Научная статья на тему 'Принципы реализации коммуникативного подхода в образовании'

Принципы реализации коммуникативного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATION / COMMUNICATIVE APPROACH / COMMUNICATIVE METHOD / COMMUNICATIVE-ORIENTED EDUCATION / LINGUISTIC PERSONALITY / COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF PERSONALITY / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / MULTICULTURAL DEVELOPMENT / DIALOGUE OF CULTURES / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД / КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Е. В.

Данное исследование посвящено проблеме реализации коммуникативного подхода в образовании на современном этапе развития отечественной системы образования. Анализ теоретических исследований относительно применения коммуникативного подхода в образовании позволяет обосновать утверждение о том, что успешность его реализации зависит от правильного определения, знания и учета основных принципов коммуникативности в образовании. В работе на основе анализа авторитетных позиций теоретиков коммуникативного подхода в отечественной науке обоснована позиция о необходимости учёта методологических, методических и специальных (педагогических) принципов как важнейшего условия успешности реализации коммуникативного подхода в образовании. В статье приведены основные подходы ученых к классификации принципов реализации коммуникативного подхода в образовании, проведено рассмотрение и анализ выделенных учеными принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE COMMUNICATIVE APPROACH IN EDUCATION

The research observes a problem of realization of communicative approach in education at the present stage of the development of the national educational system. Analysis of the theoretical research on the use of the communicative approach in education allows to state that the success of its implementation will depend on correct definition of the knowledge and the basic principles of accounting communication in education. On the basis of the analysis of authoritative positions of the theorists of the communicative approach in the Russian science the position on the need to take into account methodological, methodical and special (pedagogical) principles as the most important condition for the success of the communicative approach in education is substantiated. The article presents the main approaches of scientists to the classification of the principles of implementation of the communicative approach in education, the review and analysis of the principles identified by scientists.

Текст научной работы на тему «Принципы реализации коммуникативного подхода в образовании»

и сюжетом фильма: при низкой степени бренд не оказывает большого влияния на сюжет, при высокой - является составной частью последнего [10]. Предметом контекстного анализа здесь выступает логика поведения героя, принципом организации поведенческого РР является естественность и органичность использования бренда. В качестве критерия для определения хорошо интегрированного РР служит процедура мысленного изъятия сцены с использованием бренда из сюжета: если образ героя, его поведение или сюжет потеряли какой-либо значимый для восприятия художественной идеи смысл, то РР использован правильно [11].

Для примера анализа поведенческого контекста вернемся к фильму «Ирония судьбы. Продолжение». Из РР 14 брендов обратимся к РР оператора сотовой связи «Билайн». «Билайн» использует несколько раз и визуальный РР, но поведенческий реализуется через действия одного из главных героев - Ираклия. В ходе развертывания сюжета через его действия и действия практически всех остальных героев фильма зрителю показывают качество сотовой связи, качество сервиса, отношение сотрудников к элементам фирменного стиля, отношение сотрудников компании к клиентам. Сотовая связь подается как новая технология в противовес старой: в фильме зритель не раз видит стационарные телефонные аппараты, которые Ираклий высмеивает Качество сотовой связи в целом не отличное, но достаточно хорошее. За исключением сцены в начале фильма, в которой Ираклий, перемещая телефон, ловит связь, вставая на стул в прихожей, и сюжетно важной проблемы неработающего телевидения из-за оборудования компании на крыше, все герои постоянно звонят друг другу, и не только из столичных городов - мы также являемся свидетелями хорошо работающей сотовой связи с Израилем.

Анализируя поведенческий контекст, можно выделить связь между двумя его элементами - поведением Ираклия в личной и деловой жизни. Его отношение к работе в компании говорит о сложной связи между ними: Ираклий ведет

Библиографический список

деловые переговоры дома и таким образом, что зритель с трудом понимает, кто его собеседник. Отношение к предметам с фирменной символикой, напротив, показывает, что границы есть: в одной из сцен он просит Надю не наливать чай в желто-черную кружку, сопровождая замечанием, что он не на работе. На наш взгляд, невозможно без ущерба для сюжета убрать из характеристик Ираклия его отношение к работе, ведь именно оно показывает его ключевые качества - способность принимать решения, ответственность, работоспособность. В образе Ираклия компания показывает нам своего сотрудника - идеального «продукта» корпоративной культуры. В итоге поведенческий контекстный анализ показал высокую степень интеграции бренда «Билайн» в сюжет фильма, в данном примере используется социально-психологическая ролевая модель, в которой герой, которого играет Сергей Безруков, вызывает симпатию, но причиной этому выступает как раз не работа в рекламируемой компании, а скорее игра актера.

