Научная статья на тему 'Место жилищных гарантий сирот в системе социальной защиты населения'

Место жилищных гарантий сирот в системе социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виньков С. В.

В работе раскрывается сущность понятий «жилищные гарантии» и «система социальной защиты населения». В результате теоретико-правового анализа представлена концептуальная модель реализации жилищных гарантий сирот в системе социальной защиты населения, позволяющая использовать комплексный подход в вопросах оценки жилищных прав сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место жилищных гарантий сирот в системе социальной защиты населения»

УДК [364:349.44:365.28]-058.862

ВИНЬКОВ С.В. Место жилищных гарантий

сирот в системе социальной защиты населения

В работе раскрывается сущность понятий «жилищные гарантии» и «система социальной защиты населения». В результате теоретико-правового анализа представлена концептуальная модель реализации жилищных гарантий сирот в системе социальной защиты населения, позволяющая использовать комплексный подход в вопросах оценки жилищных прав сирот.

Ключевые слова: сироты, социальная защита, жилищные права.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации законодательно установила широкий круг гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, тем самым заложив фундамент для образования принципиально иной модели системы социальной защиты населения, где на государство возложена прямая обязанность за соблюдение демократических ценностей, а Россия провозглашена социальным государством, в котором нормам международного права отводится первостепенная роль.

Особое место среди прочих прав занимает право на жилище, закрепленное в статье 25 Всеобщей декларации прав человека и нашедшее свое развитие в Конституции Российской Федерации. В Российской Конституции данное право не означает, что государство должно обеспечивать каждого гражданина жильем. Согласно положениям Конституции1, «никто не может быть произвольно лишен жилища»; «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище2, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других

жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами».

Федеральным законодательством для сирот, не имеющих жилья (т.н. жилого помещения), жилье предоставляется во внеочередном порядке3. Но ждать российским сиротам все же приходится, и это ожидание, например, для такой категории, как выпускники интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растягивается во времени от 0 до 15 лет4.

Национальное законодательство России предусматривает перечень жизненных обстоятельств, когда ребёнок признается сиротой. В Семейном кодексе это смерть родителей; лишение родительских прав; ограничение в родительских правах; признание их недееспособными; болезнь; длительное отсутствие; уклонение от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказ взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений5. В другом федеральном законе это обстоятельства, когда родители признаны безвестно отсутствующими; находятся в лечебных

учреждениях; отбывают наказания в учреждениях; исполняют наказание в виде лишения свободы; находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений6. В указанных законах не содержится исчерпывающий перечень оснований для признания ребёнка сиротой.

Приведенный перечень обстоятельств с высокой степенью условности делится на две группы: 1) зависящие от воли родителей (родителя), обусловленные субъективными факторами; 2) не зависящие от воли родителей, обусловленные объективными факторами. При этом следует учитывать, что лишение отца или матери ребёнка родительских прав может быть как в силу асоциального образа жизни (в большей степени субъективных фактов), так и в случае объективных - признание индивидов(а) недееспособными вследствие определенных заболеваний родителей.

Жизненная ситуация сироты может быть квалифицирована как трудная, т.е. ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность, которую он не может преодолеть самостоятельно. При данных обстоятельствах, следуя принципам социального государства, Российское государство должно создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, развивая систему социальных служб, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты сироты.

Очевидно, когда идет речь о вышеупомянутых мероприятиях, изложенных в положении седьмой статьи Конституции России, возникает вопрос гарантий. А поскольку реализация жилищных прав сирот требует взаимодействия ряда других прав, то актуализируется необходимость говорить о жилищных гарантиях как совокупности прав, способов и средств их обеспечения, находящей свое непосредственное функциональное выражение в системе социальной защиты населения.

Практика работы социальных служб и различных ведомств показывает, что при достаточно больших государственных затратах на содержание сирот и профилактику т.н. социального сиротства (сиротство

по социальным причинам)7 рост числа такой категории населения не останавливается. Некоторые сироты оставляют сиротами своих детей (т.е. имеет место вторичное сиротство), не могут завести семьи, устроиться на работу (необходима регистрация) и т.п. из-за нерешенности вопросов, связанных с жильем, что только масштабирует и приумножает социальные проблемы государства в демографическом развитии страны, сфере занятости, препятствуя позитивному социальному прогрессу Российской Федерации в целом и её регионов в частности.

