Научная статья на тему 'Личностно-ориентированное обучение студентов как условие формирования их профессиональной компетентности'

Личностно-ориентированное обучение студентов как условие формирования их профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИКТ / ICT / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / AN INTEGRAL CHARACTERISTIC OF PROFESSIONAL COMPETENCE / PERSONALITY-ORIENTED TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Ирина Владимировна

Содержание высшего образования является той средой, в которой осуществляется становление и развитие личности студента как профессионального деятеля. На младших курсах успешность обучения зависит от уровня личностной успешности студентов, но к старшим курсам происходит замена этой зависимости и уровень развития личности становится зависимым от уровня учебной успешности. Поэтому задачей высшей школы является создания условий для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов средствами самостоятельного управления своей учебной деятельностью. В статье рассмотрены условия формирования профессиональной компетентности средствами личностно-ориентированного обучения. Выявлены характеристики личностно-ориентированной модели и принципы организации личностно-ориентированного обучения. Рассмотрены возможности информационно-коммуникационных технологий и метода проектов как средств организации личностно-ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-ORIENTED TEACHING OF STUDENTS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE

The Content of higher education is the environment in which the formation and development of the student's personality as a professional. On younger courses the success of training depends on the level of personal success of students, but that older courses are being replaced this dependency and level of development of personality is dependent on the level of academic success. Therefore, the task of the higher school is to create conditions for the formation of professional competence of future specialists by means of self-management of their educational activities. The article deals with the conditions of formation of professional competence by means of personal-oriented training. The characteristics of the personality-oriented model and the principles of the organization of personality-oriented learning are revealed. The possibilities of information and communication technologies and the method of projects as a means of organization of personal-oriented training.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированное обучение студентов как условие формирования их профессиональной компетентности»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Абрамова Ирина Владимировна

Пермский государственный национальный исследовательский университет (г. Пермь)

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. Содержание высшего образования является той средой, в которой осуществляется становление и развитие личности студента как профессионального деятеля. На младших курсах успешность обучения зависит от уровня личностной успешности студентов, но к старшим курсам происходит замена этой зависимости и уровень развития личности становится зависимым от уровня учебной успешности. Поэтому задачей высшей школы является создания условий для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов средствами самостоятельного управления своей учебной деятельностью. В статье рассмотрены условия формирования профессиональной компетентности средствами личностно-ориентированного обучения. Выявлены характеристики личностно-ориентированной модели и принципы организации личностно-ориентированного обучения. Рассмотрены возможности информационно-коммуникационных технологий и метода проектов как средств организации личностно-ориентированного обучения.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, личностно-ориентированное обучение, ИКТ, метод проектов, интегральные характеристика профессиональной компетентности.

Annotation. The Content of higher education is the environment in which the formation and development of the student's personality as a professional. On younger courses the success of training depends on the level of personal success of students, but that older courses are being replaced this dependency and level of development of personality is dependent on the level of academic success. Therefore, the task of the higher school is to create conditions for the formation of professional competence of future specialists by means of self-management of their educational activities. The article deals with the conditions of formation of professional competence by means of personal-oriented training. The characteristics of the personality-oriented model and the principles of the organization of personality-oriented learning are revealed. The possibilities of information and communication technologies and the method of projects as a means of organization of personal-oriented training.

Keywords: professional competence, personality-oriented teaching, ICT, project method, an integral characteristic of professional competence.

Введение. Реформирование различных отраслей жизни современного общества накладывает свои отпечаток на требования к высшему образованию. При реализации профессиональной деятельности специалист сталкивается с множеством трудностей как экономического, так и социального характера. Анализ работ таких учёных как Н. А. Алексеева, И.И. Желёзкиной и др. позволил сформулировать актуальный вопрос высшего образования: формирование умения компетентного решения сложных профессиональных задач [2; 3]. Решать которые под силу специалистам новой формации, специалистам-профессионалам, обладающим творческим мышлением, способным самостоятельно и компетентно принимать решения, проводить их в жизнь и нести за них ответственность. Профессионал с высшим образованием должен не только обладать высокой профессиональной компетентностью, но и быть профессионально мобильным, обладающим возможностями успешно реализовывать себя в профессиональной деятельности с учётом изменяющихся социально-экономических условий, творчески активным, свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве.

