Поле действия принципа новизны можно очертить содержанием и формами речевого высказывания, приемов и задач обучения. Он направлен на повышение уровня заинтересованности студентов в процессе познавательной деятельности. Данный принцип обеспечивает «содействие заинтересованности обучением, формированию речевых навыков, развития производительности и динамического речевого умения, развития коммуникативной функции мышления» [4, с. 123].
А.П. Старковым впервые была обоснована сущность принципа функциональности в контексте реализации коммуникативного подхода в образовании. По мнению ученого, данный принцип определяет объекты учебной деятельности педагога и обучающихся, а также её формы и содержание [8].
Принцип индивидуализации, по мнению Е.И. Пассова, является центром коммуникативного обучения, так как выступает одним из главных средств обеспечения мотивации студентов к познавательной деятельности [4].
Наличие принципа диалога культур в системе принципов реализации коммуникативного подхода в образовании обосновано тем, что на современном этапе исторического развития человечества происходит переход от «человека образованного» к «человеку культуры». Разработка и введение данного принципа в теорию коммуникации в отечественной науке принадлежит В.В. Сафоновой. По её мнению, данный принцип обеспечивает поликультурное развитие языковой личности, обоснование обучающихся как субъектов диалога культур и куль-
Библиографический список
турных посредников в ситуациях межкультурного общения, развитие у студентов общего мышления, речевого и социокультурного такта [7].
На основе вышеизложенного, подведем итоги. Каждая из рассмотренных позиций выстроена на определенной методологической основе и имеет серьезное научное обоснование. Классификация принципов реализации коммуникативного подхода в образовании, представленная Н.С. Хмилярчук, имеет максимально методическое (практическое) значение, так как построена в филологическом ключе и направлена на формирование всех составляющих коммуникативной компетентности обучающихся в процессе их образования.
Классификация К. Роджерса раскрывает методологические аспекты реализации коммуникативного подхода как концептуальной основы образования.
Позиция Л.П Голуб раскрывает в большей степени организационные условия реализации коммуникативного подхода в образовании, такие как обеспечение психологического климата и языковой среды обучения, обоснование позиции педагога и студентов в процессе познавательной деятельности, а также методических аспектов преподавания.
В данном исследовании нам наиболее близка позиция Л.Л. Балакиной, раскрывающей как общепедагогические принципы коммуникативного подхода в образовании, так и принципы, затрагивающие методические аспекты реализации коммуникативной подготовки будущих специалистов.
1. Балакина Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании: монография. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012.
2. Голуб Л.Н. коммуникативный подход в обучении. Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2017; 4: 64 - 67.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. 2-е изд. Москва: Просвещение, 1991.
4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Москва: Русский язык, 1989.
5. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Кузовлева Н.Е., Царькова В.Б. Мастерство и личность учителя: На примере деятельности учителя иностранного языка. 2-е изд., испр. и доп. Москва: ФЛИНТА, Наука, 2001.
6. Роджерс К.Р Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва: Прогресс, 1994; Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 1991.
7. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования. Иностранные языки в школе. 2001; 3: 17 - 24.
8. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. Москва: Просвещение, 1978.
9. Хмилярчук Н.С. Коммуникативный подход при обучении иностранного языка студентов туристического профиля как стратегическая проблема при подготовке будущего специалиста туристической сферы. Молодой учёный. 2013; 9: 421 - 424. Available at: https://moluch.ru/archive/56/7554/
References
1. Balakina L.L. Pedagogicheskieprincipyrealizaciikommunikativnogopodhoda v obrazovanii: monografiya. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2012.
2. Golub L.N. kommunikativnyj podhod v obuchenii. VestnikBryanskojgosudarstvennojsel'skohozyajstvennoj akademii. 2017; 4: 64 - 67.
3. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu: posobie dlya uchitelej inostrannyh yazykov. 2-e izd. Moskva: Prosveschenie, 1991.
