. Ульяновск
Современная ситуация в России, для которой свойственны многочисленные реформы, нестабильное социально-экономическое положение, кризис института семьи, характеризуется ростом числа детей, лишенных родительского попечительства. За 10-15 лет число сирот увеличилось более чем вдвое и в настоящее время по разным данным составляет от 600 тысяч до 800 тысяч человек. В статье рассматривается вопрос альтернативных форм воспитания детей сиротских учреждений. Основа работы с воспитанниками - духовно-нравственное воспитания как фактор социализации и постинтернатного сопровождения детей.
Большинство детей, лишенных родительского попечительства, направляются на воспитание в государственные сиротские учреждения. Однако, существуют иные формы устройства социальных сирот: патронатные семьи, приемные семьи. Но это не решает даже частично проблему. Подавляющее большинство сирот продолжает воспитываться в интернатных сиротских учреждениях до окончания школы.
* Аспирант кафедры Педагогики профессионального образования и социальной деятельности.
В процессе психологических исследований выделены специфические черты воспитанников детских домов, сформированные благодаря взрослению в интернатном сиротском учреждении в условиях психической депривации:
- в когнитивной сфере (И.А.Коробейников, В.М.Слуцкий и др.);
- в эмоционально-волевой сфере (Л.Н. Галигузова, И.А. Залысина, С.Ю. Мещерякова, А.Х. Пашина, A.M. Прихожан, Е.П. Рязанова, Е.О. Смирнова, H.H. Толстых, Л.М. Царегородцева и др.);
- в сфере личностного развития (И.Ф. Дементьева, И.Г. Жирицкая, A.E. Лагутина, B.C. Мухина, И.Б. Назарова, A.M. Прихожан, Н.К. Ра-дина, В.И. Слуцкий, Е.О. Смирнова, H.H. Толстых, И.А. Яковлева идр.);
- в сфере социального развития (М.Ю.Кондратьев, В.С.Мухина и др.) [2, с. 32].
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой «валеология», идеями «безопасного секса» и «планирования семьи»; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию.
Наше время - эпоха крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой - успехи превращаются в бедствия. Самое страшное бедствие современности - разложение душевных свойств самого человека: отношение к труду, цели и смысле жизни, к окружающей природе и к другим людям, совести... Один из кардинальных путей преодоления самоуничтожения человечества -воспитание подрастающего поколения духовно-нравственно. Это возможно через создание различных моделей работы, в которых православная культура должна занять важнейшее место.
Основы духовно-нравственного воспитания детей-сирот стали ключевыми в работе областного духовно-патриотического Центра «Арское» Ульяновской области с воспитанниками специальной коррекционной школой-интернат «Парус».
По официальному предложению директора сиротского учреждения сотрудник Центра является воспитателем школы-интернат и проживает на территории учреждения вместе с воспитанниками в течение недели. В завершении семи дней группу детей меняют. В течение недели дети посещают занятия в церковно-приходской школе, где изучают математику, русский язык, литературу, природоведение согласно программе того класса, в котором они обучаются в интернате. Кроме того, с детьми проводятся занятия по основам православной культуры. Также воспитанники сиротского учреждения трудятся по благоустройству территории духовно-патриотического Центра, выполняют поручения по уборке комнат, уходу за домашними животными, цветами.
Целевые установки по работе с воспитанниками школы-интернат «Парус» на базе Центра следующие:
- формировать у обучающихся целостное мировоззрение, устойчивую систему духовных ценностей, столетиями хранимых Россией;
- дать воспитанникам знания, которые позволят будущим гражданам России реализовать свои возможности в современном культурном пространстве;
- объединить общеобразовательный процесс с воспитанием на основе духовной культуры России и ее традиций, формировать высоконравственную личность.
Главными задачами пребывания воспитанников школы-интернат на базе областного духовно-патриотического Центра «Арское» являются:
1. Социализация воспитанников сиротского учреждения в условиях приближенных к самостоятельной жизни.
2. Воспитание достойного гражданина и патриота России.
3. Ознакомление детей с Русской Православной Церковью.
4. Ориентирование детей на доброту, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие.
5. Развитие у детейдуховность.
6. Развитие творческих способностей воспитанников школы-интер-нат, создание условий для умственного и физического совершенствования подрастающего поколения, воспитания у них волевых качеств.
7. Воспитание уважение к людям труда.