Таким образом, двумя элементами контекста, связанными отношениями консонанса либо диссонанса в Product Placement, являются: носитель бренда и другие визуальные элементы в кадре, языковой и стилистический контекст упоминания имени бренда в речи персонажа, действия или поступки как сю-жетообразующие элементы. Безусловно, указанными типами контекстов не исчерпываются возможности использования этого метода в коммуникационных технологиях, каталог может дополняться другими видами контекстов, к примеру, ситуативным, историческим, социальным, культурным и многими другими.

Обучение контекстному методу будущих специалистов по рекламе и PR развивает навык систематизации информации, нацелен на анализ различных связей между элементами контекста: визуальными, вербальными, поведенческими. Практикуя контекстный анализ, студент может самостоятельно пополнять каталог видов контекста, тем самым делая профессиональную рефлексию более разносторонней и глубокой.

1. Поверинов И.Е. Образование в области связей с общественностью в российских вузах. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/obrazovanie-v-oblasti-svyazey-s-obschestvennostyu-v-rossiyskih-vuzah

2. Сыченкова А.В., Козлова О.В. Проблемы и перспективы PR-образования в регионах (на примере республики Татарстан). Интернет-журнал «Науковедение». 2015; Т. 7, № 5. Available at: http://naukovedenie.ru/pdf/128pvn515.pdf

3. Внучкова Т.Н., Комиссарова Л.М. Когнитивный диссонанс в современных коммуникационных технологиях (на примере product placement и ребрендинга). Сборник материалов к международной научно-практической конференции, 11-12 декабря, Санкт-Петербург, 2014: 95 - 102.

4. Калашников В.Г. Контекстный анализ как инструмент образовательной технологии. Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/kontekstnyy-analiz-kak-instrument-obrazovatelnoy-tehnologii

5. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. Москва, 2018.

6. Григорьева Я.И. Социально-психологический анализ product placement как социальной коммуникации. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2004.

7. Федеральный закон о рекламе. Available at: https://www.zakonrf.info/zoreklame/5/

8. Кольяков А.М. Продакт-плейсмент: реклама или органично интегрированное упоминание о товаре. Актуальные проблемы российского права. 2011; 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/prodakt-playsment-reklama-ili-organichno-integrirovannoe-upominanie-o-tovare

9. Земко М.А. Product placement: сближение коммерции и культуры в современном российском кино. Экономическая социология. 2010; январь; т. 11., № 1. Available at: https//product-placement-sblizhenie-kommertsii-i-kultury-v-sovremennom-rossiyskom-kino

10. Андреева А.Н., Овчинникова А.Ю. Product placement для люксовых брендов: контент-анализ эффективности размещений в мировом кинематографе. Available at: http://luxurytheory.ru/wp-content/uploads/2011/08/p_oduc_placeme_dl_grebennikon.pdf

11. Куликов А.С. Правовое регулирование использования product placement в России. Конкуренция и право. 2016; 3. Available at: http://cljournal.ru/ann2/158/

References

1. Poverinov I.E. Obrazovanie v oblasti svyazej s obschestvennost'yu v rossijskih vuzah. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/obrazovanie-v-oblasti-svyazey-s-obschestvennostyu-v-rossiyskih-vuzah

2. Sychenkova A.V., Kozlova O.V. Problemy i perspektivy PR-obrazovaniya v regionah (na primere respubliki Tatarstan). Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2015; T. 7, № 5. Available at: http://naukovedenie.ru/pdf/128pvn515.pdf

3. Vnuchkova T.N., Komissarova L.M. Kognitivnyj dissonans v sovremennyh kommunikacionnyh tehnologiyah (na primere product placement i rebrendinga). Sbornik materialov k mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 11-12 dekabrya, Sankt-Peterburg, 2014: 95 - 102.

