3. Структурирование учебного материала дисциплины на целостные и относительно независимые дидактические единицы (учебные элементы), различающиеся по целевой направленности на формирование различных элементов иноязычной коммуникативной компетентности и по сложности, позволяет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для каждого студента с учетом уровня владения каждым языком.
4. Рейтинговая система контроля качества усвоения учебных элементов и модулей позволяет оперативно определять достигнутый каждым студентом уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетентности и ее составляющих, что, с одной стороны, стимулирует познавательную активность, побуждает к систематической учебной работе, с другой, - дает возможность вносить оперативные коррекции в ход и содержание процесса обучения иностранному языку.
5. Модульный принцип структурирования учебного материала дисциплины позволяет эффективно использовать современные информационные и коммуникационные технологии как при усвоении содержания учебных элементов и модулей, так и при измерении показателей сформированности иноязычной коммуникативной компетентности.
6. Наблюдаемое при модульно-рейтинговой технологии обучения иностранному языку равномерное распределение учебной нагрузки в течение семестра без пиковых значений в период экзаменационной сессии дает возможность самостоятельного планирования учебной работы во времени и определения степени ее сложности, что создает условия для здо-ровьесберегающего педагогического воздействии на организм студентов.
Литература
1. Болонская конвенция // НГТУ Информ. - 2002. -№ 8(114).
2. Владимиров, В. Н. Опыт создания тестового контроля на историческом факультете / В.Н. Владимиров // Модульно-рейтинговая технология обучения. - Барнаул, 1993. - С. 167 -181.
3. Гребнев, Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / Л. Гребнев // Высшее образование в России. - 2004. - № 1.
4. Караев, Ж.А. Педагогические технологии как фактор реализации инновационного типа обучения / Ж.А. Караев, Ж. У. Кобликова // Творческая педагогика. - 2006. - № 2. - С. 4 - 23.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4. -С. 3 - 31.
6. Куинджи Н.Н. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье / Н.Н. Куинджи, М.И. Степанова // Школа здоровья. - 2000.
7. Куклин, В.Ж. О сравнении педагогических технологий / В.Ж. Куклин, В.Г. Наводнов // Высшее образование в России. - 1999. - №1. - С. 165 - 172.
8. Лаврентьева, Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения / Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул, 1998.
9. Лапчинская, В.П. Средняя образовательная школа современной Англии / В.П. Лапчинская. - М., 1977.
10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
11. Халюткин, В.А. Модульно-блочная система обучения / В.А. Халюткин // Сборник трудов научно-методич. конф. Ставропольской госсельхоз академии. -Ставрополь, 1995. - № 58. - С. 99 - 102.
12. Johnson, D.W. Cooperative Learning / D.W. Johnson, R.T. Johnson. - Minnneapolis, M.N., 1987.
УДК 377.35
Г.Ш. Баянова
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.М. Кашапова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
В статье обосновывается необходимость разработки модели формирования культуры здорового образа жизни обучающихся в школе искусств. Приведено описание содержания модели, характеристика ее компонентов. Организация музыкально-творческой деятельности на основе содержательно-процессуальной модели позволит достичь желаемого результата: сформировать у обучающихся школы искусств культуры здорового образа жизни.
Образ жизни, культура, здоровый образ жизни, творчество, педагогическая здоровьесберегающая технология.
The paper proves the need for the development of the model of formation of the culture of pupils' healthy lifestyle at the school of Arts. The description of the model and the characteristic of its components are presented. Organization of musical and creative activity on the basis of this model will allow reaching the desirable result: formation of the culture of pupils' healthy lifestyle at the school of Arts.
Way of life, culture, healthy lifestyle, creativity, pedagogical health saving technology.
Каждый день актуально обсуждается вопрос образа жизни современных людей. Согласно одному из многочисленных определений, образ жизни - это «устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая свое выражение в его деятельности, интересах, убеждениях» [5], а также «не только характеристика отдельного индивида, но и социальных групп и целых поколений, временный и конкретно-исторический признак» [6].
