Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕТ?'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕТ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЛАТФОРМА УЧИ.РУ / ПЛАТФОРМА ЯКЛАСС / ПЛАТФОРМА ДНЕВНИК.РУ / DISTANCE LEARNING / PLATFORM UCHI.RU / PLATFORM YACLASS / PLATFORM DNEVNIK.RU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Виноградова Юлия Алексеевна

В статье приводится анализ платформ для реализации дистанционного обучения в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN SCHOOL: IS IT POSSIBLE OR NOT?

The article provides an analysis of platforms for the implementation of distance learning in school.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕТ?»

in education. The study noted the main features and characteristics of personality-oriented training of future professionals, the conditions for its implementation.

Keywords: personality-oriented education, personality-oriented learning, technology of personality-oriented learning, personality-oriented approach in education, system of higher professional education, student, teacher, subject-subject pedagogical interaction, conditions, methods.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

2. Качалова Л.П. Личностно-ориентированный подход в образовании: педагогика личности. Пособие к спецк. / Л.П. Качалова, Д.В. Качалов., А.В. Качалов; Шадринск: Изд-во «Шадринский дом печати», 2007. - 82 с.

3. Лисеенко В.И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 530-536. - URL https://moluch.ru/archive/149/42231/ (дата обращения: 15.04.2019).

4. Савицкая А.В. Личностно-ориентированный подход и условия его реализации при дистанционном обучении в вузе // Человек и образование. - 2010. -№ 4.- С. 93-96.

5. Текина К.В. Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора академической группы // Молодой ученый. - 2016. - №5.1. - С. 26-28. - URL https://moluch.ru/archive/109/26312/ (дата обращения: 15.04.2019).

6. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - 1995. - С. 9.

УДК: 371.3

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕТ?

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

учитель математики Виноградова Юлия Алексеевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 17» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Дистанционное обучение с каждым годом набирает все большую огласку и популярность. Причем не только высшее образование тесно связано с этим понятием. Современная школа также активно использует технологии дистанционного обучения. Теперь школа, уходя на карантин, не останавливает учебный процесс, а переходит в это время на дистанционное обучение. Или учащийся хотел бы исправить свою оценку по предмету, и тут на помощь учителю приходят дистанционные технологии.

Целью статьи является анализ платформ для реализации дистанционного обучения в школе.

Изложение основного материала исследования. Само понятие дистанционное обучение имеет несколько интерпретаций, но все они передают основную суть дистанционного обучения - взаимодействие между учителем и учеником посредством интернет технологий.

Вопросы дистанционного обучения, их психолого-педагогические основы рассмотрены в работах И.А. Болкунова, Н.В. Горбуновой, И.А. Дониной, Ю.А. Лях, В.И. Овсянникова, Л.В. Тайковой, И.В. Роберт и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7].

Каждый учитель сам определяет для себя вид дистанционных технологий. Кто-то использует уже готовые платформы, и только оценивает полученный результат ученика через свой личный кабинет.

Например, популярная платформа Учи.ру позволяет условно бесплатно выполнять задания самостоятельно, дома, по выбранной теме, а учителю приходят в личный кабинет результаты решенных заданий. Причем здесь для учащихся 1-11 классов бесплатно проводятся олимпиады 2 раза в год. Программа условно бесплатная - это означает, что в бесплатной версии для ребят доступны только 20 заданий. Но авторы данной платформы дали возможность с помощью учителя организовать урок до 16-00 бесплатно и на неограниченное количество заданий.

Существует еще одна популярная платформа, позволяющая также дистанционно общаться с учителем -платформа ЯКласс. Она также условно бесплатная, так как она дает возможность безгранично читать теорию по самым различным предметам, а также решать задания различного уровня и проверочные тесты. Результаты также приходят в личный кабинет учителя, но в платной версии для каждого задания есть пояснения по правильности решения заданий, подсказки и обучающие тесты. В бесплатной версии этого нет, введенный ответ либо правильный, либо нет, и пояснений по ошибке нет. На данной платформе учитель может создавать свои карточки с заданиями, свои тестовые задания, а также проводить проверочные и контрольные работы.

Помимо этих платформ в самой популярной платформе, на которую перешли многие школы Великого Новгорода - Дневник.ру, также существуют элементы дистанционного обучения. Во-первых, ученик может прислать файл с решенным домашним заданием, или реферат для проверки, или фотографию записей тетради с домашним заданием (актуально во время карантина школы). Дневник.ру постоянно разрабатывает новые различные приложения. Одно из таких - тесты. Здесь учитель для своего класса может создать свой личный тест или воспользоваться существующим: познавательный, оценка знаний учителем, самопроверка. Выбрать тип теста: обучающий (показывают ошибки учащегося в тесте и дает возможность его пройти еще раз) и контроль (когда одна попытка, ограничено время теста, и нет правильных ответов по окончании теста).

Выводы. Дистанционное обучение в школе пока не готово полностью вытеснить традиционное, но есть ситуации, когда оно является единственным выходом в обучении (карантин в классе или школе, отстающие или наоборот сильные ученики, которые хотят больше позаниматься с учителем, возможности здоровья некоторых учеников и т.д.).