1. Характеристика понятия «жилищные гарантии»

Полноценная реализация социальных гарантий для различных категорий населения возможна только тогда, когда существует специальное, реально функционирующее законодательство, т.н. социальное законодательство. Несмотря на то, что в Российской Федерации имеется только тенденция формирования отраслевого законодательства подобного рода, это отнюдь не служит препятствием для определения социального законодательства как своего рода интегрированной отраслевой системы, которая покоится, во-первых, на конституционных нормах, во-вторых, на международно-правовых актах, принимаемых и действующих в целях реализации социальной защиты населения8.

Отправной точкой в раскрытии сущности гарантий является следующее понимание: «гарантии» (от фр. garantie - ручательство; условие, обеспечивающее что-либо) охватывают всю совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную реализацию прав и свобод человека, на устранение возможных причин их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту от далеко не редких в наши дни нарушений9.

Исходя из определения, данного Л.Ю. Грудцыной, гарантии - это: 1) поручительство, обеспечение выполнения обязательств; 2) установленное законом обязательство10.

Вместе с тем М.И. Лепихов пишет следующее: «Гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных

предпосылок, условий, средств и способов, создающих личности равные возможности для осуществления своих прав, свобод и интересов. Эта система включает в себя общие, специальные (юридические) и организационные гарантии. По сфере действия гарантии можно разделить на внутригосударственные и международные: первые -это система социально-экономических, политических, нравственных и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека, а вторые - это коллективные меры мирового сообщества (экономические, политические, идеологические), обеспечивающие охрану прав человека»11.

Социальные гарантии, будучи подсистемой общей системы гарантий, представляют собой совокупность материальных и правовых средств, обеспечивающих реализацию социально-экономических и социально-политических прав членов общества12. Важное место в данной совокупности занимают социальные права человека, закрепленные в Конституции и дающие ему возможность претендовать на получение от государства определенных благ.

Существует отдельное мнение, что социальные права граждан должны закрепляться не в Конституции, а в текущем законодательстве, посколькуустановление в законе типичных социальных прав еще не означает для граждан непосредственной реализации их правоприменителем. Это обусловлено декларативным характером многих прав. К тому же в Конституции РФ отсутствует баланс естественных прав (личные права и свободы) и прав приобретенных (политических, социальных и экономических), придается разная «юридическая стоимость» этим правам; в ней не содержится положений относительно механизма осуществления социальных гарантий (кроме ссылок на то, что «обиженные граждане могут жаловаться в суд, что бесполезно, ибо суд не может заставить Правительство соблюдать конституционные гарантии»)13. Поскольку нормы международного права имплицированы в национальную правовую систему (в Конституции РФ), важно отметить, что на международном уровне выделение социальных прав человека (Всеобщая декларация прав

человека (1948)) представляет собой весьма дискуссионную проблему. Основной аргумент - нельзя возводить в ранг международных обязательств права, зависящие от экономических возможностей государства (очевидно, что многие социальные права конкретной личности возникают не в момент рождения, а при появлении установленных в законе юридических фактов). СССР, критикуя мировое сообщество за отношение к социальным правам как к «правам второй категории», добился принятия Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах(1966)14.

Тем не менее реализация социальных гарантий просто будет неполноценной, если не будут обеспечены жилищные гарантии - совокупность имущественных и неимущественных прав и свобод человека, сопряженных с правом на жилище, а также средства и способы их реализации. Сопряженность прослеживается прежде всего во взаимозависимости отдельного вида права с другим. Например, социальное право на жилище затрагивает такой каталог гражданских прав на: свободу передвижения, неприкосновенность жилища и т.п.; политических: право на свободу; экономических: право на частную собственность и её наследственность; культурных: свободу творчества и преподавания и т.д. Действительно, право человека на жилище занимает доминирующее место в структуре жилищных гарантий, образующих социальные гарантии15.

