Научная статья на тему 'Методологические основы коммуникативного подхода в образовании'

Методологические основы коммуникативного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1245
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ / APPROACH / APPROACH IN EDUCATION / COMMUNICATIVE APPROACH / COMMUNICATION / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE-ORIENTED TRAINING / COMMUNICATIVE METHOD / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE CULTURE / PRINCIPLES OF REALIZATION OF COMMUNICATIVE APPROACH IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

Целью данной статьи является изучение сущность коммуникативного подхода в образовании и его методологических основ. В статье обосновывается значимость реализации коммуникативно-ориентированного образования на современном этапе развития мирового социума с целью повышения уровня коммуникативности будущих специалистов, формирования коммуникативной компетентности обучающихся, коммуникативной культуры отдельной личности и общества в целом. Для обоснования потребности реализации коммуникативно-ориентированного образования в работе проанализированы основные методологические аспекты коммуникативного подхода в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGICAL FRAMEWORK OF THE COMMUNICATIVE APPROACH IN EDUCATION

The purpose of this article is to study the essence of the communicative approach in education and its methodological foundations. The article substantiates the importance of the implementation of communicative-oriented education at the present stage of development of the world society in order to increase the level of communication of future specialists, the formation of communicative competence of students, communicative culture of the individual and society as a whole. To substantiate the need for the implementation of communicative-oriented education in the work, the main methodological aspects of the communicative approach in education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Методологические основы коммуникативного подхода в образовании»

6. ФГОС ООО // Электронный ресурс: https://fgos.ru/ Дата обращения: 05.12.2018.

7. ЮНЕСКО. Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития. Paris, 2014, 38 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Целью данной статьи является изучение сущность коммуникативного подхода в образовании и его методологических основ. В статье обосновывается значимость реализации коммуникативно-ориентированного образования на современном этапе развития мирового социума с целью повышения уровня коммуникативности будущих специалистов, формирования коммуникативной компетентности обучающихся, коммуникативной культуры отдельной личности и общества в целом. Для обоснования потребности реализации коммуникативно-ориентированного образования в работе проанализированы основные методологические аспекты коммуникативного подхода в образовании.

Ключевые слова: подход, подход в образовании, коммуникативный подход, коммуникация, педагогическая коммуникация, коммуникативно-ориентированное обучение, коммуникативные метод, коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, коммуникативность, принципы реализации коммуникативного подхода в образовании.

Annotation. The purpose of this article is to study the essence of the communicative approach in education and its methodological foundations. The article substantiates the importance of the implementation of communicative-oriented education at the present stage of development of the world society in order to increase the level of communication of future specialists, the formation of communicative competence of students, communicative culture of the individual and society as a whole. To substantiate the need for the implementation of communicative-oriented education in the work, the main methodological aspects of the communicative approach in education are analyzed.

Keywords: approach, approach in education, communicative approach, communication, pedagogical communication, communicative-oriented training, communicative method, communicative competence, communicative culture, communicative approach, principles of realization of communicative approach in education.

Введение. Анализ педагогических исследований последних лет позволяет обосновать высокий интерес ученых к проблемам коммуникации. Разработка данной проблематики в педагогической науке вызвана осознанием роли и последствий процессов глобализации, межкультурных конфликтов и других социокультурных процессов, характеризующих данный этап развития современного мирового общества.

Причиной повышенного интереса к проблемам коммуникации и научного обоснования ее роли образовании является то, что логика поиска современных парадигм педагогики и образования характеризуется гуманистической, личностно-ориентированной, деятельностной направленностью. Все указанные направления могут развиваться и решаться в контексте коммуникативной парадигмы.

Повышенный интерес ученых к проблемам коммуникации, необходимость формирования в рамках системы высшего профессионального образования личности специалиста, обладающей коммуникативной культурой и компетентностью, обосновывают потребность изучения сущности коммуникативного подхода в образовании и его методологических основ.

Изложение основного материала статьи. В мировой педагогике коммуникативное направление обучения, в частности в контексте методики преподавания иностранных языков, получило активное распространение в 60-70 годах ХХ века. Сущность коммуникативно-ориентированного обучения учеными указанного периода рассматривалась в значении обучения, максимально приближенного к реальным жизненным ситуациям общения.

В отечественной науке свой вклад в разработку проблемы коммуникативного подхода в образование внесли Б.В. Беляев, И.Л. Бим, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, А.П. Старков и другие ученые. Наиболее полно в отечественной науке обоснование коммуникативного подхода было предложено И.А. Зимней (1991). Свое дальнейшее развитие данная теория получала в работах И.Л. Бим (2002). Практическая реализация коммуникативного подхода в образовании реализовалась в рамках коммуникативного метода и ряда других интенсивных методов обучения.

Для определения сущности коммуникативного подхода в образовании обратимся к анализу категориальных аспектов данного термина.

