Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УСЛОВИЯ / МЕТОДЫ / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION / PERSONALITY-ORIENTED LEARNING / TECHNOLOGY OF PERSONALITY-ORIENTED LEARNING / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN EDUCATION / SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / STUDENT / TEACHER / SUBJECT-SUBJECT PEDAGOGICAL INTERACTION / CONDITIONS / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

Статья посвящена изучению методологических аспектов личностно-ориентированного обучения будущих специалистов в процессе их профессионального образования в высшей школе. В работе обоснована сущность личностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного обучения, личностно-ориентированного подхода в образовании. В исследовании отмечены основные признаки и особенности личностно-ориентированного обучения будущих специалистов, определены условия его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY-ORIENTED TRAINING OF FUTURE PROFESSIONALS

The article is devoted to the study of methodological aspects of personality-oriented training of future specialists in the process of their professional education in higher education. The article substantiates the essence of personality-oriented education, technology of personality-oriented learning, personality-oriented approach in education. The study noted the main features and characteristics of personality-oriented training of future professionals, the conditions for its implementation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

- разработка элективных образовательных курсов, направленных на формирование всех составляющих правовой компетентности будущих педагогов и их правовой культуры.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что целью осуществления профессиональной подготовки будущих педагогов является формирование их профессионализма относительно реализации направлений педагогической деятельности. Высокий профессионализм будущего учителя предполагает необходимость его правовой подготовки, реализуемой в виде содержания, форм и методов правового воспитания, направленного на формирование правовой культуры и компетентности студентов.

Успешность процесса правового воспитания будущих педагогов зависит от тех педагогических условий, которые будут создаваться в вузе. Среди разнообразия педагогических условий в данном исследовании были отмечены, по нашему мнению, ключевые условия реализации процесса правового воспитания студентов педагогического вуза, обеспечение которых позволит оптимизировать указанный воспитательный процесс и повысить эффективность формирования правовой культуры будущих учителей в процессе их профессионального образования в высшей школе.

Аннотация. В статье изучается проблема формирования правовой культуры будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе обоснована потребность реализации правового воспитания в педагогическом вузе и формирования правовой культуры будущих педагогов. В исследовании определены основные педагогические условия, позволяющие оптимизировать процессы реализации правового воспитания в высшей школе и формирования компонентов правовой культуры будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: правовая культура общества, правовая культура личности, правовое воспитание, профессиональная правовая культура, педагогические условия, формирование правовой культуры будущих педагогов высшей школе.

Annotation. The article studies the problem of formation of legal culture of future teachers in the process of their professional training in higher education. The paper substantiates the need for the implementation of legal education in the pedagogical University and the formation of legal culture of future teachers. The study identifies the main pedagogical conditions that allow to optimize the processes of implementation of legal education in higher education and the formation of components of legal culture of future teachers in their professional training.

Keywords: legal culture of society, legal culture of personality, legal education, professional legal culture, pedagogical conditions, formation of legal culture of future teachers of higher education.

Литература:

1. Донец А.Н., Мишин Ю.Д., Шабалин А.В. Профессиональная культура специалиста и ее формирование в вузе // Профессиональная педагогика: новые идеи и технологии: Материалы межрегиональной научно-методической конференции / Зап.-Сиб.ж.д., СГУПС, СИФ и БД, НТИ МГАЛП, НГМИ. - Новосибирск, 2001. - С. 55-56.

2. Костейчук О.В. Формирование правовой культуры будущих специалистов в сфере технологического образования // Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях: Межвузовский сборник научных трудов. - СПб.: ЛОИРО, 2005. - С. 347-349.

3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М.: Знание, 1980. - 96 с.

4. Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя -Чебоксары: ЧГПИ, 1996. - 227 с.

5. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.

6. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. - 2009. - № 4. - С. 279-282.

7. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. - 2015. - №23. -С. 1020-1022. - URL https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 17.04.2019).

УДК 371

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Одной из тенденций развития современного высшего профессионального образования является подготовка специалистов новой генерации, которые бы обладали надлежащей базой знаний для успешной ориентации в различных жизненных ситуациях в течение всего периода социально-профессиональной активности, умением быстро обучаться и переобучаться, находить способы для полноценной профессионально-творческой реализации себя в социуме. В этой связи при реализации профессиональной подготовки будущих специалистов в высшей школе актуализируется учет идей личностно-ориентированного образования.

Это образование, по мнению К.В. Текиной, в котором личность студента и личность педагога выступают в значении его субъектов [51. Целью технологии образовательного направления, изучаемого в данном исследовании, является, по мнению исследовательницы, «максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей обучающегося на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности» [5, с. 27].

Изложение основного материала исследования. В отечественной педагогической науке реализация личностно-ориентированного обучения определялась через призму различных подходов:

- разноуровневого (ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного студенту);

- дифференцированного (выделение групп обучающихся по знаниям, способностям, типу учреждения образования);

- индивидуального (объединение обучающихся в однородные группы: по успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности);

- субъектно-личностного (отношение к каждому студенту как к уникальности, несхожести, неповторимости) [51.