4. Passov E.I. Osnovy kommunikativnoj metodiki obucheniya inoyazychnomu obscheniyu. Moskva: Russkij yazyk, 1989.
5. Passov E.I., Kuzovlev V.P., Kuzovleva N.E., Car'kova V.B. Masterstvo i lichnost' uchitelya: Na primere deyatel'nosti uchitelya inostrannogo yazyka. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva: FLINTA, Nauka, 2001.
6. Rodzhers K.R. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. Moskva: Progress, 1994; Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Moskva: Prosveschenie, 1991.
7. Safonova V.V. Kul'turovedenie v sisteme sovremennogo yazykovogo obrazovaniya. Inostrannye yazyki v shkole. 2001; 3: 17 - 24.
8. Starkov A.P. Obuchenie angljskomu yazyku v srednej shkole. Moskva: Prosveschenie, 1978.
9. Hmilyarchuk N.S. Kommunikativnyj podhod pri obuchenii inostrannogo yazyka studentov turisticheskogo profilya kak strategicheskaya problema pri podgotovke buduschego specialista turisticheskoj sfery. Molodoj uchenyj. 2013; 9: 421 - 424. Available at: https://moluch.ru/archive/56/7554/
Статья поступила в редакцию 25.06.19
УДК 378
Dubinin S.N., Doctor of Sciences (Psychology), Corresponding Member of the International Academy of Informatization, Professor, Department of Social, Humanitarian and Natural Sciences, Kostanai branch of Chelyabinsk State University (Kostanai, Kazakhstan), E-mail: [email protected] Lukyanets N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Humanitarian and Natural Sciences, Kostanay Branch of Chelyabinsk State University (Kostanai, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION ABOUT ERRORS IN RESEARCH WORK OF STUDENTS. The article deals with a problem of insufficient knowledge of students of methodological knowledge of research work, which adversely affects the results and entails the presence of errors, thereby reducing the results of research activities of students. The analysis of students' scientific works shows the most common (typical) errors in scientific research, which reduce the quality of scientific works, and identify the three most common groups of errors. The problem raised by the authors of the article requires systematic work of the supervisor with the student on the formation of methodological knowledge. The list of typical errors given in the article cannot be considered complete, but it is quite clear that the problem raised by the authors of the article requires purposeful work of university teachers with students not only to identify errors, but also to eliminate them, as well as the formation of methodological knowledge of research activities.
Key words: research activity, methodological culture, research, abstract work.
С.Н. Дубинин, д-р психол. наук, проф. каф. Социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», г. Костанай, Республика Казахстан, E-mail: [email protected] Н.Г. Лукьянец, канд. пед. наук, проф. каф. Социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», г. Костанай, Республика Казахстан, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ОШИБКАХ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТАХ СТУДЕНТОВ
В статье освещена проблема недостаточности владения студентами методологическими знаниями научно-исследовательской работы, что отрицательно сказывается на результатах и влечёт за собой наличие ошибок, тем самым снижая результаты научно-исследовательской деятельности студентов. Авторы статьи раскрывают читателям на основе анализа студенческих научных работ основные наиболее часто встречающиеся (типичные) ошибки научного исследования, которые снижают качество научных работ, и выделяют три наиболее распространенные группы ошибок. Проблема, затронутая авторами
статьи, требует систематической работы научного руководителя со студентом по формированию методологических знаний. Приведённый в статье перечень типичных ошибок не может считаться полным, но вполне понятно, что проблема, затронутая авторами статьи, требует целенаправленной работы преподавателей вуза со студентами не только по выделению ошибок, но и их устранению, а также формированию методологических знаний исследовательской деятельности.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательская культура, исследование, реферативная работа.
Введение
Характерной чертой современного мира является бурное развитие научно-технического прогресса, интенсивное увеличение объема научной и научно-технической информации, быстрая сменяемость и обновляемость знаний.
В данных условиях особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих хорошую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов, реализуя одну из функций науки - производительную, следовательно, формирование исследовательской культуры студентов сегодня является актуальным вопросом.
