IV. Ошибки, допускаемые при написании теоретической части:
Достаточно часто встречаются ошибки, связанные с нарушениями содержательной части работы, тех требований, которые должны обеспечить логику развертывания определённого текста. Недостаточная осмысленность этих аспектов влечет за собой появление разных типов ошибок. Такие недоработки встречаются практически в каждом исследовании, однако типизировать и квалифицировать их в полной мере не удается в силу значительных различий по содержанию и, тем не менее, следует выделить следующие ошибки:
1. Эклектическое стыкование (смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п.) не переработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов;
2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения;
3. Представление описания от 1 лица ед. числа («Я считаю...»), а не от 1 лица мн. числа («Мы считаем...»);
4. Отсутствие чётких выводов по результатам теоретического анализа литературы.
V. Работа с литературой:
Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определённых правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга, диссертации и т. п.) [4].
Типичными ошибками с использованной литературой являются:
1. Отсутствие ссылки на источник информации. Такие уловки имеют место быть, поэтому при использовании любых источников необходимо всегда оформлять ссылку.
Библиографический список
2. Это поверхностное и неполное рассмотрение литературы по заданной
теме.
3. Используют литературу старше 5 лет, неправильно оформляют список литературы.
4. Наличие в списке используемой литературы менее необходимого количества источников.
VI. Еще одна группа традиционных ошибок связана с недостаточно качественно проведенной рефлексией полученных результатов и недоработками по сведению результатов в единую и целостную систему:
Недоработки этого типа в основном касаются:
1. Актуальности проведенного исследования;
2. Полнота раскрытия исследуемой темы;
3. Четкость в формулировании основных положений, объем проанализированного исследовательского материала;
4. Композиционная целостность работы, соблюдение требований, предъявляемых к структуре работы, рубрикация;
5. Качество оформления работы;
6. Несоответствие содержания и выводов;
7. Не связывают цель с результатом работы.
Выводы
Приведённый в статье перечень типичных ошибок не может считаться полным, но вполне понятно, что проблема, затронутая авторами статьи, требует целенаправленной работы преподавателей вуза со студентами не только по выделению ошибок, но и их устранению, а также формированию методологических знаний исследовательской деятельности.
1. О науке и государственной научно-технической политике. Федеральный закон РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Available at: docs.cntd.ru/document/9028333
2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений, 6-е изд. Москва, 2010.
3. Волохова Е.С. Основные этапы научного исследования. Молодой учёный. 2016; 6: 755 - 757.
4. Исследовательская деятельность студентов: учебное пособие. Авт.-сост. Т.П. Сальникова. Москва, 2005.
5. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований пособие для бакалавров. Москва, 2014.
References
1. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike. Federal'nyj zakon RF ot 23.08.1996 № 127-FZ. Available at: docs.cntd.ru/document/9028333
2. Berezhnova E.V., Kraevskij V.V. Osnovy uchebno-issledovatel'skojdeyatel'nostistudentov: uchebnik dlya stud. sred. ucheb. zavedenij, 6-e izd. Moskva, 2010.
3. Volohova E.S. Osnovnye 'etapy nauchnogo issledovaniya. Molodoj uchenyj. 2016; 6: 755 - 757.
4. Issledovatel'skaya deyatel'nost'studentov: uchebnoe posobie. Avt.-sost. T.P Sal'nikova. Moskva, 2005.
5. Kuznecov I.N. Osnovy nauchnyh issledovanijposobie dlya bakalavrov. Moskva, 2014.
Статья поступила в редакцию 02.07.19
УДК 379.852
Egorova R.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk Russia), E-mail: [email protected]
Starostin I.V., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (YakutskRussia), E-mail: [email protected]
TOURISM AMONG YOUTH AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN RURAL AREAS. The article studies how to organize youth tourism in the rural school of the Republic of Sakha (Yakutia), its state and areas for further improvement. The article reveals the value and educational potential of youth tourism. The forms of organization of youth tourism in a rural school are determined. The organizational problems of youth tourism in rural areas are considered. Tourism among children and the youth is a tool of harmonious development of schoolchildren, which implements in the form of recreation and research activities, where travel is a characteristic component. In Yakutia, in the distant 1950s, a hike was organized by enthusiastic teachers, initiators of tourist and local history work, Tattinsky School of Tattinsky District: R.A. Kulakovsky and E.E. Borisov. Currently, supporting the initiative of enthusiastic teachers, in order to perpetuate the first walking tour, since 2001, "Ayan" Club (Journey) has been organized at the Khara-Aldan Secondary School. The purpose of the "Ayan" Club is environmental education through the tourist-ecological route. The "Ian" club works in three directions: one-day trips, excursions; ecological paths, in places of our ancestors; tourist-extreme trip to the mountain "Pioneer" and brings together students, teachers and parents, residents of the village. The long-term experience of youth tourism in a rural school has been systematized. As a center, it interacts with other schools of districts and performs successfully in scientific and practical conferences at various levels every year.