В современной педагогике, по мнению В.И. Лисеенко, анализируемое нами направление обучения понимается в значении такого, при котором ядром обучения является личность студента, его самобытность, самоценность. В контексте данного обучения раскрывается субъектный опыт студента, который затем согласовывается с содержанием образования. Такое обучение относится к модели инновационного, творческого, развивающего типа. Оно исходит из признания уникальности субъектного опыта студента как важного источника индивидуальной жизнедеятельности [3].

В основе такого обучения - учет положений личностно-ориентированного подхода к обучению. Сущность данного подхода раскрывается, по мнению В.И. Лисеенко, в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности личности и на их реализацию (личностно-ориентированная модель образования), связанную с концепцией развивающего обучения [31.

По словам И.С. Якиманской, сущность анализируемого нами подхода заключается в признании индивидуальности, самоценности каждого человека, его развития не как коллективного объекта, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом [6].

Исследование личностно-ориентированного обучения необходимо осуществлять, исходя из тесной взаимосвязи теории познания и личностного развития. Так, важнейшим условием для успешного всестороннего развития каждого студента является понимание им своей неповторимости, индивидуальности.

По словам Б.Г. Ананьева, «индивидуальность - это и предмет воспитания, и его условие, а больше всего его продукт. Как в клиническом, так и в педагогическом опыте единичное в смысле индивидуальности является уникальным явлением, поскольку оно имеет собственный внутренний мир, самосознание и саморегуляцию, что является действующим организатором поведения - «я»» [1, с. 77]. Учет данных позиций в рамках изучаемого подхода обосновывает признание личности студента не как объекта обучающих воздействий преподавателя, а как самоизменяющегося (самосовершенствующегося) субъекта учения.

Так, личностно-ориентированный образовательный процесс строится не просто на учете индивидуальных особенностей студентов, а, прежде всего, на последовательном отношении к ним как к личностям, как к ответственным и сознательным субъектам деятельности.

Реализация идей анализируемого нами обучения должно осуществляться в учебно-воспитательном процессе вуза так, чтобы студент чувствовал себя его основным источником. Достижение такой цели требует соблюдения ряда педагогических условий, а именно:

- обеспечения внутренней мотивации студентов к обучению;

- создания предпосылок для реализации активности будущих специалистов;

- привлечения студентов к контролю и оценке их образовательных достижений [31.

Организация изучаемого в данном исследовании типа обучения требует переориентации: от направленности на запоминание готовых знаний к формированию личностных новообразований, умения творчески учиться, прорабатывая научные знания и общественный опыт применительно к потребностям практики. Для достижения указанной цели в рамках реализации изучаемого в данном исследовании подхода в процессе организации учебно-познавательной деятельности студентов следует обращаться к различным формам и методам организации учебного процесса. В рамках концепции личностно-ориентированного образования эффективными методами и формами обучения, по мнению А.В. Савицкой, являются:

- обучение в малых группах;

- организация дискуссий;

- использование ролевых и деловых игр;

- применение метода проектов;

- использование форм и средства формирования критического мышления студентов, развитие их способностей к самооценке [41.

В заключении, вслед за Л.П. Качаловой, обобщим признаки анализируемого нами типа обучения студентов:

- организация субъект-субъектного взаимодействия;

- создание условий для самоактуализации личности;

- активизация; обеспечение внешних и внутренних мотивов студентов;

- удовлетворение от решения учебных заданий в сотрудничестве с другими субъектами образования;

- обеспечение условий для самооценки, саморегуляции и самоактуализации;

- перенос акцента в функциях педагога на позицию фасилитатора [2, с. 65].

Выводы. Таким образом, альтернативой традиционному подходу к образованию будущих специалистов сегодня должна выступать философия личностно-ориентированного обучения, которое обеспечивает право студента на свободу выбора ценностной позиции, обосновывает ценности человеческого духа и жизни в целом, актуализирует гуманистические идеи и принципы в образовании.

Аннотация. Статья посвящена изучению методологических аспектов личностно-ориентированного обучения будущих специалистов в процессе их профессионального образования в высшей школе. В работе обоснована сущность личностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного обучения, личностно-ориентированного подхода в образовании. В исследовании отмечены основные признаки и особенности личностно-ориентированного обучения будущих специалистов, определены условия его реализации.

Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное обучение, технология личностно-ориентированного обучения, личностно-ориентированный подход в образовании, система высшего профессионального образования, студент, преподаватель, субъект-субъектное педагогическое взаимодействие, условия, методы.

Annotation. The article is devoted to the study of methodological aspects of personality-oriented training of future specialists in the process of their professional education in higher education. The article substantiates the essence of personality-oriented education, technology of personality-oriented learning, personality-oriented approach

in education. The study noted the main features and characteristics of personality-oriented training of future professionals, the conditions for its implementation.

