Научная статья на тему 'Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления'

Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / БАКАЛАВРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ / BACHELORS PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL THE NAPRAVLENIYA / THE PERSONAL ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сундеева Людмила Александровна

Сформированность профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического образования обеспечивается при создании условий, использующих возможности личностно-ориентированного обучения; способствующих формированию мотивов учебно-профессиональной деятельности при изучении дисциплин общепрофессионального блока и дисциплин предметной подготовки; обеспечивающих самообразование и саморазвитие в процессе обучения. Опыт использования личностно-ориентированного обучения в образовании позволил заключить, что основной процессуальной характеристикой личностно-ориентированного обучения является учебная ситуация, конструирование которой предполагает использование трех базовых технологий: технологии заданного подхода; технологии учебного диалога; технологии имитационных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONAL ORIENTED TRAINING AS THE CONDITION OF FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL DIRECTION

Formation of professional competence of undergraduate psychological-pedagogical education is provided by the creation of conditions that use the possibility student-centered learning; contributing to the formation of motives of educational and professional work in the study of general professional disciplines and disciplines of subject block preparation; providing self-education and self-development in the learning process. Experience in the use of student-centered learning in education led to the conclusion that the main procedural feature student-centered learning is a learning situation, the construction of which involves the use of three basic technologies: technologies specified manner; technology educational dialogue; Technology simulation games.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления»

педагогические науки

Сундеева Людмила Александровна ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ...

УДК 378.14

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

© 2016

Сундеева Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. Сформированность профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического образования обеспечивается при создании условий, использующих возможности личностно-ориентированного обучения; способствующих формированию мотивов учебно-профессиональной деятельности при изучении дисциплин общепрофессионального блока и дисциплин предметной подготовки; обеспечивающих самообразование и саморазвитие в процессе обучения. Опыт использования личностно-ориентированного обучения в образовании позволил заключить, что основной процессуальной характеристикой личностно-ориентированного обучения является учебная ситуация, конструирование которой предполагает использование трех базовых технологий: технологии заданного подхода; технологии учебного диалога; технологии имитационных игр.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение; профессиональная компетентность; бакалавры психолого-педагогического направления.

THE PERSONAL ORIENTED TRAINING AS THE CONDITION OF FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL DIRECTION

© 2016

Sundeeva Lyudmila Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor "Pedagogics and techniques of teaching" Tolyatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya St., 14, e-mail: [email protected])

Abstract. Formation of professional competence of undergraduate psychological-pedagogical education is provided by the creation of conditions that use the possibility student-centered learning; contributing to the formation of motives of educational and professional work in the study of general professional disciplines and disciplines of subject block preparation; providing self-education and self-development in the learning process. Experience in the use of student-centered learning in education led to the conclusion that the main procedural feature student-centered learning is a learning situation, the construction of which involves the use of three basic technologies: technologies specified manner; technology educational dialogue; technology simulation games.

Keywords: the personal oriented training; professional competence; bachelors psychology and pedagogical the naprav-leniya.obespechivayushchikh self-education and self-development in training process.

Современной школе нужен компетентный специалист, который способен находить творческий подход к решению профессиональных задач и самостоятельно добывать знания [1-8].

В Федеральном государственном стандарте профессионального образования особое внимание уделено подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, заинтересованного в своей профессии, стремящегося соответствовать мировым стандартам [9-12]. Тем более эти качества важны для педагога начальной школы, которому предстоит оказать сильное влияние на воспитание и социализацию школьников.

С определенного момента в системе образования произошла переориентировка, связанная с тем, что стало важным не просто наличие определенных знаний, умений и навыков у обучающегося, а встала необходимость приобретения некоего личностного смысла всего полученного в процессе обучения, поэтому вместе с понятиями обучения и воспитания стало в тесной взаимосвязи употребляться и понятие личности. Все вместе, указанные понятия, легли в основу образовательного процесса, образуя целостное единство. Исследователями в этом плане разрабатывались сущностное понимание такого обучения и его содержательные характеристики, позволяющие использовать их в ходе реализации различных компонентов этого процесса.