Жилищные гарантии представляют систему общественных отношений, связанную с возникновением и исполнением обязательств в жилищной сфере: обеспечением жильем в силу закона, на коммерческой основе либо на социально-нравственной основе, на базе рынка жилья и жилищных услуг, находящихся в рамках действия правового поля16.

Далее в системе жилищных гарантий целесообразным будет выделение жилищных правоотношений - общего, родового понятия, которым охватываются различные виды отношений, возникающих по поводу жилища: по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, по управлению и эксплуатации жилищного фонда и т.д.17.

Важно отметить, что в настоящий момент в российском законодательстве не раскрываются понятия «жилье» или «жилище». Жилье определяется как место пребывания человека через такие категории, как «жилая площадь» и «жилое помещение». Понятия «жилая площадь» и «жилое помещение» имеют существенную разницу лишь в размерах. Жилая площадь составляет часть жилого помещения за вычетом площадей вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в жилом помещении18. Само понятие «жилое помещение» про-изводно от категории «жилище»19. Российским законодателем термин «жилище» используется в гражданском (объект вещного и обязательственного права)20, жилищном (изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства))21, уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве (любое помещение, пригодное для постоянного или временного проживания людей)22.

Поскольку в статистических данных, характеризующих уровень жизни населения, используется понятие, закреплённое в жилищном законодательстве, то в нашем исследовании будет использоваться именно формулировка, содержащаяся в ч. 2 ст. 15 ЖК.

2. Связь жилищных гарантий с жилищными правоотношениями

Доминирующие общественные отношения по использованию, владению, распоряжению материальным благом «жилище» именуются жилищными правоотношениями. Используя широкий подход к определению круга жилищных правоотношений, Л.Ю. Грудцына делит их на две большие группы23:

1) организационные отношения, построенные на началах власти и подчинения;

2) отношения, складывающиеся на началах равенства их участников, которые подразделяются на имущественные и личные неимущественные отношения, вытекающие из факта соседства.

Правоотношения по использованию жилых помещений гражданами в основном являются имущественными, хотя среди

них можно выделить небольшую группу личных неимущественных отношений (например, отношения соседства в коммунальной квартире).

0.Б. Хохлов выделяет три основные функции жилища в условиях рыночных отношений24.

Первая функция жилища - использование жилья как блага, что позволяет удовлетворять основные витальные потребности человека.

Следующей функцией жилища является функция товара, где жилище выступает как объект продажи или обмена. Отличительные черты жилища от других товаров:

1. Жилище - недвижимый товар. В связи с этим на стоимость жилища большое влияние оказывает его месторасположение.

2. Капиталоемкий товар. Высокая стоимость жилища обусловливает потребность в большом количестве материальных, трудовых, земельных, финансовых ресурсов при производстве и эксплуатации жилья.

3. Долговечный товар. В связи с длительным сроком службы зданий объемы вторичного жилья, как правило, значительно превосходят объемы строительства нового жилья. Поэтому большое внимание следует уделять процессу эксплуатации и реновации существующего жилищного фонда.

4. Неоднородный товар. Каждое жилое здание уникально и имеет присущие только ему свойства. В то же время возможность отнесения зданий к тому или иному типу позволяет рассматривать различные сегменты рынка жилья: одно- и многосемейного, улучшенной планировки, элитного.

5. Жилище является товаром на любой стадии своего жизненного цикла или обмена.

Третьей функцией жилища является его коммерческое использование, в частности предоставление жилища в аренду. Данная функция объединяет в себе функции использования жилища как блага и товара. В самом деле, для собственника жилья передача его в аренду и получение арендных платежей предполагает компенсацию частичной утраты стоимости жилья как товара в результате износа жилища, а также компенсацию неполучения им жилищных услуг. В свою очередь потребитель (арендатор) жилья за плату получает от собственника право на использование жилья в форме

экономического блага, то есть право на получение жилищных услуг.

В качестве важного основания возникновения жилищных прав и обязанностей выступают договоры и иные сделки, как предусмотренные федеральным законом, так и не предусмотренные25. Жилищные права, а также и обязанности (составляющие содержание жилищных правоотношений) порождаются юридическими фактами, с которыми закон и иные нормативные правовые акты связывают возникновение, изменение и прекращение этих прав и обязанностей.

