Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЛАТФОРМА УЧИ.РУ / ПЛАТФОРМА ЯКЛАСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕШУОГЭ / INFORMATION TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / TEACHING PLATFORM.RU / PLATFORM CLASS / EDUCATION PORTAL / REGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Виноградова Юлия Алексеевна

В статье приводится анализ информационных технологий, применямых в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS THE MOST IMPORTANT ELEMENT OF THE MODERN LESSON

The article provides an analysis of information technologies used in the learning process.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

УДК: 371.3

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

учитель математики Виноградова Юлия Алексеевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Школа № 17" (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Современное образование требует от педагога все более новые методы и приемы преподавания. Неотъемлемой частью сегодняшнего урока является использование современных информационных технологий. Причем современный урок это не только использование презентаций, это и дистанционное образование на различных образовательных платформах как для обучения и контроля, так и самоконтроля учащихся.

Изложение основного материала исследования. Современный ребенок сейчас большое время проводит в Интернете: игры, блоги, социальные сети, виртуальное общение. Поэтому применение современных мультимедийных средств на уроке демонстрирует, что компьютерные технологии можно включать и как элементы урока, что для современных детей поколения Z является одним из показателей хорошо построенного и доступного для них урока.

Сейчас для учащихся разработано огромное количество обучающих программ, позволяющих дистанционно повторять пройденный материал, осваивать новый и проводить самоконтроль по изученным темам.

Многие обучающие системы позволяют повторить пройденный материал и применить его на практике в виде игровых действий.

Большую популярность в этом направлении набирает сайт Учи.ру, где учащиеся условно-бесплатно решают задания по темам школьной программы, участвуют бесплатно в различных российских олимпиадах по математике, английскому языку, русскому языку и получают дипломы, сертификаты и похвальные грамоты.

Причем задания, в том числе и олимпиадные построены таким образом, что ученик нахождения решения погружается в обучающую игру . Для решения такого типа задач,необходима не толтко логика и сообразительность, но и знание законов и правил в различных учебных предметах. Такие задания повышают интерес ребят к предмету и мотивирует их на нахождения путей решения той или иной задачи (рис. 1).

-I Космический лабиринт

▼ ▼ ▼

Сделай как можно меньше ходов, чтобы робот доехал до второго шлюза. 10 баллов — за 6 и менее ходов. Лучший результат — 3 хода.

Сделано ходов:

А А А

Рисунок 1. Задача платформы УЧИ.ру

Более "серьезный" сайт, где учащийся может себя проверить, повторить или усвоить новое - это образовательная платформа Якласса. Также она является условно-бесплатной (ограниченны возможности в анализе решения задач в бесплатной версии). Здесь учебный материал выложен в краткой, но доступной форме для обучающихся. Разобраны примеры задач, разработаны проверочные работы в тестовой форме с выбором ответа и открытой формой ответа. Задания дифференцированы по уровню сложности (рис. 2).

© © ®

Предыдущее задание Вернуться в тему Следующее задание

Рисунок 2. Вариант задания в образовательной платформе Якласс

Помимо образовательных платформ для школьников, позволяющих повторить пройденный материал, подготовиться к выпускному экзамену существуют онлайн тренажеры. Широко известный - РушуОГЭ, РешуЕГЭ, РешуВПР. Тренажер содержит и различные варианты работ для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, где учащийся погружается в настоящий экзамен с ограничением времени и выбором варианта ответа. Так же тренажер содержит огромную базу заданий,соответствующий классификатору ОГЭ или ЕГЭ, подробное описание решений заданий. Помимо этих функций тренажер помогает учителю сформировать документ для печати вариантов КИМов для проведения проверочной работы (рис. 3).

Рисунок 3. Вариант ОГЭ по математике на базе РешуОГЭ

Выводы. Таким образом, как для учителей, так и для учащихся существуют огромные возможности использования мультимедийных технологий не только для развлечения в свободное время, но и для пользы в обучении. Современные информационные технологии, современные информационные системы позволяют не только укрепить свои знания, но и углубить их в той или иной теме. Широкие возможности сети интернет позволяют учащимся самостоятельно находить пути решения задач, повторить материал, заполнить пробелы знаний, самостоятельно проконтролировать свой уровень знаний.

Аннотация. В статье приводится анализ информационных технологий, применямых в процессе обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, платформа учи.ру, платформа ЯКласс, образовательный портал РешуОГЭ.

Annotation. The article provides an analysis of information technologies used in the learning process.

