Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА / ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE UNIVERSITY'S ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Воднева Светлана Николаевна

В статье описана проблема содержательного и организационного наполнения электронной информационно-образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Воднева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC INFORMATION - EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL AS THE FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY AND ACCESSIBILITY OF EDUCATION

The article describes the problem of content and organizational filling of the electronic information educational environment of the University.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Донина И.А., Певзнер М.Н., Петряков П.А. Управления многообразием: информационно-маркетинговый подход // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 228-232.

3. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Развитие поликультурной компетентности студентов в процессе обучения в вузе / О.Ю. Зайцева, И.В. Михайлова // Педагогический вестник. - Научный журнал: Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «Сибак, 2018. - Вып. 1. - С. 40-44.

4. Учи.ру: [Электронный ресурс]. 2012-2019. URL: http:// https://www. uchi.ru. (Дата обращения: 03.06.2019).

5. ЯКласс: [Электронный ресурс]. 2007-2019. URL: http:// https://www.yaklass.ru. (Дата обращения: 03.06.2019).

6. Решу ОГЭ: [Электронный ресурс]. 2011-2019. URL: http:// https://oge.sdamgia.ru. (Дата обращения: 03.06.2019).

УДК:378

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков Воднева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Псковский государственный университет» (г. Псков)

Постановка проблемы. Одной из задач национального проекта «Образование», определяющим развитие российского образования на период с 2019 г. по 2024 г., является «создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [4]. Основной проблемой создания электронной информационно-образовательной среды (далее ЭИОС) вуза является ее содержательное и организационное наполнение.

Изложение основного материала исследования. Понятие «электронная информационно-образовательная среда» относительно молодое в науке. Так, Л.Н. Кечиев, И.М. Осмоловской, Ю.Е. Шабалина, Г.П. Путилов, С.Р. Тумковский и др. под электронной информационно-образовательной средой понимают «совокупность технических средств, реализующих образовательный процесс» [2; с. 37]. О.А. Ильченко расширяет данное понятие, понимая под ЭИОС не только совокупность информационно-технических, но и учебно-методических средств, направленных на обеспечение учебного процесса [3]. Исследователи А.А. Андреев, Е.Н.Бабин кроме средств, направленных на обеспечение учебного процесса, указывают на необходимость включения в ЭИОС программных продуктов, «на базе которых осуществляется административная и финансово-хозяйственная деятельность учебного заведения, ... которые обеспечивают автоматизацию работы внутренних структур учебного заведения, сопровождающих учебный процесс» [1; с. 111]. Федеральный закон «Об образовании» среди компонентов электронной информационно-образовательной среды выделяет электронные, информационные, образовательные ресурсы, информационно-телекоммуникационные технологии, а также соответствующие технологические средства, которые позволяют полноценно осваивать образовательные программы независимо от места нахождения обучающегося [7].

В нашем понимании ЭИОС вуза представляет собой электронное информационно-образовательное пространство вуза, которое обеспечивает содержательное и информационно-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса и административно-хозяйственной деятельности вуза и повышают эффективность его образовательной и управленческой деятельности. Следует отметить, что ЭИОС - это постоянно развивающаяся система.

Главной целью создания ЭИОС в вузе является создание условий для повышения качества образования, обеспечения доступности и эффективности образовательного процесса и ведения административно-хозяйственной деятельности вуза, а также обеспечения конкурентоспособности вуза.

Для решения вопроса функционирования ЭИОС необходимо создать соответствующие организационно-педагогические условия. Среди таковых нам видятся значимыми следующие:

- использование ЭИОС всеми участниками образовательного процесса и административно-хозяйственной деятельности;

- постоянное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения образовательного процесса и административно-хозяйственной деятельности вуза;

- техническое обеспечение ЭИОС и информационная поддержка ее участников IT-специалистами.

Содержательно в ЭИОС вуза могут быть включены следующие блоки:

- учебный: учебные дисциплины и модули, спецкурсы, факультативы, программы дополнительного образования, дистанционного обучения; контроль и оценка результатов; консультативная и методическая помощь в условиях самообразования;

- научно-исследовательский: конкурсы, олимпиады, викторины, гранты;

- база электронных портфолио: личные достижения преподавателей, студентов, работников;

- информационный: доступ к библиотечным фондам и ресурсам, профориентационная и имиджевая реклама;

- внеучебная деятельность: форумы, квесты, экскурсии, круглые столы, дискуссионные площадки, молодежные проекты, инициативы и др.;

- административно-хозяйственная деятельность: приказы, распоряжения и другая нормативная документация; сетевое взаимодействие, электронный документооборот;

- технологическое обеспечение: консультации и техническая поддержка IT-специалистами.

