размеров пенсий, стипендий, задержек в выплате заработной платы.
Акцент на это сделан лишь для того, чтобы показать неразрывность ежедневной, наполненной проблемами жизни личности в условиях современной России и положений законодательных актов, и прежде всего Конституции, не способных их решать. Социальное государство - пока желаемая цель, а не явь, не реальность для современной России. Ныне действующая Конституция РФ декларирует, по существу, ценности политического либерализма, индивидуальности, сделав тем самым серьезный шаг или рывок в сторону теоретического закрепления самоценности личности. Если мы всерьез размышляем о демократии, выбор должен оставаться за личностью. Нам нужны цивили-
зованные и отмобилизованные правом, проверенные историческим опытом России институты взаимодействия личности и государства.
список литературы
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт-М. 2001. С. 47.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О Федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» // Российская газета. 2005. 6 сентября.
3. Орлова О. В. Автономия личности и автономия гражданского общества // Государство и право. 2006. № 1. С. 12-18.
педагогические науки
УДК 378. 035. 6
использование Активных форм работы по патриотическому воспитанию студентов при обучении французскому языку
М. В. АНТОНОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра иностранных языков (межфак)
В статье рассматриваются активные формы работы со страноведческим и краеведческим текстами по патриотическому воспитанию студентов в процессе урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку.
Поиск новых способов обучения иностранному денты составляют таблицу государственной символи-
языку, разнообразие и совершенствование методов и приёмов работы со студентами на уроке и во внеурочное время повышают воспитательное значение предмета «Иностранный язык». Важно не только дать студентам знания, сформировать умения и навыки, но и воспитать у них мировоззрение, чувство патриотизма и национальной гордости.
Большим воспитательным потенциалом обладают тексты страноведческого характера, которые знакомят со страной изучаемого языка, её историей, традициями и обычаями. Действенным приёмом работы со страноведческим материалом является методика компаративного анализа Э. И. Тамм [12]. Выделение страноведчески ценной лексики проводится не по отдельным словам, а посредством предварительного освещения общих принципов социального устройства государства изучаемого языка, иными словами, способом социально-страноведческого отражения.
Студенты сначала знакомятся с текстом, предлагаемым учителем, который содержит информацию о реалиях иноязычной культуры, а затем самостоятельно составляют аналогичный текст, описывающий сходные явления и реалии российской действительности.
Так, при работе со страноведческим материалом по теме «Государственная символика Франции» сту-
ки (флаг, гимн, символ) Франции и России в сравнении, после чего учитель организует беседу по данной теме. Примерные вопросы для беседы:
1. Что символизируют герб, флаг, гимн России и Франции?
2. Почему важно изучать историю, содержание и значение символов своего государства?
3. Приведите примеры гордости россиян символами своего государства.
Учебный материал, содержащий информацию о государственной символике, способствует привлечению внимания воспитанников к необходимости достойного отношения к Родине, к проявлению уважения к символике, народу, культуре, традициям и обычаям своей страны и страны изучаемого языка [10].
В качестве практического материала можно использовать мультимедийный курс «Diamond Français». Материал курса составлен на основе оригинальных источников и отражает основные стороны жизни во Франции. Данный мультимедийный курс предлагает широкий выбор возможностей:
-озвученностьпрофессиональнымидикторами-носителями языка;
- компьютерный контроль правописания, около 100 заданий разной сложности;
- оценка компьютером знаний, соответствующая школьным стандартам - по пятибалльной шкале;
- неограниченное количество пользователей по работе с одним курсом, раздельный учёт статистики по каждому учащемуся;
- богатые возможности для запоминания тем и отработки произношения;
- словарный запас более 3000 слов (отработка в игровой форме), более 500 кроссвордов.
При работе с вышеуказанным мультимедийным курсом по страноведческой тематике «Традиции и обычаи французов» студенты узнают много интересного об их национальных праздниках.
Анализ основных исторических событий в жизни французского и русского народов, их памятных дат позволяет провести определённую параллель. На основе этих исторических событий студенты составляют календарь памятных дат Франции и России и их традиций в сравнении, затем учитель беседует по данной теме. Примерные темы для беседы:
1. Крупные победы Советской Армии во время Великой Отечественной войны.
