Научная статья на тему 'Формирование навыков личностно-ориентированного обучения у учащихся и студентов образовательных организаций'

Формирование навыков личностно-ориентированного обучения у учащихся и студентов образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / FORMATION OF PERSONALITY-ORIENTED LEARNING SKILLS / THE TECHNOLOGY OF PERSONALITY-ORIENTED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиахметова Альбина Тагировна, Андреева Елена Анатольевна

В качестве важного средства повышения качества образования в образовательной организации (в общеобразовательной и профессиональной школе) рассматривается технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология технология, обеспечивающая индивидуализацию обучения и реализацию субъектного опыта обучения. Технология обеспечивает не только получение новых знаний, но и эффективное развитие обучаемых. Вследствие этого в настоящее время ключевая педагогическая задача всех образовательных учреждений формирование навыков личностно-ориентированного обучения у учащихся и студентов образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ PERSONALLY-ORIENTED LEARNING SKILLS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

As an important means of improving the quality of education in the educational organization (in general and vocational schools), the technology of personality-oriented learning is considered. This technology is a technology that ensures the individualization of learning and the realization of subject learning experience. Technology provides not only the acquisition of new knowledge, but also effective development. As a consequence, at the present time, the key pedagogical task of all educational institutions is the formation of skills of personal-oriented instruction for students and students of educational organizations.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков личностно-ориентированного обучения у учащихся и студентов образовательных организаций»

7. Титова О.А. Проблемы обучения немецкому языку как второму иностранному в условиях современного педагогического вуза // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2008. - № 1. - С. 172-176.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Галиахметова Альбина Тагировна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Андреева Елена Анатольевна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В качестве важного средства повышения качества образования в образовательной организации (в общеобразовательной и профессиональной школе) рассматривается технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология - технология, обеспечивающая индивидуализацию обучения и реализацию субъектного опыта обучения. Технология обеспечивает не только получение новых знаний, но и эффективное развитие обучаемых. Вследствие этого в настоящее время ключевая педагогическая задача всех образовательных учреждений - формирование навыков личностно-ориентированного обучения у учащихся и студентов образовательных организаций.

Ключевые слова: повышение качества образования в образовательной организации, педагогическая технология, технология личностно-ориентированного обучения, формирование навыков личностно-ориентированного обучения.

Annotation. As an important means of improving the quality of education in the educational organization (in general and vocational schools), the technology of personality-oriented learning is considered. This technology is a technology that ensures the individualization of learning and the realization of subject learning experience. Technology provides not only the acquisition of new knowledge, but also effective development. As a consequence, at the present time, the key pedagogical task of all educational institutions is the formation of skills of personal-oriented instruction for students and students of educational organizations.

Keywords: improving the quality of education in educational organization, pedagogical technology, the technology of personality-oriented learning, formation of personality-oriented learning skills.

Введение. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов личностно-ориентированное обучение является тем форматом образования, который позволяет рассматривать его как ресурс и механизм общественного развития. Вместе с тем говорить об ориентации на личность обучаемого в современной практике массовой общеобразовательной и профессиональной школы можно лишь в редких случаях. Противоречие между необходимостью применения личностно-ориентированного обучения в образовательной организации и недостаточной сформированностью умений и навыков реализации данной технологии у обучаемых обусловили актуальность нашего исследования и определили выбор темы.

Целью исследования, проведенного нами и описанного в данной статье, является разработка, теоретическое обоснование и апробация модели формирования навыков личностно-ориентированного обучения у обучаемых в образовательной организации.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать состояние разработки и внедрения технологии личностно-ориентированного обучения в образовательной организации;

- определить сущность, принципы и концепты технологии;

- разработать и экспериментально проверить модель формирования навыков личностно-ориентированного обучения в образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Под педагогической технологией мы понимаем целостную педагогическую систему, ориентированную на эффективное достижение учебных и воспитательных задач и представленную в виде целей, задач, концептов, принципов, алгоритма организации педагогического процесса и т.д.

Целями данной технологии являются:

а) развитие индивидуальных познавательных способностей обучаемого;

б) максимальное выявление, инициирование, использование индиви-дуального (субъектного) опыта обучаемого;

в) помощь личности познать себя, самоопределиться и само-реализоваться.

