Научная статья на тему 'Личностно-ориентированное обучение как средство интеллектуального развития обучающихся'

Личностно-ориентированное обучение как средство интеллектуального развития обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНИЦИАТИВА / МОТИВАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / PERSONALITY-ORIENTED LEARNING / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL CONTENT / INITIATIVE / MOTIVATION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулевич Татьяна Михайловна

В статье с позиций личностно-ориентированного подхода рассматриваются теоретические аспекты современного обучения. Максимальное развитие школьников в обучении предполагает интеллектуальную активность, как неразрывное единство их личностных и деятельностных характеристик. Важно подчеркнуть, что личностно-ориентированное обучение способно перевести школьников на более высокий уровень интеллектуального развития: от готовности выступать субъектом отдельных познавательных действий к готовности быть субъектом целостной познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LICHNOSTNO-FOCUSED TRAINING AS MEANS OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF THE TRAINED

The article considers the theoretical aspects of modern education from the perspective of personality-oriented approach. The maximum development of students in learning involves intellectual activity as an indissoluble unity of their personal and activity characteristics. It is important to emphasize that student-centered learning is able to transfer students to a higher level of intellectual development: from readiness to act as a subject of individual cognitive actions to readiness to be a subject of integral cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированное обучение как средство интеллектуального развития обучающихся»

составляющую содержания дисциплины. Происходит интеграция изучения лингвистической темы и развития речи. Процесс формирования коммуникативных умений рассредоточили во времени, работу проводили на уроках грамматики перед уроками развития речи, что позволило на обучающих уроках развития речи целенаправленно и систематически развивать коммуникативные умения, больше внимания уделять работе с текстами разных жанров и стилей, рефлексивной деятельности, т.е. происходит интеграция изучения грамматической темы и речеведческого материала.

Выводы. При обучении русскому языку методическими условиями являются закономерности усвоения родной речи, принципы, подходы, методы, приемы, средства, способы обучения. Методические условия могут ускорять или замедлять процессы обучения и развития учащихся предмету, а также воздействовать на динамику, конечный результат обучения / изучения и воспитания. Именно они обеспечивают эффективность деятельности учителя и ученика.

С помощью коммуникативной деятельности учитель-предметник передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между обучаемыми, а ученики получают знания, обмениваются информацией, участвуют в познавательно-практической деятельности [4, с. 32].

Учитель на основе своего предмета раскрывает определенные грани обобщенной системы понятий. В связи с этим школьник не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью учится сам добывать информацию / открывать знания.

Литература:

1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Рязань, 1999.

2. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. -1993. - № 3. - С. 36 - 43.

3. Гладченко В.Е., Горобец Л.Н. Методика формирования коммуникативных умений учащихся 3 - 5 классов на основе принципа преемственности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 5. - С. 25-35.

4. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.

5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.

6. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.

7. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1979.

8. Русский язык. 3 класс: учебник для учащихся общеобразов. учреждений: в 2 ч. Ч. 1-2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Винтана-Граф, 2013. - 192 с.

9. Русский язык. 4 класс: учебник для учащихся общеобразов. учреждений: в 2 ч. Ч. 1-2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Винтана-Граф, 2013. - 176 с.

10. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразов. учреждений. В 2 ч. Ч. 1-2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.

11. Система обучения сочинениям в V - VIII классах / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1967.

12. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. Пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1964.

Педагогика

УДК: 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Гулевич Татьяна Михайловна

Московский государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье с позиций личностно-ориентированного подхода рассматриваются теоретические аспекты современного обучения.

Максимальное развитие школьников в обучении предполагает интеллектуальную активность, как неразрывное единство их личностных и деятельностных характеристик. Важно подчеркнуть, что личностно-ориентированное обучение способно перевести школьников на более высокий уровень интеллектуального развития: от готовности выступать субъектом отдельных познавательных действий к готовности быть субъектом целостной познавательной деятельности.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, интеллектуальное развитие, содержание образования, инициатива, мотивация, рефлексия.

Annotation. The article considers the theoretical aspects of modern education from the perspective of personality-oriented approach.

The maximum development of students in learning involves intellectual activity as an indissoluble unity of their personal and activity characteristics. It is important to emphasize that student-centered learning is able to transfer students to a higher level of intellectual development: from readiness to act as a subject of individual cognitive actions to readiness to be a subject of integral cognitive activity.

Keywords: personality-oriented learning, intellectual development, educational content, initiative, motivation, reflection.

Введение. Социально-преобразующая сущность человека характеризуется способностью к интеллектуальной, коммуникативной и практической деятельности.

Реалии сегодняшнего дня требуют применения инновационной педагогической парадигмы, внедрения новых концептуальных подходов к системам обучения и воспитания с целью воспитания самостоятельной, инициативной, творческой личности.

