Научная статья на тему 'Текст как одно из основных средств патриотического воспитания в процессе обучения иностранному языку'

Текст как одно из основных средств патриотического воспитания в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Татьяна Ивановна

В статье рассматривается влияние образования, языкового образования и конкретно текста на процесс личностного развития обучающегося и на их роль в патриотическом воспитании. Дается понятие «патриотизм» и сформулированы качества патриотически-устойчивой личности. Приводятся примеры использования текстов с целью патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текст как одно из основных средств патриотического воспитания в процессе обучения иностранному языку»

Методика преподавания языка ТЕКСТ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Т. И. Шакирова

В статье рассматривается влияние образования, языкового образования и конкретно текста на процесс личностного развития обучающегося и на их роль в патриотическом воспитании. Дается понятие «патриотизм» и сформулированы качества патриотически-устойчивой личности. Приводятся примеры использования текстов с целью патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, языковое образование, языковая личность.

Обучение всегда включено в целостный учебно-воспитательный процесс, направленный на достижение воспитательного эффекта [1].

Обучение иностранному языку в многонациональном обществе должно быть направлено на формирование глубинного индивидуального и социального уровня граждан общества, осознающих свою принадлежность к определенному этносу, к региону постоянного проживания и к России в целом.

Процесс обучения иностранному языку в свете новых методологических решений есть процесс личностного развития обучающегося, его социальных качеств.

Сфера образования позволяет за счет технологически ориентированных методик, базирующихся на образовательнопедагогических концепциях, наиболее прямолинейно и непосредственно влиять на личность обучающегося таким образом, чтобы сформировать у него социально и индивидуально необходимые человеческие качества, отвечающие требованиям современного поликультурного и полилингвального мира. Именно сфера образования, а, следовательно, и языкового образования способна аккумулировать наиболее ценные компоненты культуры, педагогически и методически интерпретировать их в целях адаптации к индивидуальным возможностям и потребностям всех субъектов

197

Lingua mobilis №3 (17), 2009

педагогического процесса и создавать тем самым благоприятный контекст для их активной жизнедеятельности и творчества.

Познание, навыки и умения, развитие есть звенья одной цепи -формирования личности. Языковая личность имеет выход на такие качества личности индивидуума, как раскрепощенность, творчество, самостоятельность, способность строить взаимодействие и взаимопонимание, умение совершенствовать человеческое общество.

Если речь идет о личностно развивающих возможностях процесса обучения иностранному языку, то имеется в виду развитие личности в целом, как ее некогнитивных аспектов (эмоциональных характеристик, воли и т.д.), так и когнитивных (интеллектуальных) [2].

Кроме этого, на занятиях по иностранному языку необходимо формировать осознанные ценностные ориентации личности по отношению к культурному наследию России, республики, воспитывать позитивное отношение к культурным различиям, воспитывать уважение к своей истории, культуре, традициям [3].

Наша задача - воспитывать у студентов не просто любовь к Родине, а показать значимость бесспорных ценностей - семьи, родителей, отчего дома, города, села, в котором живем.

Патриотическое воспитание студентов средствами иностранного языка - сложный и длительный процесс, процесс осознанный, потому что только в этом случае возникает необходимый эмоциональный контакт, что находит свое отражение в соответствующем микроклимате, миропереживании и мировосприятии субъекта [4].

Ведущим фактором, определяющим патриотическое воспитание в процессе обучения, является содержание учебного материала.

Огромными возможностями по формированию патриотических ценностей у обучающихся иностранному языку обладает текст. Текст содержит в себе нравственную проблему, которая ставит воспитанника перед необходимостью ее осмысления и нравственного выбора. В процессе обучения педагог должен в первую очередь руководствоваться его воспитательной ценностью.

С помощью чтения отобранных текстов удается в наибольшей степени апеллировать к чувствам и эмоциям, побуждать к раз-

198

Методика преподавания языка

мышлениям и сопереживаниям. Текст может вызвать определенную эмоциональную реакцию у обучающихся, когда он испытывает потребность отреагировать на прочитанное, высказать свое мнение. Таким образом, текст может способствовать воспитанию личности студента.