В процессе обучения в вузе обучающиеся должны овладеть такими компетенциями как способность самостоятельно осуществлять сбор, анализ, оценку информации, интерпретацию результатов, обоснование выводов, необходимых для постановки и решения профессиональных задач, оформление полученных результатов.
Основное содержание статьи
Важным направлением совершенствования теоретической и практической подготовки студентов является выполнение ими различных научных работ
Спектр творческих работ студентов, способствующих развитию исследовательских умений достаточно широк. К ним относятся, например, реферат, научная, (проблемная) статья, эссе, отзыв, рецензия, доклады, и сообщения.
При этом, навыки, приобретённые в процессе подготовки творческих работ, помогают студентам выполнять учебно-научные работы на более высоком качественном уровне, такие как курсовая и выпускная квалификационная работы.
Между тем, первые опыты научно-исследовательской работы студентов показывают недостаточное владение методологическими знаниями научно-исследовательской работы, что отрицательно сказывается на результатах.
Исследование - деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов [1 - 5]. Исследовательская деятельность способствует развитию личностного мировоззрения студента, формируя культурно-мировоззренческую функцию науки.
Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.
В учебно-исследовательской деятельности студентов важное значение имеет реферативная работа [4, с. 12], в которой обучающемуся следует отразить:
- выбор темы исследования; определение актуальности, проблемного
поля;
- объектную область;
- структуру;
- умение работать с информационно-библиографическими источниками;
- умение составить развернутый план, который ляжет в основу содержания;
- использование научного стиля языка;
- оформление реферата.
Требования к оформлению рефератов аналогичны правилам оформления курсовых работ и дипломных работ
Структура реферата должна способствовать раскрытию избранной темы и иметь следующие составляющие: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения.
Подготовка любой письменной работы может сопровождаться ошибками, не исключением является и реферат Ошибки учебных научных работ можно классифицировать по различным основаниям. Остановимся на следующей классификации:
1) требования к структуре;
2) требования к оформлению;
3) требования к содержанию.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся (типичные) ошибки научного исследования.
1. Требования к структуре:
Первая распространенная ошибка - это нарушение структуры реферата:
Довольно часто у студента не хватает времени на все структурные элементы, поэтому реферат оказывается без содержания, введения, заключения или без списка использованной литературы.
Но ещё чаще нарушается структура введения - когда отсутствует один компонент из структуры введения, либо отсутствуют все элементы структуры (актуальность, проблема темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы). Стоит ли говорить о том, что такая работа попросту не будет принята к оцениванию.
Типичные ошибки, допускаемые по структуре:
• Объём меньше или больше относительно требований;
• Пропуски структурных элементов в реферате;
• Пропуски структурных элементов введения;
• Нарушение пропорций построения работы.
2. Требования к оформлению:
I. На втором месте располагаются ошибки, которые допустить очень просто, особенно если реферат был, хотя бы частично скачан из сети - это нарушение требований оформления (Все письменные работы студентов должны быть выполнены в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 и ГОСТ 2.105-1995).
Вузы имеют свои требования к оформлению научных студенческих работ, поэтому реферат должен быть приведён в соответствие с ними.
В том случае если реферат качался из сети (полностью или частично) необходимо самым внимательным образом проследить за оформлением, особое внимание уделяем таким моментам: интервал, шрифт, кегль, выравнивание текста, тип ссылок.
3. Требования к содержанию:
I. Особую трудность обучающиеся испытывают при выборе темы исследования.
При выборе темы студент должен учитывать, что:
Во-первых, тема должна быть интересна, должна увлекать, и во время работы над исследовательским проектом обучающиеся должны овладеть новыми знаниями.
Во-вторых, от удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом. Если тема выбрана неудачно, то работа студента может остаться не раскрытой. Правильностью выбора темы является её актуальность. В том случае, если не определена актуальность, возникает несоответствие темы и объектной области.
Типичными ошибками формулирования темы являются:
• Трудность при выборе темы;
• Несоответствие темы исследования и объектной области;
• Отсутствие в теме объяснения цели исследования.
