Научная статья на тему 'Личностно-ориентированные технологии в обучении иностранному языку'

Личностно-ориентированные технологии в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5046
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТЫ / PROJECTS / МАСТЕРСКИЕ / COOPERATIVE LEARNING / MODULE LEARNING / MASTERY LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиленко Наталья Владимировна

В статье рассматриваются проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку и новые образовательные технологии: технология обучения в сотрудничестве, модульного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, проектов и мастерских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality-Oriented Technologies in Foreign Language Teaching

The article deals with personality oriented approach in language teaching and new educational technologies: Cooperative learning, Module learning, Projects, Critical Thinking Development through Reading and Writing and Mastery learning.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированные технологии в обучении иностранному языку»

Методика преподавания языка

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Н. В. Жиленко

В статье рассматриваются проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку и новые образовательные технологии: технология обучения в сотрудничестве, модульного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, проектов и мастерских.

Ключевые слова: личностно-ориентированные технологии, обучение в сотрудничестве, модульное обучение, проекты, мастерские.

В современный период актуальным становится формирование позитивной стратегии обучения и воспитания.

Изменение ролевых функций учителя и учащихся оказывается связанным с изменением содержания учебного предмета и его построения.

Решение этих проблем связано с реальным воплощением идей гуманизации и гуманитаризации образования, т.е. с использованием этих идей для преодоления отчуждения содержания образования от живой человеческой личности, её потребностей и интересов.

Современная система образования в области иностранных языков строится в рамках личностно-ориентированной парадигмы. Как и любая сложная система [1], она демонстрирует множественность путей своего развития, реализуя личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный, межкультурный и компетентностный подходы [2]. Ей присущи такие категории, как интеллектуальное, творческое и нравственное развитие учащихся.

Приоритет личностно-ориентированной парадигмы системы языкового образования ставит в центр обучения не деятельность преподавания, а учения, т.е. познавательную деятельность учащегося, учитывающую и развивающую его индивидуальные возможности, креативные и рефлексивные способности. Основная задача учителя - организовать продуктивную учебную деятельность учащихся, как определенный тип самостоятельной творческой учебнопознавательной деятельности учащихся.

119

Lingua mobilis № 6 (32), 2011

Данная деятельность обеспечивает ему реализацию его личностного когнитивного и креативного потенциала, даёт возможность овладеть стратегиями образовательной деятельности, а также приобрести эффективный самостоятельный опыт изучения и использования иностранного языка в разных ситуациях и условиях самореализации и саморазвития [3]. Это требует включения процесса изучения иностранного языка в аутентичную продуктивную (проектную, научноисследовательскую) деятельность на иностранном языке, связанную с освоением обучающимся реального социокультурного пространства. Главным становится процесс познания / учения (а не процесс преподавания), трактуемый как индивидуализированный и автономный процесс, требующий от учащегося высокой степени самостоятельности и активности, а также умений грамотно работать с информацией. Особую роль призваны сыграть новые технологии обучения все более интенсивно внедряемые в систему языкового образования [4].

Новые нетрадиционные образовательные технологии - это те технологии, которые:

1) вовлекают каждого учащегося в активный познавательный и информационно-коммуникационный процесс, в том числе и прежде всего с помощью средств современных информационных технологий;

2) позволяют создавать условия для применения каждым обучающимся приобретенных знаний;

3) помогают учащимся осознать, где, каким образом и для каких целей приобретаемые знания могут быть применены [5].

Необходимость поставить учащегося в центр учебного процесса, сделать его субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов».

При личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий обучения создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды часто с выходом за пределы урока [6].

Личностно-ориентированные технологии при условии их специальной организации способны обеспечить формирование иноязычной коммуникативной компетенции и развитие таких качеств личности учащихся как «культура общения, умение работать в со-

120

Методика преподавания языка

трудничестве..., способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания [7].