Требования, которые могут быть предъявлены к текстам:

1. Соответствие целям и предметному содержанию, заложенным в стандарте и примерных программах.

2. Соответствие интересам студентов.

3. Аутентичность текстов.

4. Коммуникативно-смысловая целостность текста

5. Социокультурная направленность текстов, и наличие в них информации, апеллирующей к чувствам, эмоциям и заданий, побуждающих к оценочной деятельности.

6. Наличие в тексте проблемы, стимулирующей обучающихся занять определенную нравственную позицию или наличие заданий, провоцирующих оценочную реакцию обучающегося [5].

Однако даже качественно отобранные тексты не дают гарантии успеха, если они не сопровождаются отрегулированной соответствующим образом системой упражнений/заданий.

Текст - объединенная смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.

Тематика учебных текстов определяется учебной программой. Но можно подключить тексты из разных источников с учетом потребностей обучающихся и особенностей учебного заведения. Набор текстов можно расширить и частично видоизменить.

Помимо тематики текстов, необходимо учитывать и тот спектр проблем, которые тексты затрагивают.

Именно проблематика текстов может помочь в решении таких важных задач, как воспитание личности. В настоящее время молодежи бывает очень непросто сформировать такие необходимые каждому гражданину понятия и качества, как патриотизм, ответственность за свои слова и поступки перед близкими и всем обществом, готовность критически оценивать поступающую из различных источников информацию и т.д. Не всегда сегодня бы-

199

Lingua mobilis №3 (17), 2009

вает просто сделать правильный выбор. Тексты и поднимаемые в них проблемы могут помочь нам в деле воспитания личности, однако один и тот же текст может привести к разным выводам. Поэтому преподаватель играет очень важную роль при работе с текстом.

Остановимся на примерах использования текста для проведения патриотического воспитания. Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень его развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо отечества. Патриотизм является многогранным понятием, включающим в свое определение эмоции, чувства, обязанности и права по отношению к Родине, Отечеству, народу, семье, природе. Патриотизм это любовь осознанная, бескорыстная и добровольная. Патриотизм является стимулом развития личности и ее чувства сопричастности с народным «мы». Патриотизм подразумевает уважение и правильное оценивание истории своей страны, знание ее культуры и традиций. Патриот должен активно участвовать в деятельности по укреплению авторитета своей страны, работать на ее благо и творчески привносить достижения другого народа в свою деятельность.

Таким образом, можно прийти к выводу, что четкие критерии данного понятия дать нельзя, так как слишком многообразны патриотические чувства и эмоции, но, тем не менее, мы должны учитывать степень:

1. благожелательности к своей стране к своему народу;

2. активность и желание участвовать в социальной деятельности

3. готовность к межкультурной коммуникации, так как Россия - многонациональная страна [6].

Поскольку патриотизм играет огромную роль в развитии личности, то необходимо указать качества патриотически-устойчивой личности:

- общественная направленность личности, проявляющаяся в сохранности материальных ценностей, мотивов ее участия в

200

Методика преподавания языка

коллективной деятельности, в высокой социальной активности и стремлении своими действиями служить Родине;

- высокая ответственность личности за свои действия и поступки;

- осознание личности прав и обязанностей гражданина РФ, активное стремление реализовать их как патриота в повседневной жизни и деятельности;

- способность активно отстаивать собственные убеждения, стремление личности к преобразованию окружающей действительности [7].

В каждом блоке тем, изучаемых на неязыковых факультетах вузов в соответствии с Типовой программой по иностранным языкам для неязыковых вузов и факультетов, можно использовать тексты и работу над ними с целью патриотического воспитания. В результате изучения истории и культуры страны изучаемого языка, её традиций и обычаев, сравнения и сопоставления с реалиями родной страны у учащихся формируется не только уважение к культурным ценностям страны изучаемого языка, чувство любви и гордости за родную землю, за героические свершения своего народа, а также стремление творчески перенять положительный опыт.

