Научная статья на тему 'Кредитномодульная организация учебного курса как средство развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов'

Кредитномодульная организация учебного курса как средство развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / CREDIT AND MODULAR TECHNOLOGY / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыренжапова Сэсэгма Дамбиевна

В статье говорится о кредитно-модульной организации учебного курса как средства развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов. Автор утверждает, что внедрение личностно-ориентированной кредитномодульной технологии обучения является необходимым условием повышения качества высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыренжапова Сэсэгма Дамбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Credit and modular organization of academic course as a means of foreign language communicative competence of students

The article deals with a problem of credit and modular organization of academic course as a means of development of foreign language communicative competence of students. The author states that omplementation of personality-oriented credit and modular education technology is a necessary condition for improving the quality of higher education.

Текст научной работы на тему «Кредитномодульная организация учебного курса как средство развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов»

Литература

1. Каплунович И.Я. О структуре пространственного мышления при решении математических задач // Вопросы психологии. - 1978. - № 3.

2. Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей: соч.: в 7 т. - М., 1958. - Т. 5.

3. Пушкина Т.А. Некоторые принципы конструирования комплекса методик для исследования мотивации учебной деятельности. // Новые исследования в психологии. - 1980. - № 2.

4. Рубинштейн С.Л. Принцип и пути развития психологии. - М., 1959.

5. Теплов Б.М. О культуре научного исследования // Избр. тр.: в 2 т. - М., 1985. -Т. 2.

Кибирев Владимир Васильевич, кандидат физико-математических наук, профессор Института математики и информатики БГУ. г. Улан-Удэ, тел. 8 (3012) 219757.

Kibirev Vladimir Vasilievich, candidate of physical and mathematical sciences, professor, Institute of Mathematics and Computer Science, Buryat State University, Ulan-Ude, phone 8 (3012) 219757.

УДК 378.1 © С.Д. Цыренжапова

Кредитно-модульная организация учебного курса как средство развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов

В статье говорится о кредитно-модульной организации учебного курса как средства развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов. Автор утверждает, что внедрение личностно-ориентированной кредитно-модульной технологии обучения является необходимым условием повышения качества высшего образования.

Ключевые слова: кредитно-модульная технология, иноязычная коммуникативная компетентность, обучение иностранному языку.

S.D. Tsyrenzhapova

Credit and modular organization of academic course as a means of development of foreign language communicative competence of students

The article deals with a problem of сгedit and modular organization of academic course as a means of development of foreign language communicative competence of students. The author states that omplementation of personality-oriented credit and modular education technology is a necessary condition for improving the quality of higher education.

Keywords: credit and modular technology, foreign language communicative competence, foreign language study.

Кредитно-модульная технология обучения, внедряемая на основе мо-дульно-рейтинговой организации учебного процесса, является одним из

условий развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов в многоуровневой образовательной структуре высшей школы, позволяющей обеспечить ее выпускникам эффективную профессиональную деятельность.

Внедрение личностно-ориентированной кредитно-модульной технологии обучения в образовательный процесс является необходимым условием повышения качества высшего образования и создания эффективной внутривузовской системы контроля на основе зачетных единиц, позволяющих определять уровень сформированности базовых компетенций студентов по изучаемой дисциплине с учетом международных образовательных стандартов [3; 5; 6].

Под кредитно-модульной технологией обучения дисциплине «Иностранный язык» в высшем учебном заведении исследователи понимают комплексную, личностно-ориентированную, специально спроектированную и поэтапно реализуемую интегративную систему, включающую совокупность методов, средств и приемов, упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели, содержательные и процессуальные аспекты, направленные на развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности студентов [2].

Анализ опыта работы российских вузов по внедрению кредитно-модульной технологии обучения позволяет прийти к выводу, что данный процесс должен быть ориентирован прежде всего на повышение качества подготовки специалистов университета; на максимальную индивидуализацию процесса обучения и создание комфортной среды, на разработку личностно-ориентированных траекторий обучения в целях максимального развития каждого студента, а также на внедрение непрерывной системы диагностики и мониторинга уровня академических достижений студентов в целях определения показателей уровня сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов [1; 5].