4. Kalashnikov V.G. Kontekstnyj analiz kak instrument obrazovatel'noj tehnologii. Vestnik voronezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/v/kontekstnyy-analiz-kak-instrument-obrazovatelnoy-tehnologii

5. Festinger L. Teoriya kognitivnogo dissonansa. Moskva, 2018.

6. Grigor'eva Ya.I. Social'no-psihologicheskij analiz product placement kak social'noj kommunikacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2004.

7. Federal'nyj zakon o reklame. Available at: https://www.zakonrf.info/zoreklame/5/

8. Kol'yakov A.M. Prodakt-plejsment: reklama ili organichno integrirovannoe upominanie o tovare. Aktual'nyeproblemyrossijskogoprava. 2011; 1. Available at: https://cyberleninka. ru/article/v/prodakt-playsment-reklama-ili-organichno-integrirovannoe-upominanie-o-tovare

9. Zemko M.A. Rroduct placement: sblizhenie kommercii i kul'tury v sovremennom rossijskom kino. 'Ekonomicheskaya sociologiya. 2010; yanvar'; t. 11., № 1. Available at: https// product-placement-sblizhenie-kommertsii-i-kultury-v-sovremennom-rossiyskom-kino

10. Andreeva A.N., Ovchinnikova A.Yu. Rroduct placement dlya lyuksovyh brendov: kontent-analiz 'effektivnosti razmeschenij v mirovom kinematografe. Available at: http:// luxurytheory.ru/wp-content/uploads/2011/08/p_oduc_placeme_dl_grebennikon.pdf

11. Kulikov A.S. Pravovoe regulirovanie ispol'zovaniya product placement v Rossii. Konkurenciya i pravo. 2016; 3. Available at: http://cljournal.ru/ann2/158/

Статья поступила в редакцию 17.06.19

УДК 371

Vovk E.V., Academy of the Humanities and Pedagogy, Branch of V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]

PRINCIPLES OF THE COMMUNICATIVE APPROACH IN EDUCATION. The research observes a problem of realization of communicative approach in education at the present stage of the development of the national educational system. Analysis of the theoretical research on the use of the communicative approach in education allows to state that the success of its implementation will depend on correct definition of the knowledge and the basic principles of accounting communication in education. On the basis of the analysis of authoritative positions of the theorists of the communicative approach in the Russian science the position on the need to take into account methodological, methodical and special (pedagogical) principles as the most important condition for the success of the communicative approach in edu-

cation is substantiated. The article presents the main approaches of scientists to the classification of the principles of implementation of the communicative approach in education, the review and analysis of the principles identified by scientists.

Key words: communication, communicative approach, communicative method, communicative-oriented education, linguistic personality, communicative development of personality, methodological principles, pedagogical principles, multicultural development, dialogue of cultures.

Е.В. Вовк, канд. пед. наук, доц. каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений,

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта,

E-mail: [email protected]

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Данное исследование посвящено проблеме реализации коммуникативного подхода в образовании на современном этапе развития отечественной системы образования. Анализ теоретических исследований относительно применения коммуникативного подхода в образовании позволяет обосновать утверждение о том, что успешность его реализации зависит от правильного определения, знания и учета основных принципов коммуникативности в образовании. В работе на основе анализа авторитетных позиций теоретиков коммуникативного подхода в отечественной науке обоснована позиция о необходимости учёта методологических, методических и специальных (педагогических) принципов как важнейшего условия успешности реализации коммуникативного подхода в образовании. В статье приведены основные подходы ученых к классификации принципов реализации коммуникативного подхода в образовании, проведено рассмотрение и анализ выделенных учеными принципов.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативный подход, коммуникативный метод, коммуникативно-ориентированное образование, языковая личность, коммуникативное развитие личности, методические принципы, педагогические принципы, поликультурное развитие, диалог культур.

Одной из важнейших проблем в контексте процессов становления постиндустриального, информационного общества является проблема коммуникации. Актуальность данной проблемы обосновывается наличием многочисленных научных исследований проблемы коммуникации в современном мире, посвященных поиску оптимальных путей её решения, в частности разработке направлений, форм и средств формирования коммуникативной культуры общества. Эта цель обосновывает потребность формирования коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности будущих специалистов в системе реализации их профессиональной подготовки в высшей школе.

Вышеизложенное актуализирует потребность обращения к коммуникативному подходу как к одной из ведущих концептуальных основ реализации профессионального образования будущих специалистов.

