Научная статья на тему 'B. . Проектирование курса «Немецкий язык» для заочной формы обучения в неязыковом вузе (на основе модульно-рейтингового подхода)'

B. . Проектирование курса «Немецкий язык» для заочной формы обучения в неязыковом вузе (на основе модульно-рейтингового подхода) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MODULUS-BASED STUDYING / CORRESPONDENCE COURSE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обратнева О. А.

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку студентов-заочников неязыкового вуза, обосновывается необходимость оптимизации процесса обучения путем разработки и внедрения учебных пособий нового поколения и современных педагогических технологий. Автор обосновывает принципы проектирования курса «Немецкий язык» на основе модульно-рейтингового подхода и результаты работы по нему. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что модульно-рейтинговый подход в сочетании с применением интернет-технологий позволяет формировать иноязычную коммуникативную компетентность, что является убедительным показателем повышения эффективности обучения иностранному языку студентов ЗФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT OF THE COURSE "THE GERMAN LANGUAGE" FOR CORRESPONDENCE COURSE AT NON-LINGUISTIC INSTITUTES (a modulus-based approach)

The article represents the peculiarities of teaching a foreign language by correspondence course at non-linguistic institutes and states the necessity of its improvement. The article analyses the main features of a modulus-based studying and views the possibility of applying it while designing the course «The German language» for correspondence course. The article describes the principles of the courses' structure and the probation results. The carried out research let us make the conclusion that a modulus-based approach along with using modern Internet technologies can be an effective means of improving the language studying by correspondence students. This approach can advance the forming of students' communicative competence.

Текст научной работы на тему «B. . Проектирование курса «Немецкий язык» для заочной формы обучения в неязыковом вузе (на основе модульно-рейтингового подхода)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

(на основе модульно-рейтингового подхода)

О.А. ОБРАТНЕВА,

соискатель кафедры романо-германских языков факультета иностранных языков Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку студентов-заочников неязыкового вуза, обосновывается необходимость оптимизации процесса обучения путем разработки и внедрения учебных пособий нового поколения и современных педагогических технологий. Автор обосновывает принципы проектирования курса «Немецкий язык» на основе модульно-рейтингового подхода и результаты работы по нему. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что модульно-рейтинговый подход в сочетании с применением интернет-технологий позволяет формировать иноязычную коммуникативную компетентность, что является убедительным показателем повышения эффективности обучения иностранному языку студентов ЗФО.

Ключевые слова: заочное обучение, модульно-рейтинговый подход, интернет-технология, компетентность.

THE PROJECT OF THE COURSE «THE GERMAN LANGUAGE» FOR CORRESPONDENCE COURSE AT NON-LINGUISTIC INSTITUTES

(a modulus-based approach)

O. OBRATNEVA,

aspirant, faculty of the romano-germanic ianguages of the department of foreign languages, St. Petersburg State polytechnical university

Annotation. The article represents the peculiarities of teaching a foreign language by correspondence course at non-linguistic institutes and states the necessity of its improvement. The article analyses the main features of a modulus-based studying and views the possibility of applying it while designing the course «The German language» for correspondence course. The article describes the principles of the courses' structure and the probation results. The carried out research let us make the conclusion that a modulus-based approach along with using modern Internet technologies can be an effective means of improving the language studying by correspondence students. This approach can advance the forming of students' communicative competence.

Key words: a modulus-based studying, correspondence course, competence.

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на систему образования в целом и высшего профессионального образования в частности. Чтобы быть востребованным на рынке труда, необходимо постоянно повышать свой общеобразовательный, профессиональный и культурный уровень, совмещая зачастую обучение с профессиональной деятельностью. В связи с этим возрастает интерес исследователей к теории и практике заочного образования и дистанционного обучения как новой ступени заочного образования.

