ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 811.111:378.091.39
Н.А. Антонова
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Г.Л. Драндров
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье показано, что обучение студентов медицинского вуза дисциплине «Иностранный язык» на основе модульно-рейтинговой технологии обеспечивает целостность, последовательность и полноту процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности, позволяет организовать самостоятельную учебную деятельность студентов, разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для каждого студента с учетом уровня владения иностранным языком, стимулирует познавательную активность, побуждает к систематической учебной работе, дает возможность вносить оперативные коррекции в ход и содержание обучения иностранному языку, позволяет эффективно использовать современные информационные и коммуникационные технологии, создают условия для здоровьесберегающего педагогического воздействии на организм студентов.
Иностранный язык, модульно-рейтинговая технология обучения, студенты медицинского вуза, формирование иноязычной коммуникативной компетентности, дидактический потенциал.
The article desctibes teaching medical students foreign language based on the module-rating technology ensures the integrity, coherence and completeness of the process of formation of foreign language communicative competence, allows to organize the students' independent study activities, to develop and fulfill the individual educational routes for each student based on the level of foreign language, stimulates their cognitive activity, leads to a systematic educational work, allows to make operative correction in the course and the content of foreign language teaching, makes effective use of modern informational and communicational technologies, and create conditions for the right pedagogical effect on the students' organism.
Foreign language teaching, module technology of teaching, medical school students, foreign language communicative competence forming, didactic potential.
В рамках реализации Болонского соглашения, перехода на федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения и двухуровневую систему высшего профессионального образования возникает необходимость модернизации содержания и процесса обучения будущих специалистов иностранным языкам через введение кредитно-модульной системы обучения [1], [5].
Как правило, значительная часть студентов на момент начала обучения в вузе имеют низкий, а иногда и «нулевой», уровень иноязычной коммуникативной компетентности. Другой особенностью является большие межиндивидуальные различия в уровне владения иностранным языком.
Изучению дисциплины «Иностранный язык» в учебном плане подготовки специалистов в медицинских вузах выделяется небольшое количество часов. При этом недостаточный уровень владения иностранным языком расценивается как результат низкой профессиональной квалификации преподавателя или применения мало эффективной методики обучении.
Модульная технология обучения, которая сочетает в себе все прогрессивное, которое было накоплено в теории и практике педагогики, является альтернативой традиционной системе обучения [6], [10]. С учетом этого мы полагаем, что одним из эффектив-
ных подходов к повышению эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетентности у студентов медицинского вуза может стать переход на модульную систему обучения.
В модульной технологии содержание обучения иностранному языку направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетентности, где в структуре модуля четко сформулированы комплексные, интегрирующие и частные дидактические цели обучения иностранному языку. Содержание обучения иностранному языку включает упражнения по развитию языковой (фонетика, грамматика, лексика), речевой (чтение, письмо, аудирование, говорение) и социокультурной компетенций. В данной системе обучения иностранному языку модуль выступает в качестве целостной, относительно автономной дидактической единицей, регулирующей деятельность студента и преподавателя в процессе усвоения содержащегося в нем учебного материала.
Модульные программы и модули строятся с учетом комплексной, интегративных и частных дидактических целей, соотносимых с отдельными составляющими содержания иноязычной коммуникативной компетентности.
Модульная технология обучения иностранному языку в отличие от традиционной системы обучения создает условия для более систематического после-
довательного изучения учебного материала. Она приучает к систематической учебной работе: студенты распределяют учебный материал равномерно во времени, не оставляя его изучение на последний срок. Она обеспечивает точное соответствие результатов и целей обучения, позволяет с большей вероятностью получать ожидаемые результаты благодаря четкой организации учебного процесса. В частности, В. А. Халюткина считает, что модульная система обучения побуждает студента систематично работать над учебным материалом, регулярно изучать практические и лекционные части курса, что положительным образом сказывается на качестве знаний [11]. По мнению В.Ж. Куклина и В.Г. Наводного, эта система стимулирует студента на постоянную и качественную учебную работу [7].