Концепты технологии личностно-ориентированного обучения:

1. Ученик и студент не становятся субъектом обучения, а им изначально является как носители субъектного опыта.

2. Учение - самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, очень действенный источник развития.

3. «Вектор развития» строится от обучаемого к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.

4. Ученик и студент ценны воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

Принципы технологии:

а) адаптивность учебного процесса;

б) мотивация (стимулирование) учебно-познавательной деятельности;

в) оптимальное сочетание теоретических и практических форм работы.

Особенности построения содержания: содержание деятельности обучаемых направлено на раскрытие и использование субъектного опыта каждого, помощь становлению личностнозначимых способов познания

путем организации целостной учебно-познавательной деятельности. Выделяется психологическое содержание человеческой деятельности, выявляются индивидуальные особенности интеллекта, степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности. Так, в процессе обучения для каждого ученика и студента составляется образовательная программа, которая носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей обучаемого как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко адаптирована к возможностям ученика и студента, динамике их развития под влиянием обучения.

Для каждого ученика и студента создается не изолированная, а разносторонняя образовательная среда, позволяющая ему проявить себя. Далее даются рекомендации по определению благоприятных для его развития дифференцированных форм обучения.

Мягкие, гибкие формы индивидуализации и дифференциации, которые организует учитель и преподаватель на занятиях, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений обучаемого, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность учеников и студентов в их осуществлении на основе определенных способов учебной работы.

Профессиональное наблюдение за учеником и студентом должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (индивидуальных программ обучения и т.п.).

Педагогическое наблюдение за каждым обучаемым в процессе его повседневной, систематической учебной работы должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля».

«Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика и студента. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса» [9, с. 28].

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса:

1. Учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта обучаемого, включая опыт его предшествующего обучения.

2. Активное стимулирование обучаемого совместно с самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

3. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.

4. Необходимо стимулировать учащихся и студентов к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.

5. Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения.

6. Образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

Основные положения позиции педагога:

- инициирование субъектного опыта студента (ученика);

- развитие индивидуальности каждого обучаемого;

- признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Основные положения позиции обучаемого:

- свободный выбор элементов учебного процесса;

- самопознание, самоопределение, самореализация.

В педагогической литературе отражены теоретические основы и опыт реализации данной технологии [2-9].

Ключевые умения и навыки, формируемые у обучаемых общеобразовательной и профессиональной школы для их дальнейшей деятельности в процессе личностно-ориентированного обучения:

I. Собственно навыки личностно-ориентированного обучения:

1. Планово-прогностические - навыки определять цели, определять задачи, конкретные меры и действия, осуществлять прогноз и предвидеть результаты учебно-познавательной деятельности.

2. Актуализационные - навыки актуализировать опыт учебной деятельности.

3. Поисково-исследовательские - навыки осуществлять исследование, эксперимент, поиск информации, обобщение результатов.

4. Практико-результативные - навыки осуществлять реализацию и полученных знаний и умений в практической деятельности.

5. Рефлексивные - навыки осмысливать, анализировать результаты своей деятельности по участию в личностно-ориентированном обучении.

II. Познавательные навыки (на основе познавательных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с ФГОС ООО):

1. Общеучебные (Формулирование познавательной цели, поиск информации и т. д.).

2. Логические (анализ, синтез).

3. Навыки постановки и решения проблем.

4. Информационные (навыки работы с информацией).

5. ИКТ-компетенции (навыки работы с компьютером, современными информационными технологиями).

III. Регулятивные (навыки планирования, организации, контроля познавательной деятельности).

IV. Коммуникативные (навыки взаимодействия).

Безусловно, имеется значительное отличие между процессами обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. Вследствие этого нами были разработаны модели формирования навыков личностно-ориентированного обучения: а) у учащихся общеобразовательных школ и б) у обучаемых в образовательном учреждении профессионального образования. Но в данной статье мы рассматриваем лишь общие подходы к данному вопросу. Поэтому рассмотрим лишь инвариантную часть данных моделей -

модель формирования навыков личностно-ориентированного обучения у обучаемых в образовательном учреждении. Данная модель состоит из 4-х ключевых компонентов:

1) целевой компонент - ключевые навыки, формируемые у учащихся и студентов для их дальнейшего участия в личностно-ориентированном обучении;

2) содержательный компонент - содержание личностно-ориентированного обучения (цель, принципы, концепты, основные этапы и т.д.);

3) процессуальный компонент - основные формы обучения учащихся и студентов личностно-ориентированной деятельности: а) специальная подготовка обучаемых по изучению теоретических основ инновационной технологии; б) текущая учебная деятельность учащихся и студентов с использованием элементов личностно-ориентированной технологии; в) реализация технологии личностно-ориентированного обучения по учебным дисциплинам (например, в процессе изучения курса «Английский язык»);

4) ресурсное обеспечение образовательного процесса по формированию навыков личностно-ориентированного обучения (нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, материальное и т. д.).