Keywords: information technologies, distance learning, teaching platform.ru, platform Class, education portal, Reguage.

Литература:

1. Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д.А. Система IT-сопровождения участников образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 22-24.

2. Донина И.А., Певзнер М.Н., Петряков П.А. Управления многообразием: информационно-маркетинговый подход // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 228-232.

3. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Развитие поликультурной компетентности студентов в процессе обучения в вузе / О.Ю. Зайцева, И.В. Михайлова // Педагогический вестник. - Научный журнал: Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «Сибак, 2018. - Вып. 1. - С. 40-44.

4. Учи.ру: [Электронный ресурс]. 2012-2019. URL: http:// https://www. uchi.ru. (Дата обращения: 03.06.2019).

5. ЯКласс: [Электронный ресурс]. 2007-2019. URL: http:// https://www.yaklass.ru. (Дата обращения: 03.06.2019).

6. Решу ОГЭ: [Электронный ресурс]. 2011-2019. URL: http:// https://oge.sdamgia.ru. (Дата обращения: 03.06.2019).

УДК:378

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков Воднева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Псковский государственный университет» (г. Псков)

Постановка проблемы. Одной из задач национального проекта «Образование», определяющим развитие российского образования на период с 2019 г. по 2024 г., является «создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [4]. Основной проблемой создания электронной информационно-образовательной среды (далее ЭИОС) вуза является ее содержательное и организационное наполнение.

Изложение основного материала исследования. Понятие «электронная информационно-образовательная среда» относительно молодое в науке. Так, Л.Н. Кечиев, И.М. Осмоловской, Ю.Е. Шабалина, Г.П. Путилов, С.Р. Тумковский и др. под электронной информационно-образовательной средой понимают «совокупность технических средств, реализующих образовательный процесс» [2; с. 37]. О.А. Ильченко расширяет данное понятие, понимая под ЭИОС не только совокупность информационно-технических, но и учебно-методических средств, направленных на обеспечение учебного процесса [3]. Исследователи А.А. Андреев, Е.Н.Бабин кроме средств, направленных на обеспечение учебного процесса, указывают на необходимость включения в ЭИОС программных продуктов, «на базе которых осуществляется административная и финансово-хозяйственная деятельность учебного заведения, ... которые обеспечивают автоматизацию работы внутренних структур учебного заведения, сопровождающих учебный процесс» [1; с. 111]. Федеральный закон «Об образовании» среди компонентов электронной информационно-образовательной среды выделяет электронные, информационные, образовательные ресурсы, информационно-телекоммуникационные технологии, а также соответствующие технологические средства, которые позволяют полноценно осваивать образовательные программы независимо от места нахождения обучающегося [7].

В нашем понимании ЭИОС вуза представляет собой электронное информационно-образовательное пространство вуза, которое обеспечивает содержательное и информационно-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса и административно-хозяйственной деятельности вуза и повышают эффективность его образовательной и управленческой деятельности. Следует отметить, что ЭИОС - это постоянно развивающаяся система.

Главной целью создания ЭИОС в вузе является создание условий для повышения качества образования, обеспечения доступности и эффективности образовательного процесса и ведения административно-хозяйственной деятельности вуза, а также обеспечения конкурентоспособности вуза.

Для решения вопроса функционирования ЭИОС необходимо создать соответствующие организационно-педагогические условия. Среди таковых нам видятся значимыми следующие:

- использование ЭИОС всеми участниками образовательного процесса и административно-хозяйственной деятельности;

- постоянное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения образовательного процесса и административно-хозяйственной деятельности вуза;

- техническое обеспечение ЭИОС и информационная поддержка ее участников IT-специалистами.

Содержательно в ЭИОС вуза могут быть включены следующие блоки:

- учебный: учебные дисциплины и модули, спецкурсы, факультативы, программы дополнительного образования, дистанционного обучения; контроль и оценка результатов; консультативная и методическая помощь в условиях самообразования;

- научно-исследовательский: конкурсы, олимпиады, викторины, гранты;

- база электронных портфолио: личные достижения преподавателей, студентов, работников;

- информационный: доступ к библиотечным фондам и ресурсам, профориентационная и имиджевая реклама;

- внеучебная деятельность: форумы, квесты, экскурсии, круглые столы, дискуссионные площадки, молодежные проекты, инициативы и др.;

- административно-хозяйственная деятельность: приказы, распоряжения и другая нормативная документация; сетевое взаимодействие, электронный документооборот;

- технологическое обеспечение: консультации и техническая поддержка IT-специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.