Определить собственные позиции в жизни, овладеть системой глубоких знаний, выявить круг интересующих научных проблем, освоить способы их решения призвано помочь учащимся содержание личностно-ориентированного обучения.

Поэтому «краеугольным камнем» содержания образования должна стать ориентация на полноценное развитие интеллектуально-познавательных способностей обучающихся.

Рассматривая значение обучения отметим, что интеллектуально-познавательные умения школьников реализуются только в коммуникативной деятельности. От степени сформированности этого умения зависит эффективность освоения учащимся индивидуального образовательного маршрута.

Практически любой элемент образования реализуется с помощью собственного выбора или поиска ученика, который может не только выбирать образовательные компоненты из предлагаемого ему набора, но и создавать собственные элементы своей образовательной траектории.

Благодаря свободе интеллектуального самовыражения школьник создаёт образовательный продукт и получает новые, более глубокие знания тогда, когда овладевает основами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому учитель не только должен предоставлять ученикам свободу выбора, но и учить их действовать осмысленно в ситуации выбора. Чем большую степень включения ученика в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается индивидуальная самореализация ученика. Нельзя не признать очевидность использования личностно-ориентированного подхода, с помощью которого можно и нужно поддерживать процессы самопознания личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Кроме того, важно установить связь между практической и развивающей целью, которая должна рассматриваться не столько как расширение кругозора, сколько как развитие интеллекта.

Изложение основного материала статьи. Так как современное образование становится личностно-ориентированным, то в конструировании содержания образования необходимо учитывать взаимосвязь социокультурного и личностного аспектов жизнедеятельности. И если в качестве ведущей функции в обучении считать функцию развития интеллектуально-познавательных способностей обучающихся, то условием ее реализации должна стать информационная новизна, предполагающая непрерывный процесс систематического и последовательного овладения новыми учебными предметами.

Конкретизируя высказанное утверждение, подчеркнем, что важно добиться понимания обучающимися правила: между мыслью и поступком всегда должен быть диалог с собеседником, с самим собой, чтобы не допустить оплошности [3, с. 309].

По мнению М. А. Холодной, только диалог с равноправными собеседниками способен предоставить ребенку реальную возможность актуализировать свой интеллектуальный опыт [7, с. 214].

Идея о качественном интеллектуальном развитии школьников с учетом субъектно-личностных познавательных структур нашла отражение в теоретических разработках Амонашвили Ш. А., Бондаревской Е. И., Серикова В. В., Якиманской И. С. Исследователи фокусировали внимание на внедрении в педагогику принципа личностной ориентации педагогического процесса.

Л. М. Перминова, Е. Н. Селиверстова подчеркивают, что в качестве внутреннего механизма, определявшего содержание цели интеллектуального развития школьников на самом высоком уровне, исследователи Сериков В. В., Холодная М. А., Хуторской А. В. выделяли переживание учебно-познавательной задачи как жизненной проблемы [3, с. 375].

Важным является и вопрос о критериях отбора учебных предметов в учебный план. Ответить на вопрос «для чего нужен» тот или иной предмет в образовательной программе школы, значит найти место для данного предмета в процессе достижения стратегической цели образования. Ведущим приоритетом в данном случае, является создание такой образовательной среды, которая раскроет перед растущим человеком целый спектр равнодостойных направлений самосовершенствования. Это означает, что обучающимся должны быть созданы условия для свободного и полноценного развития интересов и созидательных способностей [4, с. 46].

Мы разделяем мнение Е. Н. Селиверстовой о том, что такой подход приведет к тому, что процесс постепенного обновления системы педагогических ценностей охарактеризуется переходом к личностно-ориентированной концептуальной схеме, исключающей авторитарность и менторский тон поведения учителя.

В таком контексте очень важно отметить базовую идею педагогики сотрудничества: признание ребенка уникальной личностью, открытой всему новому и способной на осознанный выбор в различных жизненных ситуациях.

Именно в таком смысле Е. Н. Селиверстова акцентирует мысль о том, что образовательный процесс должен строиться на началах творческого сотрудничества взрослого и ребенка, расширяющего возможность диалоговых форм взаимодействия [4, с. 48].

Л. С. Выготский, рассматривая активность, как важнейшую характеристику личности, отмечал, что «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других» [2; с. 196].

Поэтому сущностные характеристики активности личности надо искать во внутреннем пространстве каждого обучающегося.

В качестве наиболее специфического проявления интеллектуальной активности школьников Е. Н. Селиверстова выделяет их интеллектуальную инициативу, которая продолжается и за пределами требуемых познавательных установок. Речь идет о том, что творческие результаты напрямую зависят от личностного фактора: по собственной инициативе применять свои интеллектуальные способности. Это положение обосновывает вывод о том, что интеллектуальное развитие определяется не только сформированностью творческого мышления, но и его переходом в личностное качество - готовность к познавательной самодеятельности.