Уровень языковой подготовки у студентов значительно отличается друг от друга. Модульное обучение позволяет индивидуализировать процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности. При определении количественных параметров требуемого результата обучения учитывается базовая подготовка каждого студента в области иностранного языка. Входной контроль, осуществляемый преподавателем перед изучением иностранного языка, дает информацию об уровне сформированности иноязычной коммуникативной компетентности у каждого студента и определяет дальнейшую организации учебного процесса. Модульная система выстраивает программу обучения таким образом, что обеспечивает вариативность содержания и уровня сложности учебной деятельности.
По мнению В. Н. Владимирова, модульная система работает не по принципу «комплексного обеда», как традиционная система, а по принципу «шведского стола» [2, с. 168], что дает возможность получения образования в удобной форме, в удобное время, проявив максимум самостоятельности [3]. Студенту предоставляется возможность выбора наиболее подходящего способа организации учебного процесса и желаемого уровня усвоения. Наличие относительно автономных дидактических единиц в виде модулей и учебных элементов позволяет выстраивать индивидуальные образовательные маршруты (модульные программы) для каждого студента, соответствующие индивидуальному своеобразию их образовательных потребностей и способностей в отношении иноязычной коммуникативной компетентности.
Модульное обучение позволяет проходить индивидуальный образовательный маршрут в удобном для каждого студента темпе. В этой системе нет фиксированных сроков обучения. Модульная система обучения позволяет студентам легко войти в учебный процесс и выйти из него - этому способствуют особенности построения программы обучения, в основе которых лежат отдельные модульные блоки, направленные на формирование отдельных составляющих иноязычной коммуникативной компетентности.
При модульной организации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения иностранному языку создаются благоприятные условия
для интенсификации коммуникативного взаимодействия студентов между собой и с преподавателем в рамках интерактивных форм и методов обучения. Включению студентов в различные формы коммуникации предшествует самостоятельное изучение представленного в учебных элементах содержания обучения, которое становится в последующем предметом совместного с другими студентами обсуждения.
К интерактивным формам и методам обучения можно отнести мозговой штурм, пресс-конференции, круглый стол, ролевые и деловые игры, диалог-полилог, диалог-дискуссия, проекты, презентации. При интерактивном обучении студентам предлагается обмен информацией, что повышает познавательную активность и формирует собственное отношение к обсуждаемой проблеме. Студенты по ходу обсуждения втягиваются в процесс решения проблемы, задают друг другу вопросы и демонстрируют поведенческий отклик на происходящее по принципу обмена информацией, мнениями и взглядами.
Для формирования иноязычной коммуникативной компетентности в рамках интерактивного обучения применяются различные формы интерактивного взаимодействия студентов. Например, дискуссия по принципу пирамиды (pyramid approach or pyramid discussion), где студентам предлагается обсудить предложенную проблему в парах, а затем в малых группах. Применяется такая форма, как обучение в команде (student team learning), когда после чтения своего текста, каждый должен рассказать прочитанный текст другим участникам группы и после ряда вопросов должны разобраться в деталях текста. В итоге все участники группы узнают содержание текста и выполняют тест на проверку понимания. Интерактивная форма «учимся вместе» (learning together), разработанная Д.В. и Р. Джонсонс [12], способствует развитию речевых навыков. Студентам предлагается восстановить рассказ по полученным картинкам, хотя у каждого имеется только одна картинка. Студенты разбиваются на группы, каждой из которых предлагается одна картинка с заданием описать ее. Через определенное время картинки забираются и формируются новые группы, но таким образом, чтобы хоть один из участников присутствовал из первоначальной группы. Цель студентов заключается в восстановлении рассказа из того, что видели на картинках.
Модульное обучение позволяет эффективно использовать современные информационные и коммуникационные технологии. Для овладения языковой компетенцией студентам предлагаются компьютерные обучающие программы для точного воспроизведения звуков, слов и предложений. При овладении фонетикой студенты предоставляется возможность в виде схематичного графика сравнить свою речь с эталоном. Компьютерные обучающие программы при овладении грамматикой в виде таблиц и схем способствуют эффективности осмысления грамматического материала. Также студентам предоставляется возможность пройти грамматический тест и проверить свой уровень по овладению того или иного грамматического материала в режиме on-line. Для
усвоения лексики студентам предлагаются программы по овладению и закреплению. Для эффективного овладения речевой компетенцией предлагаются упражнения для закрепления и комплексного развития умений в области чтения, аудирования, письма и говорения. Для овладения социокультурной компетенцией студентам на уроках иностранного языка предлагается погрузиться в другой мир и стать виртуальным участником праздника и какого-нибудь события именно с помощью применения современных информационных и коммуникационных технологий. Это повышает познавательную активность студентов в овладении иноязычной коммуникативной компетентности.
