Научная статья на тему 'Основные теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции специалистов сферы «Таможенное дело»'

Основные теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции специалистов сферы «Таможенное дело» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ТАМОЖЕННИКИ / CUSTOMS OFFICERS / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ПОДХОДЫ / APPROACH / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / SYSTEM-ANALYTICAL INFORMATIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдохина Альбина Анатольевна

Статья посвящена описанию процесса формирования коммуникативной компетенции специалистов сферы «Таможенное дело». Автор выделяет основные подходы, которые обеспечивают эффективность данного процесса, отражая особенности применения компетентностного, коммуникативного и проблемно-деятельностного подходов в процессе профессиональной подготовки будущих таможенников. Основными принципами формирования коммуникативной компетенции являются принцип коммуникативной направленности, принцип функциональности, ситуационный-ориентированный принцип, принцип новизны. С точки зрения автора, все подходы и принципы образуют неразрывное единство. Автор подчеркивает, что формирование коммуникативной компетенции должно быть тесно связано с информационно-аналитической компетентностью и социальной компетентностью. Коммуникативные навыки, как часть коммуникативной компетенции, должны быть сформированы вместе с социально-культурными навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдохина Альбина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN THEORETICAL ASPECTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION IN THE PROCESS OF FUTURE CUSTOMS OFFICERS'' PROFESSIONAL TRAINING

The article is devoted to the description of the process communicative competence formation in the professional training of future customs officers. The author singles out the main approaches which provide the efficiency of this process. The article reflects the main peculiarities of application of the competence approach, communicative approach, problem solving approach in the process of future customs officers’ professional training. The main principles of the communicative competence formation are the principle of the communicative orientation, the principle of functionality, the situational-oriented principle, the principle of novelty. According to the author’s point of view all the approaches and principles are considered to be an inseparable unity. The author underlines that communicative competence formation should be closely connected with information-analytical competence and social competence. Communicative skills as a part of the communicative competence should be formed together with socio-cultural skills.

Текст научной работы на тему «Основные теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции специалистов сферы «Таможенное дело»»

УДК 378.016:811.111 ББК 74.480.26

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО»

I А.А. Алдохина

Аннотация. Статья посвящена описанию процесса формирования коммуникативной компетенции специалистов сферы «Таможенное дело». Автор выделяет основные подходы, которые обеспечивают эффективность данного процесса, отражая особенности применения компетентностно-го, коммуникативного и проблемно-деятельностного подходов в процессе профессиональной подготовки будущих таможенников. Основными принципами формирования коммуникативной компетенции являются принцип коммуникативной направленности, принцип функциональности, ситуационный-ориентированный принцип, принцип новизны. С точки зрения автора, все подходы и принципы образуют неразрывное единство. Автор подчеркивает, что формирование коммуникативной компетенции должно быть тесно связано с информационно-аналитической компетентностью и социальной компетентностью. Коммуникативные навыки, как часть коммуникативной компетенции, должны быть сформированы вместе с социально-культурными навыками.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, таможенники, принципы, подходы, информационно-аналитическая компетентность, социальная компетентность.

69

THE MAIN THEORETICAL ASPECTS

OF COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION IN THE PROCESS OF FUTURE CUSTOMS OFFICERS' PROFESSIONAL TRAINING

I А.А. Aldokhina

Abstract. The article is devoted to the description of the process communicative competence formation in the professional training of future customs officers. The author singles out the main approaches which provide the efficiency of this process. The article reflects the main peculiarities of application of the competence approach, communicative approach, problem - solv-

ing approach in the process of future customs officers' professional training. The main principles of the communicative competence formation are the principle of the communicative orientation, the principle of functionality, the situational-oriented principle, the principle of novelty. According to the author's point of view all the approaches and principles are considered to be an inseparable unity. The author underlines that communicative competence formation should be closely connected with information-analytical competence and social competence. Communicative skills as a part of the communicative competence should be formed together with socio-cultural skills.