II. Неправильная формулировка цели и задач исследования:
Существенную трудность для студентов представляет формулировка цели
и задач исследования. Грамотная формулировка цели очень важна.
Цель научной работы - предвосхищение результата в сознании человека, на достижение которого направлены исследовательские действия, каким он его видит.
Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:
• Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием;
• Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание;
• Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна;
• Включение в состав ключевых слов темы неопределенностей или слов, не несущих смысловой нагрузки.
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь: «Изучить».., «Разработать.».., «Выявить.».., «Установить.».., «Обосновать.».., «Определить.».., «Проверить...», «Доказать...» и т. п. [3].
Задачи отражают последовательность исследования, т. е. как сформулирована первая задача, соответственно так и должна быть названа первая глава и т. д.
К типовым ошибкам можно отнести следующие неточности:
• в задаче отражается выполняемое исследователем действие, а не определяемое знание;
• в задачи вносятся слова второстепенной значимости, либо слова, означающие неопределенность («Пустое слово» невозможно анализировать, в неопределённом явлении невозможно выявить границ);
• задачи выходят за рамки предмета исследования (нарушаются целостность и системность);
• формулируется чрезмерно большое количество задач, что приводит к проблемам при защите.
III. Объект и предмет исследования:
Объект исследования - это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности [3]. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе [3]. Именно предмет исследования определяет тему исследования.
Типичными ошибками формулирования объекта и предмета являются:
• не понимают, что объект шире, чем предмет, что предмет находится в поле объекта.
IV. Ошибки, допускаемые при написании теоретической части:
Достаточно часто встречаются ошибки, связанные с нарушениями содержательной части работы, тех требований, которые должны обеспечить логику развертывания определённого текста. Недостаточная осмысленность этих аспектов влечет за собой появление разных типов ошибок. Такие недоработки встречаются практически в каждом исследовании, однако типизировать и квалифицировать их в полной мере не удается в силу значительных различий по содержанию и, тем не менее, следует выделить следующие ошибки:
1. Эклектическое стыкование (смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п.) не переработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов;
2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения;
3. Представление описания от 1 лица ед. числа («Я считаю...»), а не от 1 лица мн. числа («Мы считаем...»);
4. Отсутствие чётких выводов по результатам теоретического анализа литературы.
V. Работа с литературой:
Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определённых правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга, диссертации и т. п.) [4].
Типичными ошибками с использованной литературой являются:
1. Отсутствие ссылки на источник информации. Такие уловки имеют место быть, поэтому при использовании любых источников необходимо всегда оформлять ссылку.
Библиографический список
2. Это поверхностное и неполное рассмотрение литературы по заданной
теме.
3. Используют литературу старше 5 лет, неправильно оформляют список литературы.
4. Наличие в списке используемой литературы менее необходимого количества источников.
VI. Еще одна группа традиционных ошибок связана с недостаточно качественно проведенной рефлексией полученных результатов и недоработками по сведению результатов в единую и целостную систему:
Недоработки этого типа в основном касаются:
1. Актуальности проведенного исследования;
2. Полнота раскрытия исследуемой темы;
3. Четкость в формулировании основных положений, объем проанализированного исследовательского материала;
4. Композиционная целостность работы, соблюдение требований, предъявляемых к структуре работы, рубрикация;
5. Качество оформления работы;
6. Несоответствие содержания и выводов;
7. Не связывают цель с результатом работы.
Выводы
Приведённый в статье перечень типичных ошибок не может считаться полным, но вполне понятно, что проблема, затронутая авторами статьи, требует целенаправленной работы преподавателей вуза со студентами не только по выделению ошибок, но и их устранению, а также формированию методологических знаний исследовательской деятельности.
1. О науке и государственной научно-технической политике. Федеральный закон РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Available at: docs.cntd.ru/document/9028333
2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений, 6-е изд. Москва, 2010.
3. Волохова Е.С. Основные этапы научного исследования. Молодой учёный. 2016; 6: 755 - 757.