Анализ теоретических исследований относительно применения коммуникативного подхода в образовании позволяет обосновать утверждение о том, что успешность его реализации зависит от правильного определения, знания и учёта основных принципов коммуникативности в образовании.

Анализ трудов теоретиков коммуникативного подхода в образовании в отечественной педагогической науке позволяет говорить о наличии ряда подходов к определению комплекса принципов реализации коммуникативного подхода в образовании. С целью определения объективной картины значимости вышеуказанных принципов обратимся к изучению научных позиций, посвященных разработке поставленной в данном исследовании проблемы.

В своей монографии «Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании» Л.Л. Балакина утверждает, что «педагогическое содержание принципов реализации коммуникативного подхода раскрывается в контексте концепции коммуникативного образования» [1, с. 68]. Исследовательница дифференцирует принципы реализации коммуникативного подхода в образовании на методические и прикладные (собственно педагогические). К методическим принципам реализации коммуникативного подхода в образовании исследовательница относит принципы: понимания; сотрудничества; социальной защиты; педагогической поддержки и помощи [1].

Более значимыми Л.Л. Балакина обосновывает педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании, к которым относит следующие: принцип дискурса; принцип толерантности; принцип игры; принцип диалога [1].

Исследовательница подчеркивает: «Выявление педагогического содержания прикладных, собственно педагогических принципов (дискурса, толерантности, игры, диалога) в рамках коммуникативного подхода требует осмысления их коммуникативных признаков, качественных характеристик, средств коммуникативного влияния на повышение уровня сформированности КК (коммуникативной компетентности) учащихся» [1, с. 68].

Принципу дискурса в анализируемом ключе отведена систематизирующая роль, так как он дополняет и вбирает другие принципы (толерантности, игры, диалога) и выступает в качестве содержательной основы коммуникативно-ориентированного образования. «Данный принцип воплощает в практику стратегические ориентиры, составляющие «ядро» коммуникативного обучения и рассматривается как необходимый механизм и условие реализации его целей, содержания и средств построения» [1, с. 69].

Принцип толерантности, обеспечивающий формирование коммуникативной компетентности обучающихся, «реализуется на всех уровнях разработки содержания образования, а также в процессе осмысления всех параметров учебного процесса, урока: проектного, целевого, содержательного, технологического, организационного» [1, с. 79]. Реализация данного принципа предусматривает регулирование коммуникативных отношений субъектов образовательного процес-

са путем создания ситуаций, способствующих проявлению у них сдержанности, уступчивости, терпимости и т. п. [1].

Принцип игры заключается в понимании её как средства, оказывающего решающее воздействие на становление и развитие коммуникативной компетентности личности.

По словам Л.Л. Балакиной, «в современных информационно-коммуникативных условиях диалог так же, как игра, приобретает новое значение и качество, выступая принципом реализации коммуникативного подхода, обеспечивающим формирование КК (коммуникативной компетентности) учащихся» [1, с. 104].

К проблеме определения принципов коммуникативного подхода в образовании обращался и К. Роджерс. Ученый определил четыре основных принципа данного подхода: конгруэнтность; принятие себя; принятие другого; эмпатия.

Согласно концепции автора, каждый принцип напрямую исходит из предыдущего [6].

Принципы, определенные К. Роджерсом в целом сходны с теми принципами реализации коммуникативного подхода в образовании, которые Л.Л. Балакина отнесла к методическим.

Изучая сущность коммуникативного подхода в контексте проблемы изучения иностранных языков, Л.Н. Голуб определяет следующие принципы его реализации: ориентация учебного процесса на содержание, то есть значимость его для студентов; активизация студентов, то есть все они выступают в роли активных партнеров; изменение режимов работы на занятии, то есть использование фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работы; рассмотрение по-новому роли преподавателя, он - помощник в учебном процессе; изменение концепта учебных материалов, они должны быть открыты для легкости изменения [2].

Н.С. Хмилярчук в своем исследовании «Коммуникативный подход при обучении иностранного языка студентов туристического профиля как стратегическая проблема при подготовке будущего специалиста туристической сферы» определяет в качестве ведущего принципа коммуникативного подхода принцип коммуникативности. Анализируя труды теоретиков коммуникативного подхода (Ю.И. Пассов, В. Плахотник, В. Редько, В.В. Сафонова, Н. Скляренко и др.), исследовательница подчеркивает, что при обобщении позиций указанных ученых в качестве ведущих принципов реализации коммуникативного подхода в образовании стоит понимать следующие принципы: ситуативности; речемыс-лительной деятельности; новизны; функциональности; индивидуализации; диалога культур [9].