Ильин И.А. писал: «Подлинный патриот не только не слеп к достижениям других народов, но для него характерно стремление к усвоению и овладению ими. Он готов ввести эти достижения в духовное творчество своей родины, чтобы обогатить его жизнь, углубить ее путь и исцелить возможную неполноту ее достижений» [8].

При работе над темой «Великий ученый» мы обязательно обсуждаем тексты, касающиеся российских ученых и их вклада в мировую науку, хотя при подготовке монологического высказывания студенты могут выбирать деятельность любого ученого (российского или зарубежного) в соответствии со специальностью факультета.

Тема «Наша Родина» включает такие аспекты как «Традиции, праздники в России», «Что значит для тебя Родина?». Говоря о праздниках в России, мы обязательно уделяем внимание дням воинской славы России (например, День снятия блокады Ленингра-

201

Lingua mobilis №3 (17), 2009

да, День окончания Курской битвы, День народного единства). В данной теме мы обсуждаем, также, и религиозные праздники и традиции, так как многие студенты не знают о корнях таких праздников и относятся к ним формально. Выясняя на занятиях в беседах и обсуждениях, что они понимают под словом Родина и что же она значит для каждого, мы даем им понятие о видах патриотизма и предлагаем каждому определить свою глубину патриотизма и его наполнение.

Классические темы «Родной город» и «Москва - столица России» объединены в тему «Города России». Здесь мы предлагаем различный набор текстов для различных видов чтения о многих городах России. В текстах основное внимание уделяется памятникам культуры и архитектуры, историческим местам, известным людям, жившим или бывавшим в данных городах. Содержание текстов, посвященных Калуге, насыщено фактами из героической истории Калужской области, рассказами об уникальных архитектурных памятниках нашего города. Эти знания помогут воспитывать чувство гордости за родной край и стремление сохранить его красоту и самобытность.

При изучении данной темы нельзя сосредотачиваться только на городах, известных во всем мире. Подавляющее число студентов знает много о Москве, Санкт-Петербурге, городах Золотого кольца России. Мы включили, например, аудиотекст, рассказывающий о Туле, который является городом-героем и имеет богатую историю развития уникальных ремесел. Кроме того, Тула - ближайший географический сосед Калуги, и у студентов появляется желание посетить этот город и самому посмотреть достопримечательности, о которых они слышали в аудиотексте.

Мы предлагаем также поговорить о том, что города, которые составляют нашу гордость, находятся не только в центральной части России. Так, мы беседует о Ростовской области и таких городах как Азов и Таганрог, история которых неразрывно связана с рождением флота в России, Ростов-на-Дону и Аксай, которые славятся своими традициями Донского казачества.

Далее мы включили небольшие тексты, рассказывающие о Казани и Уфе, которые являются столицами республик в составе

202

Методика преподавания языка

Российской Федерации, так как Россия является многонациональным государством, и русская культура тесно связаны с культурой других народов.

Тексты, посвященные Иркутской области, рассказывают как об уникальных, с точки зрения природы, городах и селах, так и о тех поселках, которые связаны с именами декабристов, живших на территории области в ссылке.

Еще одним важным аспектом, который напрямую связан с воспитанием патриотизма, это разговор о Великой Отечественной войне. В настоящее время среди молодежи наблюдается пренебрежение к этому этапу истории России из-за роста националистических движений за рубежом и стремлении зарубежных политиков принизить роль СССР в данном историческом событии. Мы включили тексты, рассказывающие о блокаде Ленинграда, о героической обороне Новороссийска, о Калининграде, о местах боевой славы Курска и Пскова.

При разработке упражнений и заданий мы попытались применить андрагогический метод. Например, в тему включены только о Кремле и Красной площади в Москве, а студента мы просим рассказать еще и о других достопримечательностях Москвы. Другой пример, работая над текстами, рассказывающими о Калуге, мы просим студентов указать, на какой улице находятся те, или иные достопримечательности. Такое задание является домашним, и студенты могут разбиться на группы по месту проживания и поискать месторасположение достопримечательностей. Такой вид работы очень близок к методу проекта.

