ПРАВОВЕДЕНИЕ
УДК 343.195.3
ОРГАНИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ РАБОТЫ ПРОКУРАТУРЫ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
И.В.Антонов
Гуманитарный институт НовГУ, [email protected]
Статья посвящена исследованию кадровой работы прокуратуры Новгородской области в послевоенный период. Особое внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки кадров.
Ключевые слова: прокуратура, Новгородская область, оперативные работники прокуратуры, кадры
This article is devoted to the research of the personnel work organization in the public prosecution office of Novgorod region in the postwar period. The particular attention is paid to the professional training.
Keywords: public prosecution office, Novgorod region, authorised operatives, personnel
На момент образования Прокуратуры Новгородской области штат оперативных работников составлял 19 человек [1]. Очевидно, что он был недостаточным для осуществления возложенных полномочий. Тем более, что при выделении Новгородской области из состава Ленинградской к Новгородской областной прокуратуре, по некоторым оценкам, отошло не менее 80% всей работы Ленинградской областной прокуратуры [2].
Следует отметить, что имевшийся штат был полностью не сформирован. Неукомплектованными остались следующие должности областного аппарата прокуратуры Новгородской области: заместитель прокурора области по общим вопросам, начальник отдела кадров, начальник отдела по надзору за местами заключения, прокурор уголовно-судебного отдела, прокурор отдела по спецделам, прокурор отдела общего надзора, прокурор гражданско-судебного отдела [3].
По районам Новгородской области был утвержден следующий штат: районных прокуроров — 27, городских прокуроров — 2, помощников районных прокуроров — 16, народных следователей — 36. Здесь также наблюдалась неукомплектованность кадрами -не хватало двух городских прокуроров (в г. Новгород и г. Боровичи), 12 помощников районных прокуроров, 15 народных следователей (причем в семи районах совершенно не было народных следователей) [4].
Работа следователей районных и городских прокуратур была более организованной и строилась в соответствии с приказом Генерального прокурора СССР №131 от 28 июля 1949 года «О введении участковой системы работы следователей» [5].
В исследуемый период для организации работы следователей прокуратуры характерно было четкое распределение участков, которые обычно соответствовали территориальным отделениям милиции. Преимущество такой организации работы заключалось в том, что она облегчала установление деловых контактов между следователями прокуратуры и оперативным составом отделений милиции, давала возможность следователям изучить специфику и особенности определенной террито-
рии и расположенных на ней предприятий и организаций. Последнее обстоятельство имело немаловажную роль в организации следователями профилактической работы на этих участках, в выявлении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
В условиях дефицита кадрового состава большую актуальность представляли вопросы изучения и правильной расстановки кадров. Поначалу данную работу приходилось осуществлять лично областному прокурору и начальникам оперативных отделов в связи с тем, что, как уже отмечалось, в штате прокуратуры Новгородской области отсутствовал начальник отдела кадров.
Первыми работниками прокуратуры Новгородской области были в основном фронтовики, окончившие юридическую школу, которая давала фундаментальное, классическое образование [6].
Прокурором Новгородской области неоднократно обращалось внимание прокуратуры РСФСР на то, что укомплектование штата квалифицированными специалистами без получения кадров из других областей не представлялось возможным.
Как следует из отчетов прокуратуры Новгородской области, уже в августе 1944 г. при личных переговорах прокурора Новгородской области с заместителем Прокурора РСФСР последний обещал направить для работы в Новгородскую область трех работников в аппарат областной прокуратуры и трех районных прокуроров. Однако из обещанного количества был направлен лишь один человек, кончивший юридические курсы, но не имевший никакого опыта прокурорской работы, к тому же инвалид с ограниченными возможностями передвижения [7]. В последующем прокуратура РСФСР не отказывалась от практики направления в прокуратуру Новгородской области специалистов из других регионов.
Как показывала практика, приезжавшие из других областей специалисты не всегда приживались на новом месте. Об этом свидетельствуют, например, результаты проверки кадровой работы прокуратуры
Новгородской области прокуратурой РСФСР, произведенной в 1950 г. Так, проверявшие отмечали, что с 1946 по 1948 гг. включительно в распоряжение прокурора области было направлено 37 молодых специалиста, причем из них 21 человек был уволен (57%) [8].
Выводы о выявленном факте были достаточно резкими. По мнению заместителя начальника отдела кадров прокуратуры РСФСР П.Солонина, осуществлявшего проверку, «это свидетельствует о том, что прокуратура области не принимала достаточных мер к тому, что бы закрепить у себя в области молодых специалистов, создать им соответствующие условия в работе, выращивать из них квалифицированные про-курорско-следственные кадры» [9].
Сложившуюся ситуацию могло изменить в лучшую сторону лишь обучение уже имеющихся кадров. В 1944 г. обстановка была удручающая, из 12 оперативных работников областного аппарата 7 имели высшее юридическое образование, 2 — незаконченное высшее юридическое образование и 3 окончили юридические курсы. Из 27 районных прокуроров 5 были с высшим юридическим образованием, 12 имели среднее юридическое образование, 5 окончили юридические курсы и 5 специального юридического образования не имели вообще [10].
