Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПЛАТФОРМАХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПЛАТФОРМАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Виноградова Юлия Алексеевна

В статье рассмотрены особенности современного образовательного процесса и специфика организации контроля знаний на современных информационных платформах. Описаны особенности организации образовательного процесса с применением возможностей нескольких наиболее востребованных современной школой информационных платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Виноградова Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF KNOWLEDGE CONTROL ON MODERN INFORMATION PLATFORMS

The article discusses the features of the modern educational process and the specifics of organizing knowledge control on modern information platforms. The features of the organization of the educational process using the capabilities of several information platforms most in demand by the modern school are described.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПЛАТФОРМАХ»

4. Донина И.А., Лях Ю.А. Образовательные результаты школьников: подходы, инструментарий, оценка // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №2. - С. 28-34

5. Донина И.А., Шустров А.С. Дидактическое пособие "Занимательная технология" как инновационное средство обучения школьников на уроках технологии // Педагогический вестник. 2020. № 12. С. 16-19

6. Кушнир А.И. Комикс в образовании: есть ли польза от дела? // Научно-методический журнал «Народное образование». 2002. № 9. С. 131

7. Степанян Г.Г. Информационно-образовательная и медийная среда образовательного пространства в СПО // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-1. - С. 293-297

8. Hatch, James E. and Mu, Fengli (May 15, 2015). Use of the Case Method in Chinese Mba Programs: Opportunities and Challenges. ArchwayPublishing.

9. Mescon, Timothy (2019-01-16). "MENA Affinity Group Partners on Case Studies | AACSB". www.aacsb.edu. Retrieved 2020-06-14.

10. Unflattening Excerpt - Spin Weave and Cut. - URL: http://spinweaveandcut.com/unflattening-excerpt/ (дата обращения 21.07.20)

11. Unflattening - Nick Sousanis / Harvard University Press. - URL: https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674744431 (дата обращения 21.07.20)

УДК 373.5

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ПЛАТФОРМАХ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

учитель Виноградова Юлия Алексеевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Новоскул» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Образовательный процесс в современной школе представляет собой комплексную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Это цели и результаты обучения, деятельность педагога и ученика, учебные пособия и материалы, педагогические методы и организационные формы обучения и т.п. Он включает в себя несколько этапов. Одним из основных - является контроль знаний учащихся.

Целью статьи является выявление особенностей при организации контроля знаний на современных информационных платформах.

Изложение основного материала исследования. Вопрос контроля знаний всегда остро стоял в учебной деятельности. Качественная и объективная оценка полученных знаний, выявление пробелов в процессе получения знаний, их диагностика и коррекция - над этими вопросами задумывается каждый педагог в независимости от уровня образования: среднее это образование, профессиональное или высшее.

Дистанционное обучение является той составляющей образовательного процесса, которая позволяет не только внести инновации в образовательный процесс [6; 8; 9; 10], но также и объективно оценить полученные знания учащихся и помочь определить траекторию дальнейшего обучения с учетом выявленных проблем.

Данному этапу посвящено большое количество исследований. В своей книге «Психология педагогической оценки» Б.Г.Ананьев посвященной педагогической оценке и ее роли в развитии ребенка, рассматривает обучение как процесс управления психическим развитием ребенка [1]. Контроль как самостоятельный компонент обучения предлагает Ю.К. Бабанский [3]. И.И. Подласый считает что, контроль, содержит в себе не только проверку и учет знаний, но и оценивание (как процесс) и оценку (как результат) [11].

Контроль — это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых [11]. Целью контроля знаний учащихся является качество усвоения учебного материала.

В. П. Беспалько в своей работе выделяет следующие задачи контроля знаний учащихся:

- выявления пробелов в обучении;

- коррекция процесса обучения при наличии пробелов;

- планирование дальнейшего обучения, с учетом возникающих проблем;

- рекомендации по предупреждению неуспеваемости [5].