Как отмечает в своем исследовании А.С. Андриенко, реализуемая технология должна включать в себя следующие составляющие:

1) индивидуальные и творческие компоненты в системе профессионально ориентированной деятельности студентов;

2) модульное построение содержания обучения как по разделам учебных дисциплин, так и по циклам образовательных профессиональных программ;

3) рейтинг-контроль учебного процесса, предполагающий кредитно-модульное оценивание уровня сформированности компетенций студента в системе зачетных единиц, включающий в себя интегральную оценку как по отдельным дисциплинам учебного блока, так и за весь период обучения будущего специалиста по образовательной программе. Данные положения должны рассматриваться в качестве учебно-методических предпосылок для перехода рейтинговых технологий к кредитно-накопительным системам, основанным на применении зачетных единиц [1].

Также, по мнению А.С. Андриенко, к наиболее значимым признакам кредитно-модульной технологии обучения студентов по дисциплине «Иностранный язык» следует отнести: диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмичность, проектируемость, управляемость, корректируемость, визуализацию, укрупнение и автономию блочно-модульных единиц, обеспечение каждого модуля дидактическими средствами входного, итогового и текущего контроля, интегральный рейтинговый контроль уровня сформированности компетенций студентов в системе зачетных единиц (кредитов ECTS - European Credit Transfer System), объективизацию системы оценивания уровня сформиро-ванности компетенций в соответствии с международными критериями и параметрами качества высшего профессионального образования, позволяющими обеспечить признание российских дипломов на международном уровне и обеспечить мобильность студентов и выпускников вуза. Следует подчеркнуть, что процесс кредитно-модульного обучения позволяет создать реальные условия для обеспечения эффективности самостоятельной работы студентов посредством стимулирования рефлексивного самоконтроля результатов учебной деятельности, использования творческого потенциала, роста положительной мотивации обучения [2].

Кредитно-модульная технология обучения и контроля рассматривается как эффективное условие становления базовых компетенций будущего специалиста в процессе изучения иностранного языка. В этой связи кредиты являются важнейшей составляющей мировой, европейской, а теперь и российской систем образования. Для каждой учебной дисциплины в зависимости от объема работы ее значимость с точки зрения освоения будущей профессии определяется как «кредитный балл», оценка. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент может набрать заранее установленное число кредитов, общая сумма которых позволит ему получить соответствующую степень - бакалавра или магистра.

Отечественное образование было основано на достаточно мобильной линейной системе, заключающейся в строгой логической последовательности освоения основных профессиональных образовательных программ в соответствии с российскими образовательными традициями и с учетом специфических условий вуза. Если раньше за основу бралось количество учебных часов, потраченных на изучение предмета, то теперь учитывается трудоемкость курса, которая определяется в зачетных единицах, так называемых «кредитах». Сам процесс пересчета трудоемкости из одной системы в другую не представляет особой сложности, его конечная цель заключается в унификации различных образовательных систем, учебных планов смежных специальностей, что позволит студентам из разных групп и факультетов изучать одну и ту же дисциплину по общему расписанию, а высшим учебным заведениям реально перейти к расчету ставок профессорско-преподавательского состава в зависимости от контингента студентов.

В целях решения данной проблемы в Бурятском государственном университете был проведен сравнительный анализ международных академических систем, в основе которых лежит кредитная система оценки, а также изучен опыт российских вузов [4]. В результате проведенного анализа были выявлены критерии балльно-рейтинговой системы оценивания. Настоящая балльно-рейтинговая система контроля успеваемости студентов, используемая для расчета индивидуальной оценки студента по курсу «Иностранный язык» для студентов неязыковых факультетов, разработана в соответствии с Положением об организации учебного процесса с применением кредитно-модульной системы обучения, утвержденным Учебно-методическим советом ФГБОУ «Бурятский государственный университет» от 20 февраля 2012 г.