Экстраполируя данное понятие, мы рассматриваем формирование культуры здорового образа жизни как активный, деятельностный процесс в образовательной деятельности, где «проявление внутренней созидательной активности, творчества в процессе жизнедеятельности» [3, с. 23] является основополагающим. Формирование культуры здорового образа жизни детей в музыкально-образовательном пространстве школы искусств на сегодня может сыграть одну из ведущих ролей в становлении жизненных установок обучающегося. Благоприятные условия воплощения подобного замысла и потенциальные возможности музыкального искусства позволяют обратить процесс обучения ребенка музыке в здо-ровьесберегающую и образовательно-творческую направленность.
Данный вопрос имеет объективную потребность в формировании культуры здорового образа жизни учащихся и построении здоровьесберегающего характера образовательного процесса детской школы искусств, поскольку данному учебному процессу присущи и негативные стороны воспитания. В первую очередь, это повышенная нагрузка на ребенка, которому приходится уделять музыке минимум 2-3 часа ежедневно, что приводит к повышенной утомляемости (бывает порой агрессивен, равнодушен, не способен к общению с людьми, плаксив, эмоционально пассивен, предрасположен к частым болезням и т.д.). К нему приходит осознание, что у него появилось множество новых обязанностей, и теперь он должен научиться с ними справляться. Мы наблюдаем, что прежде, чем ребенок начнет испытывать состояние творческой эйфории, его ждет монотонный и упорный труд, как системное повторение гамм, упражнений, заучивание порою неинтересных для ребят, но дидактически оправданных музыкальных произведений, «сидячий» образ жизни при постижении данного вида искусства, которые ведут впоследствии к негативным проявлениям ребенка к музыкальному искусству и музыкально-исполнительской деятельности, к окружающей его действительности.
Совокупность позитивных и негативных сторон в процессе обучения ребенка музыке в условиях учреждения дополнительного образования обуславливает
необходимость решения исследуемой проблемы с позиции здоровьесберегающего контекста образования. Таким образом, использование генерирующей энергии музыкального творчества не только, как профилактического, но и терапевтического средства в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, может способствовать формированию их культуры здорового образа жизни. Связывая воедино понятие «культура здорового образа жизни» с понятием «творчество», мы разработали авторскую содержательно-процессуальную модель для осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса в условиях детской школы искусств (см. рисунок).
При разработке основных составляющих созданной конструкции, мы определили специфику ее функционирования, ориентируясь на современные концепции, проекты, программы [2], [4], [8] и требования как социальный заказ учреждениям данной образовательной сферы, выступающий одновременно и как общественный договор, и как показатель государственной образовательной стратегии, в ходе которого осуществляется полноценное развитие личности обучающихся.
Ведущая цель - формирование культуры здорового образа жизни обучающихся в образовательной среде школы искусств в процессе творческой деятельности. Достижение цели формирования культуры здорового образа жизни возможно при опоре на идеи современных и проверенных временем методологических подходов в образовании. Системный подход позволяет рассматривать формирование культуры здорового образа жизни обучающихся как единую систему, в которой весь образовательный процесс организуется на принципах адекватности и здоровьесбережения. Деятельностный подход рассматривает деятельность как главный источник формирования личности и фактор ее развития. Он предполагает ориентацию на развитие и позволяет учесть индивидуальные и возрастные особенности каждого учащегося посредством включения в деятельность, способствует самореализации и личностному росту. Личностно-ориентированный подход предполагает, что приоритет отдается интересам и потребностям учащегося, созданию безопасных и благоприятных условий для развития его личности, самостоятельное участие в процессе формирования культуры здорового образа жизни, саморазвитие, ответственность за свое здоровье. Подчеркнем, что творческие личности способны удивляться и познавать, умеют находить решения в нестандартных ситуациях, нацелены на открытие нового и способные к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм) [9, с. 119].