Анализ сайтов ряда российских вузов (ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» и др.) на предмет содержания, информативности, функционирования и доступности информационной образовательной среды вуза показал, что электронная информационно-образовательная среда вузов предназначена в первую очередь для обеспечения информационной открытости и доступа студентов, преподавателей и сотрудников вуза к электронным информационным и образовательным ресурсам вуза посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий и сервисов университета и сети «Интернет». Важной задачей ЭИОС является организация и поддержка образовательного процесса, в том числе обеспечение контактной работы обучающихся с преподавателями и другими работниками и подразделениями вуза (библиотека, типография и др.).

Анкетирование обучающихся всех форм обучения (всего приняло участие около пяти тысяч обучающихся), проводимый на базе ФГБОУ ВО ПсковГУ в 2018 г. и направленный на оценку работы ЭИОС вуза показал, что в целом функционирование ЭИОС способствует повышению эффективности и качества образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности. Обучающиеся активно пользуются электронными информационными ресурсами, такими, как: портал ПсковГУ, включающий сайты приемной комиссии, библиотеки и структурных подразделений университета, раздел «ПЛН-Универ» на сайте ЭПИ «Псковская Лента Новостей», официальная группа «Студенческое сообщество ПсковГУ» ВКонтакте. Среди популярных электронных образовательных ресурсов были отмечены электронные библиотечные системы и электронные библиотеки, а также информационные системы: «Справочно-правовая система «Консультант Плюс» и «Гарант».

Согласно результатам вышеуказанного анкетирования, проблемой остается электронное взаимодействие участников образовательного процесса в локальной сети вуза. Среди возможных причин этого можно указать низкую сетевую активность некоторых преподавателей и студентов, нежелание использовать свободное от занятий время для рабочего общения.

Следует также отметить, что электронный документооборот среди подразделений вуза развит, работает достаточно эффективно. Но обучающиеся указывают на свою низкую сетевую активность взаимодействия с подразделениями вуза, предпочитая как раньше, осуществлять непосредственное прямое общение.

Важной составляющей ЭИОС вуза является электронное портфолио студента, которое служит одним из средств мониторинга его индивидуальных достижений. Электронное портфолио студента содержит личные данные, а также фиксирует основные результаты в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой, спортивной, профессиональной и других видах деятельности (сканы грамот, дипломов, наград), в том числе работы обучающегося и рецензии на эти работы, а также оценки. Следует заметить, что информация, содержащаяся в электронном портфолио студента, может быть использована при реализации конкурсных процедур, может служить основой для составления резюме выпускника при определении места будущего трудоустройства, продолжения образования и др. Сбор информации, свидетельств, доказательств учебных достижений и профессионального становления и размещение в электронной информационно-образовательной среде осуществляется непосредственно обучающимся, который несёт персональную ответственность за формирование электронного портфолио, которое он начинает формировать с момента зачисления и завершает по окончании обучения в вузе.

Заметим, что использование информации электронного портфолио будет эффективно, если при его наполнении будут соблюдены следующие принципы:

- целесообразности предоставляемых материалов;

- достоверности;

- систематичности и регулярности;

- целостности, тематической завершённости и наглядности материалов;

- структуризации и логичности;

- этичности;

- эстетичности.

К задачам электронного портфолио относятся не только мониторинг и оценивание индивидуальных достижений студента, но и развитие умения рефлексивной и оценочной деятельности; расширение форм участия в формировании индивидуальной образовательной траектории; стимулирование мотивации к учебной, научно-исследовательской, творческой и другим видам деятельности; поощрение самостоятельности и активности; расширение возможностей для самореализации личности обучающегося.

Отметим, что большинство вузов имеет банк электронных портфолио / личных кабинетов преподавателей и сотрудников вуза. Но как показало наблюдение, не все преподаватели и сотрудники активно участвуют в заполнении личных кабинетов. Возможно, это связано с нехваткой IT-специалистов, оказывающих информационно-консультационную поддержку по формированию портфолио.

Для эффективного функционирования и использования ЭИОС необходимо ее систематическое обновление и наполнение, программно-техническое обеспечение и поддержка, обеспечение свободного доступа и возможностей сетевого взаимодействия.

Важным, на наш взгляд, является также соблюдение требований по безотказному и производительному функционированию ЭИОС, среди которых значимо обеспечение защиты информации, соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа и реализация права на доступ к информации.

Выводы. Таким образом, обеспечение функционирования ЭИОС по всем направлениям открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития каждого человека в системе образования, способствует качественному изменению информационного пространства и типа и способов коммуникации, а также продуктивному сетевому взаимодействию, что способствует обеспечению эффективного ведения организационно-управленческой деятельности вуза на основе программных систем.