Технологии обучения в сотрудничестве (Е. С. Полат, Ф. Ю. Уваров и др.), модульного обучения (П. А. Юцевичене, М. А. Чошанов и др.), развития критического мышления через чтение и письмо (И. О. За-гашев, С. И. Заир-Бек и др.), проектов (И. А. Зимняя, Е. С. Полат,

Т. Е. Сахарова и др.) и мастерских (И. А. Мухина, А. А. Окунев и др.) по своей концептуальной основе, содержательной и процессуальной частям [8] адекватны личностно-ориентированной парадигме.

Концептуальная основа названных технологий характеризуется тем, что их центральной фигурой является личность ученика как активного субъекта учебной деятельности и взаимодействий с другими участниками учебного процесса, разностороннее, свободное и творческое развитие которых является целью этих технологий. Предметное содержание, подлежащее усвоению с помощью личностно-ориентированных технологий, приобретает для учеников личностный смысл, поэтому выступает как содержание и среда становления их индивидуального опыта и личностного развития.

Учитель и ученик рассматриваются в качестве психологически равноправных и равноактивных участников учебного процесса, взаимодействие которых имеет характер сотрудничества.

«Учебный диалог» учителя и учащихся, а также учащихся между собой, становится основной организационной формой учебного процесса. В этом диалоге особое место отводится учебному сотрудничеству учащихся, их коллективной учебной деятельности, участники которой объединены целями, содержанием и ценностными ориентациями данной деятельности для присвоения социального опыта и их индивидного, субъектного и личностного развития [9].

В мировой практике известны различные пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения.

Основная идеология технологии обучения в сотрудничестве (Cooperative Learning) разработана американскими педагогами (D. Johnson, R. Johnson, R. Slavin и др.) и направлена на создание условий для учебного взаимодействия некоторого количества учащихся (3-6 человек) с целью совместного усвоения учебного материала. Участники воспринимают задание как единое, ощущают личную ответственность и потребность в качественном выполнении своей части, оказывают помощь друг другу, владеют необходимыми умениями и постоянно повышают эффективность взаимодействия.

121

Lingua mobilis № 6 (32), 2011

Первая группа приёмов “Mastery Learning” разработана С. Каганом для первичного усвоения нового материала. Вторая группа приёмов направлена на полное овладение учащимися новым материалом. Данная технология увеличивает коммуникативные контакты учащихся, включает их не только в активную учебно-познавательную деятельность, но и в ценностно-ориентационную и преобразовательную.

Модульная технология является ведущей для развития ученика как активного субъекта учебной деятельности. Её задача состоит в том, чтобы с помощью модульных программ, разработанных учителем, организовать самостоятельную работу учащихся по усвоению учебного материала, которая требует осознания её цели, принятия учебной задачи и придания ей личностного смысла, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, их качественного выполнения, осуществления текущего и итогового самоконтроля.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо вносит большой вклад в развитие таких личностных качеств учащихся, которые востребованы в современном обществе. Это умения работать с информацией, умения критически мыслить, видеть трудности и искать пути их преодоления, использовать приобретённые знания и генерировать новые идеи [10].

Развитие данных умений происходит в ходе работы с текстами проблемного характера, где учащиеся включаются в активный мыслительный процесс на трёх его фазах. Фаза вызова стимулирует учащихся вспомнить то, что они уже знают по данной проблеме, систематизировать эту информацию и сформулировать вопросы на которые нужно получить ответы при её дальнейшем изучении.

На фазе осмысления учащиеся приступают к работе с текстами, с целью получения новой информации по проблеме.

Фаза рефлексии предназначена для соотнесения полученной информации с известной ранее, со своим опытом. Здесь учащиеся принимают участие в обсуждении полученных результатов, в выработке общего решения, проверяют точность своего понимания проблемы.

Для обеспечения такой активной мыслительной деятельности учащихся на уроках иностранного языка необходим высокий уровень владения иноязычной речевой деятельностью, поэтому данная технология наиболее целесообразна на этапах развития умений и обучения общению.

