Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции в иноязычном профессиональном образовании социальных работников'

Формирование коммуникативной компетенции в иноязычном профессиональном образовании социальных работников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
759
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / METHODS / COMMUNICATIVENESS / COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE TRAINING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Солодовникова Ю. Ю.

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции социальных работников в профессиональном иноязычном образовании. Автор статьи обращается к рассмотрению сущности понятия коммуникативной компетенции в сфере социальной работы, рассматривает содержание и структуру данного феномена. Предлагается концептуальная модель, направленная на формирование коммуникативной компетенции социальных работников, описываются основные условия и технологии, необходимые для ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative competence formation in professional foreign language training of social workers

This article is devoted to a problem of communicative competence formation in the process of professional foreign language training of social workers. The author of the article analyses the essence of the concept «communicative competence» in the field of social work, considers the content and the structure of the given phenomenon. The author suggests a conceptual model directed to formation of communicative competence of social workers and describes the main conditions and technologies necessary for its realization.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции в иноязычном профессиональном образовании социальных работников»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Ю.Ю. Солодовникова

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции социальных работников в профессиональном иноязычном образовании. Автор статьи обращается к рассмотрению сущности понятия коммуникативной компетенции в сфере социальной работы, рассматривает содержание и структуру данного феномена. Предлагается концептуальная модель, направленная на формирование коммуникативной компетенции социальных работников, описываются основные условия и технологии, необходимые для ее реализации.

Ключевые слова: методика, коммуникативность, компетентность, иноязычное образование.

В настоящее время наблюдается процесс активной модернизации всей системы отечественного профессионального образования. Одной из сфер современного профессионального образования является подготовка социальных работников. Актуальной задачей, стоящей перед социальным вузом, является формирование профессиональной коммуникативной компетенции будущего социального работника и приобщение его к основам коммуникативного взаимодействия на иностранном языке в процессе выполнения профессиональных задач. Иностранный язык должен выступать одним из основных средств развития обучения, познания, воспитания работников социальной сферы. Однако в современных условиях существующая система формирования коммуникативной компетенции социальных работников не отвечает требованиям, поскольку иностранный язык не является средством решения профессиональных задач. В этой связи проблема формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих социальных работников представляется особенно актуальной.

Цель данной статьи - представить теоретические и технологические основы формирования коммуникативной компетенции социальных работников, а именно: раскрыть сущность, содержание и структуру понятия коммуникативной компетенции; разработать модель формирования коммуникативной компетенции социального работника; обосновать и охарактеризовать технологии и основные условия реализации предлагаемой модели.

Методологической основой разработки проблемы формирования коммуникативной компетенции специалиста социальной сферы

являются исследования, посвященные различным аспектам профессионального иноязычного образования (Н.Д. Гальскова [1, 2], Е.И. Пассов [3-6], Е.Н. Соловова [7],

Э.П. Шубин [S]), работы по теории и практике личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков [9], Л.М. Фридман [Ю]), а также исследования по отдельным компонентам коммуникативной компетенции: лингвистическая компетенция (N. Chomsky [11]); прагматическая (Г.В. Колшанский [12-14], С.В. Павлова [15]); социокультурная (Е.И. Пассов [3-6], В.В. Сафонова [16-17]); стратегическая и дискурсивная (Р.П. Мильруд [1S], L.F. Bachman [19], J.A. Van Ek [2Q], D. Hymes [21]).

Многоаспектный анализ исследований, посвященных различным вопросам формирования коммуникативной компетенции в теории и практике профессионального образования, дает нам основание полагать, что структуру коммуникативной компетенции составляют такие ее компоненты, как лингвистическая компетенция, прагматическая компетенция, социокультурная компетенция, стратегическая компетенция и дискурсивная компетенция.

Структура профессиональной коммуникативной компетенции социальных работников складывается из двух основных компонентов: коммуникативной и профессионально-направленной компетенции (рис. 1).