Основными формами реализации гражданами Российской Федерации права на жилище в современных условиях являются:

а) предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на условиях договора социального найма в пределах нормы жилой площади;

б) предоставление жилых помещений на условиях договора коммерческого найма в домах государственного, муниципального и частного жилищного фонда без ограничения размера площади;

в) приобретение или строительство жилья за собственные средства без ограничения размера площади;

г) приобретение в собственность жилого помещения с использованием безвозмездных субсидий, банковского ипотечного кредита, ссуд на возвратной основе и по другим законным основаниям (наследование, дарение);

д) в иных формах, например предоставление служебного жилого помещения или жилого помещения в специализированных домах (общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), предоставление жилого помещения по договору безвозмездного пользования26.

Для осуществления права на жилище органы государственной власти и местного самоуправления:

- развивают рынок недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

- используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных

условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

- в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

- стимулируют жилищное строительство;

- обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

- обеспечивают контрольза исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

- обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства27.

Из всего этого следует определенный вывод: Конституция, включая основные международные акты в области прав человека, определяет правовые нормы лишь общего характера, при этом конкретное содержание и механизм остаются неразработанными. Как правило, механизм можно проследить только в целой совокупности нормативно-правовых актов отечественного законодательства28. При этом важно учитывать, что участие органов местного самоуправления в обеспечении сирот жильем возможно только при условии наделения их соответствующими полномочиями29.

Понятие механизма реализации жилищных гарантий объемно, но, как правило, имеет основные составляющие: 1) нормативно-правовые документы (международного и национального уровней), устанавливающие жилищные гарантии и порядок их реализации;

2) организации и органы, специальные ведомства, уполномоченные исполнять гарантии;

3) практику обеспечения гарантий; 4) контроль и процедуру рассмотрения противоречий.

Свое непосредственное развитие механизм реализации жилищных гарантий сирот находит в системе социальной защиты

населения, поскольку их главная функция -это защита от социального неблагополучия.

3. Специфика жилищных гарантий сирот в системе социальной защиты населения

В соответствии с национальным российским законодательством сирота имеет особые социальные гарантии, включающий расширенный спектр (в сравнении с общими -для детей, не находящихся в трудной жизненной ситуации) прав, льгот и привилегий.

Семантика трудной жизненной ситуации имеет довольно широкий спектр толкований, а именно: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, безнадзорность, малообеспе-ченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное, которую человек (гражданин) не может преодолеть самостоятельно. В свою очередь жизненная ситуация сироты помимо самого факта сиротства не исключает в жизни сирот наступления обстоятельств, перечисленных выше.

Получается, что теоретически сирота может быть: 1) безнадзорным - несовершеннолетним, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц30; 2) малообеспеченным - лицом, совокупная сумма доходов которого не достигает прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации31; 3) лицом БОМЖ, т.е. не имеющим регистрации по месту пребывания или по месту жительства32; 4) инвалидом - лицом, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты33; подвергнут воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и т. д. В таком случае приходится рассматривать статус сироты комплексно, учитывая все перечисленные обстоятельства и возможные случаи, когда сирота может иметь право на тот или иной вид социальной защиты, жилищные гарантии, законодательно предусмотренные для отдельно взятых категорий населения.

Относительно жилищных гарантий, включающих широкий спектр прав (помимо права на жилище, право на здоровую окружающую среду, право на свободу передвижения и т.д.), сирота при наступлении обстоятельств, упомянутых выше (безработица, инвалидность и т.п.), имеет достаточные основания воспользоваться дополнительными правами,предусмотренными как для инвалида, так и для безработного и т. д. В краткой форме содержание этих прав отражено в таблице 1.

Из таблицы следует, что объективное обстоятельство, нарушающее нормальный процесс жизнедеятельности индивида, расширяет спектр его прав в социальной среде до определенных масштабов, предусмотренных национальным законодательством в этой связи и направленных на социальную защиту человека. Получается, в определенных случаях сирота имеет еще и дополнительные основания претендовать на использование жилищных гарантий инвалида, безработного, малообеспеченного, предусмотренных современной системой социальной защиты.