Keywords: personality-oriented education, personality-oriented learning, technology of personality-oriented learning, personality-oriented approach in education, system of higher professional education, student, teacher, subject-subject pedagogical interaction, conditions, methods.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

2. Качалова Л.П. Личностно-ориентированный подход в образовании: педагогика личности. Пособие к спецк. / Л.П. Качалова, Д.В. Качалов., А.В. Качалов; Шадринск: Изд-во «Шадринский дом печати», 2007. - 82 с.

3. Лисеенко В.И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 530-536. - URL https://moluch.ru/archive/149/42231/ (дата обращения: 15.04.2019).

4. Савицкая А.В. Личностно-ориентированный подход и условия его реализации при дистанционном обучении в вузе // Человек и образование. - 2010. - № 4. - С. 93-96.

5. Текина К.В. Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора академической группы // Молодой ученый. - 2016. - №5.1. - С. 26-28. - URL https://moluch.ru/archive/109/26312/ (дата обращения: 15.04.2019).

6. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - 1995. - С. 9.

УДК: 371.3

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕТ?

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

учитель математики Виноградова Юлия Алексеевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 17» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Дистанционное обучение с каждым годом набирает все большую огласку и популярность. Причем не только высшее образование тесно связано с этим понятием. Современная школа также активно использует технологии дистанционного обучения. Теперь школа, уходя на карантин, не останавливает учебный процесс, а переходит в это время на дистанционное обучение. Или учащийся хотел бы исправить свою оценку по предмету, и тут на помощь учителю приходят дистанционные технологии.

Целью статьи является анализ платформ для реализации дистанционного обучения в школе.

Изложение основного материала исследования. Само понятие дистанционное обучение имеет несколько интерпретаций, но все они передают основную суть дистанционного обучения - взаимодействие между учителем и учеником посредством интернет технологий.

Вопросы дистанционного обучения, их психолого-педагогические основы рассмотрены в работах И.А. Болкунова, Н.В. Горбуновой, И.А. Дониной, Ю.А. Лях, В.И. Овсянникова, Л.В. Тайковой, И.В. Роберт и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7].

Каждый учитель сам определяет для себя вид дистанционных технологий. Кто-то использует уже готовые платформы, и только оценивает полученный результат ученика через свой личный кабинет.

Например, популярная платформа Учи.ру позволяет условно бесплатно выполнять задания самостоятельно, дома, по выбранной теме, а учителю приходят в личный кабинет результаты решенных заданий. Причем здесь для учащихся 1-11 классов бесплатно проводятся олимпиады 2 раза в год. Программа условно бесплатная - это означает, что в бесплатной версии для ребят доступны только 20 заданий. Но авторы данной платформы дали возможность с помощью учителя организовать урок до 16-00 бесплатно и на неограниченное количество заданий.

Существует еще одна популярная платформа, позволяющая также дистанционно общаться с учителем -платформа ЯКласс. Она также условно бесплатная, так как она дает возможность безгранично читать теорию по самым различным предметам, а также решать задания различного уровня и проверочные тесты. Результаты также приходят в личный кабинет учителя, но в платной версии для каждого задания есть пояснения по правильности решения заданий, подсказки и обучающие тесты. В бесплатной версии этого нет, введенный ответ либо правильный, либо нет, и пояснений по ошибке нет. На данной платформе учитель может создавать свои карточки с заданиями, свои тестовые задания, а также проводить проверочные и контрольные работы.

Помимо этих платформ в самой популярной платформе, на которую перешли многие школы Великого Новгорода - Дневник.ру, также существуют элементы дистанционного обучения. Во-первых, ученик может прислать файл с решенным домашним заданием, или реферат для проверки, или фотографию записей тетради с домашним заданием (актуально во время карантина школы). Дневник.ру постоянно разрабатывает новые различные приложения. Одно из таких - тесты. Здесь учитель для своего класса может создать свой личный тест или воспользоваться существующим: познавательный, оценка знаний учителем, самопроверка. Выбрать тип теста: обучающий (показывают ошибки учащегося в тесте и дает возможность его пройти еще раз) и контроль (когда одна попытка, ограничено время теста, и нет правильных ответов по окончании теста).

Выводы. Дистанционное обучение в школе пока не готово полностью вытеснить традиционное, но есть ситуации, когда оно является единственным выходом в обучении (карантин в классе или школе, отстающие или наоборот сильные ученики, которые хотят больше позаниматься с учителем, возможности здоровья некоторых учеников и т.д.).

Дистанционное обучение это не только онлайн лекции, или самостоятельная работа на базе обучающих платформ. Также это и общение учителя и ученика посредством почты, социальных сетей, дневника.ру.

Элементы дистанционного образования отлично вписываются в учебный процесс современной школы.

Аннотация. В статье приводится анализ платформ для реализации дистанционного обучения в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.