Коммуникативная компетенция будущего социального работника, являясь неотъемлемым компонентом его профессиональной компетентности, представляет собой способность использовать иностранный язык для достижения профессионально значимых целей, а именно как средство овладения про-

фессиональными знаниями, умениями и навыками, связанными со спецификой его будущей работы. Коммуникативная компетенция социального работника - это способность к овладению способами решения проблемно-познавательных речемыслительных задач и осуществлению деятельности по достижению профессионально значимых задач в сфере социальной работы.

Обратимся к подробному рассмотрению различных аспектов формирования коммуникативной компетенции социальных работников, которая является одной из важнейших составляющих профессионального компетентности.

Ведущая цель иноязычного образования будущих социальных работников подчинена общей задаче подготовки специалиста социальной сферы и предусматривает формирование такого уровня коммуникативной компетенции, который достаточен для конкретных видов профессиональной речевой деятельности, а именно:

- практическая работа по поддержанию контактов с иностранными коллегами в устной и письменной форме в различных социальных сферах;

- информацинно-аналитическая работа с различными источниками информации на английском языке (пресса, радио, телевидение, Интернет, специальная справочная литература).

Номенклатура видов профессиональной деятельности является сложной и многообразной, поэтому система профессионального иноязычного образования специалистов социальной сферы в целом и система формирования коммуникативной компетенции в частности являются комплексными и многоаспектными, направленными на решение учебных, развивающих, познавательных, воспитательных задач.

Наиболее целесообразным подходом для овладения коммуникативной компетенцией будущего социального работника представляется функциональный подход, при котором основное внимание должно быть направлено на овладение функциональным аспектом общения. Для того чтобы речь будущих специалистов была функциональной, они должны овладеть не только лингвистическим, но социокультурным, прагматическим, стратегическим компонентами коммуникативной компетенции, т. е. овладеть коммуникативной значимостью лингвистических средств в строго детерминированных профессионально значимых социокультурных ситуациях. При всей значимости лингвистических параметров общения (лексика. фонетика, грамматика) не они сами по себе определяют сущностный характер речи, их адекватность требованиям общения.

Коммуникативная

компетенция

Стратегическая

Социокультурная

Дискурсивная

Лингвистическая

Профессионально-

направленная

компетенция

Операционно-методические умения Психолого-педагогические умения

Рис. 1. Структура профессиональной коммуникативной компетенции социальных работников

Таким образом, в процессе формирования коммуникативной компетенции мы выделяем две стороны: формальную, отражающую специфику лингвистических параметров речи, и функциональную, отражающую их предназначенность для реализации определенных коммуникативных функций специалиста социальной сферы в определенных социально детерминированных ситуациях профессионального общения.

Процесс формирования коммуникативной компетенции социальных работников будет успешным при реализации следующих педагогических условий:

- комплексное владение всеми компонентами коммуникативной компетенции в процессе их применения в учебно-профессиональном иноязычном общении к решению профессионально значимых коммуникативных задач;

- обеспечение интеграции иностранного языка с ведущими дисциплинами общепрофессиональной и специальной подготовки;

- мотивационное обеспечение учебнопрофессиональной деятельности студентов, реализация связей учебной и профессиональной деятельности;

- моделирование в процессе профессионального общения закономерности реального общения и специфики содержания деятельности;

- включение проблемных профессионально направленных ситуаций в процесс формирования коммуникативной компетенции.

Теоретическая модель процесса формирования коммуникативной компетенции представляет собой совокупность закономерных функционально связанных элементов и состоит из следующих блоков: цель, принципы, содержание, критерии, уровни развития, условия (рис. 2).

Реализация данной модели обеспечивается специально спроектированной технологией формирования коммуникативной компетенции социальных работников, включающей два этапа: формирование формальной стороны коммуникативной компетенции (лингвистическая компетенция) и формирование функциональной стороны коммуникативной компетенции (прагматическая компетенция, социокультурная компетенция, стратегическая компетенция и дискурсивная

компетенция) на основе принципа интегра-тивности (рис. 3).