При традиционной системе обучения основная роль отводится итоговому контролю в форме зачета или экзамена. Применение рейтинговой системы контроля в рамках модульной технологии обучения позволяет студенту самостоятельно контролировать и оценивать качество усвоения отдельных учебных элементов, выявлять допущенные ошибки, вносить необходимые поправки и дополнения. После завершения работы над модулем студент может провести выходной контроль и оценить качество его усвоения.
Оперативный рейтинговый контроль позволяет студенту на каждом учебном занятии выставлять себе баллы за выполненные задания, начислять дополнительные баллы при работе с преподавателем, определять свой рейтинг по количеству набранных баллов, овладевать навыками контроля, оценки и коррекции процесса усвоения дидактических единиц в виде учебных элементов и модулей [3]. Текущий рейтинговый контроль помогает преподавателю отслеживать процесс формирования иноязычных речевых навыков и умений, менять методы работы и приемы с учебным материалом и вовремя сориентировать студента для достижения целей и задач модуля.
Итоговый рейтинговый контроль, проводимый преподавателем после усвоения модульной программы, позволяет установить продвижение или отставание студента в овладении языковой, речевой или социокультурной компетенциями, а также позволяет провести сравнительный анализ результатов входного и итогового контроля. Рейтинговая система позволяет преподавателю дать более объективную оценку знаниям и умения студента, видеть процесс обучения в динамике, сравнивать рейтинговые показатели студентов, выявлять достоинства и недостатки внедрения инноваций и прогнозировать будущие результаты.
Применение рейтинговой системы контроля обладает большим стимулирующим влиянием на учебно-познавательную деятельность студентов. По мнению В.Ж. Куклина и В.Г. Наводного, использование рейтинговой шкалы оценивания и непрерывного контроля учебного процесса обеспечивает постоянную самопроверку студентов, а для преподавателя - диагностику текущего состояния успеваемости [7]. На основании результатов контроля студент вместе с преподавателем сможет выстроить учебный процесс,
внести коррективы и выстроить индивидуальный подход к каждому студенту.
Дидактический потенциал модульной технологии обучения заключается в том, что она является более гибкой по сравнению с традиционной формой обучения, так как в процессе работы над модулем преподавателю можно вносить корректировки в задачи и содержание, в методы и формы обучения. Здесь следует отметить, что преподавание дисциплины «Иностранный язык» не влечет за собой необходимость резких изменений в структуре обучения: меняется лишь содержание модуля, текстовое и другое наполнение, а методика работы остается прежней ввиду универсального характера и гибкости модуля.
H.Б. Лаврентьева [8] провела сравнительный анализ традиционной и модульной технологии обучения и показала, что преимущества модульного обучения заключаются в высокой степени гибкости и приспособляемости к условиям технологического и организационного характера, в возможности постоянного совершенствования учебных модулей без изменения общей структуры программы; наличии атмосферы взаимодействия и сотрудничества.
В.П. Лапчинская, анализируя модульную систему обучения в школах Англии и Швеции, отмечает, что гибкое конструирование учебного материала обеспечивает каждому обучающемуся достижение поставленных дидактических задач, обуславливает интеграцию разных видов и форм обучения [9]. По данным исследования Ж.А. Караева и Ж.У. Кобликова, важной чертой модульного обучения является ориентация на здоровьесберегающий процесс обучения, предполагающий уменьшение стрессовых ситуаций, связанных с неуспеваемостью. Основным критерием здоровьесберегающего эффекта педагогических воздействий является утомление на занятиях. Результаты гигиенической оценки модульной технологии, применяемой на фоне традиционной системы обучения, дают полное право говорить о ее здоровьесбере-гающем педагогическом воздействии на организм обучающихся [4]. Данная технология обучения приводит к сохранению уровня психофизического здоровья, сокращению стрессов.