По мнению Л. С. Выготского, «всякая новая ступень в развитии опирается на обобщение предшествующих ступеней» [1, с. 277]. В подтверждении этой мысли значимым оказывается вывод Е. Н. Селиверстовой о том, что, развивающий потенциал житейского опыта ребенка реализуется, если этот

опыт постоянно учитывается педагогами как основа для выстраивания школьником системы научных понятий [4, с. 155].

Выделение личностного опыта школьников в качестве обязательной составляющей учебного материала, как было раскрыто ранее Е. Н. Селиверстовой, обусловлено принципом вариативности как ключевым ориентиром, представлять учебный материал в виде совокупности значимых для школьников проблемных и личностно-ориентированных ситуаций [4, с. 166].

Такое содержание образования становится значимым для школьников, поскольку «способно поколебать целостность личностного мировосприятия, иерархию смыслов» [5, с. 43] и наполнить учебный материал личностно-значимым содержанием.

Конкретизируя это положение, хотелось бы, вслед за Е. Н. Селиверстовой, отметить необходимость ориентации школы на интеллектуальное саморазвитие и личностное самосовершенствование обучающихся в процессе личностно-ориентированного обучения.

Проблематика личностно-ориентированного обучения в отечественной педагогике появилась сравнительно недавно.

Е. В. Бондаревская, В. В.Сериков и И. С. Якиманская, например, непосредственно изучали специфику и особенности организации личностно-ориентированного образования, выделив базовые технологические установки на создание единого личностно-ориентированного пространства для учащихся.

Исследуя феномен личностно-ориентированного образования, В. В. Сериков констатировал необходимость создания условий для полноценного проявления и развития личностных функций воспитанников [6, с. 138].

Проблема применения личностно-ориентированного подхода в образовательной деятельности рассматривалась Т. К. Селевко в связи с разработкой технологий саморазвивающего обучения.

Подчеркнем, что принципы личностных технологий и технологии индивидуализации обучения разрабатывались Ш.А. Амонашвилии В. Д. Шадриковым.

Безусловный интерес представляют размышления о теоретических основах совершенствования процесса осуществления личностного развития учащихся, которые заложены в концепции периодизации развития личности А. В. Петровского, в «смысловой» концепции Б. С. Братуся, в концепции «субъектности» личности В. А. Петровского, в культурологической концепции Е. В. Бондаревской, в концепции развития личности В. П. Зинченко, в антропологическом принципе развития личности В. И. Слободчикова.

Выдвижение на первый план идеи личностно-ориентированного обучения в системе интеллектуального развития учащихся позволяет утверждать, что необходимо усиление роли ученика как познающего субъекта.

Еще школьная практика 1960-1980-х годов предлагала повысить уровень самостоятельности и продуктивности познавательной деятельности школьников [3, с. 366]. И мы поддерживаем мнение исследователей, что подобный подход действительно делал акцент на том, что учась, школьник всегда открывает для себя нечто новое.

В условиях обнаружения и преодоления познавательных затруднений у школьников формируется опыт «переоткрытия знаний». И чем более сложны проблемы, чем более глубокие познавательные противоречия они порождают у школьников, тем более высок развивающий эффект обучения [3, с. 367].

Так как основополагающей концепцией личностно-ориентированного обучения является возможность выбора индивидуальной траектории развития, то предполагается такая организация образования, которая сосредоточена преимущественно на принципиально новой позиции ученика - творца своей деятельности.

Выводы. Все это убеждает нас в том, что достижение высоких результатов интеллектуального развития обучающихся возможно только при соблюдении принципа личностно-ориентированного обучения.

Отмечая своевременность и важность научных разработок, касающихся теоретических, организационных и технологических основ личностно - ориентированного обучения, представляется необходимым специально обратиться к данной проблеме во взаимосвязи с интеллектуальным развитием школьников.

С этой точки зрения интерес представляет, выдвинутое Л. М. Перминовой и Е. Н. Селиверстовой, положение о переносе акцентов с формирования у школьников опыта осуществления отдельных познавательных действий и опыта разрешения, выдвинутых учителем проблем, на формирование опыта обнаружения познавательных противоречий и выбора способов их разрешения на основе выработки ценностно-смыслового отношения к познанию [3, с. 371].

На наш взгляд, возможность реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения определяет набор функций, среди которых наиболее важными являются функции мотивации, ориентации на будущую профессию, самореализации и рефлексии.

Подводя итог, следует отметить, что в рамках разработки проблематики личностно-ориентированного обучения одним из центральных звеньев является познавательная деятельность учащихся, а также «смещение» установок учителя с содержательно-процессуальных аспектов учебного общения на ценностно-смысловые аспекты.