Key words: tourism for children and youth, development, schoolboy, countryside, hiking.
Р.И. Егорова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
И.В. Старостин, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Статья посвящена организации детско-юношеского туризма в сельской школе Республики Саха (Якутия). Авторы раскрывают значение и воспитательный потенциал, определяют формы организации детско-юношеского туризма в сельской школе. Детско-юношеский туризм - это средство гармоничного развития школьников, реализуемое в форме отдыха и исследовательской деятельности, характерным компонентом которого является путешествие. В Якутии, в далёком 1950 году, учителями-энтузиастами (РА. Кулаковским и Е.Е. Борисовым), инициаторами туристско-краеведческой работы Таттинского района республики, был организован пеший поход. Поддерживая инициативу учителей-энтузиастов, с целью увековечения первого пешего похода, с 2001 г при Хара-Алданской средней общеобразовательной школе Таттинского района организован клуб «Айан» («Путешествие»). Цель работы клуба «Айан» -экологическое воспитание обучающихся и объединение школьников, учителей и родителей, а также жителей села посредством туристско-экологического маршрута. Клуб «Айан» работает по трем направлениям: однодневные походы, экскурсии; экологические тропы, по местам проживания и жизнедеятельности предков; туристическо-экстремальные походы на гору Пионер Верхоянского хребта. В статье систематизирован многолетний опыт работы детско-юношеского туристического клуба, который как центр взаимодействует с другими школами района и ежегодно успешно выступает на научно-практических конференциях различного уровня.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, развитие, школьник, сельская местность, пеший поход.
Введение
Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 г определила цель государственной политики в сфере образования - это развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом [1]. Модернизация региональной системы общего образования в Республике Саха (Якутия) основывается на стратегических приоритетах развития общего образования Российской Федерации до 2020 г и государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года», где определено создание условий для продвижения инновационных проектов, направленных на развитие детско-юношеского туризма. В Указе главы Республики Саха (Якутия) «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)» одной из ключевых задач до 2024 года в сфере образования является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций, сохранения и развития самобытной многонациональной культуры, языков, многообразия жизненного уклада народов, проживающих на территории республики [2]. Детско-юношеский туризм в контексте научного исследования рассматривается в статье А.Л. Шипко, где автор определяет научную составляющую туризма вообще и детско-юношеского туризма в частности. По мнению исследователя детско-юношеский туризм имеет дуальную природу:
- детско-юношеский туризм - это путешествия и экскурсии детей и юношества, в процессе которых реализуются задачи образования, воспитания, всестороннего развития, оздоровления и т. д.
- сегмент туристического рынка, ориентированный на детей и юношество, туристические услуги, реализующие туроператорами, экскурсионные бюро и т. д. [3]. Наше исследование ориентируется на реализацию задачи образования, воспитания, всестороннего развития.
Цель исследования. В данном исследовании мы анализируем значение, формы и организационные особенности детско-юношеского туризма как фактора развития школьника в сельской местности.
Материал и методы исследования. Приобщение школьников к туристской деятельности начинается, как нам кажется, с изучения родного края, со знакомых для них мест, с мест, где они родились и выросли. Изучение истории родного края, воспитание бережного отношения к окружающей среде, встречи с живой природой - это факторы, способствующие гармоничному развитию подрастающего поколения. Мы в своём исследовании придерживаемся определения Л.В. Капилевич о том, что «детско-юношеский туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция)» [4]. А.С. Шаламова в своей работе на основании анализа специальной литературы выделяет 3 основных этапа становления и развития детско-юношеского туризма:
- 1917-1941 гг - этап связан с подъемом экономики страны;
- 1945-1990 гг - определяет основную идеологию - воспитание патриотизма, знание своей Родины и дружба народов СССР;
- 1990 - по настоящее время - обуславливается развитием рыночной экономики [5].