Важную роль в комплексном развитии личности играет иностранный язык, потенциал которого позволяет ему выступать средством освоения многих специальных дисциплин, а значит, и средством дальнейшего профессионального роста. Изучение иностранного языка является обязательным для студентов технических вузов заочной формы обучения

(ЗФО). Однако анализ условий и результатов этой формы обучения позволяет выявить ряд проблем, которые требуют своего актуального решения: создание учебных пособий по немецкому языку для студентов-заочников и внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс с целью повышения эффективности обучения. Попытка решения этих проблем в рамках проведенного исследования делает его, безусловно, актуальным. Актуальность исследования определяет его цель: разработать курс обучения иностранному языку для заочной формы обучения в неязыковом вузе для повышения эффективности процесса обучения и развития иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся.

Проектирование учебного курса «Немецкий язык» на основе модульно-рейтингового подхода, апробация и внедрение его в учебный процесс в печатном и электронном виде (на учебном сайте преподавателя) позволяют оптимизировать процесс обучения немец-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

кому языку студентов заочной формы обучения неязыковых вузов за счет:

Ф индивидуально-ориентированного обучения (предоставления обучающимся полной информации о программе, форме и порядке организации обучения, предоставления языкового и речевого материала, учебных заданий, материалов для самоаттестации, справочного материала);

® дифференциации процесса обучения (возможности выбора заданий разного уровня, возможности организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим студентам и возврата к недостаточно усвоенному материалу отстающим студентам);

Ф индивидуальной траектории обучения (возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от индивидуального развития типов мышления);

Ф использования различных форм самостоятельного обучения.

Эффективность обучения обеспечивается сочетанием модульной технологии с технологией дистанционного обучения: доставка учебного материала осуществляется через учебный веб-сайт, а общение студента и преподавателя происходит по электронной почте.

В качестве основной методической концепции при проектировании курса обучения немецкому языку для студентов заочной формы обучения нами выбран ком-петентностный подход, ориентированный на формирование определенных компетентностей, в частности, иноязычной коммуникативной компетентности.

Проектирование курса осуществлялось поэтапно: прежде всего были определены цели курса, принципы построения, содержание, структура, средства и формы контроля, затем разработаны методические указания по работе с курсом, созданы печатное издание и электронный учебник, в заключение учебный материал был размещен на веб-сайте преподавателя.

Структура курса обучения иностранному языку включает в себя:

Ф организационный блок (анкеты, предназначенные для исследования потребностей обучающихся в иноязычной сфере, входные тесты для определения уровня владения иностранным языком);

Ф методический блок (комплексная дидактическая цель курса, интегрирующие дидактические цели модулей, источники основной и дополнительной информации, методические указания по работе с программой);

Ф информационно-обучающий блок (собственно обучающий курс, разбитый на модули);

Ф справочный блок (грамматический и лексический материал);

Ф контрольный рейтинг-блок (языковые тесты, интегрированные контрольные и творческие задания для контроля иноязычной коммуникативной компетенции).

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Комплексная дидактическая цель проектируемого курса в соответствии с ГОСом была определена следующим образом: обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка в повседневном и профессиональном общении.

Интегрированные дидактические цели — развитие навыков устной разговорно-бытовой речи и профессионального общения, развитие навыков чтения на материале бытовой и профессиональной тематики, развитие навыков письма на материале произведений речи на профессиональные темы — реализуются через содержание конкретных модулей.

Частные дидактические цели реализуются через содержание отдельных учебных элементов, входящих в структуру модулей.

В качестве основных принципов проектирования курса использовались общедидактические принципы: принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащегося, принцип связи теории с практикой, принцип наглядности, принцип доступности обучения, а также система специфических принципов, на которых базируется теория модульного обучения, а именно: принцип модульности, принцип структуризации, принцип динамичности, принцип деятельностного подхода, принцип гибкости, принцип осознанной перспективы, принцип реализации обратной связи.

Структура курса «Немецкий язык» для ЗФО представлена пятью обучающими модулями: двумя вспомогательными (модуль «Фонетика» и модуль «Грамматика») и тремя основными лексическими модулями («Curriculum vitae», «Устройство на работу», «Профессия и работа»).

Каждый вспомогательный модуль включает в себя набор учебных элементов, представляющих справочный и тренировочный фонетический и грамматический материал. Лексический (языковой и речевой) материал по темам «Curriculum vitae», «Устройство на работу», «Профессия и работа» включен в состав соответствующих лексических модулей.