Таким образом, высокий дидактический потенциал модульно-рейтинговой технологии обучения студентов медицинского вуза дисциплине «Иностранный язык» заключается в следующем:
I. Структура целей обучения (комплексной, интегрирующих и частных) дисциплине «Иностранный язык» разработана с учетом содержания иноязычной коммуникативной компетентности, что обеспечивает целостность, последовательность и полноту процесса ее формирования.
2. В содержание модулей и учебных элементов наряду с учебным материалом по дисциплине, предназначенным для теоретического и практического усвоения, входят учебные задания и задания для самоконтроля, что позволяет организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов.
3. Структурирование учебного материала дисциплины на целостные и относительно независимые дидактические единицы (учебные элементы), различающиеся по целевой направленности на формирование различных элементов иноязычной коммуникативной компетентности и по сложности, позволяет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для каждого студента с учетом уровня владения каждым языком.
4. Рейтинговая система контроля качества усвоения учебных элементов и модулей позволяет оперативно определять достигнутый каждым студентом уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетентности и ее составляющих, что, с одной стороны, стимулирует познавательную активность, побуждает к систематической учебной работе, с другой, - дает возможность вносить оперативные коррекции в ход и содержание процесса обучения иностранному языку.
5. Модульный принцип структурирования учебного материала дисциплины позволяет эффективно использовать современные информационные и коммуникационные технологии как при усвоении содержания учебных элементов и модулей, так и при измерении показателей сформированности иноязычной коммуникативной компетентности.
6. Наблюдаемое при модульно-рейтинговой технологии обучения иностранному языку равномерное распределение учебной нагрузки в течение семестра без пиковых значений в период экзаменационной сессии дает возможность самостоятельного планирования учебной работы во времени и определения степени ее сложности, что создает условия для здо-ровьесберегающего педагогического воздействии на организм студентов.
Литература
1. Болонская конвенция // НГТУ Информ. - 2002. -№ 8(114).
2. Владимиров, В. Н. Опыт создания тестового контроля на историческом факультете / В.Н. Владимиров // Модульно-рейтинговая технология обучения. - Барнаул, 1993. - С. 167 -181.
3. Гребнев, Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / Л. Гребнев // Высшее образование в России. - 2004. - № 1.
4. Караев, Ж.А. Педагогические технологии как фактор реализации инновационного типа обучения / Ж.А. Караев, Ж. У. Кобликова // Творческая педагогика. - 2006. - № 2. - С. 4 - 23.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4. -С. 3 - 31.
6. Куинджи Н.Н. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье / Н.Н. Куинджи, М.И. Степанова // Школа здоровья. - 2000.
7. Куклин, В.Ж. О сравнении педагогических технологий / В.Ж. Куклин, В.Г. Наводнов // Высшее образование в России. - 1999. - №1. - С. 165 - 172.
8. Лаврентьева, Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения / Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул, 1998.
9. Лапчинская, В.П. Средняя образовательная школа современной Англии / В.П. Лапчинская. - М., 1977.
10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
11. Халюткин, В.А. Модульно-блочная система обучения / В.А. Халюткин // Сборник трудов научно-методич. конф. Ставропольской госсельхоз академии. -Ставрополь, 1995. - № 58. - С. 99 - 102.
12. Johnson, D.W. Cooperative Learning / D.W. Johnson, R.T. Johnson. - Minnneapolis, M.N., 1987.
УДК 377.35
Г.Ш. Баянова
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.М. Кашапова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
В статье обосновывается необходимость разработки модели формирования культуры здорового образа жизни обучающихся в школе искусств. Приведено описание содержания модели, характеристика ее компонентов. Организация музыкально-творческой деятельности на основе содержательно-процессуальной модели позволит достичь желаемого результата: сформировать у обучающихся школы искусств культуры здорового образа жизни.
Образ жизни, культура, здоровый образ жизни, творчество, педагогическая здоровьесберегающая технология.
The paper proves the need for the development of the model of formation of the culture of pupils' healthy lifestyle at the school of Arts. The description of the model and the characteristic of its components are presented. Organization of musical and creative activity on the basis of this model will allow reaching the desirable result: formation of the culture of pupils' healthy lifestyle at the school of Arts.
Way of life, culture, healthy lifestyle, creativity, pedagogical health saving technology.