В Якутии, в далеком 1950 г., учителями-энтузиастами, инициаторами туристско-краеведческой работы Таттинской школы Таттинского района, Реа-сом Алексеевичем Кулаковским и Егором Егоровичем Борисовым, был организован пеший поход. По рассказам самого молодого в то время участника этого похода Бурмистрова Владимира Гаврильевича, ему тогда было 15 лет, пеший поход длился целый месяц и маршрут был непростой: Ытык-Кюель -Уолба - Усть-Таатта - Хара-Алдан - Верхоянский хребет (Харыанчыка) -Крест-Халджай - Мегино-Алдан - Ытык-Кюель. Самый дальний маршрут -90 км по бездорожью от села Хара-Алдан до Верхоянского хребта (Харыан-чыка). Кульминацией похода было восхождение на гору Пионер Верхоянского хребта, высота которой 1000 м над уровнем моря. (Пионер - это народное название горы, которое придумали Реас Алексеевич и Егор Егорович в честь восхождения на пик горы). Участниками были 15 школьников (девочки и мальчики) 6-8 классов и 2 руководителя. Цель экспедиции - ознакомление с северной границей своего района, изучение горного ручья, горных скал и их растительного и животного мира, воспитание экологической культуры поведения на природе как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношений человека и природы.
Таким образом, организация детско-юношеского туризма в республике приходится на второй этап его развития. В середине ХХ века учитель был авторитетом для своих учеников и их родителей. Родители доверяли учителю своих детей, верили в его мудрость, находчивость, человечность. Целый месяц пройти путь по бездорожью, по болотам, затем с Усть-Таатты до Хара-Алдана переправляться на пароходе, дальше плыть на ветке (маленький лёгкий якутский чёлн, (лодочка), спать под открытым небом, жить в полевых условиях, на реке Алдан рыбачить неводом, впервые в жизни увидеть осётра, отведать свежей ухи на костре -действительно было романтикой для участников пешего похода. Незабываемые и вдохновляющие впечатления, эмоции на всю жизнь оставили своим ученикам учителя Р.А. Кулаковский и Е.Е. Борисов.
Поддерживая инициативу учителей-энтузиастов, с целью увековечения первого пешего похода, при поддержке начальника управления образования Таттинского улуса, Атоса Реасовича Кулаковского - сына Реаса Алексеевича, с 2001 г при муниципальной бюджетной образовательной организации «Хара-Ал-данская средняя общеобразовательная школа имени Г.В. Егорова» муниципального района «Таттинский улус» организовали клуб «Айан» («Путешествие»). Клубом в разное время руководили учителя: Тарабукин Иван Иванович, Самсо-нова Матрена Николаевна, Сметанина Татьяна Петровна, Тарабукина Анастасия Григорьевна, Новгородова Татьяна Гаврильевна. Сейчас руководителем клуба является Крылов Софрон Аркадьевич - учитель физической культуры Хара-Ал-данской средней общеобразовательной школы.
Целью работы клуба «Айан» является экологическое воспитание школьников посредством туристско-экологического маршрута. Клуб «Айан» объединяет учащихся 5 - 11 классов, учителей и родителей, а также жителей села. Общение, сотрудничество между субъектами воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе направлено на развитие каждого ученика. Каждый житель села заинтересован приобщить школьников к историческим и нравственным ценностям прошлого. Клуб «Айан» работает по трём направлениям:
- однодневные походы, экскурсии;
- экологические тропы, по местам проживания и жизнедеятельности предков;
- туристско-экстремальные походы на гору Пионер.
Каждое направление имеет определенную цель и темы, основанные на принципах преемственности, например, однодневные походы, экскурсии с обучающимися 5-6-х классов предусматривают следующие цели: развитие познавательных интересов, привитие бережного отношения к окружающей среде и трудолюбия. Чем старше класс, тем интенсивнее идёт подготовка к туристско-экс-тремальному многодневному походу. Выносливость, выдержка закаливаются в ходе туристско-экологической тропы по местам предков. Участвуя в походах, школьники усваивают традиционные ценности народа саха и нормы поведения. Таким образом, всем миром («Туелбэнэн иитии») жители села участвуют в реализации проекта экологического воспитания в сельской малокомплектной школе.