Социальный заказ Педагогическая парадигма, основанная на идее здоровыесбе-регающего обучения и воспитания Государственная стратегия
Организационно-целевой блок Целы: формирование культуры здорового образа жизни обучающихся в образовательной среде школы искусств в процессе творческой деятельности
Задачи: 1. Организация комплексного мониторинга изучения состояния здоровья обучающихся. 2. Создание творческой, эмоционально-комфортной образовательной среды. 3. Организация музыкально-продуктивной деятельности. 4. Диагностика, формирование и определение уровня творческой активности учащихся
Принципы: деятельностного познания искусств, интеграции, целостности и образности, принцип ориентации на практически-творческое начало
Содержательный блок Учебно-методическое пособие для преподавателей ДШИ «С музыкой к звездам» Программа музыкально-оздоровительного обучения для учащихся 5-12 лет «Мелодии здоровья» Методические рекомендации для преподавателей ДШИ «Музыкальные секреты» Методические рекомендации для родителей «Как сохранить здоровье ребенка средствами музыкального искусства»
« н т ^ о Педагогические условия: 1. Обеспечение рефлексивно-позиционного определения обучающимися в значимости сохранности здоровья. 2. Создание эмоционально-благоприятной и культуротворческой образовательной среды. 3. Разработка учебно-методического комплекса и диагностико-оценочного инструментария
о-деятелы блок Этапы: 1) ориентировочно-аналитический; 2) содержательно-процессуальный; 3) аналитико-обобщающий
я н о и ц а а о С О Методы: фонопедический метод, декламационно-певческие, ритмопластические методы, методы музыкального движения, двигательной терапии, телесно-ориентированные психотехники, общепедагогические методы. Формы: индивидуальная, групповая, участие в конкурсных и концертных мероприятиях, тренинги, праздники, посещение филармоний, театров, интерактивные, информационно-коммуникативные, онлайн работа
й I 2 о я нв Е я ^ о и о Критерии: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, деятельностный, творческий. Уровни: А) низкий; (В) средний; (С) выше среднего; (Б) высокий
Я X Ч ееб £ 4 е р Результат: успешная сформированность позиции здорового образа жизни учащихся школы искусств
Рисунок. Содержательно-процессуальная модель формирования культуры здорового образа жизни обучающихся
в детской школе искусств
В контексте личностно-ориентированного обучения нас привлекают принципы фасилитарного подхода (К. Роджерс), поскольку этот подход близок к образовательной программе музыкальных школ и школ искусств. «Обучение как фасилитация - это облегчение, способствование, стимулирование, активизация развития учащегося, условие свободы и ответственности, гуманизации межличностного общения» [1, с. 27]. С точки зрения здоровьесберегающей направленности, представляет значительный интерес холистический подход, который раскрывается в исследовании А. Маджуги: «ведущими являются высокие системные уровни человека, следовательно, психические факторы оказывают более существенное влияние на соматическое здоровье, чем телесное состояние - на психический настрой человека» [3, с. 23]. По В.А.
Ананьеву, психология здоровья опирается на холистический подход, где «подчеркивается важность гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного благополучия», реализация данного подхода может в представлении К. Роджерса идти через раскрытие «Потенциала Человека» [1, с. 18]. В своей концепции «Цветок потенциалов», отражающей различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека, В.А. Ананьев центральное место отводит развитию креативного потенциала, как «возможности неординарными средствами реализовать себя в разуме, чувствах, эмоциях, ощущениях, поведении» [1, с. 26].
Мы экстраполировали следующие принципы, применимые к системе музыкального образования:
Принцип деятельностного познания искусства предполагает потребность учащегося думать, чувствовать, познавать, создавать и выводить его в экспериментально-творческий музыкальный поиск (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Кабалевский, Г.П. Сергеева, Л.В. Школяр и др.).
Принцип интеграции как выбор форм и методов с использованием здоровьесберегающих технологий в процессе вхождения в мир музыкального искусства (Э.Б. Абдуллин, В.И. Петрушин, Б.П. Юсов и др.).
Принцип целостности и образности, при котором целостность и образность, являясь свойствами мышления человека, универсальной природной особенностью психики ребенка, должны управлять художественно-педагогическим процессом (Л. Горюно-ва).
Принцип ориентации на практически-творческое начало, преобразующий начало в образовательном процессе, приобретение учащимися и преподавателем собственного опыта творческой музыкальной деятельности (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Е.Р. Сизова, В.Г. Ражников).