Процесс формирования навыков личностно-ориентированного обучения у учащихся и студентов -поэтапный процесс. В практике работы имеются следующие этапы:

1 этап - диагностический. На данном этапе выявляется уровень сформированности у учащихся и студентов представления и первоначальных умений личностно-ориентированного обучения, полученных ими ранее в школе, а также уровень сформированности общеучебных умений [1].

2 этап - практический. Непосредственный выход обучаемых на уровень реализации личностно-ориентированного обучения. Первая задача - познакомить учащихся и студентов с общими требованиями к подготовке, реализации инновационной технологии личностно-ориентированного обучения. Вторая задача этого этапа - упражнения и тренировка с целью перевода умений личностно-ориентированного обучения, сформированных ранее, в навыки.

В результате проведенной работы обучаемые:

а) получили представление об общих требованиях к подготовке и участию в личностно-ориентированном обучении; б) увидели определенный результат своей деятельности.

Выводы. Целенаправленная работа по формированию у учащихся и студентов указанных навыков позволяет эффективно реализовать в общеобразовательной и профессиональной школе технологию личностно-ориентированного обучения, являющейся эффективной технологией современности и будущего. Данная технология обеспечивает мотивацию и самостоятельную работу обучаемых, практическую направленность обучения, а также обеспечивает индивидуальные траектории обучения и развития учащихся и студентов.

Модели формирования навыков личностно-ориентированного обучения у учащихся и студентов, разработанные нами, были экспериментально проверены и апробированы в образовательной деятельности гимназии №27 Вахитовского района г. Казани и Казанского государственного энергетического университета. Результаты исследования позволили сделать вывод о положительном влиянии данных моделей на учебный процесс в учреждениях общего и профессионального образования, их ресурсы и результаты. В ходе эксперимента отмечены следующие изменения: 1) повышение качества конечных результатов в работе общеобразовательной и профессиональной школы (а) количество учащихся экспериментальных групп гимназии, окончивших учебный год на «4» и «5», с 52% увеличилось до 60 %; б) количество студентов, экспериментальных групп ВУЗа, выдержавших экзамены на «4» и «5», с 31, 4% увеличилось до 47,5 %); 2) повышение качества и эффективности образовательного процесса (количество учебных занятий в экспериментальных группах, на которых реализуется: а) в общеобразовательной школе с 20 % увеличилось до 81 %; б) в профессиональной школе - с 23% увеличилось до 85%); 3) повышение профессиональной компетентности и уровня творческого саморазвития педагогических кадров: а) количество учителей общеобразовательной школы с высоким уровнем творческой самореализации с 19% увеличилось до 55,6%); б) количество научно-педагогических работников ВУЗа с высоким уровнем творческой самореализации с 21,5% увеличилось до 63,4 %).

Литература:

1. Андреев В.И. Технологии экспертной оценки качества работы учителей и руководителей школ, лицеев, гимназий / В.И. Андреев - Казань, 1994.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета. - 2000. - 352 с.

3. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно-ориентированного образовательного процесса в школе: монография / М.Е. Кузнецов. - Новокузнецк. - 2010.-342 с.

4. Кузнецов М.Е. Личностно-ориентированное обучение школьников / М.Е. Кузнецов. Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология». - 1999. - 94 с.

5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина - М.: «Дело». 2004. - 216 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование - 1998. - 256 с.

7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология / В.В. Сериков: монография. - Волгоград: Перемена. 2004 - 152 с.

8. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. - 128 с.

9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская -М.: Сентябрь, 1996 - 96 с.

10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: 2000. - 176 с.

11. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты / В.А. Якунин - Л., 1988.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Галиахметова Альбина Тагировна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань);

доцент Маминова Лариса Валентиновна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань)

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

В ВУЗЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы повышения качества образования в вузе, представлены результаты исследования по реализации комплексного педагогического мониторинга на рефлексивной основе в целях эффективного развития и социализации обучаемых вуза.

Ключевые слова: развитие личности, педагогический мониторинг, комплексный педагогический мониторинг, комплексный педагогический мониторинг на рефлексивной основе.

Annotation. The article examines the problems of improving the quality of education at university, presents the results of a study on the implementation of complex pedagogical monitoring on a reflexive basis in order to effectively develop and socialize the students of the university.

Keywords: personality development, pedagogical monitoring, complex pedagogical monitoring, complex pedagogical monitoring on a reflexive basis.

Введение. Инновационное развитие российского образования, его модернизация требуют кардинального повышения качества и эффективности деятельности общеобразовательной школы.

Эффективная организация учебного процесса, повышение качества учебного труда не могут протекать без соответствующего систематического контроля и анализа процесса и результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда учащихся и педагогических работников. Участие каждого студента и преподавателя в процессе самооценки эффективности своего труда по принципу результативности, открытости и гласности этой оценки - реальный шаг к повышению качества образования.

Цель данного исследования - разработать и теоретически обосновать модель комплексного педагогического мониторинга на рефлексивной основе, ориентированную на повышение качества образования в вузе.

Задачи исследования:

1 .Выявить и обосновать научно-методические возможности педагогического мониторинга в повышении качества образования в высшей профессиональной школе.

2. Определить особенности комплексного педагогического мониторинга на рефлексивной основе как средства повышения качества образования в высшем учебном заведении.

3. Разработать и экспериментально проверить модель комплексного педагогического мониторинга на рефлексивной основе, ориентированную на повышение качества образования в вузе.

Изложение основного материала статьи. Основными недостатками традиционного контроля в системе образования являются: дискретность, несистематичность, оторванность от повседневного педагогического процесса. Все это не позволяет оперативно влиять на совершенствование учебного процесса, своевременно включать внутренние силы учащихся.

Проверенный способ оценки качества педагогического процесса, качества подготовки учащихся и выпускников образовательных учреждений - педагогический мониторинг [2]. Однако на практике педагогический мониторинг часто сводится лишь к отслеживанию конечных результатов учебного процесса (уровня обученности учащихся), либо к отслеживанию отдельных аспектов образовательного процесса. Не отслеживаются во взаимосвязи с конечными результатами эффективность педагогического процесса, качество ресурсного обеспечения образовательного процесса (качество кадровых, материально-финансовых, информационных и других ресурсов).

В практике педагогического мониторинга осуществляется лишь диагностика учебной деятельности учащихся, в то время как процесс обучения - это бинарный (двусторонний) процесс, т.е. процесс, состоящий из деятельности учителя (преподавания) и деятельности учащихся (учения).

«Иначе говоря, в целях определения истинных механизмов повышения эффективности учебного процесса необходима оценка как учебно-познавательной деятельности студентов, так и педагогической деятельности преподавателя» [1]. Необходимо активное участие в процессе диагностики образовательного процесса и его результатов как педагогических работников, так и учащихся. Очень важны также в процессе педагогического мониторинга реализация участниками оценочной деятельности (преподавателем и студентами) рефлексии, самоанализа своей деятельности.

Анализ образовательного процесса показывает, что реализуемый в настоящее время педагогический мониторинг неэффективен: он недостаточно объективен и не стимулирует педагогических работников и учащихся на развитие творческой инициативы, совершенствование педагогического процесса.

«На практике педагогический мониторинг часто сводится лишь к мониторингу конечных результатов образовательного процесса, (то есть к отслеживанию качества знаний, обученности учащихся), либо к диагностике лишь отдельных аспектов учебно-воспитательной работы. Это не позволяет установить причины достижений и неудач» [3]. Для анализа и объективной оценки педагогического процесса, управления развитием учащихся необходим комплексный мониторинг:

а) эффективности педагогического процесса;

б) качества его результатов (обученности, воспитанности, развития учащихся);

в) условий, обеспечивающих эффективность педагогического процесса

(качества кадровых, информационных, материальных ресурсов, организационно-экономических механизмов развития образования).

Эффективность инновационного педагогического мониторинга значительно повышается при условии его реализации на принципах рефлексивности, бинарности, направленности на повышение качества образования в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.