Результаты исследования и их обсуждение. Воспитательные проекты успешно влияют на общее развитие школьников. Так, после туристских походов увеличивается у школьников публикационная активность. Например, Алеша Сметанин, ученик 11 класса Хара-Алданской школы, в 2005 г написал статью в республиканскую газету «Кэскил». Юный корреспондент отметил, что туристская экспедиция, приуроченная к 125-летию Алексея Елисеевича Кулаковского - Великого Ексекулээхэ, состоялась в 2002 г Описывая красоту Верхоянских гор, он говорит, «расстилаются передо мной Верхоянские горы как красивое изображение талантливого художника, такой неописуемой красоты никогда не видел». 22 июня 2002 года, бойцы экстремального отряда в количестве девяти человек стартовали по маршруту: с. Хара-Алдан - Уолбут - Тукулан - Бэс - Чохчоху -Ха-рыанчыка - гора Пионер - и обратно, расстояние составляет 120 км. Идея восхождения именно на гору «Пионер» возникла в дань уважения к памяти отца и сына Кулаковских, первопроходцев туристской экспедиции.
А.Е. Кулаковский - философ, писатель в начале ХХ столетия с Таттинского района через реку Алдан добрался до Верхоянских гор. В течение всей своей жизни, на протяжении которой он практически объездил весь якутский регион, собирал сведения о растительной флоре Якутии. Как отмечает С.С. Сивцева, исследователь жизни и творчества писателя и философа, А.Е. Кулаковский писал: «Якутские названия [растений] собраны лично мною в течение всей моей скитальческой жизни в Якутии» [6]. Затем в 1950 г по тем же тропам отца шел сын Р.А. Кулаковский и Е.Е. Борисов со своими учениками. В ХХ1 веке внук А.Е. Кулаковского, Атос Кулаковский поддерживает эту идею и эколого-исследовательская работа участников клуба «Айан» продолжает традицию, ежегодно организовывая походы для восхождения на гору Пионер. Таким образом, прослеживается неразрывная связь поколений, крепчают узы дружбы поколений.
Многодневные туристские походы вдохновляют его участников, поскольку каждый из них раскрывает свой потенциал, тем самым достигается принцип при-родосообразности в воспитании. Например, Ганя Старостин составил краткое геоботаническое описание маршрута в своем дневнике: «На территории Якутии распространены арктическая (20%) и бореальная (74%) типы растительности. В арктическую зону входят арктические пустыни и полупустыни, а в субарктические - тундровые болота, каменистые пустыни и горные побережья. В боре-альной группе преобладает таёжная растительность с повсеместным развитием светлохвойных лиственничных лесов. Кроме лесов в таежной зоне имеются кустарниковые заросли, болота, прибрежно-водная растительность. На небольших площадях Центральной и Северо-Восточной Якутии расположены степь и псам-мофитная растительность на незакрепленных песках (тукуланы)».
В этой связи бойцы экстремального отряда, оставляя за собой километры за километром изучают природу родного края, наблюдают, как меняется растительная флора Центральной части от Северо-Восточной Якутии. Также Г Старостин отмечает, что путь проходит по сосновому бору. «Сосны редкие, невысокие. Тут же наткнулись на старую заброшенную берлогу хозяина тайги. В моховом ярусе - мхи, а в травяно-кустарниковом преобладают злаки. Изредка встречаются хилые лиственницы, толщиной стволов 15-20 см. Слева по пути, вдалеке, видны багульники в цвету. Среди болота виднеется возвышенность, высоту которой
трудно определить на глаз. Вокруг такая красота! Бабочки-боярышницы не дают покоя. На пути обнаружили следы медведя самки, с прошлогодним отпрыском. Видимо, гонялись за бурундуком. Чем ближе к охотничьей сторожке, тем гуще становятся заросли карликовых берез. Далее путник делится своим впечатлением, пишет, что растительность меняется на глазах, начинается подлесок, переходящий в сосново-лиственничный лес. Древостой спелый, диаметр стволов от 20-30 см в среднем. На берегу реки Западная Градыка стоят чудом сросшиеся ели, памятник Природы. Харыанчыка - местность неописуемой красоты. Вокруг буйная зелень. Удивительный аромат. У ног - кусты пахучей смородины, у подножья горы синеют водосборы (кстати, по всему пути нигде не встречались) и это на высоте 590 м. Но преобладает кедровый стланик, изредка кажущийся таким пушистым, мягким - хоть ложись да отдохни».