Дистанционное обучение это не только онлайн лекции, или самостоятельная работа на базе обучающих платформ. Также это и общение учителя и ученика посредством почты, социальных сетей, дневника.ру.

Элементы дистанционного образования отлично вписываются в учебный процесс современной школы.

Аннотация. В статье приводится анализ платформ для реализации дистанционного обучения в школе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, платформа Учи.ру, платформа ЯКласс, платформа Дневник.ру.

Annotation. The article provides an analysis of platforms for the implementation of distance learning in school.

Keywords: distance learning, platform uchi.ru, platform YaClass, platform dnevnik.ru.

Литература:

1.БолкуновИ.А. Дистанционные образовательные технологии: проблемы учебного контроля / И.А. Болкунов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 33-36.

2. Горбунова Н.В. Особенности и преимущества дистанционного образования / Н.В. Горбунова // Педагогический вестник. - Научный журнал: - Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2018. - Вып. 6. -С. 18-19.

3. ДонинаИ.А. Технологии "смешанного обучения" в процессе профессиональной подготовки будущих магистров - образовательных менеджеров / И.А. Донина // Известия Смоленского государственного университета. - 2016. - № 3 (35). - С. 362-367.

4. Донина И.А. Виртуальные профессиональные сообщества как фактор становления конкурентоспособности педагога / И.А. Донина, Л.В. Тайкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6,- С. 865.

5.ДонинаИ.А. Использование дистанционных технологий в профессиональной подготовке современных руководителей / И.А. Донина // Международный журнал экспериментального образования. -2011,-№6,-С. 34-35.

6. Лях Ю.А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников / Ю.А. Лях // Образование и наука. - 2013. - № 10 (109). - С. 37-51.

7. Овсянников В.И. Дистанционное образование: теоретические проблемы и противоречия / В.И. Овсянников // Педагогическое образование без отрыва от основной деятельности. Бжегодник № 7. - М. 1999.

УДК: 371.3

ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПУТЬ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ГЕТЕРОГЕННОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени ЯрославаМудрого» (г. Великий Новгород);

учитель математики Виноградова Юлия Алексеевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 17» (г. ВеликийНовгород)

Постановка проблемы. Проблема профессионального развития педагогического персонала школы как гетерогенной организации на современном этапе актуально не только для России, но и других стран мира. Обусловлена она влиянием усиления миграционных процессов, развитием инклюзивного образования в школе, наличием в школе детей, как с ограниченными способностями, так и творчески одаренных детей.

Изложение основного материала исследования. Само понятие «гетерогенный» переводится как неоднородный, разный по своему составу.

Гетерогенность также свойственна и школе, причем в последнее время происходит ее усиление за счет инклюзии в образовании. Так, например, у школьников она выражается в выделении групп: одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, многонациональность в классах, разное социальное происхождение и т.д. У педагогов также можно наблюдать гетерогенность: по различной степени квалификации, по социальному положению, по занимаемой должности, возрасту, национальности. Отсюда возникает вопрос, как помочь современной школе выполнять поставленные требования об обеспечении процесса инклюзии различных социальных групп в единое образовательное сообщество [4; 6; 7; 8].

В данной ситуации огромный груз ответственности ложится на плечи директора образовательного учреждения. В его компетенции подбор квалифицированного персонала, постоянного его развития за счет тренингов, курсов и т.п. Потому что только все вместе, с высоким уровнем профессионализма педагоги найдут пути решения поставленных задач, освоении новых технологий и форм обучения вышеназванных категорий обучающихся [3; 5].

Руководитель гетерогенной образовательной организации должен эффективно организовать работу внутри педагогического коллектива. При этом он сталкивается со следующими группами проблем:

- общеуправленческие: руководитель в любой спорной управленческой ситуации должен владеть современными приемами, методами и средствами для решения конкретных проблем.

- научно-теоретические: руководителю необходимы знания основ психологии, этнопедагогики, билингвизма, межкультурной коммуникации.

- коммуникативные: руководитель должен организовывать эффективное взаимодействие педагогов, учеников и их родителей, организовывать их совместную деятельность доя достижения целей образовательной организации.

- психолого-педагогические: для эффективной работы с гетерогенным коллективом: педагоги, учащиеся; руководитель должен знать их психологические особенности, их психологические закономерности обучения, развития, адаптации, социализации [7].

Основная цель менеджмента многообразия - эффективное использование индивидуальных компетенций и опыта сотрудников, интеграции опыта взаимодействия с различными гетерогенными группами [7]. То есть в данной ситуации необходим маркетинговый подход к управлению образовательной организацией.

Согласно точке зрения М.Бейкера «Внутренний маркетинг - это процесс определения, установления, поддержки, расширения и, при необходимости завершения взаимоотношений с сотрудниками и другими внутренними потребителями на всех уровнях организации, с целью удовлетворения требований всех задействованных сторон, что достигается посредством обмена взаимными обязательствами и их исполнения. Внутренний маркетинг нужно рассматривать не только как совокупность отношений между менеджерами и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.