Изложение основного материала статьи. В связи обозначенной актуальностью, процесс высшего образования требуется направить на развитие личности студента, который будет создавать условия для развития у студентов необходимость самостоятельного, творческого, познавательного результата обучения. Одним из условий формирования профессионально компетентного студента является личностно-ориентированное обучение. В. И. Лисеенко отмечал, что там, где человек чувствует себя источником собственного поведения и деятельности, он поступает личностно [5]. Личностно-ориентированная модель высшего образования состоит из следующих ключевых характеристик:

- цель: развитие личности студента как субъекта профессиональной жизнедеятельности и человека культуры;

- знания, умения и навыки: средство развития личности студента;

- роль студента: субъект процесса обучения;

- дидактические средства: диалог, полилог, сотрудничество, творческая учебно-познавательная деятельность;

- ценностно-смысловая основа: потребности и интересы личности;

- роль преподавателя: позиционирование как координатора, консультанта, помощника, организатора (менеджера);

- основные результаты: повышение уровня личностного развития, учебной самостоятельности, самоопределения и самореализации [7].

Изучение работ Н. А. Тиботкиной, И. Е. Шериховой позволили сформулировать принципы личностно-ориентированного обучения, с учётом формирования профессиональной компетентности:

1) признаётся уникальность каждого студента. При этом учитывается, что студенты обладают разной предрасположенностью к обучению. Этот принцип реализуется в форме индивидуального отношения к образовательной деятельности, а также к ее результатам;

2) каждый студент и педагог осознают уникальность другого человека. В обязанность студента входит признание индивидуальной ценности другого студента. Обязанностью педагога является уважение позиции всех студентов, которые аналогичное отношение проявляют как друг к другу, так и к педагогу. Осознание уникальной ценности личности является залогом успеха личностно-ориентированного обучения;

3) все студенты должны уметь взаимодействовать друг с другом на основании отношений гуманности, соответственно, основной чертой их коммуникации является толерантность. Студентам вменяется в обязанность и предоставляется право понять иную точку зрения, отличную от собственной, мотивы

деятельности другого студента, чем реализуется его социальная роль. Взаимодействие студентов основывается на наличии, сохранении либо изменении первоначальной позиции каждого из них. При этом коммуникация обеспечивает развитие личности студента, осознание образовательных достижений в результате диалога с другими студентами;

4) личная либо создаваемая коллективно образовательная продукция студента не подлежит отрицанию, а, напротив, сопоставляется с достижениями культурно-исторического характера. Знакомство, а также выстраивание отношений с общечеловеческими достижениями осуществляется по результатам самостоятельного осознания сущности изучаемого явления, процесса и т.п. Взаимодействие студентов с культурно-историческими аналогами подобно процессу коммуникации с другими студентами;

5)получаемые студентами образовательные результаты подлежат самооценке, оценке со стороны педагога в соответствии с его индивидуально сформулированными целями, соотносимыми с целями общеобразовательного характера. Результатом личностно-ориентированного обучения является личностное приращение студентов по отношению к внешним образовательным стандартам [8; 91.

Реализация личностно-ориентированного подхода в высшем обучении студентов реализуется различными формами и методами организации учебного процесса: обучение в малых группах сотрудничества, организация дискуссий, ролевые и деловые игры, метод проектов, формирование критического мышления обучающегося, развитие способности к самооценке [8]. Личностно-ориентированный смысл высшего образования закладывается практически в любом типе обучения. К примеру, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях может рассматриваться достаточно многообразно:

- не в качестве цели, а как один из способов расширения представлений студентов о мире;

- в качестве источника дополнительной информации по учебной дисциплине;

- в качестве способа самоорганизации учебного труда, а равно и самообразования педагога и студента;

- в качестве возможности реализации личностно-ориентированного подхода со стороны педагога;

- в качестве возможного способа расширения зоны индивидуальной активности студента.