Таким образом, детско-юношеский туризм уникален тем, что в турист-ско-экологических экспедициях в непринужденной обстановке повышается наблюдательность у школьников, развивается логика суждения, расширяется мировоззрение. Поскольку каждый экстремальный туризм школьников сопровождается взрослыми, между ними крепнет сотрудничество, что дает возможность для более глубокого усвоения полученной информации, получения опыта жизни в полевых условиях, для развития творческих способностей и воспитания экологической культуры школьника. Любовь к природе не приходит сама собой - её необходимо пробудить. Школьники проявляют заботу и бережное отношение к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении может проявляться нейтрально-безразличное, а нередко и отрицательное отношение.
Благодаря работе клуба «Айан» в школе хорошо налажено взаимодействие с другими школами улуса. С этими школами проводятся совместные туристско-э-кологические экспедиции. Круглогодичная деятельность клуба во время весенних и летних каникул не прекращает свою работу. Например, в летнее время ходили в походы «Киэн Эбэ», путешествовали в Хангалаский район Республики Саха (Якутия) в бизонарий (территория обитания лесных бизонов, завезенных в 2006 году на территорию республики с целью размножения исчезающей популяции лесных гигантов) Усть Буотама, в Ледник «Булуус» (огромная наледь, сформированная благодаря подземному источнику в зимний период, летом образуются многочисленные расщелины и пещеры. На льду температура не поднимается выше +4°С +6°С даже в 30-градусную жару). А также ездили в центр республики в город Якутск в Музей Мамонта, в институт Мерзлотоведения, а в весенние каникулы посетили «Оймякон - полюс холода» Оймяконского района Республики Саха (Якутия).
Таким образом, каждая экспедиция уникальна и поучительна, каждый поход разнообразен и масштабен. После каждой поездки участники с восхищением вспоминают и описывают свое путешествие-исследование. Например, участники экспедиции Самсонов Владик, Сметании Алик в своем эссе «Надёжное плечо друга» не скрывают свое удивление по поводу двери сторожки (домик для охотника): «Нас поразила своей «архитектурой» дверь сторожки. Сделана она из досок толщиной в пять сантиметров, не на петли одевающаяся, а легко снимаемая. А при уходе взамен досок в определённые ячейки ставятся бревна диаметром в 20 см. Вот это выдумка! В такую дверь
Библиографический список
даже хозяин тайги не вломится. Хотя их в тайге можно увидеть, вот например, на другой день по пути мы наткнулись на старую, давно заросшую медвежью берлогу».
С 2002 г на базе клуба «Айан» написано много докладов для научно-практических конференций разного уровня. А в некоторых экспедициях школьники, на свое удивление, прямо на ходу сочиняют стихотворения.
И в заключении перечислим некоторые из многих достижений Хара-Алдан-ской средней общеобразовательной школы:
- в 2005 г Самсонов Владислав в Республиканской научно-практической конференции с докладом «Гора Пионер» стал кандидатом в стипендиаты Фонда «Бар5арыы», руководитель - Самсонова Матрена Николаевна;
- 2007 г Старостина Саргылана с докладом «Фауна и экологические особенности булавоусых чешуекрылых в окрестностях с. Хара-Алдан» заняла 1 место, в региональной научно-практической конференция «Шаг в будущее - Ин-никигэ хардыы» имени академика В.П. Ларионова, научный руководитель - Тара-букин Иван Иванович, Ытык-Кюель, Таттинского улуса.
