Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов. В качестве концептуальной основы реализации данного процесса автором рассмотрен личностно-ориентированный подход. В статье обоснованы основные теоретические аспекты процесса формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов в контексте идей личностно-ориентированного подхода.
Ключевые слова: компетентность, личностно-ориентированный подход, концепция личностно-ориентированного обучения, формирования коммуникативной компетентности, будущие педагоги, профессиональное педагогическое образование, принципы личностно-ориентированного образования.
Annotation. The article is devoted to the problem of formation of communicative competence of future teachers. As a conceptual basis for the implementation of this process, the author considers a personality-oriented approach. The article substantiates the main theoretical aspects of the process of formation of communicative competence of future teachers in the context of the ideas of personality-oriented approach.
Keywords: competence, personality-oriented approach, the concept of personality-oriented learning, the formation of communicative competence, future teachers, professional pedagogical education, the principles of personality-oriented education.
Введение. Стремительные изменения, происходящие в социально-экономической, политической и культурной жизни, обуславливают необходимость трансформации модели реализации высшего профессионального образования, цель которого - обеспечить высокое качество профессиональной подготовки будущих специалистов.
Весьма актуальными сегодня становятся проблемы формирования коммуникативной компетентности -ключевой профессиональной характеристики личности педагога [3]. Содержательная структура данной компетентности включает следующие умения: формировать цель и задачи профессионального общения; организовывать обсуждение; управлять общением; пользоваться средствами этикета для достижения коммуникативной цели; проводить беседу, дискуссию, диалог, дебаты, переговоры; использовать различные тактики для реализации выбранной стратегии; анализировать конфликты, кризисные ситуации и разрешать их и др. [4].
Анализ характера современного образования раскрывает его направленность на личность. В этой связи одним из ведущих концептуальных подходов к реализации высшего профессионального образования на современном этапе является личностно-ориентированный. Акцентируя внимание на личности, данный подход в качестве основной цели формирования коммуникативной компетентности определяет приобретение будущим специалистом ряда коммуникативных качеств и компетенций, необходимых для реализации полноценной личной и профессиональной жизнедеятельности в современном социуме.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение сущности процесса формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов в контексте идей личностно-ориентированного подхода.
Изложение основного материала статьи. В современной науке личностно-ориентированный подход рассматриваются как психолого-педагогический принцип в подготовке будущих специалистов. Его теоретиками в отечественной науке являются В.И Андреев, А.В. Барабанщиков, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская и другие ученые.
Несмотря на большое количество публикаций, посвященных различным аспектам реализации личностно-ориентированного подхода, в них не освещена проблема формирования коммуникативной компетентности как одной из ведущих в контексте педагогического образования. Так, особенности и закономерности реализации личностно-ориентированного подхода к процессу формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов нуждаются в специальном исследовании и теоретическом обосновании его результатов.
Коммуникативная компетентность представляет собой «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми» [1, с. 19].
В рамках данного исследования личностно-ориентированный подход будем рассматривать в значении методологической ориентации в педагогической деятельности, базирующейся на гуманистическом мировоззрении и позволяющей на основе системы взаимосвязанных понятий, идей гуманистической педагогики, гуманных способов педагогических действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самоактуализации и самореализации личности будущего специалиста и развития его индивидуальности.
В основе личностно-ориентированного подхода в образовании - формирование субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе на основе использования субъектного опыта каждого студента и уважения к его личности. Данный подход сосредотачивает внимание на необходимости создания благоприятных и безопасных условий для развития и саморазвития личности, реализации ее природных потенциалов.
Так, в центре внимания в концепции личностно-ориентированного обучения - неповторимая, целостная личность, стремящаяся максимально реализовать свои возможности, открытая для восприятия нового опыта, способная осознанно и ответственно осуществлять выбор в различных сложных ситуациях [6].
Формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов на основе идей личностно-ориентированного подхода основывается на трех основных позициях:
1. Направленности учебного процесса в профессиональном образовании будущего специалиста на развитие его личности. Во время привлечения студентов к коммуникативной деятельности, решения ими коммуникативных задач, преподаватель направляет свои усилия на формирование личностных характеристик и качеств студента (его восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, чувств, волевых качеств, способностей, аналитико-критического отношение к жизни и др.).
2. Признании необходимости оказания максимального содействия коммуникативному развитию будущего учителя путем обеспечения продуктивного общения в различных ситуациях, условиях и в социальном окружении.
3. Утверждении субъектной роли будущего специалиста в процессе обучения.
В контексте формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов личностно-ориентированный подход выполняет следующие функции:
- гуманитарную, сущность которой заключается в признании самоценности личности и обеспечении ей физического и нравственного здоровья (механизмами данной функции являются понимание, общение и сотрудничество);
- культуротворческую, цель которой - в сохранении, воссоздании, развитии и передаче коммуникативной культуры через коммуникативную деятельность (механизмы: культурная идентификация, принятие общественных ценностей, морали, этикета, норм поведения в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом);
- функцию социализации, предусматривающую возможность усвоения и воспроизведения индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения личности в социум (механизмы: рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция и средство самоопределения).
Обоснование в качестве концептуальной основы процесса формирования коммуникативной компетентности будущих идей педагога личностно-ориентированного подхода позволяет:
- развить индивидуальные способности каждого студента к продуктивному общению;
- максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный коммуникативный опыт личности;
- помочь студенту познать себя через общение с другими;
- изменить коммуникативные установки в соответствии с современными требованиями;
- способствовать самоопределению и самореализации каждого обучающегося как субъекта коммуникативной деятельности;
- сформировать коммуникативную культуру будущего учителя [2].
Процесс формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов в контексте идей изучаемого в данном исследовании подхода предусматривает создание определенных профессионально-педагогических, психологических и методических условий.