Внедрение современных ИКТ невозможно без компьютерной (информационной) грамотности, которая

является одной из составляющих частей профессиональной компетентности специалиста. Поэтому в процессе обучения используется дифференцированное представление учебного материала, а также способов включения студентов в учебную деятельность. От постановки задачи педагогом, учета индивидуальных достижений студентом зависит успешность процесса и результатов обучения. При организации обучения разно уровневый подход является средством помощи слабому студенту и дает возможность раскрыться сильному.

Использование ИКТ в целях организации личностно ориентированного обучения обеспечивает эффективность учебного процесса, повышение уровня информированности и подготовленности студентов, систематизацию их знаний, индивидуализацию процесса обучения. ИКТ обладает способностью обеспечить в достаточной мере эффективную передачу знаний, а равно и активное вовлечение студентов в учебно-воспитательный процесс вуза; способно повышать результативность обучения, в значительной мере учитывать потребности особенности студентов. Это дает стимул для развития у них умений и навыков самообучения, развития грамотности при работе с источниками информации. Это все выступает условием сформированное™ профессиональной компетентности в последующем [6].

Помимо ИКТ, в современных условиях распространение получил термин «визуальное мышление», который представляет собой учебную деятельность, продуктом которой выступает создание новых образов и визуальных форм, обладающих определенной смысловой нагрузкой. В целях моделирования процесса личностно-ориентированного обучения «визуальное мышление» реализуется через создание и использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). С точки зрения личностно-ориентированного обучения в ЦОР используется следующая блочная структура [1]:

- мотивационно-целевой, или демонстрационный, блок: для мотивации студентов, перед ними ставятся проблемные задачи, в значительной мере приближенные к их профессиональным интересам; соответственно, данный блок способствует активизации познавательной деятельности студентов, созданию непосредственной мотивации относительно формирования у них компетенций;

- продуктивный блок: способствует реализации процесса непосредственного получения продуктивных заданий, формирующих у студентов навыки работы с разнообразными объектами учебной программы, что достигается в результате выполнения лабораторных работ;

- контролирующий блок: ЦОР снабжаются теоретическим курсом с примерами, которые используются в дальнейшей работе, при этом в рамках каждого курса реализуется несколько режимов обучения, включая контрольный, в котором в процессе изучения материала студенту предлагается выбрать правильный ответ на поставленный вопрос; система осуществляет контроль правильного ответа, при необходимости помогает подсказкой; в рамках курса допускается работа нескольких пользователей, при этом относительно каждого из них учитывается пройденный материал, что позволяет использовать его в целях организации индивидуальной самостоятельной работы студента; преимуществами дифференциации являются: развитие у студентов механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции и адаптации; возможность создания условий для творчества; возможность учета субъективного опыта студента; данный блок позволяет студентам осуществить рефлексию учебно-познавательной деятельности, повысив тем самым уровень их самостоятельности и ответственности;

- проектирующий блок: является условием реализации творческих идей, развития навыков совместной работы, с этой целью студентам можно предложить участие в проектной деятельности.

В настоящее время проектная деятельность является одним из востребованных видов профессиональной деятельности. Ю. Э. Краснов, Е. С. Полат и др. утверждали, что при формировании профессиональной компетентности студентов необходимо уделить проектной деятельности особое внимание, при реализации личностно-ориентированного подхода [4; 6]. Проектная деятельность студентов реализуется при условии постоянного доступа студентов к компьютерной технике, при этом, как правило, у них проявляется повышенное эмоциональное состояние, что создает благоприятные условия для создания такой организации обучения, при которой успешно работающие студенты выступают в роли помощников педагогов. Мероприятия на этапе подготовки к проекту включают в себя: тестирование студентов, проведение с ними индивидуальных бесед, деление на группы. Результатом работы группы могут выступать компьютерные

презентации. Деятельность студентов над проектом включает в себя следующие компоненты: поиск информации в сети Интернет и её обработку, поиск и демонстрация типичных программ, подготовку материалов относительно истории возникновения и развития темы исследования. В процессе подготовки компьютерных презентаций студенты консультируются с педагогом относительно разработки ее художественно-стилевого решения, информационного наполнения, а также особенностей непосредственной работы с проектом. Подобная организация обучения позволяет достаточно плавно сформировать у студентов умения и навыки сознательного и рационального применения программного обеспечения в учебной деятельности. Все это способствует достижению следующих результатов: стимулирование интереса студентов к учебному предмету; развитие организационных и творческих способностей студентов; формирование у студентов правильных представлений о месте и роли профессиональной компетентности в деятельности специалиста в современных условиях.