2. Подвиги советских людей во время Великой Отечественной войны.
3. Французские патриоты в борьбе против фашистских захватчиков.
Учебный материал, содержащий информацию о памятных датах, традициях и обычаях, помогает учителю французского языка организовать интересные беседы со студентами, акцентируя их внимание на нравственной стороне исторических событий своей страны и страны изучаемого языка [4, 13].
Изучение и пропаганда героической истории страны изучаемого языка, оценка исторических событий, сравнение с героической историей своего Отечества представляют огромные возможности для патриотического воспитания студентов. исторические факты и события не только раскрывают идеалы старших поколений, но и показывают последующим поколениям, как их наследовать, умножать и защищать. Примеры бескорыстного служения Отечеству побуждают нынешнее поколение проявлять социальную активность, бороться за возрождение величия и славы своей Родины [9].
Обращение к краеведческим текстам при изучении иностранного языка позволяет учителю воспитывать у студентов чувство гордости за свою малую Родину.
При изучении темы «Мой родной город Пенза» проводится большая языковая работа по тексту, включающая следующие послетекстовые упражнения:
1. Ответьте на вопросы к тексту.
2. Составьте фразы, используя слова в скобках.
3. Составьте фразы, переведя слова в скобках.
4. Найдите окончание фразы в тексте.
5. Составьте ситуации.
Затем студентам предлагаются ситуации:
1. Вы, житель Пензы, приехали в Париж. Проведите для французских студентов виртуальную экскурсию по Пензе.
2. Ваш друг из Парижа приехал в Пензу. Расскажите ему о своём городе (на основе вышеприведённого текста).
3. Ваши друзья из Москвы посетили Пензу. Ответьте на интересующие их вопросы.
Работа по первой и второй ситуациям проводится в форме монологической речи, по третьей ситуации -в форме диалогической речи.
Важным элементом урока по теме «Мой родной город» является проведение заочной экскурсии по памятным местам в Пензе и Пензенской области. Наиболее подготовленный по французскому языку студент выполняет функцию «гида», остальные - «французские туристы». После рассказа «гида» «французские туристы» задают вопросы для проверки понимания услышанного [1].
Заочной экскурсии предшествует большая подготовительная работа во внеурочное время по сбору информации о памятных местах в Пензе и Пензенской области, переводу информации на французский язык, изготовлению альбома с памятными местами [7].
Особый интерес для студентов представляет такая форма работы как переписка. Студенты пишут на электронный адрес письма о своём городе, о его достопримечательностях виртуальным друзьям за границу (их функции выполняют студенты из группы). Последние, в свою очередь, отвечают на эти письма, задавая вопросы и рассказывая о своём городе.
Благодаря переписке обогащается лексический запас студентов, они усваивают новые речевые конструкции, обороты речи, учатся излагать свои мысли на иностранном языке. Это позволяет более глубоко изучать темы, предусмотренные программой при изучении иностранного языка, приучать работать с оригинальными текстами.
На тематических лекториях студенты излагают интересные факты о том, что более 50 тысяч пензен-цев удостоены за ратные подвиги в Великой Отечественной войне боевых наград Родины; что среди сотен надписей на рейхстаге были и памятные слова нашего земляка П. Невежина «А мы из Пензы» и др.[6].
использование материала о героях-земляках способствует не только формированию у студентов любви к родной земле, уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников, но и воспитанию таких качеств, как честь, долг, мужество, стойкость, самоотверженность, благородство, человеколюбие, гордости за успехи и достижения земляков. Воспитание на конкретных примерах всегда убедительно и эффективно.
На основе таких докладов студенты пишут интересные сочинения о подвигах наших земляков в годы войны. Факты местной истории «оживляют» традиции своей предметностью, событийностью, возможностью раскрытия человеческой сущности, соприкосновения с возвышенным и прекрасным в конкретной человеческой судьбе, мысленным общением с исторической личностью.
Поскольку изучение темы о родном городе сопровождается проведением огромной поисково-ис-
следовательской работы во внеурочное время, это даёт практическую возможность использовать вышеуказанные этапы работы над созданием проекта по теме «Мой родной город. Его героическое прошлое».
