педагогические науки
УДК 371. 035. 6
учебный материал по иностранному языку как средство формирования патриотических ценностей у учащихся (на материале французского языка)
М. В. АНТОНОВА Кафедра иностранных языков (межфак)
В статье рассматриваются воспитательные возможности учебного материала по иностранному языку в процессе учебной и внеурочной деятельности. Показано влияние художественного, поэтического, песенного, страноведческого, краеведческого текстов, пословиц и поговорок на формирование патриотических чувств у учащихся.
Иностранный язык как учебный предмет обладает огромными возможностями воспитания учащихся. В результате изучения истории и культуры страны изучаемого языка, её традиций и обычаев, сравнения и сопоставления их с реалиями родной страны у учащихся формируется не только уважение к культурным ценностям страны изучаемого языка, но и чувство любви и гордости за родную землю, за героические свершения своего народа.
В качестве средства формирования у учащихся вышеуказанных патриотических чувств выступает учебный материал по иностранному языку, взятый из текстов художественных произведений французских авторов, страноведческих, краеведческих, поэтических и песенных текстов, пословиц и поговорок патриотической направленности.
Воспитательное воздействие на учащихся оказывает не только содержание материалов, по которым ведётся работа, но и методы и формы работы над ними. Определённые методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, исследовательский, частично-поисковый), формы урочной деятельности (дискуссия, рассказ, интервью, художественный перевод, сочинение, творческие упражнения, ролевые игры, педагогическая ситуация и др.) и формы внеурочной деятельности (доклад, литературномузыкальная постановка, конференция, тематический лекторий, конференция, конкурс чтецов, виртуальная экскурсия и переписка, проектная деятельность и др.) формируют отношение человека к делу, его поведение, а следовательно, и воспитывают.
Разнообразие и совершенствование методов и приёмов работы, поиск новых способов обучения повышают воспитательное значение иностранного языка как предмета. Преподаватель должен помнить о воспитательной роли всех имеющихся в его распоряжении форм и методов работы. Поскольку основной формой организации учебно-воспитательного процесса в российской школе был и остаётся урок, преподавателю на каждом уроке необходимо использовать воспитательные возможности иностранного языка как предмета [5].
Конечная цель деятельности преподавателя иностранного языка - не только дать учащимся знания, сформировать умения и навыки, но и воспитать у них
мировоззрение, чувство патриотизма и национальной гордости.
Довольно ограниченное число уроков иностранного языка в неделю может дать учащимся лишь поверхностное представление о культуре, истории страны изучаемого языка и о соотношении их с российскими традициями. Как показывает практика, решение проблемы - в расширении страноведческих и краеведческих знаний, для чего необходимо проведение внеклассных занятий.
Эффективность и результативность внеурочной деятельности по иностранному языку находится в прямой зависимости от соблюдения следующих условий:
1) наличие целевых установок и перспектив деятельности;
2) добровольность участия;
3) сочетание самодеятельности и инициативности учащихся с направляющей ролью учителя;
4) чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
5) эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы.
К особенностям внеклассной работы относится преобладание эмоционального аспекта над информативным, то есть требуется обращение к чувствам учащихся, их переживаниям.
Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве её основных направлений:
- прагматическом (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков);
- гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка);
- аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности и т. д.).
Внеклассные занятия по иностранному языку составляют неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса и входят в качестве особого компонента в учебно- воспитательную деятельность учителя. Эти занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и содействуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков. В то же время они способствуют созданию единой системы урочной и внеурочной работы по иностранному языку [13].
Разнообразные внеклассные занятия способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащегося, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Участие во внеклассной работе обогащает личный опыт учащегося, его знания о разнообразной человеческой деятельности. Положительная сторона таких видов деятельности заключается также в развитии у учащихся интереса к различным видам занятий, желаний активно участвовать в продуктивном совместном творчестве. Каждый вид деятельности по освоению учебного материала на иностранном языке - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия учащихся в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
итак, разнообразие внеклассных занятий, связанных с распространением культуры страны изучаемого языка и её сравнение с русской - залог формирования разносторонне развитой личности.
Важный составляющий элемент педагогического процесса - патриотическое и интернациональное воспитание. В его задачу входит передача подрастающему поколению патриотических ценностей, сформированных на протяжении истории. В этом плане внеурочная деятельность открывает неограниченные возможности для исследовательской деятельности учителя, совершенствования его методического мастерства. В процессе подготовки и проведения занятий учитель может проверить правильность своих предположений и гипотез, эффективность форм, методов и приёмов, практическую и воспитательную значимость подготовленных им материалов, их влияние на формирование личности учащихся [3].