В основу работы с воспитанниками специальной коррекционной школы-интернат на базе областного духовно-патриотического Центра «Арское» положена модель семейного центра как социально-педагогическая
технология духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, представляющая собой особую форму организации жизнедеятельности воспитанников.
Модель семейного центра предполагает:
- наличие специально организованной среды, в которой проходит жизнедеятельность воспитанников;
- комплексное сопровождение процесса постинтернатной адаптации воспитанников;
- организацию содержания жизнедеятельности воспитанников на принципах информированности, сочетания свободы и ответственности, конгруэнтности, диалогичности;
- педагогическое руководство процессом постинтернатной адаптации со стороны патронатных родителей - воспитателей семейного центра.
Педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса первичной постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в семейном центре, которые включают в себя:
- психологическую комфортность социально-педагогической среды, в которой проходит процесс адаптации (каждый сотрудник областного духовно-патриотического Центра «Арское» относится к воспитанникам, как к своим детям в семье);
- возможность прохождения процесса адаптации в индивидуальном темпе, обусловленном уровнем психического развития, физического здоровья, субъектного опыта воспитанника (прежде чем начать работать с воспитанниками сиротского учреждения на базе Центра, проводятся беседы об уровне развития детей, их социальном статусе с директором, воспитателями школы-интернат);
- содержание жизнедеятельности в семейном центре, соответствующее жизненно важным сферам выпускника сиротского учреждения (здоровье, пространство прав и обязанностей, образование, досуг, самообслуживание, профессиональная ориентация, общение, семейные отношения, формирование духовных и нравственных ценностей).
Кроме физических нагрузок и общения с персоналом духовно-патриотического Центра, с воспитанниками в течение недели проводятся занятия по основам православной культуры. Значение ознакомления с предысторией православия состоит в раскрытии для детей в древних верованиях, основанных на тотемизме, фетишизме, анимизме, истоков народного нравственного духа, проявляющегося:
- в «нежном сочувствии к природе», в «дружестве к животным и предметам» (Ф.И. Буслаев);
- в почитании рода («дедины», «отчины») и лада («дабы его помощью брак добрый и любовный был» - Ипатьевская летопись) как следствии их языческого обожествления;
- в проявлении веры в «волшебную» силу слова как следствие неразделения «вещи» и «имени», «имени» и «свойства».
Главное значение педагогического привлечения Библии к нравственному воспитанию детей видится нами в следующем:
- в приращении понятия «человек» в сознании нравственными смыслами духу, души (на сегодняшний день представления младших школьников о человеке ограничиваются его пониманием как биологического существа: «у человека есть кровь, мышцы») и возвышении нравственных норм до «обожения» человека;
- в раскрытии учащимся ветхозаветных «строгих» заповедей, христианских «заповедей блаженства» в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности и вместе с тем духа русского народа (не зря «крестьянин» происходит от «христианин»): благочестия, мир-ности, совестливости, милосердия;
- в формировании у детей образа Иисуса Христа как Учителя, просветившего людей благодатным знанием, и в осознании воспитанниками значения учения как пути к познанию блага, своему духовному преобразованию с развитием у них на этой основе нравственных мотивов учения;
- в истолковании на доступном для детей уровне библейского взгляда на Слово как источник и орудие творения, раскрытие христианской трактовки Слова как посредника между Богом и людьми для развития у детей ценностного отношения к «дару» слова, благоговейного отношения к «высокому» слову, несущему истину и добро («Живи по Слову»).
По итогам проведенной работы, можно отметить следующие положительные тенденции:
1. Попробовав себя в различных направлениях работы, воспитанники школы-интернат стремятся получить профессии не только штукатуров-маляров и поваров, но и ставят цели стать автомеханиками, технологами, а некоторые планируют остаться в профессиональных училищах мастерами производственного обучения (это во многом, конечно, зависит от уровня способностей детей и их мотивации).
2. Дисциплина в сиротском учреждении стала значительно лучше. Пожить в Арском, где к каждому индивидуальный подход, где у каждого есть занятие по душе, где можно побывать на службе в храме - для большинства воспитанников это цель, а достижение цели зависит от поведения в учреждении.
3. По прибытию в школу-интернат после недели проживания на территории областного духовно-патриотического Центра некоторые
воспитанники продолжают посещать местный храм, многие выполняют утреннее и вечерние правила, помогают по работе в православной комнате.
Список литературы:
1. Гусарова Г.И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Самарской области // Народное образование. -2001. - № 7. - С. 182-184.
2. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Издательство «Речь», 2002. - 176 е.: ил.
3. Ельникова O.E. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2004.