В зависимости от места контроля различают: вводный и текущий. Текущий подразделяется на тематический и итоговый. По форме выделяют: индивидуальный и фронтальный. По способам: письменный, устный и практический [7].

Все эти виды контроля знаний учащихся в основном относятся к традиционному уроку. Но возникают ситуации в образовательном процессе, когда уроки не могут быть проведены в традиционном виде. Например, при большом количестве заболеваемости учащихся, класс или школу переводят на дистанционное обучение, и тогда для контроля знаний используют другие формы, характерные для проверки освоения знаний на расстоянии. Такими формами контроля могут являться и традиционный устный опрос на online уроках, прохождение электронных тестов, выполнение интерактивных заданий на различных образовательных электронных ресурсах.

Дистанционное обучение как одна из форм образовательного процесса существует не одно столетие. Его определяют, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе [2].

Рассмотрим особенности при контроле знаний учащихся при дистанционном обучении на различных учебных платформах.

Одной из рекомендованных Министерством просвещения образовательных Интернет-ресурсов в его письме от 18 марта 2020 года, является интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» [4]. Образовательная платформа рекомендована учащимся 1-11 классов, но более ориентирована на начальную

школу и учащихся 5-6 классов. Предложенные учебные предметы: математика , русский язык, английский язык, биология, география, обществознание, история, программирование, физика. Для учителей и учащихся «Учи.ру» предлагает следующие формы работы:

- проведение online уроков учителями, по выбранному предмету в выбранный по расписанию день и время. Для работы предложена платформа с online доской, где можно выполнять записи (как и на обычной доске в кабинете), существует возможность показа презентаций для учащихся, возможность проведения устного или письменного опроса через микрофон или доску сообщений соответственно;

- платформа предлагает уроки от «Учи.ру», предлагаемые педагогами России по различным темам с 1по 4 и с 5 по 8 классы по основным предметам школы, с последующей возможностью сохранения авторских презентаций;

- выполнение интерактивных заданий по темам школьного курса в зависимости от предмета и класса. Особенность заданий данного образовательного ресурса в том, что задания представлены в доступной для учащихся форме, визуально интересны ребятам и многие имеют вид логических игр в процессе освоения темы. Многие педагоги используют ресурс как дополнительный материал при изучении новых тем.

На интерактивной образовательной онлайн-платформе «Учи.ру» в течение нескольких лет проходят олимпиады различного уровня (российский, международный уровень) по различным предметам с 1 по 11 класс. Задачи олимпиад тренируют внимание, логику и пространственное воображение, не всегда требуя углублённого знания школьной программы. По итогам олимпиад каждому участнику выдается диплом победителя или грамота участника. Помимо олимпиад, на платформе проводятся различные образовательные марафоны для учащихся.

Для осуществления контроля знаний на данном образовательном ресурсе возможно несколько вариантов. Первый - традиционный опрос на платформе при проведении online урока. Также разработана виртуальная система контроля знаний, где учитель видит успехи ребенка и помогает в дальнейшем корректировать процесс обучения. Выполнение всех карточек по предмету фиксируется в статистике класса. Так как «Учи.ру» постоянно развивается и со временем появляются новые функции. Одной из последних, является создание заданий из карточек, где учитель выбирает в ручную необходимые для класса задания из предложенных и выдает классу, контролируя их выполнение через вкладку статистику. Либо создает проверочную работу по пройденным темам автоматически или вручную из списка представленных заданий.

Одним из достоинств платформы «Учи.ру» является обратная связь с родителями. Платформа не только предоставляет возможность контроля выполнения задания детьми, но проводит вебинары для родителей, где можно получить ответы на большинство интересующих вопросов.

Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» является условно бесплатной. То есть в бесплатной версии есть ограничение по выполнению карточек в день. При оплате родителями абонемента на определенный период ограничений по выполнению заданий нет.