Со временем сложившаяся ситуация с профессиональным образованием кадров менялась в лучшую сторону, но явно не теми темпами, которыми бы хотелось. Так, если брать статистику профессиональной подготовки работников прокуратуры Новгородской области за 1950 г., то мы видим, что с высшим образованием в прокуратуре Новгородской области было 19 человек (18,7%), из них 7 работников областного аппарата и один районный прокурор. С незаконченным высшим юридическим образованием — 1 человек. Среднее юридическое образование имели 40 человек (39,2%), из которых 3 были работниками областного аппарата и 8 — городскими или районными прокурорами. Со средним не юридическим образованием — 18 человек (17,6%), при этом трое из них являлись работниками областного аппарата и 7 — районными прокурорами. Незаконченное среднее образование имели 14 человек (13,7%), из которых 2 человека были работниками областного аппарата и 7 — районными прокурорами. С низшим образованием — 4 человека (3,9%). К указанным цифрам стоит прибавить 5 человек, которые работали в прокуратуре по окончании годичных курсов по подготовке прокуроров городов и районов [11].
Как мы видим, к 1950 г. в органах прокуратуры области по-прежнему работало значительное количество лиц, не имеющих юридического образования и к тому же не обучающихся в заочных юридических учреждениях.
Общее количество таких работников составляло 22 человека, из которых 10 являлись прокурорами районов, 5 — работниками областного аппарата, 4 — помощниками прокурора и 3 — народными следователями [12].
И все же в деле заочного обучения был положительный момент: большая часть заочников выполняли учебные планы успешно, в сроки оканчивали учебные заведения и переходили с курса на курс.
Как справедливо отмечал С.С.Бобровский, в послевоенное время учебные планы и программы юридических институтов и юридических факультетов университетов очень мало уделяли внимание прокуратуре как государственно-правовому институту, не давали цельного и всестороннего освещения деятельности органов советской прокуратуры. В вузах тогда не преподавались студентам целенаправленно знания о прокурорском надзоре, о месте и роли прокуратуры в системе советских органов государственной власти и управления, о ее задачах и функциях, о многогранных формах и методах работы органов прокуратуры и т.п. Теорию и практику прокурорского надзора студенты изучали раздробленными частями — по курсам в рамках нескольких учебных дисциплин [13].
Указанное обстоятельство не позволяло должным образом обеспечить усвоение студентами цельного и правильного понимания государственного назначения органов советской прокуратуры, их роли, задач, функций, а также форм и методов деятельности. В конечном итоге это могло привести лишь к тому, что окончившие институт и высшую юридическую школу специалисты все равно оказывались очень слабо подготовленными для прокурорско-следственной работы.
Исходя из приведенной информации, можно выделить ряд трудностей, с которыми столкнулась прокуратура Новгородской области в процессе формирования кадрового состава на первоначальном этапе существования. Отсутствие специализированного образования в стране было основной причиной их возникновения. Однако, несмотря на данные обстоятельства, прокуратура Новгородской области выполняла возложенные на нее функции в полном объеме.
1. Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф.Р-3997. Оп.1 Д.1 Л.2.
2. Там же. Л.34.
3. Там же. Л.2.
4. Там же.
5. Организация работы районной (городской) прокуратуры / Под ред. М.П.Малярова М., 1974. С.12.
6. Согрина З.А. На страже закона. В.Новгород, 2003. С.5.
7. ГАНО. Р-3997. Оп.1. Д.1. Л.2.
8. Там же. Оп.1. Д.97. Л.4.
9. Там же.
10. Там же. Д.1. Л.2.
11. Там же. Д.97. Л.2.
12. Там же.
13. Бобровский С.С. Проблемы в развитии и деятельности органов советской прокуратуры в первые послевоенные годы (1945-1955) // История государства и права. 2002. №6. С.16.
Bibliography (Transliterated)
1. Gosudarstvennyj arxiv Novgorodskoj oblasti (GANO). F.R-3997. Op.1 D.1 L.2.
2. Tam zhe. L.34.
3. Tam zhe. L.2.
4. Tam zhe.
5. Organizaciya raboty rajonnoj (gorodskoj) prokuratury / Pod red. M.P.Malyarova M., 1974. S. 12.
6. Sogrina Z.A. Na strazhe zakona. V.Novgorod, 2003. S.5.
7. GANO. R-3997. Op.1. D.1. L.2.
8. Tam zhe. Op.1. D.97. L.4.
9. Tam zhe.
10. Tam zhe. D.1. L.2.
11. Tam zhe. D.97. L.2.
12. Tam zhe.
13. Bobrovskij S.S. Problemy v razvitii i deyatel'nosti organov sovetskoj prokuratury v pervye poslevoennye gody (19451955) // Istoriya gosudarstva i prava. 2002. №6. S.16.