Keywords: communicative competence, customs officers, principles, approach, system-analytical informational competence, social competence.

70

Важнейшей составляющей профессиональной компетентности будущего специалиста сферы «Таможенное дело» является коммуникативная компетенция, которая рассматривается как способность эффективно применять средства иноязычной коммуникации в соответствии с конкретными ситуациями, сферами и условиями общения в указанной сфере. Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает овладение средствами общения для решения коммуникативных задач, позволяющих всецело осуществлять круг профессиональных обязанностей и рабочих взаимоотношений в сфере «Таможенное дело».

Понятие коммуникативная компетенция в данном исследовании рассматривается как комплексное, включающее в себя следующие виды компетенции: лингвистическую, прагматическую, дискурсивную, социокультурную, социолингвистическую, стратегическую. Следует отметить, что эффективное формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов сферы «Таможенное дело» должно осуществляться лишь в неразрывной связи с системно-анали-

тической информационной компетенцией и социальной компетенцией в профессионально значимых ситуациях, характерных для деятельности будущих таможенников.

Целью данной статьи является рассмотрение основных теоретических подходов и принципов, обеспечивающих эффективность формирования коммуникативной компетенции у специалистов сферы «Таможенное дело».

Конечная цель формирования коммуникативной компетенции специалистов таможенного дела — достижение такого уровня профессиональной коммуникации, при котором обучающийся, будущий специалист сферы «Таможенное дело», обладая необходимыми знаниями и умениями, способен устанавливать эффективное профессиональное общение на иностранном языке в процессе решения целесообразные задач, типичных для сферы «Таможенное дело».

Теоретическую основу процесса формирования коммуникативной иноязычной компетенции составляют следующие подходы: компетентност-ный, коммуникативный, проблем-но-деятельностный, интегративный.

ЕК

Компетентностный подход отражает особенности и аспекты процесса модернизации образования, заключающиеся в ответах на запросы производственной сферы; в проявлении «обновления содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской).

В рамках иноязычного образования будущих специалистов сферы «Таможенное дело» компетентностный подход позволяет:

• решать наиболее значимые профессиональные проблемы в профессиональной сфере «Таможенное дело» (уметь определять самостоятельно решать профессиональные сложности и проблемы, извлекая пользу из опыта, а так же организовывая взаимосвязь своих знаний и упорядочение их);

• эффективно осуществлять поиск, обработку необходимой профессиональной информации на основе анализа отечественных и зарубежных источников, необходимой для решения профессионально значимых задач в сфере «Таможенное дело»;

• развивать профессиональное мышление (уметь формировать свое мнение, занимая адекватную позицию в процессе решения профессиональных задач в сфере «Таможенное дело»);

• продуктивно организовывать профессиональную деятельность (уметь включаться в профессиональную деятельность и адекватно организовывать свою работу в сфере «Таможенное дело»);

• гибко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности на основе использования современных технологий в процессе осуществления

профессионального взаимодействия в сфере «Таможенное дело»;

• развивать индивидуальную образовательную траекторию на основе коммуникативного опыта в сфере профессионального общения с отечественными и зарубежными социальными партнерами.

Следующим приоритетным подходом предлагаемой модели выступает коммуникативный подход, который предполагает организацию процесса формирования коммуникативной компетенции в соответствии с закономерностями реального общения. В процессе формирования коммуникативной компетенции у будущих таможенников происходит вовлечение студентов в профессионально значимые коммуникативные ситуации, демонстрирующие возможные способы достижения эффективного профессионального взаимодействия в данной сфере. Будущий специалист сферы «Таможенное дело» должен уметь интегрировать на практике коммуникативные умения с социокультурными умениями, что позволит ему эффективно достигать целей про- 71 фессиональной коммуникации при общении с представителями различных языков и культур. Неразрывная связь коммуникативных умений с социолингвистическими позволяет будущему таможеннику эффективно осуществлять стратегию общения с учетом культурных особенностей представителей различных стран.