Огромными возможностями по формированию патриотических ценностей у учащихся при обучении иностранному языку обладает текст. Текст содержит в себе нравственную проблему, которая ставит воспитанника перед необходимостью её осмысления и нравственного выбора. В процессе обучения педагог должен в первую очередь руководствовать его воспитательной ценностью.
Тексты из художественных произведений содержат бесценный воспитательный потенциал. Они обогащают нравственное сознание и вводят человека в мир подлинно человеческих эмоций. Тем самым художественные произведения содействуют воспитанию всесторонне развитых, высококультурных людей, которым органически присущи гуманность, самостоятельность суждений, принципиальность в подходе к явлениям жизни и собственным поступкам. Ещё В. А. Сухом-линский указывал, что для воспитания благородных чувств необходимы художественные произведения, которые пробуждали бы в детях мысль о высшей ценности мира - человеке [12].
Воздействуя одновременно на чувства, воображение, интеллект человека, художественная литература способствует формированию мировоззрения, морального облика, эстетических взглядов и вкусов. Р. Г. Лемберг правомерно заостряет внимание на эмоциональ-
но-чувственной стороне воздействия произведения и поднятых в нём нравственных проблем, подчёркивая, что литературный материал углубляет понимание моральных концепций, рождает искреннее восхищение нравственной красотой героев, внушает стыд и горечь и даже чувство ответственности за поведение отрицательных героев [10].
Тексты из художественных произведений таких выдающихся французских писателей, как
A. де Сент-Экзюпери «Планета людей», Г. де Мопассана «Два приятеля», М. Дрюона «Поезд 12 ноября»,
B. Гюго «Отверженные» и некоторых других авторов могут помочь учителю в формировании патриотических ценностей у учащихся. Они содержат в себе познавательную информацию о различных сторонах жизни французов, об их любви к Франции, о борьбе за процветание Франции.
Неиссякаемым потенциалом героико-патриотического воспитания учащихся обладает художественная литература, посвящённая Великой Отечественной войне. Ярким примером является повесть А. де Сент-Экзюпери «Военный лётчик», которая проникнута ненавистью к фашизму, болью за разорённую и поруганную Францию и убеждённостью в том, что необходимо сплотить все силы для борьбы и победы. Героический призыв к борьбе с фашизмом за спасение человека звучит на протяжении всей повести [14]. Проблема самопожертвования во имя любви к Родине, преданности Родине, ненависти к врагам Отечества занимает центральное место в этом художественном произведении.
Знакомясь с творчеством французских писателей, учащиеся не только обогащают свои знания теоретико-литературного характера, но и, прежде всего, проникаются чувством сопричастности героям, их верой в победу над врагом, патриотизмом. Таким образом, художественные произведения, используемые на уроках домашнего чтения, способствуют формированию у учащихся любви к родной земле, народу, уважения к традициям, обычаям своего народа и других народов, воспитанию таких качеств, как смелость, благородство, стойкость, самопожертвование, человеколюбие [7].
Большим воспитательным потенциалом обладает поэтический текст. Поэзия и французских, и отечественных авторов, переведённая на французский язык, обогащает духовный мир учащихся, учит их видеть красоту природы, человека и человеческих поступков, прививает любовь к Родине, уважение к традициям и обычаям не только своей страны, но и страны изучаемого языка, формирует чувство гордости за героические свершения народа.
На занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся знакомятся с биографиями и творчеством Луи Арагона («Париж», «Июль юности»), Поля Элюара («Мужество», «Свобода»), Жака Превера («Семейное»), Виктора Гюго («В честь 14 июля»), жана Тардье («Орадур») и других поэтов. Они не только декламируют их стихи, но и анализируют изобразительные средства языка, участвуют в конкурсах на лучший перевод поэтического произведения на русский язык
[4]. Поэтические произведения французских авторов глубоко затрагивают проблемы любви к родной земле, народу, уважения к традициям своей страны, что способствует пробуждению у учащихся патриотических качеств.
Немаловажное значение при обучении иностранному языку имеет обращение и к поэтическому наследию как русских классиков (А. С. Пушкин «К Чаадаеву», М. Ю. Лермонтов «Родина» и др.), так и современных поэтов (А. Ахматова «Мужество» или «Мне голос был», Б. Пастернак «1905 год (отрывок из поэмы)» и др.), переведённых на многие языки мира и ставших национальным достоянием [11].
