Научная статья на тему 'Конституция РФ и проблемы, связанные с проводимой социальной политикой в России'

Конституция РФ и проблемы, связанные с проводимой социальной политикой в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1939
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституция РФ и проблемы, связанные с проводимой социальной политикой в России»

УДК 3424+323

конституция рф и проблемы, связанные с проводимой социальной политикой в россии

А. А. ЦЫМБАЛ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра уголовного права и уголовного процесса

Данная статья посвящена проблемам, связанным с реализацией конституционных принципов, провозглашенных Конституцией РФ. Сегодня, анализируя сложившуюся в стране ситуацию, мы видим, что в социальной защите нуждается большая часть населения страны. Обеспечение достойной жизни всех россиян -задача, стоящая не только перед самими гражданами, но и перед государством, которому в ее решении отводится не последняя роль. Пытаясь разрешить социально-экономические проблемы, государство изредка все негативные последствия преобразований перекладывает на плечи граждан, не создавая необходимых условий для их защиты. Тем самым конституционные положения о высшей ценности человека и его прав и свобод для государства по большей части остаются декларативными. Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Воплощение в жизнь данного конституционного принципа - основная конституционная обязанность государства. Однако, по приведенным в данной работе фактам, напрашивается соответствующий вывод - социальная государственность на данный момент в России - это тот «конституционный идеал», который пока не может быть в полной мере реализован на практике.

Современное общество живет в конституционном пространстве. Конституция, воплотившая либеральные ценности Нового времени, в настоящее время живет, действует, торжествует. Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством. В ст. 1, 2, 7, 17, 37-43, 45, 46 и других статьях Конституции Российской Федерации закрепляются следующие основы социальной защиты граждан: 1) создание условий для достойной жизни и свободного развития человека; 2) охрана труда и здоровья; 3) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, пенсии, пособий и иных мер социальной защиты; 4) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан; 5) гарантированная государственная защита социальных прав; 6) развитие системы социальных служб [1]. Все вышеперечисленные конституционные положения являются наиболее значимыми.

Воплощение в жизнь данных конституционных принципов - основная конституционная обязанность государства.

В то же время на протяжении практически всей конституционной истории встречались и встречаются многочисленные нарушения норм конституций. Об-

наруживается даже своего рода парадокс - чем более развит механизм защиты конституционных норм, тем эти нарушения более многочисленны и серьезны.

Подтверждением этому могут служить тысячи и тысячи жалоб, направляемых ежегодно только в Европейский суд по правам человека. А ведь сюда обращаются те, кто полностью исчерпал все возможности защитить свои права в родном государстве.

В самой конституции есть ряд норм, порождающих при определенных условиях дилеммы. например, как сочетаются свобода средств массовой информации, широко освещающих личную жизнь политиков, артистов, спортсменов, и конституционное право на тайну частной жизни; право на жизнь, с одной стороны, а с другой - смертная казнь или недопустимость эвтаназии. наконец, как соотносится закрепленное в конституции положение о том, что человек - высшая ценность в современном государстве с реальной ценностью человеческой жизни в эпоху индустриальной и постиндустриальной цивилизации с ее мировыми и локальными войнами, техногенными катастрофами, производственным травматизмом, транспортными катастрофами и т. п., унесшими миллионы человеческих жизней. По статистике за 2005 год число умерших составило 2303935 человек, а родившихся детей - 1457316.

В итоге невольно возникает вопрос: как вообще соотносятся нормы конституции и реалии самой жизни? Например, положение конституции о социальном государстве, с одной стороны, и содержание социальной политики государства. Проводимые в настоящее время социальные реформы в ряде стран (Германия, Франция, Япония и т. п.) направлены на: увеличение страховых взносов (в пенсионные фонды, фонды здравоохранения), повышение пенсионного возраста, увеличение трудового стажа, дающего право на пенсию. Таким образом, социальная политика трансформируется вроде бы в антисоциальную. В России проводится: отказ от чрезмерной государственной поддержки, обеспечение минимальных социальных потребностей граждан, ориентация на адресное оказание социальной помощи и другие. В то же время неблагоприятные демографические тенденции превращают социальные проблемы в социальную дилемму: либо продолжать прежний курс и в конце концов разрушить всю систему социальной защиты, либо пойти на вынужденные меры, чтобы сохранить в будущем социальную сферу.