И.С. Якиманская достаточно тщательно рассматривала проблему личностно-ориентированного обучения в своем исследовании, особо выделяя те цели, которые оно реализует. В частности:

- каждая личность характеризуется определенными особенностями своей индивидуальности, это, в свою очередь, требует необходимости их учета в ходе личностного развития и саморазвития;

- обучающийся в ходе обучения должен располагать

всеми возможными вариантами самореализации, который возможен только при условии соответствия процесса обучения уже накопленному опыту обучающегося, имеющимся на определенном этапе возрастного развития ценностям и его интересам, склонностям и способностям;

- оно должно способствовать накоплению его нравственных и интеллектуальных свойств;

- оно должно закладывать основы базовой культуры личности в разных сферах ее проявления;

- развивать творческие аспекты деятельности и личности обучаемых [13].

Содержательный аспект личностно-ориентиро-ванного обучения представлен исследованиями Е.В. Бондаревской и В.В. Сериковым. Е.В. Бондаревской представлена многокомпонентность личностно-ориен-тированного обучения, включающего аксиологический компонент, который ориентирует обучающегося в системе ценностей, что позволяет ему обретать личностный смысл ценностного ориентирования; деятельност-но-творческий компонент, способствующий выработке способов организации различных видов деятельности, важных в плане реализации личностью себя; когнитивный компонент, определяющий формирование научного мировоззрения, и личностный компонент, связанный с вопросами самопознания, рефлексии, саморегуляции, самоопределения, самосовершенствования, самопредставления другим.

В.В. Сериков делает акцент на том, что содержание личностно-ориентированного обучения базируется, во-первых, на том социокультурном опыте, сложившемся за пределами обучающего процесса, подвергнувшись переработке с точки зрения дидактики, и выраженного в виде учебных программ и существующих стандартов образования; во-вторых, на собственном опыте личности, который она приобретает в ходе психолого-педагогического взаимодействия с другими субъектами об-

Сундеева Людмила Александровна педагогические

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ... науки

разовательного процесса и который выражается в виде переживаний этого опыта, отражающегося на процессах саморазвития личности.

Наряду с этим, В.В. Сериков также представляет и те особенности личностно-ориентированного обучения, которые необходимо учитывать в процессе организации и реализации данного обучения. К ним он относит: преимущественное использование в ходе обучения определенного контекста, что позволяет выстраивать учебный процесс на основе игровых ситуаций, реальных ситуаций, встречающихся в жизни, а также различных видов творчества, что делает обучение контекстным; использование диалогового обучения; ориентировку на организацию совместной деятельности, и связанных с ней переживаний, объединяющих участников этого процесса; реализацию гуманистических принципов, призывающих учитывать индивидуальные проявления обучающихся и постоянное выражение позиции учебного сотрудничества [14].

По мнению, В.В. Серикова традиционное обучение, как правило, изначально ориентировано на некий идеал, стандартный набор тех или иных свойств, отражающих предопределенную заданность в выражении этих свойств и качеств в реальном поведении личности. В то время как личностно-ориентированное обучение не связано с процессом заданности, а только предполагает возможности через предоставление условий для проявления индивидуальности личности [14].

Функционально это находит отражение, по мнению В.В. Серикова, в таких функциях, как: функция ответственности, функция самореализации и функция рефлексии. То, насколько они полно представлены в учебной деятельности субъектов образовательного процесса, и определяет уровень ориентирования обучения на личность. Полнота представленности этих групп функций может быть выражена через мотивированность деятельности; опосредованность поведенческих проявлений личности; проявление критики относительно предлагаемых ценностей; рефлексивность, связанную со стабильностью сложившегося Я-образа; построение собственной картины мира, отражающей содержание мировоззрения личности обучающегося; создание ситуации свободы и независимости, обеспечивающих устойчивый мир личности; социальное признание Я-образа другими участниками процесса; творческое преобразование и переход к духовному уровню жизни и деятельности человека [14].