Песенный текст («Широка страна моя родная», «Священная война», «Хотят ли русские войны», «Катюша») и лирические стихи, ставшие песнями (А. Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь», М. Исаковского «Враги сожгли родную хату» и др.) также широко способствуют формированию любви к родной земле, преданности своей Родине. Проведение конкурсов чтецов и вечеров патриотической песни во внеурочное время способствует воспитанию чувства гордости учащихся за родную землю [2].
Знакомство с поэзией, работа с песенными текстами не только даёт возможность почувствовать красоту стихотворного слога, но и способствует формированию патриотических ценностей у учащихся, пробуждает у них лучшие нравственные качества.
Огромным воспитательным потенциалом обладают тексты страноведческого характера, содержащие информацию о традициях, праздниках народа страны изучаемого языка. Праздники народа - неотъемлемая часть его культуры, их изучение непосредственно способствует более полному знакомству со страной, её историей, традициями и обычаями. Национальные праздники раскрывают многие стороны жизни народа, его нрав и характер.
При работе со страноведческими текстами учащиеся получают познавательную информацию о национальном празднике 14 июля - Дне Взятия Бастилии, о событиях французской революции 1789 года, о Парижской Коммуне 18 марта, когда парижские рабочие взяли власть в свои руки и провозгласили первое правительство рабочего класса [1].
Знакомство с Днём Перемирия 11 ноября, который вошёл в историю как день, положивший конец Первой мировой войне, открывает для учащихся ещё одну страницу в славное прошлое вольнолюбивого французского народа, в его героические свершения.
Наибольшую воспитательную ценность представляют тексты, посвящённые общей памятной дате Дню Победы в Великой Отечественной войне. Учащиеся узнают, что во Франции официально принято считать Днём Победы 8 мая.
Вызывает огромный интерес у учащихся праздник отцов, отмечаемый французами в первое воскресенье июля. Учащиеся сравнивают его с празднованием в России 23 февраля «Дня защитника Отечества».
Учебный материал, содержащий информацию о национальных праздниках и героях Франции, помогает
учителю иностранного языка во время беседы или театральных постановок привлечь внимание учащихся к необходимости уважительного отношения к государственной символике, традициям и обычаям страны изучаемого языка, сравнить с традициями своей страны.
Обращение на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку к краеведческим текстам позволяет воспитывать у учащихся чувство гордости за свою малую Родину, уважение к людям других национальностей, проживающим рядом с ними. Внеурочная деятельность по иностранному языку позволяет учащимся наиболее полно реализовать творческие способности и проявить поисково-исследовательский талант.
Учащиеся охотно работают не только над краеведческим материалом, который предлагает учитель, но и сами активно подбирают интересный, с их точки зрения, краеведческий материал [8]. Они с удовольствием собирают информацию, фотографии об истории города, памятных местах и выдающихся людях родного края, оформляют альбомы и стенгазеты, проводят с использованием наглядных альбомов экскурсии на иностранном языке, исполняя роли гидов и любопытных туристов, или организуют виртуальную переписку [6].
Огромный интерес у учащихся вызывает подготовка докладов или лекториев о земляках - героях и их перевод на иностранный язык. Подготовке таких сообщений на иностранном языке предшествует большая языковая работа на уроках иностранного языка.
Тематические лектории, беседы, организуемые лекторской группой, способствуют формированию сознательного отношения и сопереживания к событиям в родном городе и крае, воспитанию гордости за малую Родину. Такие лектории можно сопровождать выставками политических рисунков и плакатов.
Формирование патриотических ценностей посредством краеведческого материала - это сложный процесс, который расширяет кругозор учащихся, приобщает их к творческой деятельности. Обучение путём открытий - актуальная проблема современности.
Очевидна сегодня воспитательная значимость пословиц и поговорок при их изучении и сравнении с русским эквивалентом, поскольку они представляют собой накопленный народом кодекс морали и правила жизни. В простой словесной формуле пословиц заключён практический опыт народа, его миропонимание, и, главное, содержится отношение народа к окружающей действительности, его ценностные ориентации, представление о своём месте на земле. Чувство любви к родине и солидарность народов как составная часть общечеловеческих моральных норм, выработанных народами на протяжении всей истории в борьбе с нравственными пороками, имеет и интернациональный характер.
Важную образовательную и воспитательную роль играет структурно-семантический анализ фразеологизмов. При этом необходимо обращать внимание учащихся на следующие особенности. Творческое воспроизведение общечеловеческих идей патриотизма и ин-
тернационализма носителями сопоставляемых языков происходит благодаря видоизменению вещественного смысла отдельных компонентов пословиц. При этом смысловая общность не нарушается. Нередко используются аналоги, бытующие в русском и французском языках: «Всяк кулик своё болото хвалит» (Для каждой птицы своё гнездо лучшее), «В гостях хорошо, а дома лучше» (Нигде не может быть так хорошо, как дома), «Своя хатка - родная матка» (Нет ничего ближе, чем то, что имеешь у себя). Или образ пословиц и поговорок передаётся благодаря буквальному переводу: «Человек без Родины, что соловей без песни», «Человек без крова, что птица без гнезда»[9].