На завершающем этапе работы над проектом проводятся обсуждение и оценка каждого представленного проекта. В процессе обсуждения проекта необходимо:

- представить его сильные стороны;

- перечислить моменты проекта, которые требуют доработки;

- внести предложения относительно усовершенствования проекта;

- сформулировать вывод, а также выставить общую отметку.

Проекты студентов вузов отличаются профессиональной направленностью, это проявляется в активности и самостоятельности студентов в поиске решений профессиональных задач, в активном поиске средств для самовыражения. Как правило, проекты в высшей школе носят длительный характер, могут быть обогащены на основе применения аудио- и видеоклипов, цифровых фотографий, множества встроенных объектов. Студенты обладают развитым мышлением, у них сформированы навыки системного обобщения материала, это способствует тому, что их проекты по будущей профессиональной деятельности объемны по содержанию, продуманны, актуальны, имеют практическую профессиональную значимость.

Анализируя работы Н. А. Алексеева, можно сделать вывод, что принципиальным приоритетом в высшем образовании становится не столько обеспечение студентов большой суммой знаний, сколько развитие у них интеллектуального и творческого потенциала. Что создаст условия для продуцирования нового знания в будущей профессиональной деятельности, в практическом воплощении теоретических знаний, что в свою очередь послужит источником устойчивого развития государства [21.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение представляет собой не просто учет особенностей субъекта обучения, а её можно рассматривать как методологию организации условий обучения, которая предполагает включение собственно личностных функций студента, востребование его субъектного опыта [81. При этом центральным звеном личностно-ориентированного профессионального образования является профессиональное развитие личности студента, освоение профессии и овладение профессиональной компетентностью на высоком уровне. Объектами профессиональной компетентности студентов являются ее интегральные характеристики: социально-профессиональная направленность, профессионально важные качества, психофизиологические свойства.

Выводы. Анализ принципов функционирования высшей школы, ещё раз показал приоритетное положение в системе высшего образования парадигмы личностно-ориентированного обучения, которое обеспечивает становление самобытного, творческого специалиста, именно такое обучение способно привести к обеспечению индивидуального саморазвития студентов, что обеспечит им возможность достижения социально-профессионального комфорта, а также устранение существующих противоречий между рынком образовательных услуг и запросами рынка труда.

Литература:

1. Абрамова И. В. Информационные технологии в образовании [Текст]: учебно-методическое пособие / И. В. Абрамова. - Соликамск: РТО СГПИ филиал ПГНИУ, ООО «Типограф», 2017. С. 80.

2. Алексеев Н. А. Психология обучения: феноменология и алгоритмы / Алексеев Н. А. // Сборник: Развитие человека в современном мире материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. - 2016. С. 8-18.

3. Железкина И. И. Миссия современной высшей школы в контексте личностно ориентированного подхода / Железкина И. И. // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 1(2). С. 65-68.

4. Краснов, Ю. Э. Современные дискуссии по проблеме «Метод проектов» / Ю. Э. Краснов // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. - Минск: РИВШ БГУ. 2013. С. 197- 221.

5. Лисеенко В. И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 530-536. — URL https://moluch.ru/archive/149/42231/ (дата обращения: 07.02.2018).

6. Полат Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. - Минск: РИВШ БГУ, 2013. С. 39-47.

7. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. С. 52.

8. Тиботкина Н. А. Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений // по материалам сайта: www.vmest.ru — URL: http://vmest.ru/nuda/osobennosti-realizacii-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-p/main.html (дата обращения: 27.02.2018).

9. Шерихова И. Е. Личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения студентов вуза / Шерихова И. Е., Никитинская Е. Б. // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. -№ 6. С. 215-218.