Для совершенствования уровня иноязычной коммуникативной компетентности студентов по дисциплине «Иностранный язык» в блоке «Иностранный язык для профессиональных целей», где предусматривается профессиональная сфера общения, в каждое письменное задание в учебных модулях необходимо включить основные понятия, определения, лек-сико-грамматические структуры и текстовые ситуации, а также специально составленные блоки заданий для самостоятельного выполнения, языковые клише, вопросы и упражнения профессионально ориентированной проблематики. В каждом модуле необходимо предусмотреть свой коэффициент (балл), учитывающий степень самостоятельности и определяющий результаты обучения студента. При составлении письменных работ и творческих заданий по индивидуальному чтению по направлению специальности нужно учитывать уровни сформированности базовых (ключевых) компетенций студентов:

1) репродуктивный. Студенту предлагается общенаучная или техническая проблема (в зависимости от специальности), а также все необходимые данные для ее представления на иностранном языке: план, структура презентации проблемы, клишированные выражения, необходимые лекси-ко-грамматические образцы для снятия лексико-грамматических трудностей. Студент должен воспроизвести алгоритм деятельности и выполнить заданные преподавателем действия для достижения цели, сформулированной в предложенной проблеме;

2) эвристический. Студенту предлагается проблема как цель деятельности и неполная структура данных, необходимых для воспроизведения проблемы в профессионально ориентированной коммуникации: клишированные выражения, наводящие вопросы, делающие акцент на фоновых знаниях по проблеме, лексико-грамматические единицы языка для профессиональных целей. Студенту необходимо дополнить условия, а затем осуществить практические действия для достижения цели, выражая при этом собственное мнение;

3) творческий. Студенту задается только цель деятельности. Ему необходимо самостоятельно дополнить недостающие данные из различных информационных источников, сформировать алгоритм деятельности и

самостоятельно реализовать его в профессионально ориентированной деятельности, выражая собственное критическое отношение к проблеме.

Среди видов рейтинга в кредитно-модульных системах выделяются:

- входной рейтинг - стартовая диагностика уровня сформированности компетенций студента;

- текущий рейтинг - оценка аудиторной и внеаудиторной работы студента;

- промежуточный рейтинг - сумма баллов, набранных студентом по окончании учебного модуля в процессе аудиторной и внеаудиторной работы;

- творческий рейтинг - выполнение индивидуальных и творческих заданий, участие студентов в учебно-исследовательской работе, презентация проекта на иностранном языке;

- итоговый рейтинг - итоговая оценка работы студента: оценка за модуль, зачет, экзамен;

- суммарный рейтинг - общая сумма баллов за модуль, семестр и год с учетом всех видов рейтинга.

Необходимо отметить, что в большинстве рейтинговых систем итоговые, зачетные и экзаменационные баллы интегрального рейтинга приводятся в соответствии с традиционной системой оценивания.

При оценивании студентов по дисциплине следует соблюдать следующие требования:

1) при проведении контрольных и обучающих мероприятий необходимо использовать следующие формы контроля: дидактические тесты, контрольные задания;

2) количественные и качественные характеристики всех используемых педагогических контрольных материалов должны рассчитываться преподавателями кафедры;

3) студенты, не освобожденные от экзамена или желающие повысить свой рейтинг, сдают экзамен;

4) экзамен состоит из теста, удельный вес которого равен 60%, и практического задания, вес которого равен 40%;

5) рейтинг студента на экзамене подсчитывается по формуле рейтинга студента по модулю;

6) студент может повысить экзаменационную оценку только на 1 балл;

7) пересдача экзамена не может понизить экзаменационную оценку студента;

8) для получения зачета студенту необходимо сдать все контрольные задания;

9) для получения зачета при условии отсутствия экзамена в конце изучения курса студенту необходимо сдать все контрольные задания и его суммарный рейтинг должен быть не менее 70%, в альтернативном случае студент сдает зачет с учетом экзаменационных требований.

