Научная статья на тему 'К вопросу о методах и формах работы по формированию патриотических ценностей у студентов (на материале французского языка)'

К вопросу о методах и формах работы по формированию патриотических ценностей у студентов (на материале французского языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова М. В., Ломохова С. А.

В статье приведены некоторые методы и формы по формированию патриотических ценностей у студентов в процессе урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку. Показаны действенные приёмы работы с художественным и поэтическим текстом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методах и формах работы по формированию патриотических ценностей у студентов (на материале французского языка)»

бовь к своему краю. А для этого надо знать его жизнь в прошлом и настоящем, знать его природу, богатства и возможности дальнейшего развития.

Таким образом, разнообразие форм урочной деятельности (беседа, дискуссия, интервью, художественный перевод, сочинение, педагогическая ситуация, творческие упражнения, ролевая игра, виртуальная экскурсия и др.) и форм внеурочной деятельности (ролевая игра, театральные постановки, викторины, конкурсы, конференции, тематические лектории, виртуальная переписка и мультимедийные проекты) способствует формированию навыков поведения патриотического характера. Взаимодействие учебной работы и форм внеурочной деятельности усиливает её вклад в патриотическое воспитание студентов, благоприятствует усвоению и упрочению норм патриотического отношения к своей Родине и к стране изучаемого языка.

список литературы

1. Александрова Т. А. Подготовка и проведение экскурсий на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1982. № 4. С. 92-94.

2. Баишева Л. М. Творческие поиски для проведения уроков французского языка // Иностранные языки в школе. 1987. № 6. С.73-75.

3. Дадыко Т. В., Щепилова А. В. Роль самостоятельной работы учащихся в повышении мотивации изучения французского языка // Иностранные языки в школе. 1985. № 5. С. 52-55.

4. Жмиевска Х. Элементы страноведения при обучении французскому языку // Иностранные языки в школе. 1987. № 4. С. 90-92.

5. Зотеева И. Н. Использование межпредметных связей во внеклассной работе по французскому языку // Иностранные языки в школе. 1990. № 3. С. 64-67.

6. Инюшкин Н. М. Пензенской истории причастны. Пенза: ИПК « Пензенская правда», 2001. 172 с.

7. Кучерова О. Н., Пивоварова В. В. О работе клуба «Друзья Франции» // Иностранные языки в школе. 1990. № 4. С. 104-109.

8. Мамукина Г. И. Создание мультимедийного проекта на немецком языке в средней школе // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 40-42.

9. Микаилова Р. А. гражданско-патриотическое воспитание // Среднее профессиональное образование. 2003. № 1. С. 37-38.

10. Онхас С. Л. Занимательная социолингвистика. Французы: национальный характер, символы, язык // Иностранные языки в школе. 1992. № 2. С. 29-35.

11. Полат Е. С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2001. № 5. С. 4-10.

12. Тамм Э. И. Лингвострановедческая работа над лексикой в национально-ориентированном преподавании русского языка иностранцам: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 1981. 19 с.

13. Чернова Г. М. О работе с современными страноведческими материалами на уроках французского языка // Иностранные языки в школе. 1999. № 6. С. 42-47.

УДК 378. 035. 6

к вопросу о методах и формах работы по формированию патриотических ценностей у студентов (на материале французского языка)

М. В. АНТОНОВА, С. А. ЛОМОХОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра иностранных языков (межфак)

В статье приведены некоторые методы и формы по формированию патриотических ценностей у студентов в процессе урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку. Показаны действенные приёмы работы с художественным и поэтическим текстом.

В последнее время всё большее внимание при изучении иностранного языка уделяется таким формам обучения, которые ориентированы на развитие самостоятельности, творческой инициативы и мышления студентов. Эффективность любого занятия напрямую зависит от методов и форм, которые использует в своей работе учитель иностранного языка. Правильно подобранные методы и формы способствуют не только мотивации изучения иностранного языка у студентов, но и достижению положительных результатов в процессе их воспитания [5].

Обращение к разнообразным формам урочной и внеурочной деятельности повышает воспитательное значение иностранного языка как предмета.