Прогнозирование и конструирование модели в образовательной среде школы искусств (см. рисунок), обеспечивает через систему целенаправленных педагогических воздействий формирование культуры здорового образа жизни посредством творческого взаимодействия субъектов образования: преподавателей, учащихся, родителей в процессе постижения сущности музыкального искусства и активной музыкально-творческой деятельности; укрепления психофизиологической жизнеспособности учащихся и преподавателей, эмоционально-энергетического обеспечения [3], положительных психоэмоциональных состояний; содержания, форм, средств и методов совместной здоровьесберегающей деятельности для каждого акта взаимодействия в обучении и воспитании учащегося; критериально-уровневых показателей мотивационного, когнитивного, эмоционального, деятельностного, креативного компонентов учащихся школы искусств в формировании культуры здорового образа жизни.
В соответствии с таким пониманием необходимо проектирование культуры здорового образа жизни учащихся на основе раскрытия творческого потенциала в процессе обучения в школе искусств. Учащийся должен первоначально реализовывать свой творческий потенциал в области «телесности (первый этап), затем - в области психики (второй - четвертый этапы), а в дальнейшем - в духовном плане (пятый этап)» [3, с. 29].
Для эффективного функционирования модели возникли определенные задачи в следующей смысловой трактовке:
1) организация комплексного мониторинга изучения состояния здоровья обучающихся;
2) создание творческой, эмоционально-комфортной образовательной среды;
3) организация музыкально-продуктивной деятельности;
4) диагностика, формирование и определение уровня творческой активности учащихся.
Принципиальную значимость при разработке содержательно-процессуального блока модели имел учебно-методический комплекс «Музыкальный путь к здоровью», который, по сути, стал механизмом, обеспечивающим ее жизнеспособность и оправданность использования в музыкально-педагогической реальности школы искусств. В ходе составления данного комплекса мы анализировали и синтезировали вопросы теории и практики в области психологии, медицины, социологии, культурологии и педагогики в целях оптимального выбора творческих технологий с здоровьесберегающим потенциалом в музыкально-образовательном процессе.
При создании операционно-деятельностного блока базовое значение имел комплекс организационно-педагогических условий:
1. Обеспечение рефлексивно-позиционного определения всеми участниками учебно-воспитательного процесса школы искусств значимости формирования культуры здорового образа жизни. Здесь мы понимаем процесс совместной деятельности администрации, преподавателей школы искусств, учащихся и их родителей, в ходе которой они устанавливают партнерские отношения, направленные на значение процесса формирования культуры здорового образа жизни в полноценном развитии личности учащихся;
2. Создание культуротворческой образовательной среды, основанной на выстраивании межличностных коммуникаций средствами музыкального искусства. Задачами преподавателей школы искусств является постоянная поддержка активной заинтересованности окружающими явлениями, овладение творческими и эстетическими ценностями, формирование и развитие интереса как ценностного свойства личности, содействующего ее творческой активности и целостному развитию.
3. Внедрение в педагогическую реальность школы искусств методического комплекса, в котором степень здоровьесберегающего контекста обеспечивается использованием критериально-уровне-вого инструментария. Актуализация творческой активности обучающихся в школе искусств - есть активизирующее, направляющее и регулирующее основание в процессе формирования культуры здорового образа жизни, т. е. выступает системой средств конструирования личностью творчества и сотворчества, играя роль субъекта и объекта образовательного процесса.
При переходе к следующему (оценочно-рефлексивному) блоку модели мы определили крите-риально-уровневый инструментарий. Каждая содержательная характеристика установленного критерия являются ведущими признаками, наиболее четко ее определяющими:
1. Мотивационный - позволяет выявить интенцию мотивов ценностного отношения к своему здоровью, его укреплению и сохранению, наличие ответственности за состояние своего здоровья, самоор-
ганизации и самосовершенствования личного развития, он включает систему ценностных установок на постоянное развитие и образование в области культуры здорового образа жизни.