Что может выступать в качестве источника этих функций? На этот вопрос мы находим ответ в исследовании М.В. Кларина, который предлагает в качестве таковых рассматривать три сферы организации жизнедеятельности человека. К ним она относит: прежде всего, сферу, связанную с поиском знаний, определяемых и наделяемых личностно значимым смыслом, то есть речь идет об интеллектуально-познавательном поиске; сферу коммуникативно-диалогической деятельности, результатом которой будет являться отработка жизненной позиции личности; сферу эмоционально-личностных проявлений, которая выражается в ходе переживания ценностных компонентов деятельности и отношения, наделенных личностным смыслом [15].

Ключевым понятием, выступающим базой для организации личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе, является понятие учебной ситуации или «личностно-ориентированной ситуации» (С.В. Белова, В.В. Сериков, Е.А. Крюкова).

Поскольку эта ситуация не просто учебная, а ориентированная на личность и ее проявления, то она требует использования и других технологий, отличных от традиционных и образующих целостный комплекс, связанный с приданием смысла межличностному общению между субъектами образовательного процесса. В то время как традиционное обучение в большей степени узконаправленно на воспитание, а личностно-ориентированное 34

обучение требует осознания индивидуального опыта и раскрытия его личностно-смысловой стороны, поэтому этот процесс более длительный по времени.

А.Г. Асмолов указывает на зависимость личностного развития студента в ходе обучения от той конкретной социальной ситуации, в центре которой в качестве элементов образовательного процесса выступает субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов [16].

В связи с этим, личностно-ориентированное обучение требует не только разработки передаваемого обучающимся материала и способов его представления, но и создания такой учебной ситуации, которая и будет выступать в качестве источника поиска личностного смысла.

Такие ситуации, по мнению А.В. Зеленцовой, содержат в своей структуре такие элементы, как: жизненное событие, проблема или противоречие; педагог, являющийся отражателем содержания процесса образования, преломленного через личностный опыт самого педагога; личностно саморазвивающийся обучающийся; личностно-ориентированная ситуация, затрагивающая личностные ресурсы обучающегося; задачи различного предметного содержания, но обязательно с личностным контекстом, позволяющим организовать диалог носителей индивидуального опыта, сымитировать игровое пространство, способствующее самореализации личности [17].

Создавая и проектируя подобные учебные ситуации необходимо придерживаться следующих последовательных этапов: оценка личностных смыслов потребностей и интересов участников образовательного процесса в профессиональном контексте, что по своей сути близко к тем смыслам, которые личность придает процессу своего профессионального самоопределения, а уже на основе этой оценки складывается и соответствующее представление о них; определение цели деятельности в ходе обучения, связанной с выше обозначенными интересами и потребностями личности; отбор материала того предметного содержания, который также будет определяться личностными опытом и смыслом; прогнозирование возможных состояний и переживаний обучающихся, которые и позволят ему сформировать свой собственный опыт; выбор формы общения, наиболее эффективно реализующей поставленную цель; определение способов активизации заинтересованности участников процесса в поиске личностно значимого смысла.

Итак, учебная ситуация, создаваемая в рамках лич-ностно-ориентированного обучения, требует использования таких технологий, как:

- технология заданного подхода, которая отражается в содержательном аспекте учебных задач, определяющих разный уровень способов их решения, задаваемых личностно-смысловым контекстом этой учебной ситуации, который придает ей сам обучающийся; определяющими положениями в аспекте выделения этих уровней являются: возможность самоактуализации в проявлении и развитии своих потенциальных ресурсов; обеспечение индивидуального подхода и субъект-субъектного характера взаимодействия в образовательном процессе; предоставление студенту таких условий, в которых он может осуществлять выбор, связанный с его субъектными смыслами; создание ситуаций успеха и проявления творческих возможностей; установление доверительных отношений и поддержки направленности обучающегося к самореализации и самоутверждению;

- технология учебного диалога, где диалог выступает в качестве презентации индивидуального опыта обучающегося и фактора реализации тех функций личности, которые связаны с процессами рефлексии, смыслообра-зования, критики. Все это обязательно обеспечивается созданием дидактико-коммуникативной среды;

- технология имитационных игр, предполагающая создание таких условий, которые позволяют моделиро-

педагогические науки

Сундеева Людмила Александровна ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ...