Понятие «подход» исходит от англ. approach - (подход, подступ). Данный терм был введен в обиход педагогической науки английским ученым А. Энтони в 1963 году. Назначение термина английский методист обосновал как обозначение исходных положений, которыми «пользуется исследователь относительно природы языка и способов овладения им» [91.

Исследователи И.Л. Колесникова и О.А. Долгина термин «подход к обучению» определяют в значении базисной категории в методике, реализации «ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения» [31.

Т.И. Бекаревич подчеркивает, что подход в обучении в узком смысле предполагает опору на один из его компонентов и позволяет выделить дидактический, методический и психологический подходы [1].

Рассмотрев сущность понятий «подход» и «подход в обучении», обратимся к ведущему концепту термина «коммуникативный подход» - коммуникации. Категориально-методологической основой коммуникативного подхода в образовании является термин «коммуникация». По мнению Б.Д. Парыгина, «коммуникация - это сложный и многоуровневый процесс, который может выступать в одно и то же время и

как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс взаимного понимания» [6, с. 328-349].

Коммуникация как методологический принцип образования и педагогики является принципом системным, который сочетает в себе не только знаниевые и технологические, но и онтологические, аксиологические, телеологические основы образования.

Онтологические основы проявляются в том, что коммуникация является основой развития личности и общества. Аксиологическая природа коммуникации заключается в том, что именно коммуникация актуализирует основные общечеловеческие ценности: любовь, дружбу, свободу, доверие, сотрудничество, духовность, ответственность и тому подобные. Телеологические основы коммуникации определяются целью образования - осознанием и актуализацией ценностных основ коммуникации в системе «Я - Другой» и развитием на этой основе духовности, социальной компетентности, профессиональной компетентности и т.д.

Методологически-гносеологической сутью коммуникативного подхода в образовании является изучение образовательных педагогических явлений через призму понятия образовательно-педагогической коммуникации. Данное утверждение обосновывает потребность изучения сущности понятия «педагогическая коммуникация».

В педагогике понятие «педагогическая коммуникация» рассматривается в широком и узком его значениях. В широком значении данный термин трактуется как педагогическое взаимодействие, реализуемое во всех сферах образования, включая сферу управления образованием и научную коммуникацию. В узком смысле понятие «педагогическая коммуникация» понимается в современной науке в значении педагогического взаимодействия, реализуемого в рамках учебно-воспитательного процесса. В данном ключе подчеркнем, что под педагогическим взаимодействием мы понимаем взаимодействие между субъектами педагогического процесса направленное на решение соответствующих педагогических проблем.

Успех педагогической коммуникации зависит от того, умеет ли учитель наладить контакт с аудиторией, от системности его изложения, логики, аргументации, умение стимулировать учащихся к дальнейшей деятельности, поощрять, управлять вниманием, предвидеть конфликты, разногласия, снимать эмоциональное напряжение в общении и устранять барьеры, предотвращать возникновению конфликтных ситуаций.

Изучив семантическую природу компонентов термина «коммуникативный подход в образовании», обратимся к изучению его сущности.

В педагогической науке коммуникативный подход в образовании определяется как универсальная идея, которая определяет, раскрывает, актуализирует коммуникацию как онтологическую, телеологическую, аксиологическую основу развития личности и методологическую основу образования.

По мнению Е.И. Пассова, коммуникативный подход ориентирован на организацию процесса обучения, адекватного процесса реального общения благодаря моделированию основных закономерностей речевого общения [7].

Л.Н. Голуб подчеркивает, что «коммуникативный подход ставит в центр обучения субъектно-субъектную схему общения, то есть обучающийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом; способствует развитию инициативности студентов, их способности к творческому поиску» [2]. Иными словами, коммуникативный подход направлен на практику общения. Наиболее эффективно этот метод реализуется, если преподаватель использует нетрадиционные методы коммуникативного общения, которые стимулируют ученика выражать свои мысли.

В рамках реализации коммуникативного подхода в образовании система педагогической работы ориентирована на непосредственную деятельность обучающегося, на его, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые должны учитываться при организации общения в рамках реализации учебно-воспитательного процесса.

В контексте реализации образовательной деятельности на основе коммуникативного подхода, по мнению С.А. Медведевой, «содержание занятий строится на обсуждении актуальных жизненных проблем, а не готовых тем или текстов. Образование является основным каналом приобщения студента к ценностям культуры, образования и профессии. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, образовательный процесс выводит обучающихся в сферу мировоззренческого осмысления социальной и профессиональной реальности своих отношений с миром» [4, с. 62].

Так, главная идея коммуникативного подхода заключается в том, что студенты должны не только получать знания, но и развивать навыки и умения использовать языковые формы для реальных коммуникативных целей.