Еще одним масштабным образовательным Интернет проектом является цифровой образовательный ресурс «Якласс». Если платформа «Учи.ру» в большей степени ориентирована для детей начальной школы и 5-6 классов, то «Якласс» нацелен для учащихся 7-11классов. На данном ресурсе широкий список всевозможных учебных предметов для любых школьных программ с 1 по 11класс. Каждый учебный предмет подразделен на темы школьной программы. Каждая тема имеет технологическую карту, в которой представлено содержание теоритического материала и критерии, сложность и описание заданий по теме. Особенностью при решении заданий (что привлекает педагогов), является отсутствие их повторения (при неправильном ответе на задание, система выдает похожий вопрос, не повторяя предыдущий).

Контроль знаний на данном образовательном ресурсе осуществляется различными способами. Одним из них является итоговый тест по темам, результаты которого приходят учителю. Существует возможность создания проверочных работ из предложенных готовых работ, либо создать свою авторскую проверочную работу используя инструменты ресурса.

Платформа «Якласс» самостоятельно отслеживает выполнение работы, а результаты фиксирует на соответствующей странице, оставляя информации о времени выполнения, полученный балл и рекомендованную оценку в пятибалльной системе оценивания. Платформа имеет платную подписку, но предоставляет возможность бесплатно ознакомиться с возможностями, предоставив несколько дней бесплатного использования, при выполнении ряда требований.

Для родителей, при регистрации на сайте «Якласс», предложен просмотр результатов обучения ребенка: баллы по предметам, время, затраченное на задания и теорию, время посещения сайта.

Электронная образовательная среда для учителей, учеников и их родителей, администраций образовательных организаций, а также представителей органов исполнительной власти «Дневник» является не только электронным журналом, но и также позволяет производить контроль знаний учащихся. Во первых при выдаче домашних заданий учащимся на платформе существует возможность прикрепления файлов, благодаря которой школьники, после выполнения домашней работы имеет возможность прикрепить фото работы, либо текстовый файл. После проверки учителем работы и оповестив систему «Дневник» об этом, учащийся получает уведомление с результатом проверки.

Помимо данной формы контроля, существует возможность проведения электронного тестирования. Существует приложение в среде «Дневник» с возможностью создания тестов для учащихся. Положительной особенностью такого тестирования является возможность автоматического выставления оценок за тест непосредственно в журнал на запланированную дату тестирования. Тест будет активирован в том случаи, если автор теста в настройках указал тест для урока, выбрал класс, учебный предмет и указал видимость теста. Тогда учащийся в описании урока видит заданный тест и переходит по ссылке для его выполнения. Результаты тестирования с фиксацией времени, количества попыток и баллами приходят учителю, а оценки автоматически выставляются в журнал предмета на ту дату, когда был запланирован тест. При выборе такого варианта контроля необходимо учитывать систему оценивания теста. Разработчики приложения на сегодняшний день не дают возможности редактирования системы оценивания теста.

Тесты в приложении не обязательно существуют для урока. Разработчики предлагают при создании тестов учителями использовать такие виды тестирования: для самоконтроля, развлекательный тест или проверки знаний учителем. Работы может быть как домашняя, самостоятельная, контрольная, итоговый срез знаний, ЕГЭ, олимпиада и др.

Работа с родителями осуществляется платформой «Дневник» через активированную учетную запись родителей, где они имеют возможность отслеживать результаты своих детей, объявления классных руководителей, учителей-предметников и администрации школы, планируемые контрольные работы и др.

Еще одним online ресурсом, рекомендованное Министерством просвещения является «Российская электронная школа», которая позиционирует себя как система интерактивных уроков по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны.

Интерактивные уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала.

Контроль знаний осуществляется через проверочные задания. Особенностью задания является исключение повторного их прохождения. Система фиксирует результаты прохождения заданий и предоставляет их учителю.

Родители также могут отслеживать успехи своих детей через свою учетную запись на сайте.