По мнению Н.С. Хмилярчук, соблюдение данных принципов является основным условием успешной реализации коммуникативного подхода в образовании [9]. Исследовательница, разделяя мнение Е.И. Пассова, в качестве ведущего из указанных принципов признает принцип ситуативности [3], так как «ситуация является «универсальной формой функционирования процесса обучения и является способом организации речевых средств, способом их презентации, способом мотивации речевой деятельности, главным условием формирования навыков и развития речевых умений» [5, с. 74].

Не менее важным принципом при реализации коммуникативного подхода в образовании является принцип речевой и мыслительной деятельности. По мнению Е.И. Пассова, успешность реализации данного принципа зависит от обеспечения ряда педагогических условий. К основным из них ученый относит следующие: систематическое привлечение студентов к процессу общения, благодаря чему достигается практическое овладением языком на основе речевой и мыслительной деятельности; применение в рамках учебно-воспитательного процесса ценного с позиций его коммуникативности учебного материала; применение проблемных творческих задач для более эффективного развития умений самостоятельного мышления и выражения собственных суждений [3].

Поле действия принципа новизны можно очертить содержанием и формами речевого высказывания, приемов и задач обучения. Он направлен на повышение уровня заинтересованности студентов в процессе познавательной деятельности. Данный принцип обеспечивает «содействие заинтересованности обучением, формированию речевых навыков, развития производительности и динамического речевого умения, развития коммуникативной функции мышления» [4, с. 123].

А.П. Старковым впервые была обоснована сущность принципа функциональности в контексте реализации коммуникативного подхода в образовании. По мнению ученого, данный принцип определяет объекты учебной деятельности педагога и обучающихся, а также её формы и содержание [8].

Принцип индивидуализации, по мнению Е.И. Пассова, является центром коммуникативного обучения, так как выступает одним из главных средств обеспечения мотивации студентов к познавательной деятельности [4].

Наличие принципа диалога культур в системе принципов реализации коммуникативного подхода в образовании обосновано тем, что на современном этапе исторического развития человечества происходит переход от «человека образованного» к «человеку культуры». Разработка и введение данного принципа в теорию коммуникации в отечественной науке принадлежит В.В. Сафоновой. По её мнению, данный принцип обеспечивает поликультурное развитие языковой личности, обоснование обучающихся как субъектов диалога культур и куль-

Библиографический список

турных посредников в ситуациях межкультурного общения, развитие у студентов общего мышления, речевого и социокультурного такта [7].

На основе вышеизложенного, подведем итоги. Каждая из рассмотренных позиций выстроена на определенной методологической основе и имеет серьезное научное обоснование. Классификация принципов реализации коммуникативного подхода в образовании, представленная Н.С. Хмилярчук, имеет максимально методическое (практическое) значение, так как построена в филологическом ключе и направлена на формирование всех составляющих коммуникативной компетентности обучающихся в процессе их образования.

Классификация К. Роджерса раскрывает методологические аспекты реализации коммуникативного подхода как концептуальной основы образования.

Позиция Л.Г Голуб раскрывает в большей степени организационные условия реализации коммуникативного подхода в образовании, такие как обеспечение психологического климата и языковой среды обучения, обоснование позиции педагога и студентов в процессе познавательной деятельности, а также методических аспектов преподавания.

В данном исследовании нам наиболее близка позиция Л.Л. Балакиной, раскрывающей как общепедагогические принципы коммуникативного подхода в образовании, так и принципы, затрагивающие методические аспекты реализации коммуникативной подготовки будущих специалистов.

1. Балакина Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании: монография. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012.

2. Голуб Л.Н. коммуникативный подход в обучении. Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2017; 4: 64 - 67.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. 2-е изд. Москва: Просвещение, 1991.

4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Москва: Русский язык, 1989.

5. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Кузовлева Н.Е., Царькова В.Б. Мастерство и личность учителя: На примере деятельности учителя иностранного языка. 2-е изд., испр. и доп. Москва: ФЛИНТА, Наука, 2001.