М.И. Лепихов подразумевает под социальной защитой «систему мер правового, социально-экономического и организационного характера (систему социозащит-ных институтов), гарантированную государством и реализуемую им и органами местного самоуправления для обеспечения конституционного права человека и народа в целом на достойную жизнь, т.е. их благосостояния на уровне социально-экономических и культурных стандартов, закрепленных в международных правовых актах, к которым присоединилась РФ» 34.

Иными словами, М.И. Лепихов под системой социальной защиты населения понимает «совокупность любых организаций, институтов и ресурсов, предназначенных для действий (любого вида помощи - индивидуального или в виде услуг) в интересах «сохранения народа»35. А под механизмом социальной защиты населения - «закрепленную Конституцией и иными нормативно-правовыми актами РФ систему государственных (муниципальных) органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на социозащитные процессы, а также способы реализации функций государства в этой области» 36.

Таблица 1

Жилищные права различных категорий населения

Категория лиц Содержание Источники законодательной нормы

Безработный - получение жилищных субсидий; - компенсация расходов по найму жилого помещения на время обучения. Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Постановление Правительства РФ от 21.10.2005 № 633 "Обутверждении правил компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости"

Инвалид - постановка на учет и обеспечение жилым помещением; - получение жилого помещения, превышающего норму предоставления на одного человека; - получение скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению; - первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства; - получение жилищных субсидий . Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"

Малообеспеченный - получение безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья. Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации"

Е.А. Морозова предлагает понимать под социальной защитой населения комплекс мер, направленных на устранение социального неравенства, обеспечение всех членов общества определенным минимумом социальных благ37. А систему социальной защиты этот ученый рекомендует рассматривать в трех плоскостях -теоретико-методологической, управленческой и практической - и в целом состоящей из совокупности разнообразных элементов (идеологических, материальных, экономических, организационно-управленческих и др.), взаимосвязанных между собой, тем или иным образом участвующих в процессе обеспечения членов общества определенным минимумом социальных благ38.

В свою очередь, на основании рассмотренных трактовок можно представить систему социальной защиты населения как объективированный на нормативном уровне, системно организованный комплекс

юридических и экономических средств, необходимый для достижения конкретных целей по обеспечению социальных гарантий человека в жилищной, финансовой, образовательной сферах и сфере здравоохранения.

Подводя итоги, представляется необходимой визуализация вышесказанного, поскольку достаточно подробно была раскрыта сущность понятий «жилищные гарантии» и «система социальной защиты населения», лежащих в основе настоящего исследования (схема 1). Данная модель позволяет рассмотреть жилищные гарантии в контексте системы социальной защиты.

Из представленной схемы следует, что реализация жилищных гарантий сирот в системе социальной защиты населения требует взаимодействия одновременно нескольких экономических сфер:

1. Жилищной (предоставление жилой площади, оказание бытовых услуг, оплата коммунальных расходов, улучшение жилищных условий и пр.)

Схема 1. Место жилищных гарантий в системе социальной защиты населения

2. Финансовой (предоставление пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, социальное страхование, пенсионное обеспечение и др.)

3. Образовательной (педагогическая коррекция; обучение инвалидов-сирот; содействие в получении образования; привитие навыков адекватного использования жилого помещения и мн. др.).

4. Здравоохранительной (проведение медико-социальной экспертизы; госпитализация; санитарно-просветительская работа; организация лечебно-трудовой деятельности и т.д.).

Таким образом, сформированная концептуальная модель жилищных гарантий сирот позволяет более комплексно рассматривать проблемы реализации их жилищных прав, а в дальнейшем, при совершенствовании мер по жилищному обеспечению, дает возможность комплексной оценки нуждаемости сирот в жилище, учитывать взаимосвязь различных сфер на их социализацию, специфику жилищных гарантий сирот в социально-правовой работе с данной категорией населения.

1 Конституция Российской Федерации. Ст. 40.