Реализация коммуникативного подхода в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов направления подготовки «Таможенное дело» предполагает овладение прагматической составляющей процесса профессионального общения. Выбор

ВЕК

средств коммуникации должен соотноситься с коммуникативным намерением говорящего, спецификой коммуникативной ситуации. Средства коммуникации обязательно должны передавать социокультурную ориентированность высказывания, а также отношение к собеседнику и предмету профессионального общения.

Одним из важнейших в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов сферы «Таможенное дело» является проблемно-деятельност-ный подход к обучению и развитию личности, который предполагает вовлечение студентов в типичные профессиональные виды деятельности с целью решения профессионально-значимых проблем в указанной сфере. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения / научения, то есть в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей -,„ Сущность проблемно-деятельност-ного подхода в профессиональном обучении студентов направления подготовки «Таможенное дело» заключается в следующем:

• создании условий, в которых студент, опираясь на знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему;

• поиске и обосновании наиболее оптимальных вариантов разрешения поставленной проблемы мысленным и практическим путем;

• усилении интенсивности мышления студентов сферы «Таможенное дело» в результате поиска новых знаний и способов решения предлагаемых задач;

• обеспечении прогресса в когнитивном и культурном развитии студентов.

Интегративный подход в процессе формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов сферы «Таможенное дело» предполагает интеграцию различных видов дисциплин таких, как «Иностранный язык», с такими дисциплинами, как «таможенное дело», а также интеграцию учебной самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности студентов. Интегративный подход способствует интеграции теоретических и практических аспектов профессиональной коммуникации не только в процессе обучения в вузе, но и в процессе организации практики студентов, направленной на осуществление эффективной коммуникации не только с отечественными, но и с зарубежными социальными партнерами.

В построении модели формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов сферы «Таможенное дело» немаловажное значение имеет определение следующих принципов: функциональности, коммуникативности, ситуативности и новизны.

Определение функциональности впервые было сформулировано в отечественной методике А.П. Старковым. В своей работе он пишет: «Принцип функциональности определяет объекты учебной деятельности учителя и учащихся, а также формы и содержание этой учебной деятельности. Это может быть сформулировано следующим образом: овладевать тем, что функционирует в процессе устной и письменной коммуникации, и овладевать таким образом, как оно функционирует» [1, с. 86].

ЕК

Данный принцип предполагает, что система профессиональной подготовки будущего таможенника должна быть функциональной, то есть коммуникация невозможна без овладения основными речевыми функциями.

Согласно этому принципу, процесс развития профессиональных коммуникативных умений будущих специалистов сферы «Таможенное дело» направлен на овладение наиболее значимыми для их деятельности функциями, которые они выполняют в процессе человеческого общения, выражая отношение, побуждая к действию.

Одним из ведущих принципов в процессе развития профессиональных коммуникативных умений будущих специалистов сферы «Таможенное дело» является принцип коммуникативности. Развитие профессиональных коммуникативных умений студентов направления подготовки «Таможенное дело» представляет собой модель процесса реального общения, включающая в себя следующие параметры: мотивированность, информативность, целенаправленность, ситуативность, новизна, функциональность и эвристичность. Для достижения успешного результата реализации данного принципа преподавателю необходимо создавать благоприятный психологический климат в аудиториях и быть равноправным партнером по коммуникации.