По мнению Л.С. Пановой, коммуникативная направленность учебного процесса является одним из важных принципов обучения. В данном контексте первое важное требование - коммуникативная направленность всех этапов. Все обучение, начиная с объяснения материала учителем, должно быть коммуникативно-направленным. Обучающиеся должны осознавать место каждого изучаемого языкового знака (слова, грамматической структуры, интонационной модели) в процессе речевого общения. Исследовательница подчеркивает, что в естественном общении собеседники непосредственно взаимодействую. Так должно быть и в учебном общении при выполнении коммуникативных или условно-коммуникативных упражнений [5]. Иными словами, при реализации коммуникативного подхода в образовании ситуации учебной коммуникации должны быть максимально приближены к реальным условиям общения.

Ценность коммуникативного подхода заключается в возможности индивидуализировать цели и содержание обучения, его методы и средства. В первую очередь, обращение к коммуникативному подходу в образовании предполагает реализацию коммуникативного метода в обучении. Преимуществами данного метода обучения являются:

- органическое сочетание сознательных и подсознательных компонентов в процессе языкового обучения;

- усвоение языковых моделей происходит одновременно с овладением коммуникативно-речевой функцией.

Основное преимущество коммуникативного метода обучения заключается в том, что процесс обучения строится адекватно реальному процессу речевого общения, то есть процесс обучения является моделью процесса речевой коммуникации.

Применение коммуникативного метода в контексте реализации коммуникативного подхода в образовании предполагает развитие уровня коммуникативности обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности, совершенствования уровня их коммуникативной культуры.

Обоснование коммуникативного подхода в качестве одной из методологических основ образовательной деятельности предусматривает учет принципов реализации данного подхода в образовании. На основе анализа трудов отечественных теоретиков коммуникативного подхода в образовании видим, что в современной педагогической науке существует ряд подходов относительно определения принципов реализации анализируемого в данном исследовании подхода. Так, Н.С. Хмилярчук на основе обобщения позиций Е.И. Пассова, В.В. Сафоновой, Н.К. Скляренко в качестве ведущих принципов реализации коммуникативного подхода в образовании определяет:

- принцип ситуативности;

- принцип речемыслительной деятельности;

- принцип новизны;

- принцип функциональности;

- принцип индивидуализации;

- принцип диалога культур [8].

Выводы. Таким образом, реализации целей и задач образования на современном этапе социокультурного развития общества предусматривает формирование как коммуникативной культуры отдельной личности, так и общества в целом. Квалифицированные специалисты должны обладать также высоким уровнем коммуникативности и сформированности компонентов коммуникативной компетентности. Все это обосновывает потребность реализации коммуникативного подхода в образовании, сущность которого заключается в обеспечении реального ситуационного характера учебного общения, в рамках которого формируются вышеизложенные личностные качества путем применения коммуникативного метода и учета принципов реализации коммуникативного подхода в образовании.

Литература:

1. Бекаревич Т.И. Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике преподавания иностранным языкам в начальной и средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 314-316. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1507/ (дата обращения: 06.04.2019).

2. Голуб Л.Н. коммуникативный подход в обучении // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 4. - С. 64-67.

3. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - СПб.: Из-во БЛИЦ, Cambridge University Press, 2001. - 224 с.

4. Медведева С.А. Реализация аксиологического подхода в системе высшего образования // Высшее образование сегодня. - 2013. - №11. - С. 61-63.

5. Панова Л.С. Обучение иностранному языку в школе: пособие для учителей. - Киев: Рад. шк., 1989. - 144 с.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологи, истории и теории. - Санкт-Петербургский гуманитарный университет. - Спб, 1999. - 592 с.

7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

8. Хмилярчук Н.С. Коммуникативный подход при обучении иностранного языка студентов туристического профиля как стратегическая проблема при подготовке будущего специалиста туристической сферы // Молодой ученый. - 2013. - №9. - С. 421-424. - URL https://moluch.ru/archive/56/7554/ (дата обращения: 06.04.2019).

9. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М.: Высш. шк., 2003. - 334 с.

Педагогика

УДК:378

аспирант, старший преподаватель кафедры немецкого и французского языков Воднева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Псковский государственный университет» (г. Псков)

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлены критерии и показатели развития педагогической толерантности как профессионально важного качества будущего руководителя образовательной организации, работающего в условиях многообразия. Апробация модели развития педагогической толерантности проходила в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждения высшего образования «Псковский государственный университет».

Ключевые слова: педагогическая толерантность, профессионально важное качество, будущий руководитель образовательной организации, многообразие.

Annоtation. The article presents the criteria and indicators of the development of pedagogical tolerance as a professionally important quality of the future head of an educational institution, who works in an environment of the diversity. The testing of the pedagogical tolerance model developing was at «Pskov State University».

Keywords: pedagogical tolerance, professionally important quality, the future head of the educational organization, diversity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.