Научная статья на тему 'Развитие конституцинным судом Республики Карелия теории прав человека'

Развитие конституцинным судом Республики Карелия теории прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / CONSTITUTIONAL JUSTICE / HUMAN RIGHTS / COURT CONSTITUTIONAL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Е. Ю.

В статье рассматриваются решения Конституционного Суда Республики Карелия в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Выявляется вклад этого суда в конституционную теорию прав и свобод личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of human rights theory by the Constitutional Court of Karelia Republic

The article examines decisions of the Constitutional Court of Karelia Republic in the sphere of protection of human rights and freedoms of citizens. Reveals the contribution of this Court in the constitutional theory of human rights and liberties.

Текст научной работы на тему «Развитие конституцинным судом Республики Карелия теории прав человека»

1.6. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИННЫМ СУДОМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ТЕОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Шевченко Е.Ю., соискатель. Место учебы: Пензенский государственный университет.

Аннотация: В статье рассматриваются решения Конституционного Суда Республики Карелия в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Выявляется вклад этого суда в конституционную теорию прав и свобод личности.

Ключевые слова: конституционное правосудие, права человека, судебный конституционный контроль.

THE DEVELOPMENT OF HUMAN RIGHTS THEORY BY THE CONSTITUTIONAL COURT OF KARELIA REPUBLIC

Shevchenko E.U., competitor. Place of study: Penza State University.

Annotation: The article examines decisions of the Constitutional Court of Karelia Republic in the sphere of protection of human rights and freedoms of citizens. Reveals the contribution of this Court in the constitutional theory of human rights and liberties.

Keywords: constitutional justice, human rights, court constitutional control.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации за последние годы приняли ряд важных решений в сфере защиты социальноэкономических и некоторых политических прав граждан. Их совокупность позволяет сделать вывод о том, что данными решениями региональные органы конституционной юстиции внесли свой вклад в развитие теории правового, демократического и социального государства.

Так, 23 января 2006 г. Конституционный Суд Республики Карелия принял Постановление по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений пункта 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 г. № 7-П, касающегося форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиоактивному воздействию1.

Согласно указанному Постановлению гражданам-инвалидам, подвергшимся радиоактивному воздействию предоставляется мера социальной поддержки в виде возмещения 50 процентов стоимости жилищнокоммунальных услуг организациям, их предоставившим, а также возмещения инвалидам 50 процентов стоимости топлива и его доставки. Возмещение этих расходов гражданам осуществляется только на основании документов, подтверждающих факт приобретения и доставки топлива, путем перечисления средств гражданам со счета органа федерального казначейства. Порядок возмещения расходов по оплате топлива и его доставки носит заявительный характер.

Рассматривая указанное дело по существу, Конституционный Суд Республики Карелия пришел к выводу, что правовые предписания данной нормы по своей су-

1 Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 23 января 2006 года // Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации: Дайджест оперативной информации. 2006. № 2. С. 10.

ти являются правовым процессуальным механизмом для реализации материально-правовых норм о мерах социальной поддержки инвалидов. Из буквального смысла оспариваемых правовых предписаний следует, что инвалиды, имеющие право на социальную поддержку в виде скидки в размере 50 процентов стоимости топлива и его доставки, предусмотренной федеральным законодательством, вынуждены, тем не менее, приобретать топливо за полную стоимость, после чего обращаться в органы местного самоуправления с заявлением о возмещении причитающихся сумм, к которому прилагаются документы об оплате топлива и его доставки. Однако не все инвалиды для обеспечения своей жизнедеятельности имеют реальную возможность приобрести топливо и оплатить его доставку в пределах установленных нормативов за полную стоимость. Органы государственной власти за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматривать различные правовые механизмы осуществления социальных выплат гражданам. Однако такие механизмы должны включать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям данных выплат, обеспечивающие на основе упрощенных процедур своевременное и в полном объеме их получение. Следствием же установленного Правительством Республики Карелия механизма явилось установление сложных процедур, которые не могут обеспечить получение полагающейся меры социальной поддержки, предусмотренной федеральным законодательством.

Признавая несоответствие указанной нормы Конституции Республики Карелия, Конституционный Суд сформулировал правовую позицию, согласно которой Республика Карелия при осуществлении правового регулирования в области социальной защиты граждан обязана руководствоваться едиными правилами, установленными федеральным законодательством, в целях обеспечения единого социального пространства в Российской Федерации и обеспечения принципа равенства граждан в осуществлении права на получение различных мер социальной поддержки.

Вкладом Конституционного Суда Республики Карелия в конституционную теорию является введение в теорию социального государства понятия «единое социальное пространство», где действуют общие и единые правила проведения социальной политики на всей территории Российской Федерации, а также указание на то, что меры социальной поддержки гражданам должны осуществляться на основе упрощенных правовых процедур, соответствующих правовой природе и предназначению социальных прав граждан. Именно упрощенными правовыми процедурами должны реализовываться материальные социально-

экономические права.

Другим своим решением от 21 июля 2006 г. Конституционный Суд Республики Карелия проверил соответствие Конституции Республики Карелия некоторых положений статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в связи с обращением гражданки О.И. Юзвюк2

2 Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 21 июля 2006 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законо-

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Шевченко Е.Ю.

Положением статьи 3 указанного Закона предусмотрено, что социальная поддержка граждан, имеющим на это право, осуществляется в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявительница оспорила конституционность указанных положений в части слов «в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации» в отношении проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет врачами, медицинскими или фармацевтическими работниками в государственных учреждениях Республики Карелия, расположенных на ее территории в сельской местности и поселках городского типа.