Аннотация. В статье описана проблема содержательного и организационного наполнения электронной информационно-образовательной среды вуза.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда вуза, организационно-педагогические условия функционирования электронной информационно-образовательной среды вуза.

Annotation. The article describes the problem of content and organizational filling of the electronic information educational environment of the University.

Keywords: electronic information educational environment, organizational and pedagogical conditions of the University's electronic information educational environment functioning.

Литература:

1. Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д.А. Система IT-сопровождения участников образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 22-24.

2. Донина И.А., Певзнер М.Н., Петряков П.А. Управления многообразием: информационно-маркетинговый подход // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 228-232.

3. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Развитие поликультурной компетентности студентов в процессе обучения в вузе / О.Ю. Зайцева, И.В. Михайлова // Педагогический вестник. - Научный журнал: Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «Сибак, 2018. - Вып. 1. - С. 40-44.

4. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс] Режим доступа :URL: http://governmentш/projects/selection/741/(Дата обращения: 02.06.2019).

5. Официальный портал ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого». [Электронный ресурс] Режим доступа :URL: https://www.novsu.ru/

6. Официальный портал ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.pskgu.ru

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 -ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/?yclid=3077301435007786242(Дата обращения: 02.06.2019).

УДК: 373

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, педагог-психолог Поломошнова Светлана Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня» (г. Североморск)

Постановка проблемы. Для современной России характерно укрепление церковно-государственных отношений, а Русская Православная Церковь активно вовлечена в решение целого ряда общественно значимых проблем. Церковные учреждения взаимодействуют с представителями различных ветвей и уровней власти - начиная от Администрации Президента Российской Федерации, Правительства России, Федерального Собрания, заканчивая конкретными учреждениями и организациями в том или ином регионе. Русская Православная Церковь активно сотрудничает с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН); в Вооруженных силах Российской Федерации действует институт армейских священнослужителей; неоценима помощь Русской Православной Церкви образовательным организациям в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи.

В свою очередь, как молодежь, так и представители среднего и старшего возраста проявляют большой интерес к развитию социального служения и добровольческого движения, участвуют в осуществлении многих значимых церковно-общественных проектов. Таким образом, интересы общества и Русской Православной Церкви во многом взаимны, а сотрудничество в данном случае является взаимовыгодным.

Одной из точек соприкосновения государства и Русской Православной Церкви традиционно является образование. В данной статье рассматривается образовательная деятельность Русской Православной Церкви в ее исторической ретроспективе.

Изложение основного материала исследования. Взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в области образования имеет глубокие исторические корни, точка отсчета которого начинается в 988 г., когда Русское государство приняло христианское вероучение. Следует отметить, в отличие от европейских государств где преобладала западную ветвь христианства, Русь отдала предпочтение восточной христианской церкви. Данное различие объясняет различные пути в развитии культуры и образования Руси и западной Европы.

По словам Н.Д. Никандрова принятие христианства является главным фактором тысячелетней эволюции отечественного образования [2, с. 117]. Церковь приносит на Русь начала византийской культуры, науки и посвящения. При монастырях и церквях создаются первые училища, именуемые впоследствии «школами». Важнейшим этическим императивом древнерусской святости становится идеология непротивления злу силой. Нельзя не отметить созданную Кириллом и Мефодием в 863 году славянскую азбуку, которая получила широкое распространение после крещения Руси.

К первым просветителям Древней Руси можно отнести Ярослава Мудрого, создавшего первую библиотеку при Киевском Софийском соборе и открывшего школы в Киеве, Новгороде и ряде других городов; Иоана Дамаскина, автора знаменитого учебника «Грамматики»; князя Владимира Мономаха, автора «Поучение детям и всем кто захочет послушати» (1117); Иоана Златоуста, чьи произведения служили образцами риторики; Сергия Радонежского, благодаря подвижничеству которого монастыри стали выступать в роли главных центров христианской веры, культуры, науки, просвещения и образованности; Нила Сорского, основоположника течения нестяжателей и автора «Предания», «Устава о скитской жизни», а также ряда посланий [1].

Воспитательно-образовательные тенденции, заложенные в первые века после принятия христианства, вполне отвечали потребностям государства и общества, в связи с чем, получили свое развитие в последующие столетия.

Главное внимание уделялось усвоению детьми не столько научных знаний, сколько важнейших правил жизни, которые включали учение о спасении души, понимание основ гражданского общежития и правила ведения домашнего хозяйства. Важны в подготовке ребенка к взрослой жизни являлось овладение им определенным набором трудовых умений и навыков. Зачастую профессия передавалась от отца к сыну, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.