Методика преподавания языка
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬ ТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
О. А. Рузаева
Проблема формирования художественной культуры студентов является сегодня актуальной в связи с изменениями, произошедшими в нашем обществе за последние годы. В статье рассматривается роль учебного предмета «Иностранный язык» в процессе формирования художественной культуры личности.
Ключевые слова: иностранный язык, искусство, художественное воспитание, художественное образование, художественная культура личности.
Особую роль в воспитании гуманного, творческого человека играет искусство, так как через искусство и художественное воспитание имеется возможность воспитывать и все другие направления культуры. Этому способствует эмоциональное воздействие, красота человеческих отношений, отобранные образцы шедевров мирового искусства и т.д. Следовательно, художественное образование средствами искусства, обеспечивающее развитие внутреннего мира человека, представляется необходимым в вузе.
Включенное в образовательный процесс художественное воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным ее осмысление. Художественное воспитание делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Художественное воспитание развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии.
И. С. Лёвшина полагает, что среди всех направлений воспитания, традиционно признаваемых нашей педагогикой, именно художественное воспитание по своей органической природе способно обеспечить максимальную реализацию принципа комплексности, именно оно органически включает в себя нравственное, идейнополитическое, патриотическое и иные направления воспитательной
75
Lingua mobilis №6 (25), 2010
работы. «Воспитание искусством можно сравнить только с воспитанием жизнью как таковой». [4. С. 38-39]
Изучение культуры в процессе обучения отдельным учебным дисциплинам, включая МХК, культурологию, эстетику, литературу, вносит существенный вклад в воспитание личности. Предмет «иностранный язык» занимает в этом ряду особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями.
Учебный предмет «Иностранный язык» является обязательным для изучения в любом высшем учебном заведении. Значимость данного учебного предмета связана с изменениями в обществе. Если раньше круг людей в России, у которых была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась: расширяется информационное пространство, повышается уровень компьютеризации, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение (например, через глобальную компьютерную сеть Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов, происходит стирание границ в Европе, все это ведет к интеграции культур разных народов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. В современных условиях, когда Россия интегрируется в мировую экономику, расширяет связи с иностранными государствами, появляется необходимость выпуска специалистов высокого класса, свободно владеющих иностранным языком. При этом на современном этапе развития межкультурных связей принципиальным образом меняется отношение к языковому образованию, понимаемому не как процесс приобретения на всю жизнь определенной суммы знаний, умений и навыков, а как непрерывный процесс, основная функция которого заключается, в обучении умению изучать иностранный язык и совершенствовать приобретенный раннее языковой и речевой опыт. Кроме этого современному специалисту необходимы навыки межкультурной коммуникации, готовность и способность к диалогу культур. Еще Я. А. Коменский неустанно пропагандировал необходимость активного развития, окультуривания распространения и изучения языков как одного из важнейших условий человеческого прогресса. Однако, говорил он, языки нужны не сами по себе, а как средство для получения новой
76
Методика преподавания языка
информации и для взаимного общения: «Языки изучаются не как часть образования или ученость, но как орудие для того, чтобы почерпать знания и сообщать их другим!» [3. С.397]. С этой же точки зрения язык рассматривал и К.Д. Ушинский. Среди целей изучения иностранного языка он выделил в том числе и следующие: «Первая цель - ознакомиться с литературой того народа, язык которого изучают. ... В-третьих, иностранные языки изучаются как средство словесно или письменно войти в отношение с людьми той нации, язык которой мы изучаем» [5. С. 154].
Таким образом, специфика иностранного языка как учебной дисциплины определяется целым рядом отличительных от родного языка особенностей овладения и владения им. Так, иностранный язык является одновременно и целью, и средством обучения. В этом состоит одна из его специфических особенностей. Если в изучении физики, математики, литературы язык выступает в качестве инструмента, орудия, то при овладении иностранным языком он является средством формирования, затем формой существования и выражения мысли об объективной действительности, свойства и закономерности которой являются предметом других дисциплин [2. С. 32].
В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопонимания различных стран, народов и их культур. В области теории обучения иностранному языку данная тенденция проявляется в признании того, что овладение иностранным языками как средством общения и взаимопонимания с носителями языка есть приобщение к иной культуре.
Но какие же возможности дает иностранный язык для формирования художественной культуры личности?
Во-первых, в процессе изучения предмета «иностранный язык» часто встречаются темы, связанные с художественной культурой той или иной страны. В ходе таких занятий учащиеся знакомятся с живописью, музыкой, архитектурой, театром и другими видами искусства. В процессе изучения данных тем студенты читают соответствующие тексты, узнают о наиболее ярких представителях в той или иной области искусства, получают возможность ознакомиться с их произведениями и т.д.
Во-вторых, иностранный язык является, как уже говорилось, не только целью изучения, но и средством. С его помощью человек получает возможность добывать информацию (в том числе и инфор-
77
Lingua mobilis №6 (25), 2010
мацию по художественной культуре той или иной страны) из различных источников: разнообразной литературы, сети Интернет, при непосредственном или опосредованном общении с носителями языка. Таким образом, иностранный язык может служить средством для самообразования в области художественной культуры.
В-третьих, иностранный язык как всякая языковая система есть общественно-исторический продукт, в котором находит свое отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиций и т.д. По мнению В. Гумбольдта, язык — это душа нации, в нем запечатлен весь ее «национальный характер».
Таким образом, воспитательная функция иностранного языка высока. Однако, в жизни, к сожалению, часто приходится видеть довольно пренебрежительное отношение к этой его функции. Все силы учителей уходят на формирование у учащихся знаний, умений и навыков по данному предмету, а такой важный компонент образования как воспитание остается без внимания.
Из всего вышесказанного вытекает следующий вывод: необходимо усилить роль обучения иностранного языка в воспитании человека культуры, использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка как межпредметной учебной дисциплины, способствующей приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым к лучшему осознанию своей собственной культуры.
Список литературы
1. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. М. : Прогресс, 1984.
2. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М. : Просвещение, 1991. 222 с.
3. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1982. 656 с.
4. Лёвшина, И. С. Художественное воспитание сегодня: социальная значимость, методические принципы. / Искусство и эстетическое воспитание моло-
List of literature
1. Gumbol'dt, V. Izbrannye trudy po jazykoznaniju. M. : Progress, 1984.
2. Zimnjaja, I. A. Psihologija obu-chenija inostrannym jazykam v shkole. M. : Prosvewenie, 1991. 222 s.
3. Komenskij, Ja. A. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija: V 2 t. T. 1. M. : Pedagogika, 1982. 656 s.
4. Ljovshina, I. S. Hudozhestven-noe vospitanie segodnja: social'naja znachimost', metodicheskie prin-cipy. / Iskusstvo i jesteticheskoe vospitanie molodezhi. / Pod red.
78
Методика преподавания языка
дежи. / Под ред. В. Г. Кисунько, И. Н. Гращенкова, И. С. Левши-на. М. : Наука. 1981. 335 с.
5. Ушинский, К. Д. Избранные пед. сочинения. Т. 1-2. Под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.), Г.С. Костюкова, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. М. : Педагогика, 1974.
V. G. Kisun'ko, I. N. Grawenkova, I. S. Levshina. M. : Nauka. 1981. 335 s.
5. Ushinskij, K. D. Izbrannye ped. sochinenija. T. 1-2. Pod red. A.I. Piskunova (otv. red.), G.S. Kostju-kova, D.O. Lordkipanidze, M.F. Shabaevoj. M. : Pedagogika, 1974.
79