Работа с модульно-рейтинговым курсом начинается для студентов с входного контроля, целью которого является определение уровня обученности и дальнейшее построение индивидуальной траектории обучения для каждого студента. Важным элементом модульно-рейтинговой системы является постоянный контроль за процессом обучения: текущий контроль осуществляется посредством тестов, контрольных работ, интегрированных контрольных заданий; итоговый контроль проводится в форме итогового лингвистического теста и итоговых контрольных заданий, позволяющих определить уровень сфор-мированности у обучающихся навыков и умений по основным видам речевой деятельности: чтение (про-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

смотровое и изучающее), письмо (написание автобиографии, резюме и т.п.) и говорение (диалогическое и монологическое высказывание).

Разработанный на основе модульно-рейтингового подхода курс немецкого языка для студентов ЗФО прошел апробацию в ходе экспериментального обучения студентов Псковского политехнического института в течение двух семестров.

Для определения уровня обученности студентов по видам речевой деятельности были разработаны критерии и шкала оценок. После обучения по курсу средний балл сформированности навыка говорения в экспериментальной группе увеличился на 0,5 балла, навыка чтения — на 0,9 балла, навыка письменной речи — на 0,7 балла. В контрольной группе средний балл сформированности навыков гораздо ниже: говорение — прирост 0,2 балла, чтение — 0,3 балла, письменная речь — 0,2 балла.

Результаты проведенного экспериментального исследования демонстрируют рост показателей сформи-рованности коммуникативных навыков и умений, что свидетельствует о достижении поставленной цели исследования и позволяет сделать следующие выводы:

Ф использование модульно-рейтинговой технологии в сочетании с технологией дистанционного обучения актуально и педагогически целесообразно при организации учебного процесса для студентов ЗФО;

Ф проектирование курса и организация модуль-но-рейтингового обучения на основе компетентнос-

тного подхода позволяет формировать иноязычную коммуникативную компетентность у студентов заочной формы обучения, т.е. способствует реализации основной цели обучения иностранному языку.

Практическая ценность данного исследования заключается в том, что разработанный и апробированный курс обучения немецкому языку может быть использован в качестве учебно-методического пособия преподавателями в учебном процессе, а также для самостоятельной работы студентами заочной формы обучения в печатном виде и в форме электронного учебника, размещенного на веб-сайте.

Литература

1. Акопова М.А. Личностно-ориентированный подход в условиях выбора образовательных программ в ВШ. СПб.: Наука, 2003. 184 с.

2. Алмазова Н.И. Подходы, принципы и технологии иноязычного образования в неязыковых вузах на современном этапе // Вопросы методики преподавания в вузе. Вып. 9. СПбГПУ. СПб., 2006. С. 5-15.

3. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. М., 1991. № 9. С. 123-128.

4. Зимаков И., Петренко А. Заочное образование и его специфика // Высшее образование в России. 1995. № 4. С. 40-45.

5. Качура Н.Е. Модульное обучение как педагогическая технология: Дис... канд. пед. наук: Москва: Про-Софт, М., 2005. 204 с.

6. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. 1990. №1. С. 55-60.

7. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. 272 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ

О.В. ПРОНЯЕВА,

аспирантка кафедры педагогики Российской международной академии туризма

Аннотация. Исследуется значение дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза по этнокультурной анимации в повышении эффективности профессиональной подготовки менеджеров туризма. Обосновывается вывод о целесообразности дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза по этнокультурной анимации посредством изучения дисциплины «Фольклор и этнография».

Ключевые слова: этнокультурные традиции, туризм, менеджер туризма, туристская анимация, этнокультурная анимация, анимационные программы, дополнительная профессиональная подготовка, дисциплина «Фольклор и этнография».

ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN ETHNIC -

CULTURAL ANIMATION

O.V. PRONYAEVA

Annotation. The article surveys the importance of additional professional training of students in ethnic — cultural animation to improve the level of professional efficiency of managers. It is of prime importance to study the subject «Folklore and Ethnography» for additional professional training of students.

Key words: ethnic traditions, tourism, tourism manager, tourist animation, ethnic animation, animation programmes, additional professional training, the subject «Folklore and Ethnography».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.