Проектная технология создаёт оптимальные условия для функционирования иноязычного общения. Использование проектной методи-

122

Методика преподавания языка

ки в особой степени способствует реализации личностно-ориентированного подхода. Проектная методика имеет большую практическую направленность на создание реального речевого и неречевого/мате-риального продукта; позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности. Метод проектов активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремлённость, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Участниками технологии мастерских являются учитель-мастер и учащиеся как самостоятельные, творческие, социально ответственные и конструктивно вооружённые личности. Они взаимодействуют в проблемной ситуации, которая стимулирует мыслительную деятельность учащихся. Этот процесс предполагает особое состояние сотворчества участников мастерской, когда каждый верит в возможность открытия, надеется на успех и тем самым обеспечивает обязательное получение желаемого результата.

Технология мастерских по своей основе адекватна общению и поэтому создаёт оптимальные условия для овладения им. В то же время она требует высокого качества навыков и умений, чтобы иностранный язык мог выполнять роль средства, обслуживающего творческую деятельность учащихся.

Список литературы

1. Князева, Е. Н. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее [Текст] / Е. Н. Князева. - М. : Ком. книга, 2007.

2. Бим, И. Л. Иностранный язык в системе школьного филологического образования [Текст] / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 1. - С. 4-8.

3. Коряковцева, Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык : посо-

List of literature

1. Knjazeva, E. N. Osnovanija sin-ergetiki. Chelovek, konstruirujuwij sebja i svoe buduwee [Tekst] / E.

N. Knjazeva. - M. : Kom.kniga, 2007.

2. Bim, I. L. Inostrannyj jazyk v sisteme shkol'nogo filologichesk-ogo obrazovanija [Tekst] /I. L. Bim // Inostrannye jazyki v shkole. - 2009. - № 1. - S. 4-8.

3. Korjakovceva, N. F. Sovre-mennaja metodika organizacii samostojatel'noj raboty izuchaju-wih inostrannyj jazyk : posobie dlja

123

Lingua mobilis № 6 (32), 2011

бие для учителей [Текст] / Н. Ф. Коряковцева. - М., 2002. - С. 12.

4. Гальскова, Н. Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков [Текст] / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. -2009. - № 7. - С. 9.

5. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е. С. Полат. - М. : Издательский центр «Академия», 2008.

6. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы [Текст] / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2.

7. Сборник нормативных документов. Иностранный язык [Текст]. - М. : Дрофа, 2006.

8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998.

9. Куклина, С. С. Коллективная учебная деятельность как организационная форма овладения иноязычным общением [Текст] /

С. С. Куклина. - Киров : Изд-во ВятГГУ, 2007.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2003.

uchitelej [Tekst] / N. F. Korjakovce-va. - M. : ARKTI, 2002. - S. 12.

4. Gal'skova, N. D. Novye tehnologii obuchenija v kontek-ste sovremennoj koncepcii ob-razovanija v oblasti inostrannyh jazykov [Tekst] / N. D. Gal'skova // Inostrannye jazyki v shkole. -2009. - № 7. - S. 9.

5. Polat, E. S. Sovremennye peda-gogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija: ucheb.posobie dlja studentov vys-shih uchebnyh zavedenij [Tekst] / E. S. Polat. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2008.

6. Bim, I. L. Lichnostno-orien-tirovannyj podhod - osnovnaja strategija obnovlenija shkoly [Tekst] / I. L. Bim // Inostrannye jazyki v shkole. - 2002. - № 2.

7. Sbornik normativnyh dokumen-tov. Inostrannyj jazyk [Tekst]. - M.

: Drofa, 2006.

8. Selevko, G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii [Tekst] / G. K. Selevko. - M. : Narodnoe obrazovanie, 1998.

9. Kuklina, S. S. Kollektivnaja uchebnaja dejatel'nost' kak orga-nizacionnaja forma ovladenija ino-jazychnym obweniem [Tekst] / S.

S. Kuklina. - Kirov : Izd-vo VjatG-GU, 2007.

10. Novye pedagogicheskie i in-formacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija [Tekst] / Pod red. E.S. Polat. - M. : Akademija, 2003.

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.