2. Когнитивный - характеризуется степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями в области культуры здорового образа жизни, владением методиками саморегулирования в процессе музыкальной деятельности, представлений о здоровье, факторах риска, профилактике заболеваний.
3. Эмоциональный - определяет отношение обучающегося к здоровьесберегающей деятельности, желание заниматься музыкальной деятельностью, наличие воли заниматься систематично, непринудительно, мотивированно и самостоятельно, позиционировать свое психоэмоциональное состояние.
4. Деятельностный - применять обучающимися знаний на практике, принимать участие в музыкально-оздоровительной деятельности школы, организуя собственную деятельность, проявлять рефлексивные способности в здоровьесберегающей деятельности.
5. Креативный - проявлять способность к активной, творческой деятельности в сфере здорового образа жизни, составлению и реализации собственных программ сохранения и укрепления здоровья.
Содержание выбранных нами критериев определили уровни как показатели успешности формирования культуры здорового образа жизни обучающихся в процессе творческой деятельности:
(A) Низкий (элементарный) уровень - неготовность всех участников образовательного процесса к формированию культуры здорового образа жизни в условиях детской школы искусств.
(Б) Средний (базовый) уровень - слабая мотивированность, несистемность в реализации определенных компонентов при формировании здорового образа жизни.
(B) Выше среднего (продуктивный) - высокая мотивированность, но не всех участников образовательного процесса для получения положительной прогрессии показателей здоровья ребенка. Выполняются большинство стандартных требований в формировании культуры здорового образа жизни обучающихся в школе искусств.
(Г) Высокий (творческий) - высокая мобилизованность всех участников к реализации здоровьесбе-регающей стратегии в условиях детской школы искусств, гармоничное развитие всех компонентов, ответственное отношение к сохранению собственного здоровья.
На констатирующем этапе эксперимента на основе изучения личных дел обучающихся, использования специально разработанных инструментов исследования - анкеты эксперта, опросника преподавателя школы искусств, паспорта здоровья школы др. проведено обследование респондентов, реализован
диагностический этап по формированию культуры здорового образа жизни детей. Так, изучая данные о здоровье учащихся школы искусств г. Сибай мы выявили, что из 470 учащихся за учебный год 78 % детей отсутствовали на уроках по причине болезни: ОРВИ, грипп, болезни костно-мышечной системы, болезни уха и глаза, болезни эндокринной системы, нервной системы.
Динамика отчисления учащихся из школы искусств г. Сибай за период с 2006 по 2013 гг. показала, что только каждый четвертый из обучающихся проходит полноценное (5 - 7 лет) обучение и получает диплом об окончании школы искусств. Наибольшее количество отчисленных обучающихся приходится на первый класс, особенно на первые месяцы обучения - до 10 %. Среди основных причин отчисления из школы: значительные перегрузки учащихся, недостаточный уровень готовности к обучению в школе, поступление в школу искусств не по собственному желанию, дезадаптация к образовательной среде школы искусств.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтвердили предположение о целесообразности формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся школы искусств, позволили обосновать основные направления рассматриваемой педагогической деятельности с помощью предлагаемой содержательно-процессуальной модели формирования культуры здорового образа жизни в образовательной среде школы искусств.
Литература
1. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. - СПб., 2006.
2. Закон «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 ст. 75. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc
3. Маджуга, А. Г. Педагогическая концепция здоровь-есозидающей функции образования: автореф. дис. ... д-ра пед.наук / А.Г. Маджуга. - Владимир, 2011.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». - URL: http://sch373.mskobr.ru/images/cms/ data/373/nasha_novaya_shkola.pdf
5. Образ жизни. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - URL: http://ru.wikipedia.org
6. Образ жизни. Психология. Социальная психология личности. Материал из Психологии от А до Я. - URL: http://psyznaiyka.net/socio-lichnost.html?id=31
7. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 164 - 168.
8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». - URL: http://duma.tomsk.ru/page/22899/
9. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. - М., 1992.
10. Шатрова, Е.А. Теоретическая модель формирования здоровьесберегающей компетентности педагога / Е.А. Шатрова // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 2(117). - С. 113.