В рамках системы кредитно-модульного оценивания предусматриваются также виды наказаний, изменяющие коэффициент рейтинга, если сту-

дент систематически пропускал какой-нибудь блок занятий в семестре, году, сдал контрольные задания позже установленного срока и др. Тест по модулю пишется два раза, если студент не набирает необходимого количества рейтинговых балов. Студент, не явившийся на тестирование по неуважительной причине в указанные преподавателем сроки, получает за тест 0 баллов. Набранное студентом количество баллов должно выставляться в таблицу ведомости с указанием текущего и суммарного рейтинга.

Таким образом, кредитно-модульная технология обучения в высшей школе ориентирована на обеспечение:

- успешности учебного процесса студентов с разными уровнями способностей;

- ритмичности и организованности систематической работы студентов в условиях максимально возможной защищенности от субъективизма преподавателей;

- гласности и прозрачности всех оценочных процедур, так или иначе существенно влияющих на учебу студента, его социальную и профессиональную адаптацию в высшем учебном заведении в период обучения;

- надежности и систематичности педагогического контроля (и самоконтроля студентом) качества процесса освоения базовых компетенций, заложенных в целях и задачах обучения на конкретном образовательном уровне;

- создание возможностей оперативной коррекции педагогического процесса на диагностической основе, то есть повышения уровня его управляемости и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Кредитно-модульная технология обучения и контроля рассматривается как качественно новый уровень организации педагогического процесса в высшей школе, в основе которого лежит непрерывная систематическая, объективно оцениваемая и оперативно корректируемая работа с каждым студентом в течение всего семестра. Данная технология дает возможность объективно оценивать уровень развития базовых компетенций в структуре профессиональной компетентности студента в процессе изучения дисциплины, степень освоения будущим специалистом методов творческого мышления и принятия разумных решений в профессионально ориентированной деятельности.

Литература

1. Андриенко А. С. Терминологические системообразующие элементы мо-дульно-рейтинговой технологии оценивания сформированности студентов вуза [Текст] // Качество классического образования: Теория и практика: тезисы Все-рос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2004.

2. Андриенко А.С. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза (на основе кредитно-модульной технологии обучения): автореф. дис. ... канд. пед. наук, Ростов н/Д, 2007.

3. Разработка и исследование интенсивных технологий обучения для совершенствования многоуровневой системы российского технического образования с целью его международного признания / Н.П. Заграй и др. // Материалы отчетной

науч.-практ. конф. по проектам программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», Минобразования России (29 декабря 2001 г.). - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. -С. 135-139.

4. Калмыков С.В. Организация и становление университета в переходный период. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. - С. 71-82.

5. Фомицкая Г.Н. Актуальные вопросы организации рейтинговой системы контроля знаний студентов [Текст]: монография. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. - 65 с.

6. Чучалин А., Боев О. Кредитно-рейтинговая система // Высшее образование в России. - 2004.- № 3.- С. 34-39.

Цыренжапова Сэсэгма Дамбиевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Tsyrenzhapova Sesegma Dambievna, candidate of pedagogical sciences. senior lecturer, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin Str., 24a.

УДК 378.1 © Н.А. Ярыгина

Методика преподавания экономических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования

Работа выполнена в рамках госзадания по теме № 461201

«Методология аналитической деятельности управления образованием»

В статье рассматриваются вопросы экономического образования в высших учебных заведениях и современные требования к преподаванию экономических дисциплин.

Ключевые слова: экономические дисциплины, методики преподавания, уровень образования, тестовый контроль.

N.A. Yarygina

Methodology of teaching economic disciplines in terms of reforming the higher education system

The article considers the problems of economic education in higher education institutions and modern requirements for teaching economics.

Keywords: economic disciplines, teaching methods, level of education, test control.

Проблема экономического образования в высших учебных заведениях, как и проблема высшего образования в целом, раскрывается в различных аспектах. Большая часть гуманитарных дисциплин, в отличие от естественных наук, очень остро реагирует на изменение динамики общественной жизни. В немалой степени это относится и к экономическому образованию. Тем не менее какие бы не сложились обстоятельства, высшее об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.