Свободный доступ к информационным ресурсам Интернета позволяет осуществлять проектную деятельность студентов; пользоваться базами данных и информационными массивами самого разного рода, электронными энциклопедиями, музеями и т. д. Наряду с этим интернет предоставляет занимательные возможности мультимедиа [11].
Преподаватель подыскивает различную, подчас даже противоречивую, информацию в сети по какой-либо проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию. Предлагая подобные материалы студентам в малых группах, учитель может поставить задачу - отобрать подходящую для обсуждаемой проблемы информацию, согласиться с ней, принять к сведению в работе над проектом, либо, напротив, оспорить её, разумеется, аргументированно, для чего также необходимы факты, информация. Эффективность такой деятельности в полной мере зависит от организации и координации со стороны педагогов.
Метод проектов возник ещё в начале века, когда педагоги стали искать способы, пути развития активного и самостоятельного мышления учащихся, чтобы научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Широкое применение метод проектов нашёл во многих странах мира. Он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы и даёт возможность использовать полученные знания на практике [8].
Работа над любым проектом состоит из следующих этапов:
- планирование преподавателем проекта в рамках тем программы;
- выдвижение идеи преподавателем;
- обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, длительном проекте);
- формирование микрогрупп;
- распределение заданий в микрогруппах;
- практическая деятельность учащихся в рамках проекта;
- промежуточный контроль (при длительном проекте);
- обсуждение способа оформления проекта;
- презентация результатов проекта на вечере в рамках недели иностранного языка, на конкурсе (местном, городском) и др.;
- подведение итогов выполнения проекта; обсуждение результатов, выставление оценок и т. д.;
- этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов, выставок и т. д.)
Учебная группа, участвующая в работе над проектом, делится на микрогруппы, каждая занимается изучением и подбором своего материала. Одна группа
работает с документальными материалами архивов, музеев, библиотек как на русском, так и на иностранном языке. Другая группа занимается оформлением стенгазет, альбомов, написанием писем, третья - подготовкой материала для сообщений и докладов. Собранная текстовая информация помещается в Microsoft Word. Студенты сканируют рисунки и иллюстрации к проекту, осуществляют аудио- и видеозаписи [3].
Студенты с удовольствием принимают участие в подготовке проекта, так как коллективная форма работы даёт возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Реализация проекта - уникальная возможность социализации молодёжи, где даже самые застенчивые и малоактивные вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.
После сбора материала каждая группа создаёт сначала свой минипроект в программе «Join Multimedia» об истории возникновения города, об историко-гео-графических сведениях, о земляках-героях ВОВ. Все минипроекты сопровождаются предоставлением творческих работ студентов, а именно написанием писем виртуальным друзьям из Парижа, сочинений о родном городе, оформлением плакатов и стенгазет о героическом прошлом родного города, проведением виртуальных экскурсий по памятным местам города [2].
Защита проекта завершается краткими рассказами студентов на французском языке о своих родственниках - участниках ВОВ.
Работа над содержанием проекта имеет огромное значение для студентов. У них повышается интерес к французскому языку и его изучению посредством использования новой информации и выполнения проектных работ, увеличивается активность и самостоятельность в планировании своих работ и потребность к познанию культуры других народов. Сознательность и творчество обеспечивают прочность знаний, навыков и умений. Интеграция истории и литературы на основе иностранного языка побуждает учащихся к новой интеграции предметов: французский язык + история / литература + информатика, в результате чего студенты приобщаются к новым техническим средствам передачи информации, а именно к мультимедийным [5].
Однако приведёнными примерами использования ресурсов сети интернет при изучении иностранного языка эти возможности не исчерпываются. Прав А. А. Леонтьев в том, что педагогические технологии нельзя выучить. Можно наметить лишь ориентиры их возможного применения. Творческий потенциал учителя подскажет ему область поиска, а профессионализм даст импульс для интересных находок и решений.
Включение краеведческого материала в процесс обучения иностранному языку способствует не только патриотическому воспитанию студентов, но и развивает их познавательный интерес. для того чтобы направить деятельность учащегося на благо своей Родины, воспитать его истинным патриотом нашего государства, необходимо в первую очередь развить в нём лю-
бовь к своему краю. А для этого надо знать его жизнь в прошлом и настоящем, знать его природу, богатства и возможности дальнейшего развития.