Государственные органы власти должны разрабатывать такие социальные стандарты, которые были бы ориентированы на все категории граждан. Но это не всегда так. Например, Постановлением Правительства

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ • Общественные науки • № 7 (11) 2008 г.

Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О Федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» [2] установлены стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. В частности, федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере не должен превышать 22 %. Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья определяется ежегодно Правительством. Субъекты Федерации будут ориентироваться на эти стандарты. На практике, предел, установленный федеральным законодателем, берется за основу расчета стоимости ЖКХ. Поэтому часть населения, которая имеет небольшие доходы, автоматически не сможет получить субсидию при значительной стоимости жилья и коммунальных услуг. Таким образом, исполнительная власть, повышая процентный порог для получения помощи в виде субсидий, и переходя к 100 %-ной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, создает социальную напряженность в обществе. Данные положения идут вразрез с конституционными положениями о высшей ценности человека и его прав.

Эти и другие вопросы требуют своего решения. В какой-то степени отмеченные проблемы порождены тем, что конституционные ценности являются мнимыми, т. е. они вообще не могли быть реализованы или в процессе своей реализации существенно искажены либо трансформировалось представление о них. А возможно, этих ценностей стало просто недостаточно, общественно-политическая практика требует выработки новых социальных приоритетов. Следует отметить, что условия для «достойной жизни» и «свободного развития» гражданам России обеспечить государству не так уж просто. Это обусловлено причинами политического, экономического, социального и иного характера. Сейчас почти четвертая часть граждан - это граждане, имеющие низкие доходы, причем большинство из них имеют постоянную работу. Также необходимо отметить, что свободное развитие личности ставится в зависимость от социальной среды проживания, уровня доходов семьи, места проживания и других причин, которые влияют на формирование личности каждого гражданина и возможность ее самореализации в жизни [3].

Каким же образом сохраняется более или менее стабильное положение личности в пространстве политических и государственно-правовых отношений и какую роль здесь играет конституция?

Конституция призвана закреплять содержание фундаментального общественного процесса в конкретной правовой форме, имеющей силу Основного Закона. Она как юридически значимый документ отражает статус, структуру, компетенцию высших органов государства и их корреспондирование с органами государственной власти в субъектах Российской Федерации и другими властными структурами. Юридическое значение Конституции может выражаться и в других ее проявлениях. Важно подчеркнуть, что это значе-

ние может и должно быть использовано источником власти - народом. К сожалению, лишь незначительное число граждан нацелены на обращение к тексту закона, его реализации в интересах своих же прав. По сути, это проблема громадной социальной важности, проблема нравственная, личностная. Стремление государства освободиться от функции непосредственного «опекуна» своих граждан, т. е. преодоление государственного патернализма в социальной сфере сегодня воспринимается гражданами как невозможность или отказ от реализации социальных прав. В данный момент необходимо найти « золотую середину», которая, с одной стороны, позволяет гражданам выражать свое «я» (быть полностью свободным в рамках закона, а с другой стороны - почувствовать на себе действенность мер социальной поддержки. По статистике ООН, сегодня по уровню жизни наша страна находиться на 60-м месте.

Социальная защита должна осуществляться таким образом, чтобы был обеспечен принцип доверия граждан к закону и действиям государства. В настоящее время авторитет закона, несмотря на усовершенствование законодательной техники, обновление состава Государственной Думы, оставляет желать лучшего. Особенно жесткие требования предъявляются к актам в сфере социальной защиты. Это обусловлено тем, что любые просчеты законодателя негативно скажутся на положении социально уязвимых групп населения. Поэтому проводимая в стране отмена льгот должна быть не только экономически просчитана, но и политически прогнозируема. Любые оплошности законодателя будут подрывать авторитет государства и готовить почву для «социального взрыва». Как результат - в обществе проявляются такие тенденции, как недоверие государственным органам, социальная напряженность, политический и правовой нигилизм и другие.