Контроль знаний - неотъемлемая часть образовательного процесса. К его организации необходимо учитывать цели обучения и в процессе контроля найти их отражение. Наряду с обучающими целями, контроль позволяет обеспечить дисциплину учащихся, создать мотивацию учащегося, вносить корректировки в процесс обучения при выявлении пробелов знаний.

Выводы. Осуществление контроля на расстоянии, при дистанционном обучении создает ряд трудностей, но современный средств обучения помогают с ними справиться. Не смотря на то, что при дистанционном обучении нельзя провести традиционный письменный контроль в виде теста, контрольной работы или проверочной, но дистанционное обучение заставляет педагогов искать новые пути проведения объективного контроля. Поиск новых форм проведения контроля позволяет учителям проявлять свои творческие способности. Учитывая особенности обучения на расстоянии создаются платформы с интерактивными заданиями, виртуальными обучающими квестами, играми. Еще одной особенностью такого обучения, является проявление самостоятельности учащимися и здесь учителям необходимо проявить смекалку для создания мотивации и заинтересованности при обучении. В статье перечислены некоторые из образовательных ресурсов, позволяющие осуществлять контроль знаний учащихся на расстоянии. К сожалению, дистанционное обучение не позволяет исключить факт использования дополнительной помощи учащимся. Но в большинстве случаев позволяет объективно оценить полученные знания ребятами.

Аннотация. В статье рассмотрены особенности современного образовательного процесса и специфика организации контроля знаний на современных информационных платформах. Описаны особенности организации образовательного процесса с применением возможностей нескольких наиболее востребованных современной школой информационных платформ.

Ключевые слова: контроль знаний, дистанционное обучение, цифровые образовательные платформы, обратная связь с родителями.

Annotation. The article discusses the features of the modern educational process and the specifics of organizing knowledge control on modern information platforms. The features of the organization of the educational process using the capabilities of several information platforms most in demand by the modern school are described.

Keywords: knowledge management, distance learning, digital educational platform, feedback from the parents.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. - СПб.: Наука, 1997. - 146 с.

2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.

3. Бабанский Ю.К. Интенсификация учебного процесса обучения. - М.: Знание, 1984. - 96 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - Москва: Педагогика, 1989. - 192 с.

5. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.: Издатель Рассказов, 2012 . - 300 с.

6. Донина И.А. Использование дистанционных технологий в профессиональной подготовке современных руководителей // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - №6. -С. 34-35

7. Информация Министерства просвещения РФ от 18 марта 2020 г. "Министерство просвещения рекомендует школам пользоваться онлайн-ресурсами для обеспечения дистанционного обучения" -Министерство просвещения Российской Федерации— URL: https://edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniya-rekomenduet-shkolam-polzovatsya-onlayn-resursami-dlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya/ (дата обращения: 15.07.2020).

8. Капина А.А. Современные решения проблемы организации дистанционного обучения с помощью использования мобильных приложений//Педагогический вестник. - 2020. - №15. - С. 24-26

9. Мазанюк Е.Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№66-1. - С. 131-134

10. Петрищев И.О. Значение цифровой педагогики в условиях информатизации образования // Педагогический вестник. - 2020. - №12. - С. 39-40

11. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

УДК 378

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

аспирант кафедры начального, дошкольного образования и социального управления Донина Екатерина Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. На современном этапе одной из целей профессиональной подготовки будущих педагогов в системе высшего образования является формирование у них управленческой культуры. В контексте нашей работы под управленческой культурой будущего педагога мы понимаем интегративную динамическую личностную характеристику, включающую общекультурные, профессиональные и специальные знания и умения, личностные качества и ценностные ориентации, обеспечивающие готовность к управленческой деятельности на уровнях самоуправления, управления и соуправления.

Сформированность управленческой культуры позволяет специалисту эффективно выстраивать образовательную деятельность, применяя современные образовательные и ИКТ технологии, привлекать к управленческим процессам участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов), успешно преодолевать производственные кризисы.