Следующим наиболее важным принципом модели формирования иноязычной коммуникативной компетенции специалистов сферы «Таможенное дело» является принцип ситуативности, направленный на развитие профессиональных коммуникативных умений студентов-таможенников. В работах Е.И. Пассова содержится глубо-

кий анализ понятия «ситуация». Ученый дает ему такое определение: «Речевая ситуация есть такая динамичная система взаимоотношений обучающихся, которая, основываясь на отражении объектов и событий внешнего мира, порождает потребность к целенаправленной деятельности в решении речемыслительных задач и питает эту деятельность» [2, с. 101]. По мнению Е.И. Пассова, взаимоотношения являются центральным элементом ситуации. Исследователь отмечает, что ситуация - это система, а не обычная совокупность компонентов, а также указывает, что ситуация имеет динамичный характер. В процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции необходимо погружать студентов в типичные профессионально значимые ситуации, отражающие систему взаимоотношений между социальными партнерами в сфере «Таможенное дело». В процессе коммуникации таможенников имеют место такие социальные взаимоотношения, как государственный таможенный служащий - государственный служащий системы правоохранительных органов, государственный таможенный служащий — государственный служащий сферы паспортного контроля, государственный таможенный служащий — резидент России, государственный таможенный служащий -резидент зарубежного государства.

Следующим важнейшим принципом формирования коммуникативной компетенции специалиста сферы «Таможенное дело» является принцип новизны. Профессиональная деятельность будущего специалиста сферы «Таможенное дело» требует постоянного обновления информации, в связи с этим принцип новизны профессиональных ситуаций представляется актуальным. Новизна и информативность профессионально-значимого материала обеспечивают эффективность занятия, влияющего на его познава-

73

ВЕК

74

тельную и воспитательную ценность, на развитие профессионального кругозора студентов и его позитивной профессиональной мотивации. Реализация принципа новизны способствует формированию таких качеств коммуникативных умений, как гибкость и эвристичность.

Наиболее эффективным процесс формирования коммуникативной компетенции может быть только при построении целой модели, как утверждает Е.И. Пассов: «Создать процесс обучения как модель процесса общения - означает смоделировать основные, принципиально важные, сущностные параметры общения, к которым относятся: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения, взаимопонимание и взаимодействие речевых партнеров, ситуации как формы функционирования общения, содержательная основа процесса общения, система речевых средств, усвоение которых обеспечило бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения, функциональный характер усвоения и использования речевых средств, эври-стичность (новизна) общения» [3, с. 4].

При адекватном использовании вышеперечисленных подходов и принципов в процессе формирования коммуникативной компетенции будущих таможенников будут развиваться не только коммуникативные умения, но и информационно-аналитические умения, которые составляют основу профессиональной деятельности специалистов данной сферы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Старков, А.П. Обучение английскому языку в средней школе [Текст] / А.П. Старков. - М., 1998. - 224 с.

2. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: «Просвещение», 1991. - 223 с.

3. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 278 с.

4. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. -219 с.

5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентирован-ного образования [Текст] / А.В. Хутор-ский // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.

REFERENCES

1. Hutorskoy A.V., Klyuchevyie kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya, Narodnoe obrazovanie, 2003, Vol. 2, pp. 58-64. (in Russian)

2. Passov E.I., Kommunikativnyiy metod obu-cheniya inoyazyichnomu govoreniyu, Moscow, 1991, 223 р. (in Russian)

3. Passov E.I., Osnovyi kommunikativnoy metodiki obucheniya inoyazyichnomu ob-scheniyu, Moscow, 1989, 278 р. (in Russian)

4. Starkov A.P., Obuchenie angliyskomu yazyi-ku v sredney shkole, Moscow, 1998, 224 р. (in Russian)

5. Zimnyaya I.A., Psihologiya obucheniya in-ostrannyim yazyikam v shkole, Moscow, 1991, 219 р. (in Russian)

Алдохина Альбина Анатольевна, аспирантка, кафедры туризма и межкультурной коммуникации, Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова; преподаватель, кафедра государственного управления и международных отношений, Юго-Западный государственный университета, Курск, [email protected] Aldokhina A.A., Post-graduate Student, Department of Tourism and Cross-cultural Communication, Moscow State University for the Humanities; Lecturer, Department of International Relations and Public Administration, South-West State University, Kursk, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.