Важное место по формированию чувства уважения к культурным ценностям страны изучаемого язы-

ка, а также любви и гордости за родную землю, за героические свершения своего народа занимает чтение. Главная роль в овладении студентами умениями осмысленного чтения отводится домашнему чтению [7]. Знакомство с произведениями французских писателей А. де Сент-Экзюпери «Военный лётчик», В. Гюго «Отверженные», М. Дрюона «Поезд 12 ноября» наглядно показывает студентам, что для любого народа Родина, память о её героическом прошлом, её мирное настоящее и светлое будущее - первостепенные ценности. Такие произведения непосредственно воздействуют на патриотические чувства студентов. Осмысление данной нравственной проблемы способствует формированию у студентов любви к Родине, уважения к героическому прошлому Родины, готовности защищать интересы Родины.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

Работу над текстами художественных произведений важно начинать со снятия языковых трудностей, которые студенты могут испытывать при чтении. Такие трудности, как неумение извлечь основную информацию, правильно работать со словарём, несфор-мированность навыков беспереводного понимания, языковой догадки способны снизить интерес к изучению иностранного языка [6].

Предтекстовые и послетекстовые задания используются для того, чтобы научить студентов ориентироваться в тексте, находить заданную информацию, следить за логикой изложения содержания, выделять главную мысль и основные факты читаемого.

Предлагаемые предтекстовые задания направлены на идентификацию и поиск:

1. Выберите из числа предложенных те предложения, которые соответствуют тексту.

2. Исправьте не соответствующие тексту предложения.

3. Найдите фразы, которые показывают. . .

4. Выберите правильные ответы на вопросы из числа предложенных.

5. Расположите пункты плана в логической последовательности.

6. Передайте содержание текста согласно предлагаемому плану.

Послетекстовые задания направлены на установление проблем, которые поднимаются в тексте, на выявление его основных идей, на осуществление смыслового выбора. Данные задания предусматривают глубокую самостоятельную работу над содержанием текстов, побуждают студентов к аргументированию своего суждения по прочитанному материалу:

1. Назовите основную идею текста.

2. Выделите основные проблемы, затрагиваемые автором в тексте.

3. Дайте характеристику главных героев и их поступков.

4. Скажите, как бы вы поступили на месте главных героев.

5. Подберите пословицу к тексту.

6. Выразите своё отношение к прочитанному тексту.

7. Назовите произведения отечественных писателей, в которых показывается героизм нашего народа в борьбе с захватчиками.

8. Приведите примеры героизма нашего народа в ходе военных событий.

9. Подготовьте доклад по теме «Героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны». Менее подготовленным по французскому языку студентам можно предложить задание составить высказывание на основе конкретных словосочетаний.

Разнообразие форм работы на уроке способствует чуткому восприятию студентами образов героев, их мыслей, настроения и поведения во время инсценировки художественных произведений во внеурочное время. Студенты на наглядном примере убеждаются в первостепенности и важности для любого народа такой ценности, как любовь к Родине.

Богатый в воспитательном плане художественный текст [2] позволяет учителю французского языка подводить своих воспитанников к решению сложных нравственных проблем. Во время бесед учащиеся обсуждают прочитанное, черпая много полезного для себя в плане самовоспитания, пытаются обосновать свой нравственный выбор. Тексты, имеющие яркую патриотическую направленность, помогают педагогу воспитывать студентов милосердными, благородными, отважными, смелыми, способными встать на защиту Отечества.

Знакомство с французской литературой в процессе изучения французского языка даёт возможность студентам познакомиться с культурой французского народа, понять национально-специфические особенности его менталитета, сравнить образ жизни, нравы и обычаи своей страны и страны изучаемого языка. Проведение подобных параллелей имеет большое воспитательное значение - студентам предоставляется возможность сравнивать и идентифицировать свои поступки с поступками персонажей, анализировать и подвергать нравственной оценке события, расширять представления об окружающем мире.

Использование поэзии Л. Арагона «Париж», П. Элюара «Мужество», Ж. Превера «Семейное» и др. на уроках французского языка и во внеурочной деятельности позволяет студентам познакомиться с современной французской поэзией, культурой и обычаями страны изучаемого языка, путём сравнения и анализа осознать богатство отечественной культуры [4]. Основные этапы работы над стихами предусматривают знакомство с биографией и творчеством поэтов в форме докладов, которые студенты готовят самостоятельно [3].

В процессе подготовительной работы задачей учителя является снятие трудностей лексического порядка. Подбор стихов должен отвечать уровню языковой подготовки студентов, так как обилие незнакомых слов препятствует художественному восприятию стихотворения. После первичного прослушивания стихотворения, с помощью несложных вопросов выясняется правильность понимания его содержания и ведется беседа об основных идеях, заложенных в стихотворении [8].

При повторном чтении стихотворения или в ходе беседы по его содержанию обсуждаются язык и стиль поэтического произведения. Задача учителя - показать студентам, с помощью каких изобразительных средств языка воспринимается поэтом окружающий мир, помочь им увидеть этот мир глазами поэта.