Из обращения следует, что до 1 января 2005 г. специалисты, работавшие и перешедшие на пенсию в сельской местности, пользовались натуральной льготой в форме бесплатного жилья с отоплением и освещением на основании Жилищного кодекса РСФСР 1983 г.

По мнению заявительницы, содержащееся в оспариваемой норме ограничение ее права как пенсионера, проживающего и проработавшего 32 года медицинским работником в сельской местности, на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением пределами социальной нормы площади жилья, региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативами потребления коммунальных услуг и топлива, понижает достигнутый к 1 января 2005 г. уровень ее социальной защищенности.

Вкладом Конституционного Суда Республики Карелия в теорию конституционного права стали следующие выводы Суда, касающиеся социального государства и уровня обеспечения социальных гарантий гражданам.

Во-первых, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование названных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Из этого следует, что законодатель Республики имеет только право в своем законе предусмотреть дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан исходя из своих финансовых возможностей. В связи с этим Республика Карелия в рамках собственных полномочий по вопросам совместного ведения добровольно взяла на себя обязательство по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки пенсионерам, проработавшим в сельской местности и рабочих поселках не

дательных актов Республики Карелия» в связи с обращением гражданки О.И. Юзвюк // Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации: Дайджест оперативной информации. 2006. № 9. С. 25.

менее десяти лет медицинскими работниками, в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением.

Во-вторых, исходя из уровня реальных экономических возможностей, существующих на данном этапе социально-экономического развития и соответствующих ресурсов бюджета Республики, данная мера социальной поддержки предоставляется в пределах социальной нормы площади жилья и регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав граждан данной категории. Этой правовой позицией Конституционный Суд Республики Карелия фактически доказал, что в социальном государстве необходимо ввести дополнительный критерий - уровень социальности государства. И этот уровень социальности зависит от уровня социально-экономического развития страны и финансовых возможностей государства. Отсутствие финансовых возможностей для более полной реализации социальной политики нельзя рассматривать как нарушающее социально-экономические права человека и гражданина.

Конкретные социально-экономические права граждан, в частности, конституционное право на жилище, как одно из наиболее важных социально-

экономических прав, болезненно воспринимаемых в обществе, стало предметом рассмотрения этого же Конституционного Суда.

Конституционный Суд Республики Карелия 13 февраля 2007 г. принял Постановление по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений решения Петрозаводского городского совета от 16 декабря 2005 г. «Об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов» в связи с обращением гражданина С.В. Егорова3.

Данным решением был утвержден и введен в действие дифференцированный размер платы (в зависимости от категории жилищного фонда по степени благоустройства) за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

По мнению заявителя, Петрозаводский городской совет в своем решении неправомерно обязал нанимателей жилых помещений нести бремя расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилых домов. Заявитель считает, что федеральное жилищное и гражданское законодательство возлагает бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме на собственников жилых помещений, а наниматели жилых помещений по догово-

3 Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 13 февраля 2007 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений пункта 1 Решения Петрозаводского городского Совета от 16 декабря 2005 года № ХХУ/ХХШ-222 «Об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов» в связи с обращением гражданина Егорова С.В. // Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации: Дайджест оперативной информации. 2007. № 3. С. 8.

рам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда обязаны вносить плату только за жилое помещение и коммунальные услуги.

Конституционный Суд Республики Карелия, рассматривая настоящее дело, пришел к выводу о том, что одним из способов осуществления предусмотренного Конституцией РФ права на жилище является предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда. Это означает, что жилые помещения передаются гражданам во владение и в пользование для проживания в них. Кроме того, наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по указанным договорам приобретает также право пользования общим имуществом в этом доме. Учитывая специфику общего имущества жилого дома, предназначенного для совместного использования лицами, проживающими в этом доме, в том числе и нанимателями, федеральный законодатель определил, что плата за содержание и ремонт указанного жилого помещения для этих лиц включает в себя также плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность нанимателей жилых помещений участвовать в расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в жилых домах установлена федеральным законом, а размер этой платы должен устанавливаться органами местного самоуправления.

Далее Конституционный Суд Республики Карелия на основе указанных правовых аргументов сделал заключение, в котором определил правовую позицию о том, что органы местного самоуправления имеют не только право, но и несут обязанность по установлению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, праву на установление такой платы соответствует обязанность органов местного самоуправления эту плату устанавливать. Этим Конституционный Суд Республики Карелия внес свой вклад в теорию местного самоуправления и теорию социально-экономических прав граждан.

Рецензия

В рецензируемой статье рассматриваются решения Конституционного Суда Республики Карелия в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. На основе научного анализа в ней выявляется вклад этого суда в конституционную теорию прав и свобод личности.

В статье анализируются конкретные решения Конституционного Суда Республики Карелия, принятые по жалобам граждан в Конституционный Суд.

Автор представил не только итоговые решения Конституционного Суда Республики Карелия, но и всю правовую аргументацию Суда, которую он привел для обоснования своих правовых позиций по рассматриваемым делам. Именно через анализ правовой аргументации и правовых позиций можно выявить вклад Конституционного суда Республики Карелия в конституционную теорию прав человека. Такой методологически верный подход позволил автору раскрыть тему статьи.

В целом статья соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.

Декан юридического факультета Пензенского государственного университета, доктор юридических наук, профессор В.В.Гошуляк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.