- 2015 г по итогам фестиваля «Салют, Победа!» Винокуров Гриша выиграл путевку по маршруту «Дорога жизни» в город Санкт-Петербург;
- 20l5 г хозяином Гран - При Международного конкурса «Бриллиантовые нотки», стала драма коллектива начальных классов с музыкальной постановкой «Р.А. Кулаковскай «Пионер» хайа чыпчаалыгар» («РА. Кулаковский на пике горы «Пионер»);
- по итогам 2015 учебного года школа включена в общероссийскую базу «1000 лучших школ России» и в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», Москва;
- 2016 г, школа стала лауреатом Всероссийского образовательного форума «Проблемы и перспективы современного образования в России» «Сельская школа- 2016», Санкт-Петербург
Заключение
Таким образом, детско-юношеский туризм в сельской местности оказывает огромное влияние на всестороннее развитие школьника. Показатели мониторинга уровня воспитанности по методике Т.И. Галкиной показывают, что все обучающиеся МБОО «Хара-Алданская средняя общеобразовательная школа им Г В. Егорова» повысили активность участия во всех школьных мероприятиях - 98% учащихся участвовали в районных, республиканских соревнованиях, конкурсах, смотрах, научно-практических конференциях. По причине малочисленности школьников один обучающийся за учебный год может участвовать до 9 раз в районных и республиканских мероприятиях. Все школьники 100% занимаются в секциях, кружках, клубах по 5 направлениям ФГОС: общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, спортивно оздоровительное, социальное. По уровню социального развития наблюдается 100% взаимодействие друг с другом в различных ситуациях (брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе), все обучающиеся показали себя активными, инициативными, уважающими коллектив. Уровень культурно нравственного развития у всех учащихся - 100%. С 2015 учебного года в школе нет правонарушений. Все школьники участвуют во всех проводимых субботниках, тимуровских работах, уборках классов.
1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года». Available at: http://docs.cntd.ru/document/545223902?block=1#top
2. Указ главы РС (Я) «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)». Available at: http://ysia.ru/ajsen-nikolaev-opredelil-tri-klyuchevye-zadachi-v-sfere-obrazovaniya/
3. Шипко А.Л. Детско-юношеский туризм в контексте научного исследования. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018; 3: 90 - 106.
4. Капилевич Л.В. Основы спортивно-оздоровительного лагеря. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011.
5. Шаламова А.С. Система менеджмента в детско-юношеском туризме на разных этапах развития. Материалы IX международной научно-практической конференции, посвященной памяти Пирусского «Физическая культура, здравоохранение и образование». 2015 год. Ред.: Шилько В.П Томск ТПУ 2015: 318 - 322.
6. Сивцева С.С. О работе А Е. Кулаковского по изучению флоры Якутского региона. Вестник СВФУ. 2012; Т. 9; № 2: 14 - 18.
References
1. Gosudarstvennaya programma Respubliki Saha (Yakutiya) «Razvitie obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya) na 2016- 2022 gody ina planovyjperiod do 2026 goda». Available at: http://docs.cntd.ru/document/545223902?block=1#top
2. Ukaz glavy RS (Ya) «O strategicheskih napravleniyah razvitiya obrazovaniya v Respublike Saha (Yakutiya)». Available at: http://ysia.ru/ajsen-nikolaev-opredelil-tri-klyuchevye-zadachi-v-sfere-obrazovaniya/
3. Shipko A.L. Detsko-yunosheskij turizm v kontekste nauchnogo issledovaniya. Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya. 2018; 3: 90 - 106.
4. Kapilevich L.V. Osnovy sportivno-ozdorovitel'nogo lagerya. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2011.
5. Shalamova A.S. Sistema menedzhmenta v detsko-yunosheskom turizme na raznyh 'etapah razvitiya. Materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakiicheskoj konferencii, posvyaschennojpamyati Pirusskogo «Fizicheskaya kultura, zdravoohranenie iobrazovanie». 2015 god. Red.: Shil'ko V.G. Tomsk TGU, 2015: 318 - 322.
6. Sivceva S.S. O rabote A E. Kulakovskogo po izucheniyu flory Yakutskogo regiona. Vestnik SVFU. 2012; T. 9; № 2: 14 - 18.
Статья поступила в редакцию 08.06.19
УДК 37.013.43
Yin Bowen (China), postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES AND PROBLEMS OF STUDYING A CLASSICAL DANCE IN A CHINESE UNIVERSITY. The article presents the author's view on features and problems of studying classical dance in a Chinese university. The author notes that the currently existing methods of teaching classical dance in China are not characterized by either the freedom of choreography or the presence of elements of improvisation. The article presents the author's practical suggestions for improving the