Таким образом, разнообразие форм урочной деятельности (беседа, дискуссия, интервью, художественный перевод, сочинение, педагогическая ситуация, творческие упражнения, ролевая игра, виртуальная экскурсия и др.) и форм внеурочной деятельности (ролевая игра, театральные постановки, викторины, конкурсы, конференции, тематические лектории, виртуальная переписка и мультимедийные проекты) способствует формированию навыков поведения патриотического характера. Взаимодействие учебной работы и форм внеурочной деятельности усиливает её вклад в патриотическое воспитание студентов, благоприятствует усвоению и упрочению норм патриотического отношения к своей Родине и к стране изучаемого языка.
список литературы
1. Александрова Т. А. Подготовка и проведение экскурсий на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1982. № 4. С. 92-94.
2. Баишева Л. М. Творческие поиски для проведения уроков французского языка // Иностранные языки в школе. 1987. № 6. С.73-75.
3. Дадыко Т. В., Щепилова А. В. Роль самостоятельной работы учащихся в повышении мотивации изучения французского языка // Иностранные языки в школе. 1985. № 5. С. 52-55.
4. Жмиевска Х. Элементы страноведения при обучении французскому языку // Иностранные языки в школе. 1987. № 4. С. 90-92.
5. Зотеева И. Н. Использование межпредметных связей во внеклассной работе по французскому языку // Иностранные языки в школе. 1990. № 3. С. 64-67.
6. Инюшкин Н. М. Пензенской истории причастны. Пенза: ИПК « Пензенская правда», 2001. 172 с.
7. Кучерова О. Н., Пивоварова В. В. О работе клуба «Друзья Франции» // Иностранные языки в школе. 1990. № 4. С. 104-109.
8. Мамукина Г. И. Создание мультимедийного проекта на немецком языке в средней школе // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 40-42.
9. Микаилова Р. А. гражданско-патриотическое воспитание // Среднее профессиональное образование. 2003. № 1. С. 37-38.
10. Онхас С. Л. Занимательная социолингвистика. Французы: национальный характер, символы, язык // Иностранные языки в школе. 1992. № 2. С. 29-35.
11. Полат Е. С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2001. № 5. С. 4-10.
12. Тамм Э. И. Лингвострановедческая работа над лексикой в национально-ориентированном преподавании русского языка иностранцам: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 1981. 19 с.
13. Чернова Г. М. О работе с современными страноведческими материалами на уроках французского языка // Иностранные языки в школе. 1999. № 6. С. 42-47.
УДК 378. 035. 6
к вопросу о методах и формах работы по формированию патриотических ценностей у студентов (на материале французского языка)
М. В. АНТОНОВА, С. А. ЛОМОХОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра иностранных языков (межфак)
В статье приведены некоторые методы и формы по формированию патриотических ценностей у студентов в процессе урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку. Показаны действенные приёмы работы с художественным и поэтическим текстом.
В последнее время всё большее внимание при изучении иностранного языка уделяется таким формам обучения, которые ориентированы на развитие самостоятельности, творческой инициативы и мышления студентов. Эффективность любого занятия напрямую зависит от методов и форм, которые использует в своей работе учитель иностранного языка. Правильно подобранные методы и формы способствуют не только мотивации изучения иностранного языка у студентов, но и достижению положительных результатов в процессе их воспитания [5].
Обращение к разнообразным формам урочной и внеурочной деятельности повышает воспитательное значение иностранного языка как предмета.
Важное место по формированию чувства уважения к культурным ценностям страны изучаемого язы-
ка, а также любви и гордости за родную землю, за героические свершения своего народа занимает чтение. Главная роль в овладении студентами умениями осмысленного чтения отводится домашнему чтению [7]. Знакомство с произведениями французских писателей А. де Сент-Экзюпери «Военный лётчик», В. Гюго «Отверженные», М. Дрюона «Поезд 12 ноября» наглядно показывает студентам, что для любого народа Родина, память о её героическом прошлом, её мирное настоящее и светлое будущее - первостепенные ценности. Такие произведения непосредственно воздействуют на патриотические чувства студентов. Осмысление данной нравственной проблемы способствует формированию у студентов любви к Родине, уважения к героическому прошлому Родины, готовности защищать интересы Родины.