К профессионально-педагогическим условиям отнесем следующие:
- эмпатию преподавателя, реализующего формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов;
- организацию преподавателем коммуникативной деятельности будущих специалистов в многовариантных гибких формах в соответствии с личностными особенностями, спецификой социальной среды;
- постановку перед студентами понятных и посильных задач в четкой и доброжелательной форме.
Психологическими условиями формирования коммуникативной компетентности определим следующие:
- развитие у будущего специалиста рефлексии себя как субъекта коммуникативной деятельности;
- возможность свободного выбора студентами формы коммуникативной деятельности и способов достижения цели.
Методические условия предусматривают:
- моделирование процесса формирования коммуникативной компетентности на принципах самоценности человека, уважения к личности каждого студента;
- соответствие стремлений и целей будущих педагогов их возможностям и требованиями общества;
- рассмотрение процесса формирования коммуникативной компетентности как реализации педагогической помощи студенту в его профессиональном становлении.
- своевременное выявление и устранение факторов, негативно воздействующих на процесс достижения поставленной цели;
- моделирование процесса формирования коммуникативной компетентности на основе субъект-субъектного характера отношений между участниками на принципах их равноправного сотрудничества и взаимопонимания;
- развитие диалогические форм педагогического взаимодействия преподавателей и студентов;
- обеспечение развития и саморазвития студента как субъекта коммуникативной деятельности;
- обеспечение студенту права на самоопределение и самореализацию в личностно-ориентированной или социально-ориентированной коммуникативной деятельности через овладение им различными способами вербального и невербального поведения;
- мотивацию студентов к выработке собственных моделей коммуникативного поведения и деятельности, поиску методов их реализации, взаимодействия с людьми в различных видах деятельности;
- обеспечение каждому студенту возможности индивидуально воспринимать коммуникативную ситуацию, творчески к ней подходить, широко реализовывать индивидуальный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- диагностику и выявление реального уровня сформированности профессионально значимых коммуникативных характеристик.
В системе реализации процесса формирования коммуникативной компетентности классические дидактические принципы не позволяют полно описать и регламентировать личностно-ориентированный образовательный процесс. Это обосновывает потребность учета специальных принципов. В этой связи целесообразным, по нашему мнению, является учет принципов, определенных А.В. Хуторским, среди которых принципы:
- личностного целеполагания;
- выбора индивидуальной образовательной траектории;
метапредметних основ образовательного процесса;
продуктивности обучения;
первичности образовательной продукции;
- ситуативности обучения;
- образовательной рефлексии [5].
Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов на основе идей личностно-ориентированного подхода основывается на позициях направленности учебного процесса на развитие личности студента, максимального содействия его коммуникативному развитию, утверждению субъектной роли студента в процессе обучения.
Реализация формирования коммуникативной компетентности будущих учителей в контексте личностно-ориентированного подхода возможна путем соблюдения профессионально-педагогических, психологических и методических условий, а также на основе учета принципов анализируемого в данном исследовании концептуального подхода.
Литература:
1. Буртовая Н.Б. Изучение коммуникативной компетентности педагогов-психологов // 8-я Всеросс. конф. студ., аспирантов и молод. ученых «Наука и образование». - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. - Т. 2, ч. 2. -С. 19-21.
2. Жуков Ю.П. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.П.Жуков, Л.А.Петровская, П.В. Растянников. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 96 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
4. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4 (№ 1337). - С. 138-142.
5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 383 с.
6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. - 96 с.
Педагогика
УДК 378:371.13:371.38
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Гордиенко Татьяна Петровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); ассистент Смирнова Оксана Юрьевна
Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ
МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, возникающие при получении обучающимися профессионального образования в образовательных организациях высшего образования, а также формирования профессиональных способностей у обучающихся в образовательных организациях высшего образования, с помощью ментальных карт. Использование ментальных карт на семинарских занятиях относится к современным методикам структурирования научной информации и учебного материала. Ментальная карта способствует творческому мышлению, запоминанию и организации умственной деятельности.
Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, обучающиеся, профессиональное образование, самостоятельная работа, семинарские занятия, ментальные карты.
Annotation. The article deals with the problems that arise when students receive professional education in educational institutions of higher education, as well as the formation of professional abilities among students in educational institutions of higher education, with the help of mental maps. The use of mental maps in seminary classes refers to modern methods of structuring educational material and scientific information. The mental map promotes creative thinking, remembering and organizing mental activity.
Keywords: educational organization of higher education, students, professional education, independent work, seminars, mental maps.
Введение. Многие проблемы, возникающие у обучающихся в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования (ООВО) связаны с неосознанным выбором будущей специальности, а также не способностью работать самостоятельно. Исследования в педагогике и психологии, отечественные и зарубежные демонстрируют, что не все обучающиеся первого курса сознательно выбрали профиль подготовки, на котором обучаются. На втором курсе количество обучающихся, которые не хотят дальше обучаться на выбранном профиле подготовки, достигает пика, на летней сессии второго курса происходит «отчисление» совершенно случайных людей, которые совсем не знают, зачем они поступили учиться в образовательную организацию высшего образования. Следовательно, необходимо дифференцировать обучающихся по их осознанному отношению к будущей профессиональной деятельности, соответственно разграничивая и психолого-педагогические подходы влияния на них. Становление личности обучающихся как будущих профессионалов крайне усложняется, если все-таки специальность была выбрана компромиссно, а не исходя из собственных желаний и наклонностей.
Формулировка цели статьи. Проанализированы проблемы и предложены пути их решения, возникающие при получении обучающимися профессионального образования в образовательных организациях высшего образования, а также формирование профессиональных способностей у обучающихся в образовательных организациях высшего образования, с помощью ментальных карт.