Методика преподавания языка
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Т. И. Шакирова
В статье рассматриваются возможности использования средств иностранного языка в целях патриотического воспитания и задачи преподавателя иностранного языка. Рассмотрены возможности использования страноведческих, краеведческих текстов, а также пословиц и поговорок. Дано обоснование использования активных методов обучения с целью воспитания качеств личности патриота.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, обучение иностранному языку, формирование качеств личности патриота.
Процесс обучения иностранным языкам является процессом личностного развития обучающихся, развития его социальных качеств.
Изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран способствует формированию культуры межнационального общения [7].
Вопрос о воспитательных возможностях иностранного языка как средства общения также неоднократно ставился в отечественной методической литературе (И.Л. Бим, И.Н. Верещагина, Е.И. Вишневский, К.Б. Есипович, Г.В. Рогова и др.). Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина, например, отмечают, “что иностранный язык вносит значительный вклад в нравственное воспитание, интернациональное воспитание, воспитание любви к Родине и своим близким” [9].
И.Л. Бим также поднимает проблему воспитания средствами иностранного языка, потому что иностранный язык как межпредметная учебная дисциплина обладает эффективными возможностями приобщения учащихся к мировой культуре и тем самым способствует лучшему осознанию своей собственной культуры [1].
Воспитательный аспект заключается также в том, что обучение иноязычной культуре используется как средство идейнополитического, нравственного, этического, трудового, интернационального и патриотического воспитания [6].
Основным постулатом методики преподавания иностранного языка является сегодня мысль о том, что язык должен рассматриваться
91
Lingua mobilis №6 (25), 2010
в образовательном процессе не просто как орудие коммуникации и познания, но как путь, по которому мы проникаем в культурное поле и менталитет нации. Иноязычное общение обладает в плане обогащения интеллектуального потенциала и эмоциональной сферы студентов совершенно уникальным преимуществом, а именно возможностью развития индивидуальности в диалоге культур [3].
Следовательно, иностранный язык можно рассматривать в качестве эффективного условия воспитания патриотизма и развития качеств личности патриота.
Патриотическое воспитание студентов средствами иностранного языка - сложный и длительный процесс, процесс осознанный, потому что только в этом случае возникает необходимый эмоциональный контакт, что находит свое отражение в соответствующем миропонимании, миропереживании и мировосприятии субъекта.
Задачами преподавателей иностранного языка в патриотическом воспитании являются следующие:
- перевод неосознанных гражданско-патриотический действий в осознанные, наполненные патриотическими знаниями и убеждениями;
- ориентирование студентов на постоянное развитие и обновление патриотических качеств;
- воспитание из студентов людей, способных жить в современных условиях, высококлассных специалистов, активных патриотов России.
Погружение студентов в мир родного и иностранного языков формирует его личностные убеждения, социокультурные ориентации, глобальное мышление. Язык народа своеобразен, оригинален и отражает историческое и духовное развитие народа. Язык отражает для человека его окружающий его мир, культуру, созданную человеком, хранит его для человека и передает ее от поколения к поколению. Язык - орудие познания, с помощью которого человек познает мир. Вслед за С.Г. Тер-Минасовой, мы считаем, что язык формирует человека, делает его поведение, образ жизни, менталитет, национальный характер, идеологию [11].
По мнению Я.Б. Санжиевой язык является связующей нитью к культурному богатству своей и чужой культуры. Именно через языковой контакт осуществляется взаимодействие различных национальных и мировых культур, когда язык становится формой межкультурного обмена. Изучая иностранный язык, человек познает
92
Методика преподавания языка
иную культуру, иной менталитет. Студент, изучающий иностранный язык, получает возможность сравнивать свою культуру с другими культурами, в результате чего происходит обогащение личности, развивается понимание себя, своей культурной идентичности, развивается уверенность в себе, формируются способности к межкультурному общению [10].
Язык - это пространство встречи двух культур. Современные исследования в области методики преподавания иностранного языка акцентирует внимание на усвоении культуры изучаемого языка путем сопоставительного анализа родной и иноязычной культуры. (С.Г. Тер-Минасова, Дж. Уолдес и др.) Таким образом, изучение иностранного языка предоставляет студентам возможность более глубокого познания родной культуры. Изучение иностранного языка должно быть направлено на формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к родной культуре. Происходит актуализация потребности в расширении и углублении знаний о культуре своей национальной общности, переживание своих связей с данной культурой, формирование ценностного отношения к феноменам родной культуры, которые приобретают личностные смыслы для студентов.