вать социально-ролевые и пространственно-временные аспекты реально возникающих на практике личностных проявлений.

Современные требования, связанные с социально-экономическими преобразованиями в обществе, и предъявляемые к профессиональному образованию, определяют специфические особенности, характеризующие личностно-ориентированное обучение [18-21]. В качестве причин, позволяющих перейти к использованию совершенно иного обучения, Э.Ф. Зеер обозначает такие, как:

- гуманистический характер профессионального становления человека;

- предвосхищающий характер системы профессионального обучения, работающего на опережение происходящих в обществе изменений;

- важность сформированности профессионально важных качеств, позволяющих обучающемуся занимать определенную нишу в системе рыночных отношений и гибко реагировать на все социально-экономические преобразования. В качестве таковых могут выступать: креативность, самостоятельный выбор и умение нести за него ответственность, коммуникативные качества, позволяющие личности взаимодействовать с другими на уровне сотрудничества;

- необходимость самореализации в профессиональном плане, что обеспечит и, собственно, творческое развитие человека [22].

Благодаря личностно-ориентированному обучению, как отмечает М.М. Левина, возникает возможность интегрировать личность обучающегося в профессиональную деятельность. В этом случае процесс обучения становится заданным теми внутренними потребностями и мотивами личности обучающегося, которые побуждают его к организации своего процесса познания, основанного на личностной и профессиональной направленности. Поэтому осуществляемые учебные действия становятся функционально познавательным мотивом, одновременно являясь средством когнитивного и профессионального развития личности и представляя условие профессионального развития и саморазвития студентов.

Сложность создаваемой учебной ситуации как раз и создает ту ориентировочную составляющую любой деятельности, которая способствует проявлению личностных качеств обучающихся, обеспечивающий развивающий характер обучения, направленный на удовлетворение личностных смыслов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69-72.

2. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.

3. Горбунова О.В. Социальная зрелость личности будущих педагогов-психологов: подходы к определению // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 45-47.

4. Платонова Р.И. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3 + // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 79-82.

5. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132.

6. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.

7. Малышевский О.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки инженеров-педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 28-30.

8. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 50-53.

9. Макеева Е.Д. Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 71-74.

10. Колодезникова С.И. К вопросу о проблеме формирования фонда оценочных средств в условиях введения ФГОС ВПО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 23-24.

11. Воронина М.А., Кочетова Н.Г. Соответствие подготовки бакалавров дошкольного и начального образования требованиям ФГОС // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 11-16.

12. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 69-71.

13. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 2009. - 96 с.

14. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М. : Изд-во «Логос», 1999. - 272 с.

15. Кларин, М. В. Технологический подход к обучения / М. В. Кларин // Школьные технологии. - 2003. - № 5. - С. 3-22.

16. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. - М., 2011. - 107 с.

17. Зеленцова, А. В. Личностный опыт в структуре содержания : Автореф. канд. пед. наук / А. В. Зеленцова. - Волгоград, 1996. - 24 с.

18. Семенова О.М. Личностно ориентированный и проблемно-диалогический подходы к формированию критического мышления будущего учителя // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 125129.

19. Белова Т.А., Григорьева Н.В. Профессионально-ориентированное обучение как средство формирования социокультурной компетенции будущих экономистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 7-9.

20. Цепкова А.Н. Содержание процесса ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 137-142.

21. Тумакова О.Е. Трансформация личностно-про-фессиональной позиции воспитателя детского сада в истории дошкольного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 74-76.

22. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.