Педагогика

УДК 796.015 ББК 75.15

кандидат педагогических наук, профессор Алешин Игорь Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Аминов Руслан Хаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук Иванов Тимофей Александрович Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (г. Челябинск)

УПРАВЛЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СТРУКТУРАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Огромная популярность и постоянно повышающаяся престижность современного спорта, необходимость его дальнейшего прогресса определяют целесообразность глубокого изучения сущности и направлений спортивного совершенствования, установления тенденций модернизации в рамках развития современной цивилизации.

Ключевые слова: спортивная подготовка, элементы, контуры, виды, структура и содержание, обеспечение и сопровождение управления.

Annotation. The huge popularity and the ever-increasing prestige of modern sports, the need for further progress to determine the feasibility of in-depth study of the nature and directions of sports development, identify trends of modernization in the framework of the development of modern civilization.

Keywords: sports training, elements, contours, types, structure and content, support and maintenance of management.

Введение. Потребность в коренном улучшении качества системы спортивной подготовки, разработке и внедрении более эффективных, инновационных и наукоемких технологий и управления в различных структурах многолетней подготовки определяет необходимость анализа, обобщения и углубленной разработки отдельных вопросов данной проблемы.

Последнее требует наличие и реализации адекватных программ и технологий спортивной подготовки, организационно-педагогического обеспечения и сопровождения процесса управления.

Это выдвигает в качестве целого ориентира для научного поиска и практической реализации идею управления процессом спортивной подготовки через преодоление неопределенности, проявляющегося в нелинейности. Преодоление неопределенности и нелинейности, придание процессу спортивной подготовки упорядоченности и предсказуемости возможно на основе осмысления ведущих направлений модернизации спортивной подготовки, разработку эффективных программ и технологий реализации управления учетом объективных научных данных и комплексного контроля.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время сфера физической культуры и спорта России оказалась перед рядом системных вызовов [91. К числу последних отнесены и выделены в качестве основных: снижение уровня здоровья, физического развития и двигательной подготовленности основных контингентов населения, в первую очередь, подрастающего поколения, усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений; существенное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных программ и технологий в систему спортивной подготовки; отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, поиска, отборы, ориентации и подготовки спортивного резерва; бессистемное управление сферами физической культуры и спорта.

Первый шаг на пути решения данных проблем - их идентификация, определение или диагноз, полный и объективный. Правильно сформулировать проблему - значит наполовину решить ее.

Необходимость модернизации системы спортивной подготовки обусловлена наличием комплекса противоречий, к числу основных из которых следует отнести противоречия между:

- ростом популярности спорта в современном мире, усилением глобальной конкуренции в спорте высших достижений, завоеванием высших спортивных наград на крупнейших международных соревнованиях как отражением социально-экономического и политического развития страны и снижением результатов российских спортсменов на международной арене;

- неэффективной системой управления спортивной подготовкой и недостаточной подготовленностью к внедрению инноваций в управлении как со стороны управляющей, так и с управляемой стороны, разобщенностью внешних и внутренних звеньев управления;

- значительным отставанием от ведущих спортивных держав в развитии, внедрении инновационных спортивных технологий и значительном сокращении программ научных исследований, направленных на углубление и расширение, а в отдельных случаях и на принципиальное изменение общепринятых теоретико-методологических и программно-технологических положений в сфере спортивной подготовки;

- постоянно возрастающими требованиями к подготовленности спортсменов высокой квалификации и снижением резервов здоровья, физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения.

Потребность минимизации выявленных противоречий определяет проблему теоретико-методологического и технологического обновления системы управления подготовкой спортсменов различной квалификации, возраста, пола и специализации в ключевых структурных звеньев, тренировочной и соревновательной деятельности. Последнее привело к широкому использованию понятие «управление», которое приобрело статус общенаучной категории и оказалось включенным в процесс познания сложных систем. Данная категория выполняла и продолжает выполнять методологическую функцию по отношению к развивающейся теории спортивной подготовки, расширила круг и познавательных возможностей, придает более строгий научный характер к изучению источников и механизмов становления спортивного мастерства [5; 11; 13; 9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.