Вузовский курс иностранного языка является следующей после школьного курса образовательной ступенью, отличающейся как содержанием (в том числе информационной составляющей), так и технологией обучения, рассчитанной на иные цели, иную возрастную и социальную категорию обучающихся.
Обучение иностранному языку в неязыковом вузе рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки специалиста любого профиля, а владение иностранным языком/ино-странными языками - как один из показателей степени общей образованности современного человека.
Обучение иностранному языку в неязыковых вузах носит многоцелевой характер.
Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» позволяет формировать уважительное отношение к духовным и материальным ценностям других стран и народов, совершенствовать нравственные качества студента.
В содержании курса иностранного языка учитываются интересы как представителей современного молодого поколения (их прагматическая жизненная установка, социальная позиция в восприятии картины современного мира и др.), что выражается в отборе опре-
93
Lingua mobilis №6 (25), 2010
деленного информативного материала, в использовании активных форм и видов учебной деятельности, в применении современных технологий обучения.
Овладение умениями иноязычного общения предполагает обязательную самостоятельную работу обучающихся.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный. В рамках нашей проблемы мы включаем в материальнотехнический компонент - учебные аудитории, памятники, соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства. В образовательные средства входят теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, по выработке мнения. К организационным средствам мы отнесем весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности патриота.
Разнообразие и совершенствование методов и приемов работы, поиск новых способов обучения повышает воспитательное значение иностранного языка как предмета. Поскольку основной формой организации учебно-воспитательного процесса в вузе были и остаются аудиторные практические занятия, преподавателю на каждом из них необходимо использовать воспитательные возможности иностранного языка как предмета [4].
Конечная цель деятельности преподавателя иностранного языка - не только дать студентам знания, сформировать умения и навыки, но и воспитать у них мировоззрение, чувство патриотизма и национальной гордости.
В качестве средства формирования качеств патриота у студентов выступает учебный материал по иностранному языку, взятый из текстов: страноведческих, краеведческих, пословиц и поговорок патриотической направленности.
Большими воспитательными возможностями обладают тексты страноведческого характера, содержащие информацию о традициях, праздниках народы страны изучаемого языка. Праздники народа -неотъемлемая часть его культуры, их изучение способствует более
94
Методика преподавания языка
полному знакомству со страной, ее историей, обычаями. Такой материал, на наш взгляд помогает преподавателю иностранного языка привлечь внимание студентов к необходимости уважительного отношения к традициям и обычаям страны изучаемого языка, сравнить с традициями своей страны.
На занятиях по иностранному языку мы часто обращаемся к текстам о России и российских городах, а также краеведческим текстам. Подобного рода учебный материал воспитывает у обучающихся чувство гордости за свою большую и малую Родину. Студенты охотно работают не только над материалом, который предлагает преподаватель, но и сами активно подбирают интересный, с их точки зрения материал. Они собирают информацию, фотографии об истории городов, памятных местах и выдающихся людях Родины, оформляют альбомы, журналы и стенгазеты.
Таким образом, формирование качеств личности патриота посредством материала о России и краеведческого материала - это сложный процесс, который расширяет кругозор студентов, приобщает их к творческой деятельности. Обучение путем открытий - актуальная проблема современности.
Очевидна сегодня воспитательная значимость пословиц и поговорок при их изучении и сравнении с русским эквивалентом. В простой и сжатой словесной формуле пословиц заключен практический опыт народа, его миропонимание, а, главное, содержится отношение народа к окружающей действительности, его ценностные ориентации, представления о своем месте на земле. Кроме прямого смысла они могут иметь и переносный.
Патриотические пословицы как вид фразеологических единств представляют собой законченные суждения, однако степень выражения образности высказывания в сопоставляемых языках может быть различной.
Мудрость пословиц состоит в том, что в них даже некоторые негативные моменты родной действительности не оказывают отрицательного влияния на чувства привязанности к тем местам, где человек родился, учился, работал и живет, и с которыми связаны яркие эмоциональные переживания.