Ещё одна особенность заключается в том, что лексические значения часто проявляются лишь в связи со строго определённым кругом понятий и их словесным обозначением, в разных языках имеет место расхождение не только в выборе лексики, но и в их грамматическом оформлении. Несмотря на все эти формальные различия пословиц в разных языках, их объединяет единство общечеловеческой формы отражения объективной действительности в сознании и языке, общность основных процессов социально-экономического развития.
Огромное значение как в формировании патриотических ценностей, так и в воспитании у учащихся патриотических качеств, имеют военно - патриотические пословицы: «Без борьбы нет победы», «На войне, как на войне», «Взявший меч от меча и погибнет», «Кто сеет ветер, пожнёт и бурю», «Богатыря узнаешь на поле брани» [9]. В патриотических пословицах чётко отражены черты национального характера - свободолюбие русского народа, любовь к Родине, ненависть к завоевателям, готовность к защите своей Родины, вера в торжество справедливости и в победу. Особенно в трудное для Родины время русский народ, преодолевая все тяготы и лишения, показывает примеры героизма и патриотизма. Такие пословицы воспитывают учащихся отображением практических дел.
Использование пословиц и поговорок в процессе изучения иностранного языка, их сравнение с эквивалентами в русском языке предполагают интенсивную работу разума и чувств. Важно помнить, что в пословицах, кроме хорошо видимого - прямого, есть и скрытый внутренний смысл - переносный. Для того чтобы понять, учащемуся нужно приложить определённые усилия, поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания. А это является важным условием для нравственного воспитания, когда учащийся должен сделать свой выбор. В результате сравнения и сопоставления пословиц на контактируемых в учебном процессе языках, учащиеся имеют возможность в доступной форме получить критерии истины.
Пониманию смысла пословиц и их усвоению способствуют разнообразные формы работы над материалами народных афоризмов.
Во внеурочной деятельности важно использовать не только игровые формы работы с афоризмами («Составь пословицу», «Закончи пословицу», «Найди соответствие» и др.). Написание сочинений, где в
качестве названия выступает пословица или поговорка; нахождение французских эквивалентов к русским пословицам; подбор к текстам, содержащим нравственную проблему, подходящее крылатое выражение из ряда предложенных вызывают большой интерес у учащихся.
Следовательно, идеоматические выражения выступают в качестве важного фактора воспитания патриотизма у учащихся. Они способствуют формированию у них любви и преданности родной земле, народу; воспитанию уважения старшего поколения и их традиций; а также учат молодых людей быть трудолюбивыми, честными, порядочными, благородными, мужественными, самоотверженными.
Таким образом, иностранный язык как учебная дисциплина имеет огромный воспитательный потенциал, который необходимо использовать для приобщения учащихся к осознанию культурного наследия своего народа.
Обращение на уроках французского языка к творчеству французских писателей, сопоставление с творчеством отечественных писателей, использование песенных, страноведческих, краеведческих текстов, пословиц и поговорок помогают учащимся приобретать нравственные качества. Со временем эти качества приобретают форму личных взглядов и выступают как мотивы и установки поведения. Подобного рода тексты позволяют подводить воспитанников к нравственному выбору и способствуют воспитанию учащихся смелыми, благородными, самоотверженными, в тоже время гуманными. Богатый в воспитательном плане учебный материал влечёт за собой и улучшение качества знаний учащихся по французскому языку.
список литературы
1. Аверьянов А. П. Книга для чтения по истории Франции на французском языке. М.: Просвещение, 1976. 144 с.
2. Арутюнян Г. А. Пойте с нами / Сб. песен на французском языке для учащихся средней школы. М.: Просвещение, 1981. 112 с.
3. Баишева Л. М. Творческие поиски для проведения уроков французского языка // Иностранные языки в школе. 1987. № 6. С. 73-75.
4. Береговская Э. М. Поэзия вокруг нас. Книга для чтения на французском языке. М.: Просвещение, 1993. Ч.2. 287 с.
5. Гуменьщикова Г. А. Комплексное воспитание учащихся на уроках французского языка и во внеклассной работе // Иностранные языки в школе. 1986. №1. С.66-68.
6. Евдокимова М. И. Патриотическое воспитание на уроках французского языка // Иностранные языки в школе. 2005. № 1. С.28-35.