6. Роджерс К.Р Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва: Прогресс, 1994; Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 1991.

7. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования. Иностранные языки в школе. 2001; 3: 17 - 24.

8. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. Москва: Просвещение, 1978.

9. Хмилярчук Н.С. Коммуникативный подход при обучении иностранного языка студентов туристического профиля как стратегическая проблема при подготовке будущего специалиста туристической сферы. Молодой учёный. 2013; 9: 421 - 424. Available at: https://moluch.ru/archive/56/7554/

References

1. Balakina L.L. Pedagogicheskieprincipyrealizaciikommunikativnogopodhoda v obrazovanii: monografiya. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2012.

2. Golub L.N. kommunikativnyj podhod v obuchenii. VestnikBryanskojgosudarstvennojsel'skohozyajstvennoj akademii. 2017; 4: 64 - 67.

3. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu: posobie dlya uchitelej inostrannyh yazykov. 2-e izd. Moskva: Prosveschenie, 1991.

4. Passov E.I. Osnovy kommunikativnoj metodiki obucheniya inoyazychnomu obscheniyu. Moskva: Russkij yazyk, 1989.

5. Passov E.I., Kuzovlev V.P., Kuzovleva N.E., Car'kova V.B. Masterstvo i lichnost' uchitelya: Na primere deyatel'nosti uchitelya inostrannogo yazyka. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva: FLINTA, Nauka, 2001.

6. Rodzhers K.R. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. Moskva: Progress, 1994; Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Moskva: Prosveschenie, 1991.

7. Safonova V.V. Kul'turovedenie v sisteme sovremennogo yazykovogo obrazovaniya. Inostrannye yazyki v shkole. 2001; 3: 17 - 24.

8. Starkov A.P. Obuchenie angljskomu yazyku v srednej shkole. Moskva: Prosveschenie, 1978.

9. Hmilyarchuk N.S. Kommunikativnyj podhod pri obuchenii inostrannogo yazyka studentov turisticheskogo profilya kak strategicheskaya problema pri podgotovke buduschego specialista turisticheskoj sfery. Molodoj uchenyj. 2013; 9: 421 - 424. Available at: https://moluch.ru/archive/56/7554/

Статья поступила в редакцию 25.06.19

УДК 378

Dubinin S.N., Doctor of Sciences (Psychology), Corresponding Member of the International Academy of Informatization, Professor, Department of Social, Humanitarian and Natural Sciences, Kostanai branch of Chelyabinsk State University (Kostanai, Kazakhstan), E-mail: [email protected] Lukyanets N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Humanitarian and Natural Sciences, Kostanay Branch of Chelyabinsk State University (Kostanai, Kazakhstan), E-mail: [email protected]

ON THE QUESTION ABOUT ERRORS IN RESEARCH WORK OF STUDENTS. The article deals with a problem of insufficient knowledge of students of methodological knowledge of research work, which adversely affects the results and entails the presence of errors, thereby reducing the results of research activities of students. The analysis of students' scientific works shows the most common (typical) errors in scientific research, which reduce the quality of scientific works, and identify the three most common groups of errors. The problem raised by the authors of the article requires systematic work of the supervisor with the student on the formation of methodological knowledge. The list of typical errors given in the article cannot be considered complete, but it is quite clear that the problem raised by the authors of the article requires purposeful work of university teachers with students not only to identify errors, but also to eliminate them, as well as the formation of methodological knowledge of research activities.

Key words: research activity, methodological culture, research, abstract work.

С.Н. Дубинин, д-р психол. наук, проф. каф. Социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», г. Костанай, Республика Казахстан, E-mail: [email protected] Н.Г. Лукьянец, канд. пед. наук, проф. каф. Социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», г. Костанай, Республика Казахстан, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ОШИБКАХ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТАХ СТУДЕНТОВ

В статье освещена проблема недостаточности владения студентами методологическими знаниями научно-исследовательской работы, что отрицательно сказывается на результатах и влечёт за собой наличие ошибок, тем самым снижая результаты научно-исследовательской деятельности студентов. Авторы статьи раскрывают читателям на основе анализа студенческих научных работ основные наиболее часто встречающиеся (типичные) ошибки научного исследования, которые снижают качество научных работ, и выделяют три наиболее распространенные группы ошибок. Проблема, затронутая авторами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.