4. Исследовательская деятельность студентов: учебное пособие. Авт.-сост. Т.П. Сальникова. Москва, 2005.
5. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований пособие для бакалавров. Москва, 2014.
References
1. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike. Federal'nyj zakon RF ot 23.08.1996 № 127-FZ. Available at: docs.cntd.ru/document/9028333
2. Berezhnova E.V., Kraevskij V.V. Osnovy uchebno-issledovatel'skojdeyatel'nostistudentov: uchebnik dlya stud. sred. ucheb. zavedenij, 6-e izd. Moskva, 2010.
3. Volohova E.S. Osnovnye 'etapy nauchnogo issledovaniya. Molodoj uchenyj. 2016; 6: 755 - 757.
4. Issledovatel'skaya deyatel'nost'studentov: uchebnoe posobie. Avt.-sost. T.P Sal'nikova. Moskva, 2005.
5. Kuznecov I.N. Osnovy nauchnyh issledovanijposobie dlya bakalavrov. Moskva, 2014.
Статья поступила в редакцию 02.07.19
УДК 379.852
Egorova R.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk Russia), E-mail: [email protected]
Starostin I.V., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (YakutskRussia), E-mail: [email protected]
TOURISM AMONG YOUTH AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN RURAL AREAS. The article studies how to organize youth tourism in the rural school of the Republic of Sakha (Yakutia), its state and areas for further improvement. The article reveals the value and educational potential of youth tourism. The forms of organization of youth tourism in a rural school are determined. The organizational problems of youth tourism in rural areas are considered. Tourism among children and the youth is a tool of harmonious development of schoolchildren, which implements in the form of recreation and research activities, where travel is a characteristic component. In Yakutia, in the distant 1950s, a hike was organized by enthusiastic teachers, initiators of tourist and local history work, Tattinsky School of Tattinsky District: R.A. Kulakovsky and E.E. Borisov. Currently, supporting the initiative of enthusiastic teachers, in order to perpetuate the first walking tour, since 2001, "Ayan" Club (Journey) has been organized at the Khara-Aldan Secondary School. The purpose of the "Ayan" Club is environmental education through the tourist-ecological route. The "Ian" club works in three directions: one-day trips, excursions; ecological paths, in places of our ancestors; tourist-extreme trip to the mountain "Pioneer" and brings together students, teachers and parents, residents of the village. The long-term experience of youth tourism in a rural school has been systematized. As a center, it interacts with other schools of districts and performs successfully in scientific and practical conferences at various levels every year.
Key words: tourism for children and youth, development, schoolboy, countryside, hiking.
Р.И. Егорова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
И.В. Старостин, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Статья посвящена организации детско-юношеского туризма в сельской школе Республики Саха (Якутия). Авторы раскрывают значение и воспитательный потенциал, определяют формы организации детско-юношеского туризма в сельской школе. Детско-юношеский туризм - это средство гармоничного развития школьников, реализуемое в форме отдыха и исследовательской деятельности, характерным компонентом которого является путешествие. В Якутии, в далёком 1950 году, учителями-энтузиастами (РА. Кулаковским и Е.Е. Борисовым), инициаторами туристско-краеведческой работы Таттинского района республики, был организован пеший поход. Поддерживая инициативу учителей-энтузиастов, с целью увековечения первого пешего похода, с 2001 г при Хара-Алданской средней общеобразовательной школе Таттинского района организован клуб «Айан» («Путешествие»). Цель работы клуба «Айан» -экологическое воспитание обучающихся и объединение школьников, учителей и родителей, а также жителей села посредством туристско-экологического маршрута. Клуб «Айан» работает по трем направлениям: однодневные походы, экскурсии; экологические тропы, по местам проживания и жизнедеятельности предков; туристическо-экстремальные походы на гору Пионер Верхоянского хребта. В статье систематизирован многолетний опыт работы детско-юношеского туристического клуба, который как центр взаимодействует с другими школами района и ежегодно успешно выступает на научно-практических конференциях различного уровня.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, развитие, школьник, сельская местность, пеший поход.