Все российские конституции были конкретнополитическими актами, направленными прежде всего на закрепление пришедших к власти политических сил. Перефразируя известное классическое высказывание, можно сказать: всякая конституция лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она отражает реальность, выросшую из прошлого, закрепляет и гарантирует достойное положение личности. Социальная конституция считается состоявшейся, когда складывается социальное государство, опирающееся на потребности, интересы, притязания, неотчуждаемые права личности и отделенное от государства гражданское общество.

Не может быть плохой или хорошей конституции. Возможна конституция адекватная, менее адекватная или вовсе неадекватная сложившимся в обществе и государстве отношениям.

Декларации, хотя и важные как факт правовой и политической жизни, не могут быть оторваны от нее. Вряд ли можно всерьез говорить о гарантиях прав и свобод человека и гражданина (ст. 17 Конституции РФ), когда имеются случаи похищения людей. Не выглядят ли абсурдными закрепленные Конституцией РФ социально-экономические права на фоне все еще низких

размеров пенсий, стипендий, задержек в выплате заработной платы.

Акцент на это сделан лишь для того, чтобы показать неразрывность ежедневной, наполненной проблемами жизни личности в условиях современной России и положений законодательных актов, и прежде всего Конституции, не способных их решать. Социальное государство - пока желаемая цель, а не явь, не реальность для современной России. Ныне действующая Конституция РФ декларирует, по существу, ценности политического либерализма, индивидуальности, сделав тем самым серьезный шаг или рывок в сторону теоретического закрепления самоценности личности. Если мы всерьез размышляем о демократии, выбор должен оставаться за личностью. Нам нужны цивили-

зованные и отмобилизованные правом, проверенные историческим опытом России институты взаимодействия личности и государства.

список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт-М. 2001. С. 47.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О Федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» // Российская газета. 2005. 6 сентября.

3. Орлова О. В. Автономия личности и автономия гражданского общества // Государство и право. 2006. № 1. С. 12-18.

педагогические науки

уДК 378. 035. 6

использование активных форм работы по патриотическому воспитанию студентов при обучении французскому языку

М. В. АНТОНОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра иностранных языков (межфак)

В статье рассматриваются активные формы работы со страноведческим и краеведческим текстами по патриотическому воспитанию студентов в процессе урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку.

Поиск новых способов обучения иностранному денты составляют таблицу государственной символи-

языку, разнообразие и совершенствование методов и приёмов работы со студентами на уроке и во внеурочное время повышают воспитательное значение предмета «Иностранный язык». Важно не только дать студентам знания, сформировать умения и навыки, но и воспитать у них мировоззрение, чувство патриотизма и национальной гордости.

Большим воспитательным потенциалом обладают тексты страноведческого характера, которые знакомят со страной изучаемого языка, её историей, традициями и обычаями. Действенным приёмом работы со страноведческим материалом является методика компаративного анализа Э. И. Тамм [12]. Выделение страноведчески ценной лексики проводится не по отдельным словам, а посредством предварительного освещения общих принципов социального устройства государства изучаемого языка, иными словами, способом социально-страноведческого отражения.

Студенты сначала знакомятся с текстом, предлагаемым учителем, который содержит информацию о реалиях иноязычной культуры, а затем самостоятельно составляют аналогичный текст, описывающий сходные явления и реалии российской действительности.

Так, при работе со страноведческим материалом по теме «Государственная символика Франции» сту-

ки (флаг, гимн, символ) Франции и России в сравнении, после чего учитель организует беседу по данной теме. Примерные вопросы для беседы:

1. Что символизируют герб, флаг, гимн России и Франции?

2. Почему важно изучать историю, содержание и значение символов своего государства?

3. Приведите примеры гордости россиян символами своего государства.

Учебный материал, содержащий информацию о государственной символике, способствует привлечению внимания воспитанников к необходимости достойного отношения к Родине, к проявлению уважения к символике, народу, культуре, традициям и обычаям своей страны и страны изучаемого языка [10].

В качестве практического материала можно использовать мультимедийный курс «Diamond Français». Материал курса составлен на основе оригинальных источников и отражает основные стороны жизни во Франции. Данный мультимедийный курс предлагает широкий выбор возможностей:

-озвученностьпрофессиональнымидикторами-носителями языка;

- компьютерный контроль правописания, около 100 заданий разной сложности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.