Важно помнить, что в пословицах кроме прямого есть и переносный смысл. Для того чтобы его понять, обучающемуся нужно приложить определенные усилия, поразмыслить, привлечь весь свой опыт
95
Lingua mobilis №6 (25), 2010
и знания. А это является важным условием для нравственного воспитания, когда обучающийся должен сделать свой выбор.
В своей педагогической практике мы используем такие формы работы над проблемами, как написание писем и сочинений. Как правило, это жизненно важные или нравственные проблемы, и от студентов требуется не только изложить свою точку зрения, защитить ее, но и привести другие мнения, объяснить, почему он с ними не согласен. Такой вид работы способствует развитию навыков логического изложения своих мыслей и поиска аргументов.
Следовательно, если проблема нравственная, связанная с патриотизмом, или связанная с трактовкой пословиц, то это способствует формированию у студентов любви и преданности родной земле, народу, уважения старшего поколения и их традиций, а также учит молодежь быть трудолюбивыми, честными, порядочными, благородными, мужественными.
Воспитательное воздействие на студентов оказывает не только содержание материалов, по которым ведется работа, но и методы работы над ними, так как определенные методы и приемы формируют отношение человека к делу, его поведение, а, следовательно, воспитывают.
Важное место в учебном процессе вуза не только с обучающей, но и с воспитательной точки зрения занимают стремительно развивающиеся педагогические технологии. Обновление технологии вузовского обучения предполагает, прежде всего, переориентацию всей дидактической системы с преимущественно информативного на содержательно-процессуальное обучение, позволяющее развить познавательные, творческие, профессиональные способности выпускников вузов.
Включение студентов в активную познавательную учебную деятельность достигается с помощью методов, получивших название активных. Под активными методами обучения подразумевают такие, которые мобилизируют в процессе обучения не память, а мышление, помогают уходить от сложившихся стереотипов, искать самостоятельные, оригинальные варианты ответов и пути решения учебных задач; вносят элементы имитационного моделирования, поиска, сравнения различных факторов, позиций, выводов с тем, чтобы яснее выбрать свою точку зрения, отработать индивидуальный стиль деятельности и диалогического общения.
96
Методика преподавания языка
При отборе современных методов обучения необходимо учитывать нижеперечисленные критерии, предлагаемые Г альсковой Н.Д.
- создавать атмосферу, в которой обучающийся чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучающегося, развивать потребность учиться;
- затрагивать личность обучающегося в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его когнитивные, творческие способности;
- активизировать обучающегося, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими учатсниками этого процесса;
- создавать ситуации, в которых преподаватель не является центральной фигурой; обучающийся должен осознать, что изучение иностранного языка в большой степени связано с его личностью и интересами, нежели заданными преподавателем приемами и средствами обучения;
- обучать студента работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей - следовательно, обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
- предусматривать различные формы работы на занятиях: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучающихся, их самостоятельность, творчество и т.п. [2].
Использование инновационных педагогических технологий, функционирующих в режиме применения компьютера в педагогическом процессе, сегодня наиболее актуально. Применение компьютера как средства обучения иностранному языку качественно меняет и увеличивает возможности накопления и применения знаний каждым учащимся, а также возможности познания.
Колоссальными информационными возможностями и ресурсами при изучении иностранных языков обладает Интернет. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть он создает естественную среду [8].
Возможности и ресурсы Интернета при изучении иностранного языка нами использовались для следующих целей:
- для включения материалов сети в содержание занятия;
97
Lingua mobilis №6 (25), 2010
- для самостоятельного изучения иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
- для самостоятельного поиска информации студентами в рамках работы над проектом.
Таким образом, иностранный язык как учебная гуманитарная дисциплина имеет огромный воспитательный потенциал, который необходимо использовать для приобщения обучающихся к осознанию культурного наследия своего народа. Использование страноведческих, краеведческих текстов, пословиц и поговорок, творческих заданий помогает учащимся приобретать нравственные знания. Со временем эти знания приобретают форму личных взглядов и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Студенты учатся серьезно анализировать и подвергать нравственной оценке события, поступки, пытаются представить, как они бы поступили бы в подобных ситуациях. Подобного рода тексты и творческие письменные задания позволяют подводить студентов к нравственному выбору и способствуют воспитанию качеств личности патриота. Богатый в воспитательном плане учебный материал влечет за собой и улучшение знаний студентов по иностранному языку.