Элементы патриотического воспитания включены и в другие темы, изучаемые в курсе иностранного языка на неязыковых факультетах и примеров приводить можно много. Все это помогает развитию духовной культуры личности будущего учителя, которое является условием формирования его профессиональной компетентности.

Итак, в процессе изучения языка, работы над текстами у обучающихся формируются понятия патриотизма и качества патриотически устойчивой личности, которые впоследствии будут развиваться и укрепляться.

203

Lingua mobilis №3 (17), 2009

Список литературы

1. Теоретические основы процесса обучения в советской школе./ Под ред. В.В.Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика. 1989. - 320 с.

2. Гальскова, Н. Д. Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам.: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для сдут.лингв. ун-тов и фак.ин.яз.высш.пед.учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

3. Девятова Г.Г. Воспитательный потенциал урока английского языка // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. Сб.статей региональнопрактической конференции. Магнитогорск, 2005)

4. Райхлина Е.Л. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы. Автореферат канд. дисс. Тула. 2003. 23 с.

5. Андреева М.А. Обучение старшеклассников чтению и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций. (на материале английского языка). Автореф канд. Дисс. Москва - 2006. 23 с.

6. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика, № 6, 2005. С. 59-63

List of literature

1. Tieorietiichieskiije osnovyy pro-thiessa obuchieniija v sovietskoj shkolie./ Pod ried. V.V.Krajevskogo, II.JA. Lierniera. - M.: Piedagogiika. 1989. - 320 pp.

2. Galiskova, N. D., Giez, N. I.. Tieoriija obuchieniija iinostrannyym jazyykam.: Liingvodiidaktiika ii mi-etodiika: Uchieb.posobiije dlia sdut. liingv.un-tov ii fak.iin.jaz.vyyssh. pied.uchieb.zaviedieniij. - 2-je iizd., iispr. - M.: Iizdatieli-skiij thientr «Akadiemiija», 2005. - 336 p.

3. Dieviatova G. G. Vospiitatielinyyj potienthiihal uroka angliijskogo jazyyka // Vospiitaniije grazhdan-stviennostii ii patriihotiizma studi-enchieskoj molodiezhii v usloviijax obnovliennoj Rossiihii. Sb.statiej riegiihonalino-praktiichieskoj konfi-erienthiihii. Magniitogorsk, 2005.

4. Rajxliina JE.L. Sozdaniije ii funk-thiihoniirovaniije piedagogiichieskoj siistiemyy patriihotii-chieskogo vospiitaniija starshieklassniikov v prothiessie iizuchieniija liitieratu-ryy. Autoref. of Master of Phil. Tula. 2003. 23 p.

5. Andriejeva M.A. Obuchieniije starshieklassniikov chtieniiju ii ob-suzhdieniiju prochiitannogo s thiel-iju razviitiija thiennostnyyx oriijen-tathiij. (na matieriihalie angliijskogo jazyyka). Autoref. of Master of Phil. Moskva - 2006. 23 p.

6. Gasanov Z.T. Thieli, zadachii ii priinthiipyy patriihotiichieskogo vospiitaniija grazhdan // Piedagogi-

204

Методика преподавания языка

7. Глазунова И. Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук. - Липецк, 2002. - 196 с.

8. Ильин И. А. Путь духовного обновления// Ильин И.А. Путь к очевидности. М,: Республика. 1993

ika, № 6, 2005. pp. 59-63

7. Glazunova II. N. Patriihoti-ichieskoje vospiitaniije starshieklass-niikov v uchiebno-vospiitatielinoj diejatielinostii: Autoref. of Master of Ped. - Liipiethk, 2002. - 196 p.

8. Iilijin II.A. Puti duxovnogo obnov-lieniija// Iilijin II.A. Puti k ochieviid-nostii. M,: Riespubliika. 1993.

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.