Литература:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. - М., 1982. С. 277

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. С. 160

3. Л. М. Перминова, Е. Н. Селиверстова. Дидактика на рубеже эпох (XX - XXI вв): Курс лекций для системы высшего и постдипломного педагогического образования. - Владимир: ВГГУ, 2010. - 428 с.

4. Селиверстова Е. Н. От школы знания - к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения: Учебное пособие. - Владимир: ВГГУ, 2008. - 219 с.

5. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. №5, с. 43

6. Сериков В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999. - С. 27.

7. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002 - 272 с.

Педагогика

УДК:378.1

старший преподаватель кафедры физической культуры Гусев Алексей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Княгинино); кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владмировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Иванова Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА»

Аннотация. В статье рассматривается проблема ухудшения состояния физического здоровья студенческой молодежи и недостаточность исследований, освещающих вопросы организационно-методического обеспечения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» в инженерно-экономических вузах в рамках реализации ФГОС нового поколения. Предлагается программа дисциплины для бакалавров направления 43.03.01 Сервис, направленная формирование способности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Разработан раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка», направленный на развитие у студентов общей, статической и силовой выносливости, координации, зрительно - моторной реакции других психофизических качеств.

Ключевые слова: универсальные компетенции, элективные курсы по физической культуре, обучающиеся в вузе, профессионально-прикладная физическая культура, физическая подготовленность.

Anmtation. The article deals with the problem of deterioration of physical health of students and the lack of research covering the issues of organizational and methodological support of the discipline "Elective courses in physical culture" in engineering and economic universities in the framework of the implementation of the new generation of GEF. The program of discipline for bachelors of the direction 43.03.01 Service directed formation of ability to support the due level of physical readiness for ensuring full-fledged social and professional activity is offered. The section "Professionally-applied physical training" aimed at the development of students ' General, static and strength endurance, coordination, visual-motor response of other psychophysical qualities.

Keywords: universal competence, elective courses in physical culture, studying at the university, professionally-applied physical culture, physical fitness.

Введение. Анализ научно-методической литературы по вопросам состояния здоровья студентов вузов позволил выявить тенденцию его ухудшения среди учащихся этой группы по сравнению с прошлым десятилетием: отмечено значительное увеличение общего числа ослабленных юношей и девушек (страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата - 12,9%; имеющих нарушения сердечно -сосудистой системы - 6,5% и страдающих другими заболеваниями - 31,5%). Среди девушек эти показатели на 10%-15% выше по сравнению с юношами. Общий процент девушек - первокурсниц, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе, может достигать 70% и более.[1; 4]. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации показатели заболеваемости инфекционными заболеваниями в студенческом возрасте неуклонно растут на 510% ежегодно, болезни нервной системы увеличились за последние 2 года на 7%.

Анализ научно-методической литературы показывает, что вопросы повышения физической подготовленности студентов являются достаточно разработанными. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. [9] предлагают организовать учебные занятия по принципу спортивной специализации, делая акцент на определенной физкультурно-спортивной деятельности - спортивной борьбе, легкой атлетике, аэробике, спортивных играх. Такой подход дает результат только на группе студентов, заинтересованных в занятии именно этим видом спорта.

Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б., Слепова Л.Н. [8] большое внимание уделяют усовершенствованию системы педагогического контроля за физическим состоянием студенческой молодежи. Авторами предлагается перечень наиболее информативных тестов, которые характеризуют физическое и психическое состояние студентов, и устанавливается нормативная база этих показателей. Однако в силу объемности и траты времени сбор данных по физической подготовленности и последующий анализ результатов тестирования представляется трудновыполнимым.

Другие авторы [4; 5] рекомендуют сделать акцент на мотивацию студентов к самостоятельным занятиям. Несмотря на теоретическую обоснованность этого метода, в данных работах не учитываются смена приоритетов (выход на первый план вопросов получения профессиональной подготовки, трудоустройства, карьеры, создания семьи и воспитания детей) и отсутствие свободного времени у студентов.

В связи с этим особое значение приобретает вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи. Обучение в вузе предъявляет повышенные требования к здоровью студентов: резко возросшая учебная нагрузка, стремительное изменение привычного ритма жизни и круга общения, часто смена места проживания и качества питания вызывают сильный стресс и оказывают выраженное негативное влияние на физическое и психическое здоровье учащихся. Во время обучения в вузе повышается психоэмоциональная напряженность студентов, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний [2; 3; 5].

Современный специалист наряду с хорошей теоретической и практической подготовкой по избранному виду деятельности должен иметь оптимальное состояние здоровья и высокую работоспособность. В связи с этим одной из главных задач, стоящих перед вузами, является создание системы обучения, направленной на обеспечение баланса умственной и физической работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.