Различные аспекты управленческой культуры специалистов в области образования исследовались в работах Л.А. Азаровой, Л.Д. Андреевой, Т.М.Горюновой, А.П. Позднякова, Н.В. Тамарской и др.

Анализ теоретических источников показывает, что в психолого-педагогических исследованиях существует несколько подходов к определению составляющих управленческой культуры. В контексте нашей работы в структуре управленческой культуры будущего педагога мы выделяем следующие компоненты: организационная культура, правовая культура, информационно-технологическая культура и коммуникативная культура.

В рамках данной статьи рассмотрим социальные проблемы правовой культуры, которая входит в структуру управленческой культуры будущего педагога.

Изложение основного материала исследования. Правовая культура будущих педагогов представляет собой не только понимание принципов права в рамках осуществляемой образовательной деятельности, но и уважительное отношение к правовым ценностям включая ценности образовательного права, а также навыки осуществления правового регулирования профессиональных отношений [1].

Правовая культура является способом обеспечить правомерное профессиональное поведение специалиста в области управления образовательной деятельностью [2].

На данном этапе развития российское общество переживает духовный кризис, вызванный социально-экономическими изменениями в стране и затрагивающий правовую сферу жизни общества. Формами проявления кризиса являются могут являться правовой нигилизм, юридический беспредел, правовая безграмотность и неосведомленность. Кризис правосознания определяется падением правовой культуры населения. В сложившейся ситуации невозможно говорить не только о высоком уровне правовой культуры населения, но даже и о среднем.

По данным статистики 28% процентов россиян за последние шесть месяцев сталкивались с ситуацией, когда в повседневной жизни нарушались их права. Вместе с тем, только 26% из всех потерпевших предприняли действия по защите своих прав. Остальные 74% продемонстрировали правовую пассивность.

В ситуации тотальной правовой безграмотности не являются исключением и педагогические работники, хотя их деятельность напрямую связана со знанием законодательства как в области обучения, воспитания детей, защиты их прав, так и в областях трудового и гражданского права [4].

Государственные органы, призванные решать проблему развития правовой культуры, действуют на данный момент разобщено.

В обществе практически отсутствует пропаганда действующих норм законодательства. Имеющие место воспитательные меры проводятся хаотично. Они не учитывают уже имеющиеся знания о системах законности и правопорядка. Также, они не всегда основаны на выявлении потребностей населения в тех или иных знаниях.

Находятся личности, зачастую публичные фигуры, являющиеся для кого-то примером, которые в средствах массовой информации поддерживают беззаконие или пренебрежение к нормам законодательства. Подобные вещи содержатся в печатных публикациях и публичных выступлениях на телевидении, в том числе и выступлениях журналистов. В действиях средств массовой информации в настоящее время может усматривается угроза формирования отрицательного, пренебрежительного отношения к праву. Случаи лояльного отношения к нарушению закона можно встретить и в публичных выступлениях политиков. Для людей, которые потребляют данные информационные продукты это становится нормой.

Вместе с тем, государство обладает эффективными механизмами повышения уровня правовой культуры в массах. Такими рычагами служит средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания), некоммерческие организации социально-правовой направленности, средние и высшие профессиональные юридические учебные заведения, общеобразовательные организации [3].

Повышению уровня правовой грамотности и культуры населения способствует хорошо выстроенная государственная пропаганда правовых норм; желателен широкий доступ к базе правовой информации; внедрение и вовлечение населения в правотворческое и правозащитное направление деятельности государства.

Для сравнения, в Советский период истории России очень большой частью общественной жизни являлась пропаганда. Немало делалось для того, чтобы обеспечить информационное правовое поле. Велись активные привлечения известных ученых, работников правоохранительных органов, юрисконсультов и иных юридически грамотных лиц с целью доведения до населения тех или иных законодательных норм и способов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.