2 Заметьте, «жилище», а не «жилое помещении» или «жилая площадь», как будет указано в федеральном законодательстве далее.

3 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ст. 8.

4 Семья Г В. Соблюдение прав и интересов воспитанников и выпускников в условиях инсти-туционализации в России. Материалы выступления. Стокгольм, 14-15 ноября 2006 г. //[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.childcentre.info/ projects/institutions/dbaFile14089.pdf

5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. Ст. 121.

6 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ст. 1.

7 В стране с 2003 по 2006 г. реализовывалась подпрограмма «Дети-сироты» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг. Подпрограммой предусматривался бюджет в 465.000 млн. рублей. В марте 2007 года была утверждена Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы», в которой по направлению «Дети-сироты» в подпрограмме «Дети и семья» предусмотрен бюджет на сумму 4410,6 млн. рублей. Наряду с изменением структуры федеральных целевых программ изменяются объемы финансирования в сторону значительного увеличения. В программе «Жилище» на 2002-2010 годы предусмотрены мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, среди которых, безусловно, фигурируют сироты, имеющие право на получение жилья. Для реализации этих мероприятий предусмотрено финансовое обеспечение в объёме 4053.5900 млн. рублей.

Согласно существующей точке зрения, подобные программы в России направлены на работу со следствием, а не на профилактику, в результате чего получается двойное финансирование с очень низкой эффективностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Социальное законодательство. Научно-практическое пособие (отв. ред.: д-р. юрид. наук, проф. Ю.А.Тихомиров, канд. философ. наук, доцент В.Н. Зенков). М.: «Контракт», «Ин-фра М», 2005. 339 с. С. 256.

9 Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребёнка // Государство и право. 2006. №6. С.68-74.

10 Грудцына Л.Ю. Жилищная энциклопедия [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ, 2008.

11 Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения: Монография. М.: ГИС, 2005. 297 с. С. 34-35.

12 Экономическое и социальное развитие современного общества: Материалы к курсу «Человек и общество: Основы соврем. цивилизации» для учащихся 11 кл. ср. шк./Л.Н. Боголюбов, Е.А. Глушков, Л.Ф. Иванова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 1993. 94 с. С. 85.

13 Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения: Монография. М.: ГИС, 2005. 297 с. С. 36.

14 Там же. С. 34.

5 Конституция Российской Федерации. Ст. 40; Всеобщая декларация прав человека. Ст. 25; Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах». Ст. 11.

16 Берг Л. В. Жилищные гарантии в системе жилищных отношений: дис. ... канд. экон. наук. Томск, 2005. 178 с. С. 13.

17 Грудцына Л.Ю. Жилищная энциклопедия [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ, 2008.

18 Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации».

19 Дроздов И.А. Понятие жилого помещения // Закон. 2006. № 8. С. 9-17.

20 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Ст. 288-293, ст. 671-688

21 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ. Ч. 2. Ст. 15.

22 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. Ст. 5, 19, 139.

23 Грудцына Л.Ю. Жилищная энциклопедия [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ, 2008.

24 Хохлов О. Б. Оценка эффективности проектов и программ реновации жилищного фонда: дис. ... канд. экон. наук. Томск, 2006. 189 с. С. 13-16.

25 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ. П. 1. Ст. 10.

26 Грудцына Л.Ю. Жилищная энциклопедия [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ, 2008.

27 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ. Ст. 2.

28 Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения: Монография. М.: ГИС, 2005. 297 с. С. 37.

29 Определение Конституционного суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // «Вестник Конституционного суда РФ». 2009. № 5.

30 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

31 Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Ст. 1.

32 Школяренко Е.А. Статус бездомных и лиц без определенного места жительства: необходимо чёткое правовое регулирование // Журнал российского права. 2004. № 5.

33 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Ст. 1.

34 Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения: Монография. М.: ГИС, 2005. 297 с. С. 39.

35 Там же. С. 145.

36 Там же. С. 47.

37 Морозова Е.А. Социальная защита - анализ современных трактовок // Социальная политика и социология. 2004. № 1. С. 22-29.

38 Морозова Е.А. Социальная защита - анализ современных трактовок // Социальная политика и социология. 2004. № 1. С. 22-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.