7. Жукова Н. Б. Домашнее чтение на французском языке в средней школе // Иностранные языки в школе. 1985. № 4. С.30-33.
8. Инюшкин Н. М. Пензенской истории причастны. Пенза: ИПК «Пензенская правда», 2001. 172 с.
9. Критская О. В. Французские пословицы и поговорки. М.: Высш. шк., 1963. 95 с.
10. Лемберг Р. Г. Слить в единое обучение // Советская педагогика. 1963. №11. С.34-47.
11. Поэзия Европы. Классическая и современная поэзия народов Советского Союза (на французском языке). М.: Прогресс, 1979. Т.3. 653 с.
12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // Соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1979. Т.1. 537 с.
13. Якушина Л. З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. М.: Высш. шк., 1990. 102 с.
14. Saint-Exupéry A. Oeuvres choisies. Moscou: Editions du progrès, 1967. 412 p.
УДК 371.035.6
вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования
М. В. АНТОНОВА, С. А. ЛОМОХОВА Кафедра иностранных языков (межфак)
В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания молодежи в России и за рубежом. Сделана попытка обобщения различных подходов к данной проблеме и определения ее современного состояния.
В настоящее время проблема формирования патриотических ценностей у молодежи приобрела особую актуальность как в европейской, так и в российской системах образования. Идеи российского патриотизма имеют длительную предысторию. Мысли патриотического содержания, просматривавшиеся еще в произведениях древнерусской литературы Х1-Х11 веков, получили свое дальнейшее развитие в системе государственно-патриотического воспитания начала XVIII века и в работах русских просветителей и педагогов Х1Х-ХХ веков. Несмотря на разнообразие взглядов на сущность патриотизма в разные эпохи развития общества, неизменными всегда оставались основные особенности проявления российского патриотизма: любовь к отечеству, осознание патриотического долга, уважение к другим народам, готовность служить Родине. Снижение социальной ценности понятия «патриотизм» в нашей стране во многом связано с появлением многопартийной системы, берущей на вооружение идеи патриотизма часто противоположного толка, в которых гуманистические цели заменяются засильем чуждых политических ориентиров. Но для большинства россиян слово «патриотизм» сохранило своё первоначальное, позитивное значение, заключающееся в чувстве гордости своим отечеством, его историей, в стремлении сделать свою страну богаче, крепче, счастливее.
С точки зрения Президента Российской Федерации В. В. Путина формирование человека-патри-ота, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при должном уважении к ценностям других цивилизаций, является важной целью воспитания. Однако подчас это слово используется в ироническом и даже ругательном смысле. Но без патриотизма, без национальной гордости и достоинства, отмечал В. В. Путин, русский народ потеряет способность на великие свершения [1].
На современном этапе российской действительности происходит переосмысление системы понятий патриотических ценностей.
В России процесс становления новых ценностей идет очень активно. Молодое поколение быстрее впитывает их, чем представители старшего поколения. Учителя, воспитатели, организаторы педагогическо-
го процесса утратили твердые основы - устоявшуюся систему ценностей и идеалов. Их сознание и весь образ жизни находились под мощным идеологическим прессом. Они знали, что нельзя личные интересы ставить выше общественных. Развитие чувства патриотизма, гуманизма, советского коллективизма с преобладанием общественных интересов над личными составляли основу воспитания подрастающего поколения. Резкий слом социальных отношений перевернул все устоявшиеся нормы и правила. Жизненный опыт взрослого населения страны опровергается. Новое поколение в своем большинстве не принимает тех идеалов и ценностей, которыми руководствовалось старшее поколение. В результате процесс воспитания в стране пребывает в хаотическом состоянии, особенно его патриотическая составляющая, поскольку подрастающее поколение оказалось не «отягощено» чувством патриотизма.
У российской педагогики есть положительные традиции в решении этой проблемы. Но это не означает, что процесс патриотического воспитания может осуществляться сам собой. Работники школ, вузов отмечают запущенность воспитательной работы. В программе развития воспитания в системе образования России говорится о том, что главной проблемой сегодня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи. В ней подчеркивается, что гражданско-патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Общая цель воспитания, определенная государством, дифференцируется в системе конкретных задач воспитания:
- любви к отечеству - России и её многонациональному народу;
- уважительного отношения к согражданам;
- любви к малой родине;
- чувства дружбы народов нашей страны;
- уважительного отношения к традициям, языкам, культурам народов России;
- любви к родному языку, культуре и истории своего народа;
- формирование национальных чувств и сознания [2].
Основным препятствием на пути воспитания новых поколений в духе патриотизма, полагаем, являет-