Для оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции будущих социальных работников были определены следующие критерии: владение лингвистическими умениями иноязычного общения; владение профессиональными знаниями национальнокультурной специфики страны изучаемого языка и ее ценностями; умение реализовать прагматическую функцию общения; владение стратегическими и дискурсивными умениями.

Владение лингвистическими умениями иноязычного общения определяется в свою очередь следующими показателями:

- усвоение профессионально значимой лексики по таким темам, как «Профессиональная компетенция социального работника и его роль в решении актуальных проблем общества», «Социальная работа в организациях и реабилитационных центрах», «Социальная работа в решении проблем современной семьи», «Социальное исследование различных слоев населения» и т. д.;

- грамматика, характерная для текстов профессиональной направленности (грамматическая правильность фразы, соотнесение грамматической формы с содержанием высказывания и грамматическая адекватность фразы, поставленной в процессе профессионального общения, речемыслительной задаче);

- усвоение интонационных моделей и функций, которые они выполняют в типичном для данной сферы профессиональном общении (правильное использование ядерного тона в определенных коммуникативных типах предложения, употребление фразового, логического и эмфатического ударения, овладение темпом, ритмическим рисунком и паузацией аутентичной английской речи).

Умение реализовывать прагматическую функцию общения базируется на оптимальной выраженности: коммуникативного намерения говорящего; эмционально-оценочного подтекста; ситуативной отнесенности; социальной ориентированности [15].

Владение стратегическими умениями определяется умением использовать различные коммуникативные стратегии для решения профессиональных коммуникативных задач (привлечь внимание собеседника, инициировать общение, продолжить общение, закончить общение в зависимости от его целей).

„Цель: формирование коммуникативной компетенции социального работника

>мпе

коммуника- «4г- индиви- ■4г-'''''"’ новизны Т Принципы ситуатив- развития функцио- интегра-

тивной дуализа- ности речемысли- нальности тивности

направлен- ции тельной ак-

ности тивности и ■4

самостоя-

тельности

<1->

По знавательный аспект:

- формирование представлений об особенностях профессионального общения в стране изучаемого языка,

- знания о культуре и социальных нормах страны изучаемого языка,

- о взаимосвязях родной культуры с культурой страны изучаемого языка.

Развиваютттий аспект: развитие коммуникативных способностей:

1) к конструированию речевых единиц;

2) к трансформации речевых единиц;

3) к комбинированию речевых единиц;

4) к выбору выражений, адекватных ситуации общения;

5) к импровизации

Во спитательный аспект:

- воспитание профессиональных ценностей в сфере социальной работы;

- морально-этических норм в сфере профессионального общения;

- уважения и толерантности по отношению к другой культуре;

- самостоятельности, воли, трудолюбия

Учебный аспект:

- формирование лексических, грамматических и речевых навыков говорения;

- умение говорить выразительно, логично и связно;

- умение выбирать стратегию высказывания в профессиональном общении

Критерии оценки| уровня сформированности коммуникативной компетенции

л г Владение лин- 3 Г Владение зна- 3 Г Умение реализо- 3 Г Владение з г Владение дискур-

гвистическими ниями эмоцио- вывать прагмати- стратегиче- сивными

умениями нально-куль- ческую функцию скими умениями

иноязычного турной специфи- общения умениями

общения ки страны изу-

чаемого языка

Уровни сформированности коммуникативной компетенции і____________________±_____________________і

Условия

Комплексное овладение всеми компонентами коммуникативной компетенции в процессе их применения в учебно-профессиональном иноязычном общении к решению профессионально значимых задач, моделирование в процессе профессионального общения специфики содержания и структуры деятельности социальных работников, обеспечение интеграции иностранного языка с ведущими дисциплинами общепрофессиональной и специальной подготовки, мотивационное обеспечение учебнопрофессиональной деятельности, моделирование в процессе формирования коммуникативной компетенции закономерностей реального общения, включение проблемных профессионально направленных ситуаций в процессе формирования коммуникативной компетенции