Работая вместе с учителем над изобразительными средствами языка в стихотворении, помечая в нём паузы, ударения, изменения силы голоса, интонацию, студенты готовятся к его выразительному чтению. Выразительное чтение стихотворения позволяет понять, правильно ли усвоены его содержание, смысл, отдельные детали, из которых складывается образ, его эмоциональная окрашенность.

Следующий этап при работе над стихотворением заключается в ознакомлении с образцами художес-

твенных переводов, выполненных известными поэтами и переводчиками, сумевшими средствами родного языка передать содержание стихотворения, идею, мысли автора, его настроение.

Усвоение замысла, настроения поэта проявляется в том, что студенты выражают желание передать их средствами родного языка, пробуют свои силы в поэтическом переводе. Творчество детей - это «глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» (В. А. Сухомлинский).

Естественно, переводы студентов отличаются от профессиональных переводов, однако в них, как в детском рисунке, есть своя трогательная неповторимость. Юным переводчикам удаётся понять настроение поэта, передать его своими средствами.

В процессе работы над стихами студенты учатся выбирать те средства языка, которые используются автором для показа красоты природы родной страны, гордости за историческое прошлое, красоты человеческих поступков, что в конечном счёте способствует формированию патриотических ценностей у студентов.

Студенты охотно работают со стихами, которые предлагает им учитель, и сами принимают активное участие в их выборе. Стихи отечественных авторов (А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского), переведённые на французский язык и ставшие национальным достоянием, широко используются студентами [9]. Стихотворение А. Ахматовой «Мужество» поражает своей нравственной чистотой, проявлением обыденного, каждодневного мужества во имя любви к Родине, к русскому языку. На примере этого стихотворения студенты прослеживают величие и значимость родного языка для всех поколений.

Другое стихотворение А. Ахматовой «Мне голос был» является примером для студентов и в тоже время обращением к ним помнить о своей человеческой сущности, о личной ответственности за Родину, о патриотическом долге перед ней. Настоящего патриота своей Родины не заставит покинуть родную отчизну даже её убогость.

Использование стихотворений объясняется актуальностью материала. Студенты охотно используют впоследствии слова и целые строки из изученных стихов при составлении самостоятельных устных высказываний и письменных размышлений [1].

Использование поэзии при изучении французского языка способствует активному формированию патриотических ценностей у студентов. В процессе их изучения и сравнения с отечественной поэзией осуществляется не только познание чужого мира и прививается уважение к чужой культуре, но и осознаётся богатство родной. Поэтические тексты наиболее ярко показывают, что любой народ любит и гордится своей Родиной, её историческим прошлым, уважает свои традиции и обычаи, защищает интересы Родины. Это первостепенные ценности, которые характеризуют настоящего патриота.

Таким образом, разнообразие методов и форм, используемых в урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку, способствует формированию у студентов навыков поведения патриотического характера.

список литературы

1. Абрамова Н. К. Активизация речевой деятельности учащихся старших классов на уроках французского языка // Иностранные языки в школе. 1987. Т. 34. С. 60-63.

2. Алиева С. К. Книга для чтения на французском языке. М.: Лист, 1996. 144 с.

3. Беннеян А. О. Замечательные люди Франции. Тексты для чтения на французском языке. М.: Просвещение, 1969. 96 с.

4. Береговская Э. М. Поэзия вокруг нас. Книга для чтения на французском языке. М.: Просвещение, 1993.

Ч. 2. 287 с.

5. Гуменьщикова Г. А. Комплексное воспитание учащихся на уроках французского языка и во внеклассной работе // Иностранные языки в школе. 1986. № 1. С.66-68.

6. Евдокимова М. И. Патриотическое воспитание на уроках французского языка // Иностранные языки в школе. 2005. № 1. С.28-35.

7. Жукова Н. Б. Домашнее чтение на французском языке в средней школе // Иностранные языки в школе. 1985. № 4. С. 30-33.

8. Пирхавка Н. Е., Кондратьева Т. В. Из опыта работы с аутентичными стихотворениями на уроках французского языка // Иностранные языки в школе. 1991. № 1. С. 48-52.

9. Поэзия Европы. Классическая и современная поэзия народов Советского Союза (на французском языке). М.: Прогресс, 1979. Т. 3. 653 с.

УДК 7.067.2

произведения изобразительного искусства как средство эмоционально-нравственного развития личности

Е. В. ВИКТОРОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра социологии и социальной работы

В статье раскрываются возможности произведений изобразительного искусства как средства эмоциональнонравственного воздействия на личность реципиента, подробно описывается механизм такого воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.