Студенты, как видно из их высказываний и сочинений, прекрасно осознают нравственные проблемы, затрагиваемые на занятиях по иностранному языку. Такими проблемами, прежде всего, являются проблемы, связанные с проявлениями личностных качеств патриота.
Все наполнение учебно-воспитательного процесса при изучении иностранного языка способствует патриотическому воспитанию, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способности успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время [5].
Список литературы
1. Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 4.
2. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учи-
List of literature
1. Bim, I. L. Nekotorye aktual'nye problemy sovremennogo obu-chenija inostrannym jazykam // Inostrannye jazyki v shkole. 2001. № 4.
2. Gal'skova, N. D. Sovremen-naja metodika obuchenija inostrannym jazykam: Posobie dlja
98
Методика преподавания языка
теля. 3-е изд. М. : АРКТИ, 2004. 192 с.
3. Гвоздева, Е. Н. Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка: дисс. ... канд. пед. н. Чита, 2006 184 с.
4. Гуменьщикова, Г. А. Комплексное воспитание учащихся на уроках французского языка и во внеклассной работе // Иностранные языки в школе. 1986. № 1. С. 66-68.
5. Крипон, Н. С. Воспитание патриотизма у студентов университета в процессе межкультурной коммуникации // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: сб. статей регионально-практической конференции. Магнитогорск, 2005.
6. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. // Е.И.Пассов, В.П. Кузовлев, В.С. Коростелев. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. М : Рус. яз., 1991. 360 с.
7. Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Пидкаси-стого П.И. М., 2004. 608 с.
8. Полат, Е. С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 2. С.14-19.
uchitelja. 3-e izd. M. : ARKTI, 2004. 192 s.
3. Gvozdeva, E. N. Vospitanie nacional'nogo samosoznanija stu-dentov pedagogicheskogo vuza sredstvami inostrannogo jazyka: diss. ... kand. ped. n. Chita, 2006 184 s.
4. Gumen'wikova, G. A. Kom-pleksnoe vospitanie uchawihsja na urokah francuzskogo jazyka i vo vneklassnoj rabote // Inostran-nye jazyki v shkole. 1986. № 1. S. 66-68.
5. Kripon, N. S. Vospitanie patri-otizma u studentov universiteta v processe mezhkul'turnoj kommu-nikacii // Vospitanie grazhdanstven-nosti i patriotizma studencheskoj molodezhi v uslovijah obnovlen-noj Rossii: sb. statej regional'no-prakticheskoj konferencii. Magnitogorsk, 2005.
6. Obwaja metodika obuchenija
inostrannym jazykam: Hres-
tomatija / Sost. Leont'ev A.A. // E.I.Passov, V.P. Kuzovlev, V.S. Korostelev. Cel' obuchenija inos-trannomu jazyku na sovremennom jetape razvitija obwestva. M : Rus. jaz., 1991. 360 s.
7. Pedagogika. Uchebnik dlja stu-dentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij / Pod red. Pidkasistogo
P.I. M., 2004. 608 s.
8. Polat, E. S. Internet na urokah inostrannogo jazyka // Inostran-nye jazyki v shkole. 2001. № 2. S.14-19.
99
Lingua mobilis №6 (25), 2010
9. Рогова, Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку. М. : Просвещение, 1998. С.28-29
10. Санжиева, Я. Б. Гуманизация и диалог культур в школьном образовании: учеб. пособие. Усть-Ордынский : ИПКРО, 2000. 144 с
11. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М. : Слово/Slovo, 2000. 624 с.
9. Rogova, G. V., Verewagina I. N. Metodika obuchenija anglijskomu jazyku. M. : Prosvewenie, 1998. S.28-29
10. Sanzhieva, Ja. B. Gumanizacija i dialog kul'tur v shkol'nom obrazo-vanii: ucheb. posobie. Ust'-Ordyn-skij : IPKRO, 2000. 144 s
11. Ter-Minasova, S. G. Jazyk i mezhkul'turnaja kommunikacija: ucheb. posobie. M. : Slovo/Slovo, 2000. 624 s.
100