Рис. 2. Теоретическая модель формирования коммуникативной компетенции социальных работников

Коммуникативная компетенция

I этап

Формальная сторона коммуникативной компетенции

Лингвистическая компетенция

II этап

4 ► Функциональная сторона коммуникативной компетенции

Социокультурная компетенция

Прагматическая компетенция

Стратегическая

„ Дискурсивная компетенция

Рис. 3. Этапы формирования иноязычной коммуникативной компетенции специалиста социальной сферы

Владение дискурсивными умениями определяется умением понимать и логически выстраивать отдельные высказывания в целях смысловой коммуникации, что подразумевает овладение правилами построения смыслового высказывания с учетом следующих основополагающих принципов: связность, логичность и организация.

Для формирования коммуникативной компетенции социального работника была разработана технология формирования коммуникативной компетенции, цель которой -научить будущих специалистов в области социальной сферы правильно с точки зрения норм английского языка и в соответствии с коммуникативным намерением, с учетом профессиональной ситуации и социокультурного контекста использовать лингвистические средства для продуктивного взаимодействия с иностранным партнером по общению в процессе решения профессиональных проблем в сфере социальной работы.

В разработанной нами технологии приоритетная роль отводится проблемно деятельностному подходу, который, по нашему мнению, является наиболее эффективным применительно к профессиональному иноязычному образованию социальных работников.

В соответствии с проблемно деятельностным подходом реализуется поэтапная постановка перед обучающимися проблемных профессионально значимых задач с опорой на зону ближайшего развития, понимая и творчески разрешая которые, студенты ус-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ваивают не только «знаниевую компоненту профессиональной деятельности, но и навыки ее осуществления» [22], а также мотивационный и творческий компоненты ее реализации. Данный подход требует создания специальных условий, при которых студент, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает профессиональную учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее разрешения посредством иностранного языка.

В качестве педагогических условий формирования коммуникативной компетенции работников социальной сферы на основе проблемно деятельностного подхода к профессиональному иноязычному образованию выделяются следующие: интеграция иностранного языка и дисциплин, отражающих различные сферы социальной работы области, мотивационное обеспечение учебно-профессиональной деятельности, развитие творческой деятельности студентов, проблем-ность в постановке и решении профессионально значимых задач, диалогичность, си-туативность и функциональность (рис. 4).

Формируя профессиональную коммуникативную компетентность будущего социального работника, преподаватель строит теоретическую модель в соответствии с закономерностями реального общения. В процессе реализации данной закономерности в ходе профессионального иноязычного образования социальных работников организует-

ся переход от управления преподавателем к самоуправлению студентами своей учебнопрофессиональной деятельностью. Студент сам планирует учебную деятельность, при условии сформированности навыков общеучебной деятельности, овладение способами проектирования этой деятельностью. В данных условиях преподаватель перестает транслировать информацию.

Обратимся к рассмотрению наиболее эффективных форм организации занятий для формирования коммуникативной компетенции социальных работников. Case Study весьма удачно вписывается в практику профессионального иноязычного образования в сфере социальной работы. Функции Case Study состоят не только в передаче теоретических знании, но в стимулировании и развитии коммуникативных, когнитивных и познавательных способностей, а также в «формировании культуры управления учебной деятельностью» [23]. Проектная работа также представляется эффективной. Проектная работа в профессиональном иноязычном образовании социальных работников направлена на более эффективное формирование профессиональной коммуникативной компетентности у студентов факультета социальной работы. Проектная работа основывается на вовлечении студентов в профессионально значимую для них деятельность.

Теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности социаль-

ного работника обеспечивает прохождение необходимых этапов речемыслительной активности, установленных в работе И.А. Зимней [24] и адаптированных для иноязычного образования специалистов социальной сферы (рис. 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции социальных работников предусматривает реализацию специальной модели, все составляющие которой тесно взаимодействуют и направлены на решение конечной цели - на подготовку специалиста, способного использовать иностранный язык для решения профессиональных задач в социальной сфере.

Коммуникативная компетенция как педагогический феномен - это способность использовать иностранный язык для достижения профессионально значимых целей, а именно как средство овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, связанными со спецификой его будущей работы.

Наиболее целесообразным подходом для овладения коммуникативной компетенцией будущего социального работника представляется функциональный подход, при котором основное внимание должно быть направлено на овладение функциональным аспектом общения.

Развитие творческой деятельности студентов при решении

профессионально значимых

задач_____________

Мотивационное

обеспечение

учебно-

профессиональной деятельности

Интеграция иностранного языка в области социальной работы

Проблемность в постановки и решении про-

фессионально значимых задач

Диалогичность

Ситуативность и функциональность

Рис. 4. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции социальных работников к профессиональному образованию в сфере социальной работы

профессиональная профессионально профессиональные речевой продукт коммуникативный

проблема значимая задача —► средства результат

“► 1

Рис. 5. Этапы речемыслительной активности социальных работников при изучении иностранного языка

Основными условиями формирования коммуникативной компетенции социальных работников являются: развитие творческой деятельности студентов при решении профессионально значимых задач; мотивационное обеспечение учебно-профессиональной деятельности; интеграция иностранного языка и области социальной работы; проблем-ность в постановки и решении профессионально значимых задач; диалогичность; си-туативность и функциональность.

Основными критериями оценки сформи-рованности коммуникативной компетенции социальных работников являются: владение лингвистическими умениями иноязычного общения; владение знаниями эмоциональнокультурной специфики страны; умение реализовывать прагматическую функцию общения; владение стратегическими умениями; владение дискурсивными умениями.

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М., 2004.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 3-е изд., стер. М., 2006.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.

4. Пассов Е.И. Основы коммуникативный методики обучения иноязычному общению. М., 1989.

5. Пассов Е.И. Прием как методическая категория (в аспекте коммуникативного метода обучения) // Проблема коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности: Известия ВГПИ. Воронеж, 1980. Т. 213. С. 13-32.

6. Пассов Е.И. Учитель и иностранный язык: мастерство и личность. М., 1993.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. 2-е изд. М., 2003.

8. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М., 1972.

9. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994.

10. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984.

11. Chomsky N. Language and Responsibility. Sussex, 1979.

12. Колшанский Г.В. Прагмалингвистика. М., 1974.

13. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., 1975.

14. Колшанский Г.В. Функции паралингвистиче-ских средств в языковой коммуникации // Вопр. языкознания. 1976. № 1. С. 16-25.

15. Павлова С.В. Обучение интонационным моделям языка как средство прагматики высказывания (на втором курсе языкового факультета): дис. ... канд. пед. наук. М., 1983.

16. Сафонова В.В. Изучение международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж, 1996.

17. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М., 2004.

18. Мильруд Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992.

19. Bachman L.F. & Palmer A.S. Language Testing in Practice. Oxford, 1996.

20. Van Ek J.A. Objectives for Foreign Language Learning. V. 1. Scope. Strasbourg, 1993.

21. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguestics. Selected Reading. Harmons-worth, 1972. P. 269-293.

22. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2000.

23. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001.

24. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.

Поступила в редакцию 14.11.2007 г.

Solodovnikova Y.Y. Communicative competence formation in professional foreign language training of social workers. This article is devoted to a problem of communicative competence formation in the process of professional foreign language training of social workers. The author of the article analyses the essence of the concept «communicative competence» in the field of social work, considers the content and the structure of the given phenomenon. The author suggests a conceptual model directed to formation of communicative competence of social workers and describes the main conditions and technologies necessary for its realization.

Key words: methods, communicativeness, competence, foreign language training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.